Эссе. Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото и скрытый клад

Поддерживайте стремление своих сотрудников к получению новых знаний, направляйте их на повышение квалификации, семинары и прочие образовательные кампании, потому что их знания – это потенциал вашей компании.

Толкование закона

Только своевременное получение новых знаний, новой информации может считаться движущей силой, способной позволить компании подняться на более высокий уровень. Если сотрудники охотно повышают свой образовательный уровень, это свидетельствует об их деловых способностях и готовности способствовать укреплению престижа своего предприятия или компании. Каким бы образованным и квалифицированным ни был человек, он всегда может узнать еще больше, если совершенствует имеющиеся у него знания и приобретает новые. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что только высококвалифицированный и образованный сотрудник способен самым лучшим образом справиться с возложенными на него профессиональными обязанностями.

Именно поэтому задачей руководителя является создание благоприятных условий для своих подчиненных, чтобы они смогли должным образом повысить свою квалификацию. Разумеется, начальник должен направлять своих сотрудников на семинары, конференции и выставки, где они смогут ознакомиться с новыми методиками и перенять опыт других организаций. Без подобного обмена опытом сотрудники лишаются возможности получать достоверную необходимую информацию. Соответственно, дела компании совсем не идут лучше, так как застой губителен для любого творческого и интеллектуального процесса, а любое дело можно рассматривать как непрерывный процесс, требующий немалых умственных усилий.

Не следует забывать, что прогресс не стоит на месте, что постоянно появляются новые методики и совершаются открытия во всех отраслях науки и техники. Своевременная информация о новшествах способна совершить переворот в любой области. Но получить подобную информацию далеко не так-то просто, для этого нужно постоянно следить за новейшими разработками, читать специальную литературу, в то время как на стажировке или на специальном семинаре людям создаются оптимальные условия для овладения необходимой информацией.

Нельзя забывать и о том, что зарубежные стажировки способны повысить престиж компании и взять на вооружение интересную информацию, полученную сотрудником за рубежом. К тому же стимул получения зарубежной стажировки заставит работников трудиться намного лучше, чтобы оказаться достойным подобной чести. Сотрудник, абсолютно не заинтересованный в том, чтобы повысить свое образование, не может рассчитывать на успешную карьеру, потому что всегда найдутся более достойные коллеги, которые смогут работать гораздо лучше и плодотворнее, так как обладают необходимым образовательным и интеллектуальным багажом.

Стремление к новым знаниям – это качество целеустремленного человека, который способен работать, не жалея сил и времени. И руководитель, обладающий достаточным опытом и умением разбираться в людях, непременно сможет распознать такого работника, чтобы при необходимости именно ему поручать наиболее трудные и ответственные задания. Личностные качества такого подчиненного будут гарантией того, что с любым, даже самым трудным заданием он справится весьма успешно.

Образ

Человек, стремящийся к знаниям, подобен яркому факелу, освещающему все вокруг. Свет от огня заставляет тьму убираться прочь, делает возможным для других людей увидеть настоящий путь, по которому нужно идти.

Доказательства закона

Стремление человека к знаниям – это великолепное качество, которое способно привести к самым лучшим результатам. Только всесторонне образованный и грамотный субъект в состоянии не только самым лучшим образом выполнять свои непосредственные обязанности, но и может сделать какое-то открытие или разработать новую методику, что обязательно позволит усовершенствовать процесс работы. Стремление к получению новой информации обязательно расширит кругозор сотрудников и сделает их более ценными работниками, значительно повышающими престиж своей компании. Стремление к знанию никогда не оказывается бесполезным, даже если результат усилий становится полной неожиданностью. Именно таким образом и совершаются многие открытия. То есть их авторы даже не предполагали, что смогут достигнуть подобного успеха.

Например, раскапывая лагерь древнеримских легионеров, археологи нашли какие-то сухие черные шарики. Сначала они не могли понять, что это. Но потом один ученый увидел точно такие же шарики в своем супе. «Да это же черный перец!»– воскликнул он. Таким образом было доказано, что Древний Рим вел торговлю с Индией, именно оттуда вывозился черный перец.

