А.П.Чехов Пьеса «Вишневый сад. Пьеса "Вишневый сад" презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему Презентация по литературе герои пьесы вишневый сад

Слайд 2

"Вишневый сад"

  • Слайд 3

    Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад»

    Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

    Слайд 4

    План урока

    • История создания.
    • Сюжет и конфликт
    • Образная система. Главные герои.
    • Второстепенные и внесценические герои.
    • Особенности подтекста в «Вишневом саде».
    • Жанровое своеобразие.
    • Заключение.
  • Слайд 5

    История создания

    Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.

    Слайд 6

    К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по дешевой цене.

    Слайд 7

    Отчий дом А.П.Чехова

  • Слайд 8

    Премьера «Вишневого сада»

    Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене МХТ и совпала с 25-летием литературной деятельности А.П.Чехова.

    Слайд 9

    Сюжет и конфликт

    Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем.

    Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Разногласия героев (прежде всего Раневской и Гаева с Лопахиным) по поводу сада не находят здесь открытого выражения.

    Слайд 10

    Образная система. Главные герои

    Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.

    Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

    Слайд 11

    Купец Лопахин

    Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

    Слайд 12

    Петя Трофимов

    Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.

    Слайд 13

    Второстепенные и внесценические герои. Шарлотта

    Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких-либо решительных действий не могут не раздражать.

    Слайд 14

    Второстепенные и внесценические герои

    Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному.

    Слайд 15

    Раневская

    Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст, а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.

    Слайд 16

    Особенности подтекста

    Подтекст – скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесного знания с контекстом и речевой ситуацией. Прямые значения слов в этом случае перестают формировать и определять внутреннее значение речи. Главным становится «эмоциональный» смысл.

    Действие в «Вишневом саде» развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают диалоги (точнее недоговоренные монологи), авторские ремарки (которые иногда противоречат сказанному на сцене), музыкальный фон (герои играют на гитаре, напевают), символы (вишневый сад, звук лопнувшей струны, стук топора). Эту особенность чеховской пьесы деятели МХТ назвали «подводным течением», а литературоведы – подтектом.

    Слайд 17

    Жанровое своеобразие

    А.П.Чехов считал «Вишневый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение. Гаев беспокоится о судьбе вишневого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа. Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои галоши и падает с лестницы. Тем не менее общее настроение пьесы скорее грустно-поэтическое, чем веселое: её герои живут в атмосфере тотального неблагополучия. Таким образом, «Вишневый сад» по своим жанровым характеристикам приближается к лирической комедии или трагедии.

    Слайд 18

    Заключение

    Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам («бессобытийный» сюжет, отсутствие персонифицированного конфликта, подтекст, жанровое своеобразие) она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь

    Посмотреть все слайды

    О чём же комедия «Вишневый сад»? Пьеса «Вишневый сад» о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми…

    Старые хозяева вишнёвого сада Раневская Гаев М. Горький: это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая».

    Настоящее время в пьесе Лопахин А.П. Чехов: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов". Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… НО?

    Домашнее задание: 1.Чтение до конца, вопросы: -Как изменились отношения героев к концу пьесы? -Каким настроением объяты герои перед отъездом? (Сравнить с встречей в начале пьесы) -Почему все забыли про Фирса? Как это характеризует героев? 2. Характеристика героев: 1в. Петя Трофимов, 2в. Аня. 3.Индивидуальное сообщение: Смысл названия пьесы «Вишневый сад».

    Будущее в пьесе Петя Трофимов Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья! Вся Россия наш сад. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом. Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

    Будущее в пьесе Аня: Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… (…) Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час… Начинается новая жизнь, мама! Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)

    Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву. Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно…

    Образ вишнёвого сада Символ красоты Символ Родины Прошлое Настоящее Будущее Имение Дачи Покупка/ продажа

    Смысл названия Вишневый сад Вишнёвый сад «Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишн ё вый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого. К. С. Станиславский в книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .

    Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года - Московский Художественный театр. С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ). С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоящее время их официальные наименования: Московский Художественный академический театр имени М. Горького (МХАТ имени М. Горького). Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).

