Блаженный иоанн московский, большой колпак, христа ради юродивый. Блаженный иоанн, христа ради юродивый, московский чудотворец Полное житие блаженного Иоанна Московского


Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, родился в вологодских пределах в в конце XV - в первой половине ХVI века. В молодости он трудился на солеварнях, где был «водоносцем». С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву.

Позже он перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Носил вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн – Большой колпак». Также он носил на пальцах тесные железные кольца. Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу, на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки.

Около 1580 г. посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского (1616 г.; память 13/26 января) и предсказал ему нашествие поляков и их поражение: «Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных... Но их Святая Троица Своею силою прогонит».

В Москве он жил на улице, без крыши, полуодетый зимой и летом. Носил длинные волосы. Посты его были суровы и молитва непрестанна. Он был в дружбе с разными подвижниками. Его поведение было вызовом мирскому самодовольству, поступки и порой загадочные слова намекали на скрытую повседневную жизнь. Блаженный Иоанн часто обращался с откровенным или обличительным словом к сильным мира сего, его знали даже и цари, терпя от него то, что не вынесли бы от другого. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет».
В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов».

Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: «Железные ворота, железные ворота!» Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был.
Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой.

Перед самой смертью († 1589) у блаженного открылся дар исцелений. Так, однажды на пути из храма исцелил не владевшего ногой человека: блаженный как бы нечаянно наступил на ногу, и она стала здорова.
Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Затем он лег на лавку, просил у всех прощение и завещал отнести свое тело к гробу бла¬женного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года. Во время его погребения исцелился человек, двадцать лет страдавший глазной болезнью.

О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанно¬вича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Гос¬подь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослу¬жения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находив¬шимся далеко от Москвы, и они выздоравливали.

Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня 1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Бого¬ро¬дицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины.

Тропарь
Иже Христа ради, волею оставив свое отечество - град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя. Мария Пронина Автор-составитель 01.08.2011

Блаженный Иоанн родился в конце XV века в Вологодском крае. В юности он оставил родительский дом и стал безмездно работать «водоносцем» на солеварнях. С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Затем он перешел в Ростов, где и принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради: он ходил полунагой, носил на себе вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн - Большой колпак». Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки. В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским (+1616; память 13/26 января).
Из Ростова блаженный Иоанн переселился в Москву, где продолжил подвиг юрод-ства. Зимой и летом он ходил в рубище, претерпевая в непогоду холод и сырость. Блаженный Иоанн получил от Бога дары прозорливости и чудотворений. Так, он предсказал большие беды России, Смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов». Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот не занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Однажды святой встретил хромого человека по имени Григорий. Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой.
Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, ибо ему был открыт день кончины, он снял вериги и трижды облился водой. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году.
На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архи-ереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна.
Служба блаженному Иоанну была составлена вскоре после его кончины, при царе Феодоре Иоанновиче (+1598 г.). Житие составлено, согласно некоторым источникам, монахом Иосифом (в миру священник Иоанн Наседка, сотрудник преподобного Дионисия Радонежского (+1633; память 12/25 мая) по исправлению богослужебных книг) в 1647 году. Нетленные мощи угодника Божия были открыты 13 июня 1672 года. 17 января 1916 года придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе, где под спудом почивали святые мощи, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Память этого святого празднуется 25 (12) июня и 16 (3) июля.

Тропарь, глас 8:

Иже Христа ради, волею оставив свое отечество - град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.

(www.saints.ru; иллюстрации - rusk.ru; dic.academic.ru)

Блаженный Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый (+ 1589)

ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ 3/16 ИЮЛЯ;
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ 12/25 ИЮНЯ;
СОБОР ВОЛОГОДСКИХ СВЯТЫХ;
СОБОР РОСТОВО-ЯРОСЛАВСКИХ СВЯТЫХ;
СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ


Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, родился в первой половине XVI века в Вологодской земле. В молодости он трудился на солеварнях и делал это даром.