В 1811 году французский химик Куртуа ставил опыт. У него был приготовлен настой из золы морских водорослей, а рядом с этим сосудом стоял другой, где находилась смесь серной кислоты с железом. На плече у исследователя сидел его любимый кот. Совершенно неожиданно для своего владельца кот спрыгнул, при этом опрокинув сосуды. Содержимое этих сосудов смешалось, появился фиолетовый дым, а на столе – кристаллы с сильным и едким запахом. Таким образом был открыт йод.

Если человек стремится к знаниям, сама судьба относится к нему благосклонно, предоставляя возможность найти что-то новое. Например, в 1934 году совершенно неожиданно для себя студентка-геолог Вера Флерова обнаружила на Северном Кавказе крупное месторождение молибденовых руд. Такое открытие было очень важным для отечественной промышленности редких металлов. Вскоре на этом месте, то есть в ущелье реки Баксан, строился крупный молибденовый рудник. К сожалению, сама Вера погибла в 1936 году, она переходила через реку, и под ней обрушился подвесной мост. Останься в живых, она, несомненно, смогла бы совершить немало открытий, способных принести огромную пользу стране.

Все открытия, совершенные в то или иное время, принесли поистине замечательные результаты, сделав возможным достижения в различных отраслях науки и промышленности. И потому стремление сотрудников к знаниям неизбежно приведет к совершенствованию необходимых навыков.

В начале 50-х годов прошлого века английский археолог Джеймс Мелаарт проводил раскопки в Турции на Анатолийском плоскогорье. Но ученому не везло, так как находок было немного. В связи с этим Мелаарт решил покинуть Анатолийское плоскогорье. Но спустя несколько лет он именно в этом месте совершил открытие, которое было названо специалистами настоящей сенсацией.

В 1958 году Мелаарт снова вернулся в Турцию для того, чтобы вместе с коллегами проводить раскопки восточного холма горы Чатал-Хююка. И оказалось, что именно на этом месте когда-то находилось поселение древних скотоводов и земледельцев. С помощью самого подробного исследования ученые выяснили, что поселение существовало в 6500-5700 гг. до н.э., то есть в неолитическую эпоху. То есть прошло уже более восьми с половиной тысячелетий, а это очень много, соответственно, ученые проявили огромный интерес к такому памятнику древности.

В связи с этим на данном месте стали производиться постоянные работы. И в процессе поисков исследователи нашли хорошо сохранившиеся предметы обихода и хижины древних поселенцев. Огромную ценность представляли произведения искусства: барельефы, настенные цветные фрески, керамические изделия, статуэтки. И вместе с тем археологи обнаружили предметы, которые совершили настоящий переворот в современных представлениях людей об умении древних мастеров. Это были маленькие медные вещицы, которые были обнаружены на самых нижних, то есть, соответственно, самых древних горизонтах раскопок. Там находились украшения для женской одежды, бусинки, трубочки и другие предметы, на вид они были совершенно невзрачными, позеленевшими и окислившимися. Но вместе с тем это были древнейшие на тот момент металлические изделия, которые когда-либо были найдены.

Исследования вызвали глубочайший интерес, сначала возникло предположение, что медь, из которой древние мастера изготавливали подобные предметы, была самородного происхождения. Но дальнейшие поиски опровергли подобную гипотезу, так как в результате раскопок обнаружили кусок медеплавильного шлака. Находка натолкнула на мысль, что древние мастера не только умели обрабатывать медь, но и добывать ее из руды.

Разумеется, подобное открытие произвело переворот в науке. И несмотря на то что вскоре в верховьях реки Тигр археологи нашли остатки древнего поселения, где была обнаружена медь и медная руда, причем найденное поселение было на пять веков старше поселения, найденного на Чатал-Хююке, открытие, сделанное на Анатолийском плоскогорье, навсегда вошло в историю археологической науки.