    Герои и события пьесы «Вишневый сад» (анализ 1-3 действия)

    История создания пьесы Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Март 1903 г. – начало работы над комедией. Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой. 17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра

    Жанровое своеобразие пьесы « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс.» А. П. Чехов К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.

    Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII-XXI вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») - жанр, характеризу-ющийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исхо-ду. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наибо-лее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обре-тающей значение художественного символа.

    Жанровое своеобразие пьесы М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю». К.Станиславский: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь». М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».

    Конфликт пьесы Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Ярко выраженного конфликта нет. В центре действия – вопрос о продаже вишневого сада. ?

    Действующие лица. Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

    Проверка домашнего задания: План: 1.Прошлое героя 2.Характер, привычки, поступки. 3.Какое место в жизни героя занимает сад? Его продажа? 4. Какой выход из ситуации с разорением видит герой? Что он предлагает?

    1 слайд

    2 слайд

    Синтез традиций в творчестве А.П.Чехова Пушкин Лермонтов Гоголь Тургенев Толстой Достоевский Островский Салтыков-Щедрин А.П.Чехов

    3 слайд

    Творчеству каких писателей присущи следующие черты? Использование фантастики в реалистическом контексте; лаконизм, тщательный отбор художественных деталей; напряженный психологизм; стремление изобразить «героя своего времени»; лиризм и поэтичность в описаниях природы; стремление к осмыслению общечеловеческих, философских проблем; сатирический подход к изображению действительности; отказ от однозначного деления героев на положительных и отрицательных; интерес к «диалектике души»; критическая направленность; интерес к проблеме добра и зла и сложным отношениям между людьми; стремление понять и изобразить народ и Россию.

    4 слайд

    Этапы развития драматургии в мировой литературе: Театр античности Театр Шекспира Театр Чехова

    5 слайд

    Пьеса «Вишневый сад» написана в 1903 году и завершила творческую карьеру А.П.Чехова. Время написания вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших Россию в начале XX века. Драма – один из трех родов художественной литературы (эпос, лирика, драма). Драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц и предназначенное для постановки в театре. Трагедии, комедии, водевили, пьесы, фарсы –жанры драматических произведений.

    6 слайд

    Прошлое время в пьесе Раневская Любовь Андреевна Гаев, брат Раневской Представители прошлого – это люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Раневская Л.А., Гаев – последние представители вырождающегося дворянства. А.М.Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат – это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».

    7 слайд

    Раневская Любовь Андреевна – богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Отличительные черты героини: безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить в ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

    8 слайд

    Гаев, брат Раневской безвольный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!»

    9 слайд

    Настоящее время в пьесе Ермолай Лопахин - купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации. Отличительные черты героя: огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы. Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются. Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!» Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ, нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»

    10 слайд

    Будущее время в пьесе Петя Трофимов – бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой. Отличительные черты героя: Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Петя остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. в мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства. Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

    11 слайд

    Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может. А.П.Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.




    Идейное содержание «Вишневого сада» Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции


    Анализ 1 действия Что происходит в первом действии? Передайте его содержание Что происходит в первом действии? Передайте его содержание Каково ваше впечатление о Раневской и Гаеве? Каково ваше впечатление о Раневской и Гаеве? Зачем в сюжете появились брат и сестра? Зачем в сюжете появились брат и сестра? Чем начинается и заканчивается пьеса? Чем начинается и заканчивается пьеса?


    Кульминацией внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как- нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.




    Почти все персонажи в 1 действии пребывают в пограничном состоянии сна и яви Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, чем настоящее. Их мир – мир призрачных грез, чуждый действительности Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, чем настоящее. Их мир – мир призрачных грез, чуждый действительности Настоящее время требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны Настоящее время требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны Бегство от настоящего в будущее не менее чревато страшными последствиями. По пути в будущее они растеряли свои человеческие качества и не способны ни на какие душевные затраты и чувства Бегство от настоящего в будущее не менее чревато страшными последствиями. По пути в будущее они растеряли свои человеческие качества и не способны ни на какие душевные затраты и чувства


    Мы видим последних владельцев вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская и ее брат Гаев Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего.