Юродствовать начал, переселившись в Ростов. Там он впервые предсказал о грустных событиях смутного времени. Затем Иоанн жил в Москве, на улице, без крыши, полуодетый зимой и летом. Он имел длинные волосы до плеч и тяжелые вериги (цепи) с медными крестами, на пальцах - медные кольца, а на голове железный колпак, за который и получил свое прозвище. Посты его были суровы и молитва непрестанна. Он был в дружбе с разными подвижниками, как, например, с преподобным Иринархом Ростовским, которому он указал его духовный путь и предсказал нашествие поляков и их поражение; с преподобным Ферапонтом Монзенским, который до поступления своего в монастырь подвизался некоторое время в Москве. Часто блаженный Иоанн бывал у царя Бориса Годунова и всегда говорил ему горькие истины. А Годунов всегда выслушивал его молча.

Однажды блаженный Иоанн пришел в Калугу. В течение целого дня он бегал по улицам и кричал: «Железные ворота, железные ворота!». Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли все свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорен не был.

Перед самой смертью у блаженного открылся дар исцелений.

Так, однажды на пути из храма он исцелил не владевшего ногой человека: блаженный как бы нечаянно наступил на ногу, и она стала здорова.

Блаженный Иоанн предсказал свою кончину, испросив у настоятеля Покровского собора место для своего погребения. Незадолго до смерти он снял с себя вериги.

Скончался блаженный Иоанн в Москве 3 июля 1589 года и был погребен в Покровском соборе на Красной площади, называемом храмом Василия Блаженного. В 1876 году Рождество-Богородицкий придел этого собора был переименован в честь его и святителя Филиппа, память которого празднуется также 3 июля.

Во время его погребения исцелился человек, двадцать лет страдавший глазной болезнью. Нетленные мощи блаженного Иоанна были обретены в 1672 году.

Блаженный Иоанн Московский был канонизирован в Синодальный период.


Святый блаженный Иоанне, моли Бога о нас!


Тропарь, глас 8:

Иже Христа ради волею оставив твое Отечество, град Вологду, / и вся красная мира сего возненавидев, / желанием духовным вселился еси во град Ростов, / яко в пустыни скитаяся в нем, / гладом и жаждею и безмерною тяготою плоть твою изнуряя / и работая Господеви день и нощь, / в посте и молитве пребывая в притворе церковнем, / власы же главы твоея пеплом и смолою удручая, / и, ревнуя Василию Блаженному, / пришел еси в царствующий град Москву / и, в целомудрии и терпении течение добре скончав, / преселился еси к вечным обителем, чудес лучи испущая, / преблаженне Иоанне, отче наш, / / моли Христа Бога спастися душам нашим.


Ин тропарь, глас 1:

Житие твое воздержанием и терпением, / благоюроде Иоанне, украсил еси, / и частыми молитвами и всенощным стоянием / душу твою просветил еси, / и обяза тело твое и власы, и кресты с веригами тяжкими, / многа лета труждаяся до исхода души твоея, / и прииде на твое преставление из Ростова града / в царствующий град Москву, / к Пресвятей Троице и Пречистей Божией Матери, / и ту погребоша тя святителие, / и ныне у гроба твоего точиши исцеления приходящим ти с верою. / Моли Бога прилежно с праведным Василием о православных людех. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / / слава Действующему тобою всем исцеления.


Ии тропарь, глас 1:

Любве ради Христовы / возненавидев мира сего вся прелестныя красоты, / в мире живый, подвизася добре, яко Ангел на земли, / вечныя ради жизни, / и, от земных достоинств таковых душу воскресив духом, / плоть же поработив и повинув во всем духу, Христови распяся / и к Божественней высоте пресветло взятся благодатию, / прииде в Небесный чертог, / идеже ныне, Пресвятей Троице со Ангелы предстоя, / во свете неизреченныя радости веселишися, преблаженне Иоанне, / тем благодарственно вопием ти: / слава Избравшему тя в Руси, блаженна, устава изрядна, / слава Укрепльшему тя в народе, / / слава молитвами твоими и нас Спасающему.


Кондак, глас 8:

Святое и пренепорочное понесл еси самовольное мучение, / яко вено пречестное, принесл еси тело твое к Пресвятей Троице и Пречистей Богородице / и ту сотворил еси честное твое преставление. / Терпением твоим и смирением Ангельския лики удивил еси / и диаволя мучителя посрамил еси, / от человек отгоняеши духи темныя, / Различная исцеления подавая. / Радуйся, благоюроде Иоанне, с блаженным Василием, / и печаль нашу на радость преложи, / молися прилежно стране Российстей от междоусобныя брани и от безбожных язык избавитися. / Радуйся, земли Российския удобрение / / и града нашего Москвы великое утверждение.


