Бог есть любовь и пребывающий в любви. Бог есть любовь (цитаты из «Нового завета»)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста

11 марта 2011 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Св. Блгв. Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, досточтимый Владыка Пантелеимон! Дорогие отцы, братия и сестры!

Радуюсь возможности совершить Божественную службу на первой седмице Великого поста здесь, в Свято-Димитриевском храме, в общине сестер милосердия, в общине, где так много детей – учащихся церковной средней школы, в общине, которая, может быть, совершает в городе Москве больше дел милосердия, чем любой другой московский приход.

Мы завершаем первую седмицу Великого поста и завершаем чтение на этой седмице великой молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». И когда святой Ефрем своими богодухновенными словами призывает нас просить у Бога милости, просить у Бога дара, мы вспоминаем о любви: «дух… любве даруй ми, рабу Твоему».

Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже неспособен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16), и это – исчерпывающее определение любви.

Даже если бы нам были открыты только эти слова, то и они непременно дали бы возможность прикоснуться к величайшей Божественной тайне, однако многое оставалось бы непонятным. Господь же изволил открыть нам нечто большее о Своей жизни – именно это Откровение Бога о Самом Себе дает нам полноту понимания того, что есть любовь. Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принес Себя в жертву за грехи людей (см.: Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9). Посылает не потому, что должен это сделать. Посылает не потому, что это целесообразно. Посылает не потому, что этим восполняется некая утрата логики исторического бытия рода человеческого, но только потому, что Он любит Свое творение. Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаем о том, что любовь есть жертва.

Но мы узнаем и еще нечто очень важное. Бог открывает нам Себя как Единого по существу, но Троичного в Лицах. Мы верим в Святую Троицу, внутренним законом жизни Которой является любовь, соединяющая три Лица единой природой. Это абсолютное, ничем не помрачаемое и неразделяемое единство, и потому мы можем говорить о том, что любовь – это единство. Единство лиц Святой Троицы достигается через внутреннее общение, и потому мы можем говорить также о том, что любовь – это единство, которое достигается через общение людей.

Итак, любовь – это жертва, это общение и это единство. Богу было угодно явить эти возвышенные Божественные догматы в человеческой жизни, и через искупительные заслуги Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа Он воссоздает образ Божественной любви в земной человеческой жизни. Он создает Церковь – общину Своих последователей, которые через общение с Богом и друг с другом достигают единства. Это единство мы обретаем, когда все вместе совершаем таинство Тела и Крови Спасителя. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся единым телом, мы становимся общиной, живущей и существующей по образу Божиему.

Но в реальной жизни все не так просто. Там, где действует Святой Дух и где разрозненные люди, различные и по своему положению, и по национальности, и по возрасту, и по культуре, и по языку, становятся едины по образу Святой Троицы, там одновременно действует и грех. С одной стороны, Церковь, пребывая на земле, воплощает и выражает это единство по образу Святой Троицы; с другой – у людей крещеных и являющихся членами Церкви очень часто не хватает сил осуществлять и являть миру это единство вне таинства Церкви, вне святой Евхаристии, за пределами храма, там, где начинается исполненная треволнений и конфликтов жизнь.

Для того чтобы мы были способны обретенное нами в таинстве святой Евхаристии единство друг с другом и с Богом реально осуществлять в жизни мира сего, мы должны вспомнить еще и о том, что любовь есть жертва. И если мы окажемся способными отдавать частицу самих себя, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами – жертвовать тем, кто в этом нуждается, то мы будем жить и за пределами храма по закону любви.

То, что происходит в этой общине, очень важно, потому что здесь действует школа сестер милосердия, здесь учащиеся этой школы учатся понимать, что значит отдать частицу своего сердца другим, разделить с другими свою жизнь, пожертвовать нечто, что нужно и самим. Мы должны помнить – и, быть может, в первую очередь те, кто берет на себя великую ответственность служения милосердию, – что через эту жертву, которую мы несем людям, Бог дарует нам Свою любовь.