Авторитетное мнение

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или иных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

Любое, даже самое громкое деяние нельзя назвать великим, если оно не было следствием великого замысла.

Франсуа де Ларошфуко

То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

Знание есть сила, сила есть знание.

Обратная сторона закона

В некоторых ситуациях стремление сотрудников к повышению своего образовательного уровня может привести к не самым лучшим результатам. Потому что повышение квалификации, безусловно, дело весьма достойное, но оно требует много времени и сил, иначе результат не окажется столь успешным. Соответственно, сотрудник вынужден будет жертвовать своей работой ради повышения интеллектуального и образовательного уровня. Подобная ситуация может навредить компании, ведь если один сотрудник пренебрегает своими обязанностями ради повышения квалификации – это уже определенная проблема, его работу должен будет выполнять кто-нибудь другой, тем самым нарушается естественный порядок вещей на рабочем месте.

К тому же другие сотрудники, вооруженные примером своего коллеги, могут также решить повысить свой образовательный уровень. Но если несколько человек оставят свои рабочие места ради повышения квалификации, то что будет с компанией? И в этом случае может сложиться конфликтная ситуация, потому что руководитель, если можно так выразиться, не будет иметь морального права отказать кому-то из сотрудников, которые будут намерены повысить свою квалификацию или посетить семинар или конференцию. Последние будут мотивировать свои намерения тем, что другие уже получили такое разрешение.

В некоторых случаях сотрудники могут пытаться получить разрешение руководителя на посещение конференции, семинара только ради того, чтобы некоторое время не присутствовать на работе. Таким способом могут пользоваться как недостаточно ответственные люди, так и вполне добросовестные сотрудники, которые просто не могут остаться в стороне от своих коллег, вооруженные их примером. К тому же далеко не все знания являются по-настоящему полезными и способными принести пользу компании. Среди всего изобилия разнообразной информации нужно уметь распознавать наиболее важную, ту, которая сможет принести реальную пользу в той или иной сфере деятельности. Так что руководитель должен правильно ориентироваться в ситуации, сложившейся в компании, чтобы не попасть в зависимость от сотрудников, стремящихся решить личные проблемы под видом повышения квалификации или другого способа овладения нужной информацией.

Притча

У одного знатного вельможи вдруг возникло желание сделать своих слуг образованным и грамотными людьми. Тогда он решил освободить их от работы, чтобы они учились и потом смогли совершить что-нибудь значительное, что смогло бы прославить их хозяина на вечные времена. Слуги начали учиться. Через несколько лет вельможа захотел узнать результаты их учения. Некоторые слуги сразу продемонстрировали ему, что они теперь умеют. Они освоили новые ремесла и теперь смогли бы стать по-настоящему незаменимыми людьми в своем государстве.

Но некоторые люди сказали своему повелителю, что прошло еще слишком мало времени, и они еще узнали очень немного. Вельможа согласился с их требованиями и разрешил им продолжать обучение. Но через несколько лет ситуация повторилась, они снова сказали, что еще не успели научиться всему, чему хотели бы. Повелитель снова согласился подождать, хотя был немало удивлен таким положением вещей. На это ему ответили, что на свете существует столько интересного, чему бы они очень хотели научиться. Прошло много лет. Вельможа состарился и умер, так и не узнав, чему научились некоторые из его слуг. Да и многие из них умерли с мыслью о том, что знают слишком мало. Потому что чрезмерное стремление к знаниям не может принести должного результата, человек не сможет узнать все на свете, всему должен быть предел.

Джон Локк в своём утверждении затрагивает проблему трудности постижения истины. Он говорит о том, чтобы получить наиболее достоверное знание, нужно затратить много сил и преодолеть множество преград.