Ин кондак, глас 8:

Иже Христа ради наложивый на ся мудростию юродство, / образом буйство зрим от человек, / умныма же крылома горе возлетая, / все тело твое веригами обязая, / яко злато многоценное соблюдеся в народе, / очистив ум от страстей, / веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития, / обрете светлость жизни вечныя, / молим тя, блаженне Иоанне, / молися прилежно Христу Богу нашему / сохранитися нам от всякаго навета / и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти: / радуйся, многострадальне, / яко да молитвами твоими направляеми, / предстоящи присно с тобою в Троице славимому Богу, / / поем Ему: Аллилуия.

Здравствуйте!Прошу прощения за долгое молчание. Итак, что такое водосвятие и для чего оно нужно?У каждого из нас в жизни есть такие моменты, когда нам просто...

Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители "Неусыпающих" первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, Патриарха Константинопольского (458). Прпп. Анатолия (XII) и другого Анатолия затворника (XIII), Печерских. Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Блгвв. кн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Прп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544-1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640) : Мученики Мокий (Мокиан) и Марк , Преподобный Александр Константинопольский , Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский , Преподобные Анатолий Печерский и другой Анатолий Печерский , Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский , Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья , Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские , Преподобный Никодим Кожеезерский

Краткое житие блаженного Иоанна Московского

Ро-дил-ся в пер-вой по-ло-вине XVI ве-ка в Во-ло-год-ской зем-ле и в мо-ло-до-сти тру-дил-ся на соле-вар-нях. Юрод-ство-вать на-чал, пе-ре-се-лив-шись в Ро-стов. Но-сил тя-же-лые вери-ги и на го-ло-ве же-лез-ный кол-пак, за ко-то-рый и по-лу-чил свое про-зви-ще. Око-ло 1580 г. по-се-тил бла-жен-но-го Ири-нар-ха, за-твор-ни-ка Ро-стов-ско-го (1616 г.; па-мять 13/26 ян-ва-ря) и пред-ска-зал ему на-ше-ствие по-ля-ков и их по-ра-же-ние.

По-след-ние го-ды жиз-ни про-вел в Москве, где да-же в са-мые же-сто-кие мо-ро-зы хо-дил по-чти об-на-жен-ным, не сни-мая с се-бя же-лез-ных ве-риг. Он без-бо-яз-нен-но го-во-рил прав-ду вся-ко-му, ча-сто об-ра-ща-ясь с об-ли-чи-тель-ным сло-вом к силь-ным ми-ра се-го, не ща-дя и ца-рей. Пе-ред са-мой смер-тью у бла-жен-но-го от-крыл-ся дар ис-це-ле-ний.

Так, од-на-жды на пу-ти из хра-ма ис-це-лил не вла-дев-ше-го но-гой че-ло-ве-ка: бла-жен-ный как бы неча-ян-но на-сту-пил на но-гу, и она ста-ла здо-ро-ва.

Пред-ска-зал свою кон-чи-ну, ис-про-сив у на-сто-я-те-ля По-кров-ско-го со-бо-ра ме-сто для сво-е-го по-гре-бе-ния. Скон-чал-ся 3 июля 1589 г. и был по-гре-бен в По-кров-ском со-бо-ре на Крас-ной пло-ща-ди. Во вре-мя его по-гре-бе-ния ис-це-лил-ся че-ло-век, два-дцать лет стра-дав-ший глаз-ной бо-лез-нью. Нетлен-ные мо-щи бла-жен-но-го Иоан-на об-ре-те-ны в 1672 г.