Милосердие есть школа любви. Современный мир, современное общество порой в недоумении вопрошает само себя, почему же в наш просвещенный век, когда практически у всех есть образование, когда наука достигла таких высот, мы видим столько страданий, преступлений, семейных трагедий, человеческого горя. И не нужно быть философом, чтобы сказать: ни образование, ни сила, ни власть, ни деньги – все то, что так желанно для современного человека – неспособны дать людям любовь, неспособны принести им счастье. И каким немодным ни был тот образ жизни, который вы ведете в своей общине, как бы скептически кто-то ни смотрел на вас, не разделяя ваших идеалов, помните, что через жертву, которую вы приносите Богу, вам даруется великая благодатная сила любви. Именно эта сила поможет вам в жизни. Она поможет вам создать и сохранить ваши семьи. А если кто-то останется одиноким, она поможет избежать чувства уныния и направит ваше внимание на дела, которые так важны, – на дела милосердия.

«Господи и Владыко живота моего, дух… любве даруй мне, рабу Твоему». Будем просить Господа, чтобы Он укрепил наши силы и помог воспринять этот великий дар, содержащий частицу Божественной жизни, и через этот дар сердцем и умом почувствовать и принять Бога, Который есть любовь. Аминь.

Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола.

Слово аскетическое: пролог.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Почему же все-таки богословы иногда предпочитают назвать Его [Бога] Любовным Желанием [έρωτα] и Любовью [άγάπην], а иногда Желанным и Любимым [έραστόν και άγαπητόν]? Потому что одного Он - причина, так сказать, производитель и породитель, другое же Он есть.

Об именах Божиих.

Сщмч. Киприан Карфагенский

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

С Богом не могут пребывать те, кто не хотят быть в Церкви Бога едины по духу.

О единстве кафолической Церкви.

Прп. Иоанн Кассиан

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем .

Собеседования.

Прп. Максим Исповедник

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1 Кор. 13:2-3) . Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь .

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

и мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает

Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается.

Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и Бог есть любовь .

Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви.

О Троице.

Блж. Феофилакт Болгарский

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Ишодад Мервский

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Мы никогда не встречали, чтобы Писание так говорило о Боге. Мы же дадим слову должный и подобающий смысл. Ведь [Иоанн] называет Бога любовью для того, чтобы мы искали Того, Кто есть любовь и из Кого вышло слово о заповеди любви.

Виталий, слава Богу за ваше стремление познать Истину.

Для ответа на вопрос предлагаю посмотреть контекст послания, где встречается указанная мысль. И далее мы изучим материал в рамках отрывка послания Иоанна.

Посмотрим контекст 1-е Иоанна 4 главы

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
1-е Иоанна 4

ЛЮБОВЬ

Не один Апостол не говорил так часто о любви, как Иоанн.

Все его послания наполнены призывом любить.

Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил:

«Дети, любите друг друга. Это Господня заповедь».

В приведенном отрывке Иоанн возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания. Он настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас от обязанности повиноваться Христовым заповедям.

Основная заповедь Христа — это любовь.

  • Мы знаем Христа, если исполняем Его заповеди (2:3).
  • «Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины"» (2:4).
  • И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его (3:22).
  • А заповедь Его та, чтобы мы…любили друг друга (2:23).
  • Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (3:24).
  • И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (4:21).
  • Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (5:3).

1. Любовь - от Бога (4,7)

Вся любовь исходит от Бога, Который Сам есть любовь. Как выразился английский комментатор А. Е. Брук: «Человеческая любовь есть отражение некоей Божественной сущности». Всего ближе к Богу мы находимся тогда, когда любим. Климент Александрийский сказал однажды поразительную вещь, что истинный христианин «упражняется в том, чтобы стать Богом».

  • Пребывающий в любви пребывает в Боге (4,16).
  • Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26).

Бог есть любовь и, потому, чтобы быть подобным Богу, и чтобы быть тем, кем он, собственно, должен быть, человек тоже должен любить.

2. Любовь двояко связана с Богом.

Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога (4,7.8).