Для того, чтобы рассуждать о данной проблеме, я считаю необходимым обратиться к термину и основным положениям истины. Истина – это знания, соответствующие предмету познания. Основными её критериями являются соответствие законам логики, простота, экономичность формы, подтверждение на практике. Истина подразделяется на абсолютную (несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание) и относительную (неполное, неточное знание, соответствующее определённому этапу развития общества). Конечной целью любого познания является получение истины, но её достижение – весьма непростой процесс, о чём и говорил Джон Локк. И я не могу с ним не согласиться, ведь возможности познания зависят от исторических условий своего времени и уровня развития культуры, производства, имеющихся средств наблюдения и экспериментов. На каждом этапе познавательной деятельности мы получаем неполные, невечные знания, но по мере их пополнения одни относительные истины сменяются другими, более полными.

В качестве аргумента хочу привести историю развития представлений о Солнечной системе. Первые представления о мироздании были очень наивными: раньше думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звёзды, а Землю принимали за недвижимый центр мироздания. Аристотель позже считал, что все небесные тела движутся по идеальной круговой траектории, но Землю всё ещё считал центром Вселенной. Аристотелевская система мира сохранилась до эпохи Коперника, совершившего переворот в естествознании, когда разработал гелиоцентрическую систему мира. Космологию Коперника развивал Джордано Бруно, отстаивая концепцию о бесконечности Вселенной. Учение Коперника позже подтвердили и развивали Галилео Галилей, Иоганн Кеплер: открывший законы движения планет, после Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, а затем М.В. Ломоносов, открывший атмосферу у Венеры. Так, знание формировалось от более примитивного до более сложного и достоверного.

Историю микробиологии описывает Поль де Крюи в своей книге «Охотники за микробами». Он в лёгкой манере рассказывает об открытиях микробиологии с XVII века до начала XX. Данный пример из литературы нам хорошо показывает, что поиск крупиц истины, отдельный знаний о предмете изучения может затянуться на века. Автор, уделяя внимание процессу упорных трудов учёных, посвятивших жизнь научным поискам и открытиям, нам хорошо показывает, как это бывает нелегко. Эти великие открытия создали основы борьбы с инфекционными болезнями и сохранили человечеству многие миллионы жизней.

Таким образом, за истинным знанием всегда стоит долгие размышления и упорный труд. Стремление к обретению истины всегда было главным двигателем развития человечества.

«Хочу учиться!» - во что мы превращаем первый порыв и какие этапы проходим‚ пока не достигнем мастерства? Что важнее - открывать новое или заимствовать чужой опыт? Как мы сами меняемся в процессе обучения‚ как это меняет нашу жизнь или взгляд на нее? Школьный и институтский опыт позади‚ теперь взглянем на учебу по-взрослому. А поможет нам разобраться в этом частнопрактикующий детский психолог Мария Гущина.

Правила - соблюдать или отвергать?

Танец или вышивка, иностранный язык или технологии продаж - в обучении первый азарт и любопытство неизбежно встречаются с правилами, которые предлагается освоить. Именно в виде правил, законов, аксиом, норм и инструкций человечество хранит ранее добытые знания и именно в таком не слишком аппетитном виде их зачастую и предлагают новичку. «Я мечтала научиться водить машину, но первая лекция по правилам дорожного движения оказалась такой скучной! – рассказывает Юлия, 34 года. - Невозможно было удерживать внимание хотя бы десять минут, слушая эти бесконечные «движение разрешено», «движение запрещено», «осуществлять поворот». Однако лишь до тех пор, пока лектор не сказал: «За каждым правилом, за каждой подробностью, которые вам нужно вызубрить, стоит не чей-то каприз, а жизнь реальных людей, пострадавших когда-то». С того момента я больше ни минуты не скучала на лекциях, каждый нюанс мне стало важно продумать и усвоить». Многие сходят с дистанции на этом этапе, если учитель не умеет поддержать интерес ученика, помочь ему сохранить первое вдохновение и ощущение чудесного открытия, найти в учебе личный смысл. И в итоге полюбить правила, увидеть в них опору и защиту, испытать к ним доверие.