Полное житие блаженного Иоанна Московского

Бла-жен-ный Иоанн ро-дил-ся в кон-це XV - в пер-вой по-ло-вине ХVI ве-ка. Он из-ве-стен по-дви-га-ми бла-го-че-стия в эпо-ху, пред-ше-ство-вав-шую вре-ме-ни смут-но-му и опас-но-му для Рус-ской зем-ли. Бла-жен-ный был уро-жен-цем Во-ло-год-ской зем-ли. В мо-ло-до-сти он тру-дил-ся на соле-ва-рен-ных за-во-дах, за что его впо-след-ствии на-зы-ва-ли «Во-до-нос-цем». От-сю-да он ушел в Ро-стов, где на-чал ред-кий по-двиг юрод-ства. На го-ло-ве он стал но-сить же-лез-ный кол-пак, из-за че-го его про-зва-ли «Боль-шим кол-па-ком». Так-же он но-сил на паль-цах тес-ные же-лез-ные коль-ца, а на те-ле - тя-же-лые вери-ги из кре-стов. Пи-тал-ся свя-той по-движ-ник хле-бом и во-дой один раз в день. Ча-сто бы-ва-ло так, что бла-жен-ный Иоанн вы-хо-дил на ули-цу, на на-род, по-ла-гал на зем-лю кол-пак и, стоя на нем, по-дол-гу смот-рел на солн-це и мо-лил-ся. Про-хо-жие сме-я-лись над ним и оскорб-ля-ли его, но свя-той с кро-то-стью и тер-пе-ни-ем пе-ре-но-сил на-смеш-ки.

В Ро-сто-ве он был зна-ком с пре-по-доб-ным Ири-нар-хом, за-твор-ни-ком Ро-стов-ским († 1616; па-мять 13/26 ян-ва-ря). По-се-тив его од-на-жды в Ро-сто-ве (ок. 1580 г.), свя-той Иоанн про-ро-че-ски пред-ска-зал ему на-ше-ствие по-ля-ков: «Даст те-бе Бог по-учать лю-дей от во-сто-ка до за-па-да, на-пол-нять зем-лю уче-ни-ка-ми, от-во-дить лю-дей от пьян-ства. За без-за-кон-ное же пьян-ство и раз-врат Гос-подь Бог на-шлет на Рус-скую зем-лю ино-пле-мен-ных... Но их Свя-тая Тро-и-ца Сво-ею си-лою про-го-нит».

По-след-ние го-ды сво-ей жиз-ни бла-жен-ный Иоанн про-вел в Москве. Хо-дил он с рас-пу-щен-ны-ми во-ло-са-ми, по-чти об-на-жен-ный, да-же и в же-сто-кие мо-ро-зы. Его по-ве-де-ние бы-ло вы-зо-вом мир-ско-му са-мо-до-воль-ству, по-ступ-ки и по-рой за-га-доч-ные сло-ва на-ме-ка-ли на скры-тую по-все-днев-ную жизнь. Бла-жен-ный Иоанн ча-сто об-ра-щал-ся с от-кро-вен-ным или об-ли-чи-тель-ным сло-вом к силь-ным ми-ра се-го, его зна-ли да-же и ца-ри, тер-пя от него то, что не вы-нес-ли бы от дру-го-го. Так, ца-рю Бо-ри-су Го-ду-но-ву ча-сто он го-во-рил сло-ва: «Ум-ная го-ло-ва, раз-би-рай Бо-жьи де-ла. Бог дол-го ждет, да боль-но бьет».

Св. Иоанн сам пред-ска-зал свою кон-чи-ну, ис-про-сив у про-то-и-е-рея Ди-мит-рия, на-сто-яте-ля хра-ма По-кро-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы на Рву, впо-след-ствии на-зван-но-го со-бо-ром Ва-си-лия Бла-жен-но-го, ме-сто сво-е-го упо-ко-е-ния.

В на-род-ной па-мя-ти оста-лись со-бы-тия, пред-ше-ство-вав-шие кон-чине свя-то-го. По пу-ти из хра-ма бла-жен-ный ис-це-лил че-ло-ве-ка, не вла-дев-ше-го но-гой: как бы неча-ян-но свя-той на-сту-пил на нее, и но-га ста-ла здо-ро-ва. За-тем он по-шел в ба-ню и там, впер-вые сняв вери-ги, три-жды об-лил-ся во-дой, го-то-вясь к по-гре-бе-нию. Свя-той за-по-ве-дал со-вер-шить по-гре-бе-ние не ра-нее тре-тье-го дня. За-тем он лег на лав-ку, про-сил у всех про-ще-ния и за-ве-щал от-не-сти свое те-ло к гро-бу бла-жен-но-го Ва-си-лия в По-кров-ский храм. С эти-ми сло-ва-ми бла-жен-ный Иоанн мир-но пре-ста-вил-ся к Бо-гу 3 июля 1589 (1590) го-да.