Любовь исходит от Бога и любовь ведет к Богу.

3. Бог познается любовью (4,12).

Бога мы не можем видеть, потому что Он есть Дух, но можем видеть то, что Он делает.
Мы не можем видеть ветер, но можем видеть, что он может сделать. Мы не можем видеть электричество, но видим его действие.

Воздействие, оказываемое Богом, есть любовь. Когда Бог пребывает в человеке, человек обличен любовью Божией и любовью людей. Бог познается через Его воздействие на этого человека. Кто-то сказал: «Святой — это человек, в котором Христос живет вновь», и лучшая демонстрация бытия Бога — это не ряд доказательств, а жизнь, полная любви.

4. Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе (4,9).

В Иисусе мы видим два аспекта любви Божией.

а) Это любовь безоговорочная. Бог в любви Своей мог Своего единственного Сына принести в жертву, с которой не может сравнить ничто.

б) Это любовь совершенно незаслуженная. Нет ничего удивительного в том, что любим Бога, если вспомним все Его дары нам, даже до Иисуса Христа; удивительно, что Он любит такие бедные и непослушные создания, как мы.

5. Человеческая любовь - это ответ на любовь Божию (4,19).

Мы любим потому, что Бог возлюбил нас.

Его любовь побуждает в нас желание любить Его так, как Он прежде возлюбил нас, и наших собратьев, как Он любит их.

6. В любви нет страха; когда приходит любовь - страх уходит (4,17.18).

Страх — это чувство того, кто ждет наказания. До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя — в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого
Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, любовь поглотила страх. Остается только страх разочаровать Его любовь к нам.

7. Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека (4,7.11.20.21).

Как это прекрасно выразил английский комментатор Додд: «Силы любви составляют треугольник, вершинами которого являются Бог, я, и сосед». Если Бог любит нас, то мы обязаны любить друг друга. Иоанн прямо заявляет, что человек утверждающий, что любит Бога, но ненавидящий брата своего — лжец. Есть только один способ доказать свою любовь к Богу — любить людей, которых Он любит.

Есть только один способ доказать, что в нашем сердце пребывает Бог — постоянно проявлять любовь к людям.

БОГ - ЭТО ЛЮБОВЬ

В этом отрывке мы встречаем, может быть, величайшую во всей Библии характеристику Бога — Бог есть любовь. Просто поразительно, сколько новых путей открывает эта фраза и на сколько вопросов она отвечает.

1. Она дает объяснение акту творения.

Иногда мы просто начинаем дивиться, почему же Бог создал этот мир. Неповиновение и полное отсутствие взаимности со стороны человека постоянно разочаровывает и угнетает Его. Зачем нужно было Ему создавать мир, который не приносит ничего, кроме неприятностей и забот?

На это есть только один ответ — творение было неотъемлемой частью Самой Его природы. Если Бог есть любовь, то Он не может существовать в полном одиночестве.

Для любви нужен кто-то, чтобы любить и чтобы быть любимым.

2. Она дает объяснение свободе воли.

Истинная любовь есть свободное взаимное чувство.

Если бы Бог был только закон, Он мог бы создать мир, в котором люди двигались бы, как автоматы, не имея никакого выбора. Но, если бы Бог создал людей такими, Он не мог бы иметь с ними никаких личных отношений. Любовь обязательно должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог, в сознательном акте самоограничения, наделил людей свободой воли.

3. Она дает объяснение такому феномену, как провидение.

Если бы Бог был просто разум, порядок и закон, Он мог бы, так сказать, сотворить вселенную, «завести ее, пустить в ход и оставить».

Есть такие вещи и приборы, которые мы покупаем только для того, чтобы поставить их где-нибудь и забыть о них; самое привлекательное в них заключается в том, что их можно оставить и они будут работать сами. Но именно потому, что Бог — это любовь, за
Его актом творения стояла любовь.

4. Она дает объяснение феномену искупления.

Если бы Бог был только закон и справедливость, Он попросту оставил бы людей с последствиями их греха.