    Вишневый сад своеобразно дорог Лопахину – как великолепное место для вложения капиталов и бешеной энергии приобретателя Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов промышленного крестьянства Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов промышленного крестьянства Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы выделяют его на фоне упаднических настроений героев-дворян Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы выделяют его на фоне упаднических настроений героев-дворян «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается не его пути, так и ты нужен» - говорит о нем Петя Трофимов «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается не его пути, так и ты нужен» - говорит о нем Петя Трофимов


    Петя Трофимов и Аня любят сад не как дворянское гнездо, а как один из прекрасных уголков России, прекрасной страны великого будущего Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь Петя Трофимов - бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь Аня – дочь Раневской, решает начать жить собственным трудом Аня – дочь Раневской, решает начать жить собственным трудом «Вся Россия наш сад» - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний. «Вся Россия наш сад» - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний.


    Чехов назвал свою пьесу комедией. Но столь же правильно назвать «Вишневый сад» социально-психологической пьесой. Она держится на настроении, окрашена лиризмом. Лиризм не только в монологах и репликах героев, он создается в пьесе при помощи отдельных восклицаний, повторения слов, пауз, недомолвок. Лиризм не только в монологах и репликах героев, он создается в пьесе при помощи отдельных восклицаний, повторения слов, пауз, недомолвок. Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца). Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца). Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора. Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора. Характеры героев отличаются глубиной и сложностью. Смысловой подтекст определяет «подводное течение» пьесы. Характеры героев отличаются глубиной и сложностью. Смысловой подтекст определяет «подводное течение» пьесы.


    История создания пьесы

    Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».

    Март 1903 г. – начало работы над комедией.

    Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой.


    Жанровое своеобразие пьесы

    « Вышла у меня не драма , а комедия , местами даже фарс А. П. Чехов

    К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию .

    Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.


    Жанровое своеобразие пьесы

    М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю».

    К.Станиславский : «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».

    М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».


    Смысл названия

    Вишневый сад

    Вишнёвый сад

    Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишн ё вый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «В и шневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишн ё вый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.

    К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .


    Афиша пьесы

    Раневская Любовь Андреевна, помещица.

    Аня, ее дочь, 17 лет.

    Варя, ее приемная дочь, 24 года.

    Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

    Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

    Трофимов Петр Сергеевич, студент.

    Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

    Шарлотта Ивановна, гувернантка.

    Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

    Дуняша, горничная.

    Фирс, лакей, старик 87 лет.

    Яша, молодой лакей.

    Прохожий.

    Начальник станции.

    Почтовый чиновник.

    Гости, прислуга.


    Конфликт пьесы

    Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.

    Ярко выраженного конфликта нет.

    В центре действия – вопрос о продаже

    вишневого сада.


    Старые хозяева вишнёвого сада

    Раневская

    М. Горький: это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая».


    Настоящее время в пьесе

    А.П. Чехов: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов".

    Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен.

    У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…


    Будущее в пьесе

    • Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!
    • Вся Россия наш сад.
    • Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом.
    • Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

    Петя Трофимов


    Будущее в пьесе

    • Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… (…) Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час…
    • Начинается новая жизнь, мама!

    Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

    Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)


    Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно…

    Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.


    Образ вишнёвого сада

    Настоящее

    Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII-XXI вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

    Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») - жанр, характеризу-ющийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

    Различают комедию положений (источник смешного – события и обстоятель-ства) и комедию характеров (источник смешного – внутренняя суть характе-ров, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).

    Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

    Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исхо-ду. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наибо-лее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обре-тающей значение художественного символа.


    Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

    Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.

    С 1901 года - Московский Художественный театр.

    С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ).

    С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького.

    В 1987 году разделился на два одноимённых театра.

    В настоящее время их

    официальные наименования:

    Московский Художественный

    академический театр имени

    М. Горького (МХАТ имени М. Горького).

    Московский Художественный

    академический театр имени

    А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).

  • 2024 psy-logo.ru. Образование это просто.