О по-дви-гах его зна-ли мно-гие совре-мен-ни-ки. По ука-зу ца-ря Фе-о-до-ра Иоан-но-ви-ча бы-ло со-вер-ше-но тор-же-ствен-ное по-гре-бе-ние бла-жен-но-го Иоан-на. Од-на-ко са-мо по-гре-бе-ние со-вер-ша-лось не в ука-зан-ный бла-жен-ным день, а рань-ше. Гос-подь по-пустил в на-ка-за-ние за неис-пол-не-ние за-ве-та Сво-е-го угод-ни-ка во вре-мя бо-го-слу-же-ния слу-чить-ся силь-ной гро-зе с мол-ни-я-ми, так что в По-кров-ском хра-ме опа-ли-лись неко-то-рые ико-ны и да-же по-стра-да-ли несколь-ко кли-ри-ков и ми-рян. Во вре-мя по-гре-бе-ния и позд-нее мно-гие бо-ля-щие по-лу-ча-ли ис-це-ле-ние по мо-лит-вам бла-жен-но-го Иоан-на. Бла-жен-ный Иоанн яв-лял-ся и боль-ным, на-хо-див-шим-ся да-ле-ко от Моск-вы, и они вы-здо-рав-ли-ва-ли.

Вско-ре по-сле бла-жен-ной кон-чи-ны свя-то-го Иоан-на, Мос-ков-ско-го чу-до-твор-ца, бы-ли со-став-ле-ны жи-тие и служ-ба. Мо-щи свя-то-го бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми 12 июня 1672 го-да и по-гре-бе-ны под спу-дом в при-де-ле Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в По-кров-ском со-бо-ре. А 17 ян-ва-ря 1916 го-да этот при-дел был пе-ре-име-но-ван во имя бла-жен-но-го Иоан-на, Хри-ста ра-ди юро-ди-во-го, Мос-ков-ско-го чу-до-твор-ца. Па-мять свя-то-го со-вер-ша-ет-ся в день его бла-жен-ной кон-чи-ны - 3/16 июля и в день об-ре-те-ния его нетлен-ных мо-щей - 12/25 июня.

Молитвы

Тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

И́же Христа́ ра́ди во́лею оста́вив свое́ оте́чество, град Во́логду/ и вся кра́сная ми́ра сего́ возненави́дев,/ жела́нием духо́вным всели́лся еси́ во град Росто́в/ и, я́ко в пусты́ни скита́яся в нем,/ гла́дом, и жа́ждею и безме́рною тягото́ю плоть твою́ изнуря́я,/ и рабо́тая Го́сподеви день и нощь,/ в посте́ и моли́тве пребыва́я в притво́ре церко́внем,/ власы́ же главы́ своея́ пе́плом и смоло́ю удруча́я,/ и, ревну́я Васи́лию блаже́нному,/ прише́л еси́ в ца́рствующий град Москву́/ и, в целому́дрии и терпе́нии тече́ние до́бре сконча́в,/ пресели́лся еси́ к ве́чным оби́телем,/ чуде́с лучи́ испуща́я,/ преблаже́нне Иоа́нне, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Ради Христа ты по своей воле оставил отечество - город Вологду и, все блага мира этого возненавидев, стремлением духовным поселился в городе Ростове и, как в пустыне скитался в нем, голодом и жаждой и безмерными тяготами свою изнуряя, и служа Господу день и ночь, в посте и молитве пребывая в церковном притворе, волосы же на голове своей пеплом и смолой покрывая, и, подражая , пришел ты в царствующий город Москву и в и терпении окончив жизненный путь, переселился в вечные обители, испуская лучи чудотворений, преблаженный Иоанн, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Житие́ твое́ воздержа́нием и терпе́нием,/ благоюро́де Иоа́нне, украси́л еси́,/ и ча́стыми моли́твами и всено́щным стоя́нием/ ду́шу твою́ просвети́л еси́,/ и обяза́ те́ло твое́ и власы́, и кресты́ с вери́гами тя́жкими,/ мно́га ле́та тружда́яся до исхо́да души́ твоея́,/ и прии́де на твое́ преставле́ние из Росто́ва гра́да/ в ца́рствующий град Москву́,/ к Пресвяте́й Тро́ице и Пречи́стей Бо́жией Ма́тери,/ и ту погребо́ша тя святи́телие,/ и ны́не у гро́ба твоего́ то́чиши исцеле́ния приходя́щим ти с ве́рою./ Моли́ Бо́га приле́жно с пра́ведным Васи́лием о правосла́вных лю́дех./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Житие твое и терпением, благой Иоанн, украсил ты, и частыми молитвами и всенощным стоянием душу твою просветил, и, отяготив тело твое и волосы крестами с тяжелыми , многие годы трудился до исхода души твоей, и пришел на свое из города Ростова в царствующий город Москву, к Пресвятой Троице и Пречистой Божией Матери, и там тебя похоронили святители, и сейчас, от гроба твоего источаешь исцеления приходящим к тебе с верой. Моли Бога усердно с праведным Василием о православных людях. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления.