Вступает в действие нравственный закон — душа согрешившая умрет, а вечная справедливость будет неумолимо воздавать наказания. Но уже само то, что Бог — это любовь, значило, что Он хотел найти и спасти то, что было утеряно. Он должен был найти средство против греха.

5. Она дает объяснение загробной жизни.

Если бы Бог был просто Создателем, люди могли бы прожить положенный им короткий промежуток времени и умереть навсегда.

Рано угасшая жизнь была бы похожа на цветок, слишком рано увядший от холодного дыхания смерти. Но сам факт, что Бог — это любовь, служит доказательством того, что случайности и проблемы жизни — это еще не последнее слово, и что любовь уравновесит эту жизнь.

СЫН БОЖИЙ И СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКОВ

Прежде чем перейти от этого отрывка к следующему, отметим, что в нем сказано об Иисусе Христе.


Определение любви в Новом Завете дает апостол Павел:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. 2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое поз- нание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,. 6 Не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9 Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; 10 Когда же настанет совершенное, тогда то, чтò отчасти, прекра- тится. 11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младен- чески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12 Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА Гл 13.

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа.

37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
От Матфея 22:37-40

Заповеди Блаженства

* 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное..
* 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
* 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
* 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
* 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
* 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
* 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
* 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
* 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
* 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5, 3-12)

Другие заповеди Нагорной проповеди:

* 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
* 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет * брату своему: `рака", подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
* 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь * против тебя,
* 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
* 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
* 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
* 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
* 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
* 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
* 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
* 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
* 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
* 33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
* 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
* 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
* 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
* 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
* 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
* 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
* 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
* 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
* 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
* 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
* 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
* 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
* 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
* 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
* 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф 5, 21-48)

* 1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

* 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

* 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

* 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
* 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
* 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
* 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
* 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
* 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
* 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
* 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

* 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
* 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф 6, 1, 3, 6, 14-21, 24-25)

* 1 Не судите, да не судимы будете,
* 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
* 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
* 4 Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
* 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

* 21 Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф 7, 1-5, 21)

Другие заповеди Иисуса Христа

* 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
* 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
* 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
* 11 Больший из вас да будет вам слуга:
* 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф 23, 8-12)

* 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

О Любви к Богу и ближнему - Наталия Белянова специально для «Православной жизни». Вместе с супругом - священником Сергием Беляновым - они уже 20 лет вместе и около 10 лет выпускают детский православный журнал «Капельки».

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1,1)
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО… и СЛОВО БЫЛО БОГ!

Хорошие, добрые слова способны преобразить человека - преобразить в прямом смысле слова.
Есть такой праздник – «Преображение Господне». Когда Христос явил Себя своим ученикам в Своей славе, Он чудесным образом преобразился в светлые серебристые ризы, излучая удивительное Божественное свечение.
Если верно евангельское «Слово – есть Бог», то слово действительно способно изменять и преображать. Буквально. Для кого-то, возможно, это вопрос веры. Кто хотя бы однажды почувствовал, как слово может повлиять на ситуацию, жизненные обстоятельства, изменить человека или воодушевить (впрочем, как и унизить, и обидеть человека…), тот никогда уже не сможет равнодушно относится к словам, считать их «пустым звуком». Если какой-то человек не задумывается, не понимает или не чувствует физического действия произносимых нами слов, это не значит, что на него слова не действуют. Скорее всего, такой человек или просто не наблюдательный, или не глубокомысленный, или, возможно, черств сердцем, что называется «окаменел душой».
Особенно заметно влияние слов на чистые души – на детей. Дети прекрасно чувствуют Слово и слова. Нужно ли подобное взрослым? Конечно, нужно.