Ин тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Любве́ ра́ди Христо́вы/ возненави́дев ми́ра сего́ вся преле́стныя красоты́,/ в ми́ре живы́й, подвиза́ся до́бре, я́ко а́нгел на земли́,/ ве́чныя ра́ди жи́зни,/ и, от земны́х досто́инств таковы́х ду́шу воскреси́в ду́хом,/ плоть же порабо́тив и повину́в во всем ду́ху, Христо́ви распя́ся/ и к Боже́ственней высоте́ пресве́тло взя́тся благода́тию,/ прии́де в Небе́сный черто́г,/ иде́же ны́не, Пресвяте́й Тро́ице со а́нгелы предстоя́,/ во све́те неизрече́нныя ра́дости весели́шися, преблаже́нне Иоа́нне,/ тем благода́рственно вопие́м ти:/ сла́ва Избра́вшему тя в Руси́, блаже́нне, уста́ва изря́дна,/ сла́ва Укре́пльшему тя в наро́де,// сла́ва моли́твами твои́ми и нас спаса́ющему.

Перевод: Любви ради Христовой ты возненавидел все обманчивые блага этого мира, живя в мире ты отлично , как ангел на земле, ради вечной жизни, и, от земных свойств душу воскресив духом, же поработив и повиновав во всем духу, сораспялся Христу и на Божественную высоту преславно был поднят , пришел в Небесный чертог, где сейчас с ангелами предстоя Пресвятой Троице, торжествуешь во свете неизреченной радости, преблаженный Иоанн, потому с благодарностью взываем к тебе: «Слава Избравшему тебя на Руси, блаженный, как особое правило, слава давшему тебе Силу в народе, слава по молитвам твоим и нас Спасающему».

Кондак блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

И́же Христа́ ра́ди наложи́вый на ся му́дростию юро́дство,/ о́бразом бу́йства зрим от челове́к,/ у́мныма же крыло́ма горе́ возлета́я,/ все те́ло свое́ вери́гами обяза́я,/ я́ко зла́то многоце́нное, соблюде́ся в наро́де,/ очи́стив ум от страсте́й,/ весе́лием духо́вным преше́л еси́ мо́ре мяте́жнаго сего́ жития́,/ обре́те све́тлость жи́зни ве́чныя,/ мо́лим тя, блаже́нне Иоа́нне,/ моли́ся приле́жно Христу́ Бо́гу на́шему/ сохрани́тися нам от вся́каго наве́та/ и злых обстоя́ний ви́димых и неви́димых враг, да зове́м ти:/ ра́дуйся, многострада́льне, я́ко да моли́твами твои́ми направля́еми,/ предстоя́ще при́сно с тобо́ю, в Тро́ице сла́вимому Бо́гу,// пое́м Ему́: аллилу́ия.

Перевод: Ради Христа с мудростью возложивший на себя подвиг юродства, во образе безумия видимый людьми, умными (духовными) же крыльями взлетая ввысь, все тело свое веригами связал, как драгоценное золото, сохранился в народе, очистив ум от , с радостью духовной ты перешел море суетной этой жизни и обрел славу жизни вечной, молим тебя, блаженный Иоанн, молись настойчиво Христу Богу нашему о спасении нашем от всяких козней и злых нападений видимых и невидимых врагов, да взываем к тебе: Радуйся, много пострадав, ты всегда предстоишь с нами в Троице прославляемому Богу, Которому мы, направляемые твоими молитвами, воспеваем: «Аллилуия».

Ин кондак иной блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Свято́е и пренепоро́чное поне́сл еси́ самово́льное муче́ние,/ я́ко ве́но пречестно́е, прине́сл еси́ те́ло твое́ к Пресвяте́й Тро́ице и Пречи́стей Богоро́дице/ и ту сотвори́л еси́ честно́е твое́ преставле́ние./ Терпе́нием твои́м и смире́нием а́нгельскии ли́ки удиви́л еси́/ и диа́вола мучи́теля посрами́л еси́,/ от челове́к отгоня́еши ду́хи те́мныя,/ разли́чная исцеле́ния подава́я./ Ра́дуйся, благоюро́де Иоа́нне, с блаже́нным Васи́лием,/ и печа́ль на́шу на ра́дость преложи́,/ моли́ся приле́жно стране́ Росси́йстей от междоусо́бныя бра́ни и от безбо́жных язы́к изба́витися.// Ра́дуйся, земли́ Росси́йския удобре́ние и гра́да на́шего Москвы́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: Ты перенес святое и пренепорочное мучение по своей воле, как драгоценное приданое, принес ты тело свое к Пресвятой Троице и Пречистой Богородице и сотворил там почтенное твое преставление. Терпением твоим и ты удивил ангельское собрание и посрамил мучителя диавола, прогоняя темных духов от людей, подавая различные исцеления. Радуйся, благой юродивый Иоанн, с блаженным Василием, и печаль нашу в радость преврати, молись усердно об избавлении страны Российской от междоусобной войны и от безбожных народов. Радуйся, земли Российской украшение и города нашего Москвы великая сила.

Молитва первая блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

О, преди́вный уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный Иоа́нне, припа́дающе к ра́це цельбоно́сных моще́й твои́х, лобыза́ем честны́й твой о́браз с ве́рою и усе́рдием неле́стным; со изумле́нием и благогове́нием ду́ха прикаса́емся пречу́дным твои́м вери́гам, я́коже иногда́ Па́вловым главотя́жем и убру́сцем, ча́юще от них де́йствием Вы́шняго получи́ти цельбу́ души́ и те́лу. Прославля́ем всемогу́щество Зижди́теля тва́рей, Его́же ты в жи́зни сей доброде́телями твои́ми просла́вил еси́, ублажа́ем равноа́нгельское на земли́ житие́ твое́, е́же ты поще́нием, бде́нием и воздержа́нием преукра́сил еси́. Пропове́дуем тве́рдость ве́ры твоея́ и любве́, я́же к Бо́гу, те́мже, благогове́йно воспомина́юще богоно́сныя по́двиги твоя́, из глубины́ серде́ц на́ших вопие́м ти: предста́тельством твои́м умоли́ Творца́ и Влады́ку всех, да и мы, ве́рою еди́ною одушевля́еми, потщи́мся соблюсти́ едине́ние ду́ха, препоя́савше чре́сла на́ша и́стиною и обо́лкшеся в брань пра́вды. Ты предстои́ши Престо́лу А́гнца, заколе́ннаго от сложе́ния ми́ра; проле́й те́плыя моли́твы твоя́, да то́йже А́гнец упасе́т нас и наста́вит на живо́тныя исто́чники вод и оты́мет вся́ку слезу́ от оче́й на́ших любве́ ра́ди Христо́вы. Ты те́ло твое́ свято́е посто́м и бде́нием и ноше́нием тя́жких вери́г изможди́л еси́; соде́йствуй твои́м хода́тайством, да бу́дем и мы вы́ну освеща́еми сия́нием Незаходи́маго Со́лнца, да бу́дет зако́н Его́ свети́льник нога́м на́шим и свет стезя́м на́шим. Ты, соедини́вся с Бо́гом, непреста́нным Его́ зре́нием наслажда́ешися и в ве́чных кро́вех со А́нгелы бесе́дуеши; посо́бствуй моли́твами твои́ми, да и мы, предста́вивше к житии́ сем телеса́ на́ша же́ртву жи́ву благоприя́тну Бо́гови, сподо́бимся вкуси́ти с тобо́ю Небе́сных немерца́емых благ. Ами́нь.