Нужны ли слова любви вообще? Конечно! Слова добра, слова любви и тепла, поддержки и одобрения, в лучшем Божественном понимании их смысла, нужны каждому, независимо от возраста, образования и духовного развития.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Ин. 4, 16)
БОГ = СЛОВО = ЛЮБОВЬ

Конечно, если слова сказаны впустую, не подтверждены делами, поступками, чувствами - то и силы такие слова не имеют. Такое уже к греху пустословия относится. Но это отдельная тема.
Для меня «говорить» и «подтверждать слова делами» – это одно и то же. Стараюсь, чтобы так было, насколько могу, по-христиански. Это постоянный, непрерывный труд. Это поиск. Это путь. На котором, бывает, и оступаешься, и теряешься... Но это все равно - радостный и нужный путь. Один старец говорил, что добродетель бывает двух видов – врожденная и приобретенная; оба вида хороши, оба идут на пользу человеку.
Так и есть. Любая привычка (хорошая или плохая), со временем становится нашей второй натурой, образом жизни. Хорошие привычки – на пользу самому человеку и окружающим его.

Говорить как можно чаще слова любви, поддержки и одобрения – очень важно! Для этого человеку и дан язык. Мы, как творения Божии, созданы Им, чтобы жить, прославляя Бога – и словами, и делами. Но не могут от нас исходить слова любви, обращенные только к Богу и не обращенные к ближнему. Не по-Божьи это как-то. В подтверждение тому две основные Заповеди, данные Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 2, 37-40).

ГОВОРИТЬ (или не говорить) ПЕРВОМУ?

Да, говорить. Пусть каждый станет первым, пусть наши слова любви услышат наши ближние – родители, старики-бабушки-дедушки, муж, жена, дети, окружающие. Если вы любите, когда улыбаются ваши ближние – говорите! Чем больше отдаешь, тем больше наполняешься. В этом укрепляется человеческая сила, мудро устроенная Богом, укрепляется семья, приобретается счастье. В Евангелии говорится: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нам сказано «возлюбить», а не «принимать и ожидать». Если не черпать из водного источника, он заилится, забьется грязью и может пересохнуть. А человек? Сложнейший механизм по устроению – уникальный, тонкий, неповторимый, гениальный, как Божие творение.
Любовь для человека – это полнота и сЧАСТЬе, сила Самого Бога, когда мы становимся ЧАСТЬю Его Самого. Может ли человеческий уникальный «источник» из слов и речи – молчать? В нескольких главах Евангелия разными евангелистами повторяется одна важная мысль: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца глаголют уста его» (Лк. 6, 45). Вот так. Не наполнено ничем сердце – и сказать нечего.
Незамысловатые слова, обращенные к ближнему: «я тебя люблю», «какой ты хороший», «самый лучший», «обнимаю», «скучаю», «жду», «очень-очень-очень», «сильно-сильно-сильно»… и т.д. – это так же просто и так же важно, как добавить соль и специи в еду, чтобы она стала вкуснее и полезнее.

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Согласно Библии, в самом начале, едва только зарождается человеческая история, люди говорили несколько по-другому. Древний ветхий человек Адам говорит просто. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Библия, 2, 23). Все. Но даже в таких словах слышна поэзия и теплое, нежное отношение к жене. Зачем эти слова вошли в Библию? Видимо, это были важные слова: «да, да».
Тогда люди только начинали осваивать речь, придумывать новые названия и слова. С тех пор человек стал более развитым, более утончённым, по-евангельски – новым. Сегодня речь развилась неимоверно, как устная, так и письменная. Пожалуй, сегодня начать говорить упрощенно означает - вернуться к ветхому и истощающему.
Современный мир ставит новые цели, диктует новые условия общения, все более и более вытесняя Бога и заполняет пустоты материальным. Это заметно даже в области лингвистики. Современники наши, как никогда ранее, нуждаются в теплых и добрых словах. Это физическая, живительная необходимость – вводить в свою речь Бога Слова, слова Бога-Любви! Это - прямая обязанность человека. Жизненная потребность для баланса и гармонии, для укрепления силы Божией в каждом из нас, для укрепления и приумножения любви! Жизненная необходимость во Имя и во Славу Господа, в подтверждение любви к ближнему – для того, чтобы мы все чувствовали себя сЧАСТливыми!

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.