Молитва вторая блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

О, вели́кий уго́дниче Христо́в Иоа́нне, собра́вшеся днесь во всечестны́й храм сей, усе́рдно припа́даем к тебе́ и, любо́вию ту целу́юще до́блественные по́двиги твоя́ и в них Са́мого прославля́емаго во святы́х Свои́х Подвигополо́жника Христа́ Спаси́теля, дарова́вшаго тебе́ не то́чию, е́же ве́ровати в Него́, но и е́же ре́вностно Ему́ после́довати, похвала́ми ублажа́ем и со слеза́ми мо́лим тя: о имы́й дерзнове́ние ко Христу́ Спа́су, о спасе́нии всех ве́рных хода́тае Иоа́нне! Моли́ с на́ми, по неизрече́нному твоему́ милосе́рдию, от всех умоля́емаго Бо́га о чадоро́дии безча́дных, и о всем оте́честве на́шем, о всех христоимени́тых лю́дей, да ми́лостивно не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́ждная проше́ния и да́рует христиа́нскую кончи́ну животу́ на́шему, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Та́ин прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ пода́ст ми́лость, да Боже́ственною Его́ благода́тию и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, вы́ну прославля́ем ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Влады́ко Человеколю́бче, Царю́ Небе́сный, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дый с Небесе́ и яви́выйся на земли́ и с челове́ки пожи́вый! Ве́лие есть Твое́ и неизрече́нное к ро́ду челове́ческому милосе́рдие, его́же ники́й язы́к изрещи́, ника́я уста́ испове́дати, ниже́ ка́я сердца́ возблагодари́ти по достоя́нию возмо́гут, оба́че наде́ждни су́ще на неизрече́ннаго благоутро́бия Твоего́ ми́лость, ко Твоему́ благосе́рдию, Влады́ко, припа́даем и мо́лим Тя: Го́споди Вседержи́телю, Благотерпели́ве и Многоми́лостиве, пода́ждь нам сла́вити Тя бо́дренным умо́м во вся дни живота́ на́шего. И па́ки вседу́шно со слеза́ми Тя про́сим: о Влады́ко, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся Тебе́, и поми́луй нас, и даждь нам свята́го и пра́веднаго Твоего́ уго́дника Иоа́нна, его́же многоцеле́бныя мо́щи соблю́л еси́, всем се́рдцем сла́вити и на по́мощь на́шу вы́ну того́ призыва́ти, свято́му о́бразу его́ усе́рдно поклоня́тися, и к честне́й его́ ра́це с ве́рою несумне́нною припа́дати, и его́ моли́твами пода́ждь моля́щимся Ти неизрече́нная чудеса́ и исцеле́ния мно́га. Те́мже и тебе́, о преди́вный чуде́с соверши́телю, святы́й уго́дниче, блаже́нне Иоа́нне, все единоду́шно про́сим: моли́ся Христу́ Бо́гу на́шему о чадоро́дии безча́дных, и о всех рабе́х твои́х, и поми́луй всех, приходя́щих к тебе́ с ве́рою, и моля́щихся тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, и покланя́ющихся усе́рдно свято́му твоему́ о́бразу, и призыва́ти тя в ско́рбех и боле́знех на по́мощь. Бу́ди нам помо́щник скор и исцели́тель, да́руй нам неоску́дное здра́вие ко всем по́мощь неосла́бну, бу́ди засту́пник тверд сирота́м и вдови́цам, и всем пода́ждь я́же ко спасе́нию проше́ния, и сохрани́ всех нас, и соблюди́ от всех зол и от всех наве́тов вра́жиих. Ты бо, предста́в Престо́лу Влады́чню, дерзнове́ние и́маши моли́ти неотло́жно о нас, гре́шных и недосто́йных рабе́х твои́х, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко Тому́ подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.