Если бы нам пришлось все выдумывать самим, без возможности использовать чужой опыт, большинство из нас так ничему бы и не научилось. Без знаний и навыков, накопленных в медицине, многие просто не смогли бы появиться на свет или выжить в младенчестве. А впоследствии вынуждены были бы тратить массу времени на элементарные открытия и при этом много страдать. Каждый может быть сам себе Ньютон - только для этого придется уронить на голову немало предметов. Из миллиона болеющих дизентерией, может быть, один догадался бы, что руки и продукты надо мыть, причем кипяченой водой. А общаться с людьми из других стран, не зная их языка, было бы крайне затруднительно.

Однако если уповать только на правила, мы бы тоже далеко не продвинулись - до сих пор лечились бы подорожником, ездили на осликах и носили бесформенную одежду. Прогресс нам обеспечивают не только нормы и законы, но и способность выйти за их рамки. Иначе невозможно достроить новую ступень к лестнице, ведущей вперед и вверх. Для этого нужна гибкость. «Моя подруга называет себя стихийной домохозяйкой, - рассказывает Ольга, 38 лет. - Она терпеть не может читать кулинарные книги и искать рецепты в Интернете, поэтому готовит по принципу «а вдруг получится вкусно». Добавляет в супы и салаты самые неожиданные ингредиенты. Иногда это и правда бывает удачно, но чаще всего оказывается, что как раз такой рецепт уже существует и никакой Америки она не открыла, просто случайно угадала. А если не угадывала, то получалось просто ужасно и голодным гостям приходилось срочно заказывать пиццу или суши. Я теперь к ней прихожу сытой, чтобы не рисковать». Организация научного процесса и требования к дипломным работам, диссертациям и другим академическим трудам следуют именно такому принципу: сперва узнай предшественников, потом добавь к их находкам свою. В обучении, которым мы занимаемся не на общее благо, а для себя, тоже имеет смысл опираться на эту идею, чтобы знания не лежали мертвым грузом, а вписались в нашу жизнь, нашли эффективное применение. Энергия экспериментаторства, риск и импровизация, если сочетать их с надежной усвоенной основой, позволяют размягчить и уточнить устои, не обрушив при этом всю конструкцию. Приверженность правилам не должна гасить креативность, но и творческий запал не должен разрушать все до основанья. Мастера говорят: «Изучите принципы, а потом игнорируйте их».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Канон и творчество, техника и индивидуальный стиль - казалось бы, эти понятия имеют разную полярность и являются антагонистами. Однако лишь с первого взгляда. Приглядевшись внимательно, мы увидим, что это две важные составляющие процесса освоения и приобретения мастерства. Человечество, накапливая знания и умения в различных областях, в течение многих лет отделяло зерна от плевел. Правила - это плоды проб и ошибок, они служат вешками на пути обучения, чтобы ученик придерживался верного направления и не сворачивал на тупиковые тропы. По аналогии с дорожным движением это знаки, которые сообщают нам об особенностях конкретного участка пути, рекомендованном скоростном режиме, позволяя тем самым избежать аварийных ситуаций - ошибок, заблуждений.
В словаре Ожегова слово «правило» определяется как положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Таким образом, это фундамент, почва, на которой вырастает дерево умений и мастерства. Однако человеку присущи любопытство и интерес к новому, которые толкают его на поиск, заставляют экспериментировать. Порой отступление от правил позволяет формулировать более точную их версию. Конечно, не каждый эксперимент оканчивается удачей. Поиск новых решений может занять много времени, иногда целую жизнь. Да и не всякому под силу взять на себя смелость и выйти за привычные рамки, нарушить правила, рискнуть заявить что-то новое и спорное, разрушить стереотипы. Тем не менее каждый человек, занимаясь своим делом, изобретает свои приемы и правила, отражающие его индивидуальность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый из нас творец и новатор».

Как найти свое призвание и не остаться вечной студенткой

Если учиться интересно, то это затягивает. Результат, ради которого оно начато, например самостоятельные поездки на автомобиле или открытие собственного бизнеса, порой откладывается. Конечно, ведь в выбранной области еще остается столько неосвоенного и неузнанного, а полученная квалификация еще так невысока - надо бы еще поучиться, заработать больше похвалы от преподавателей, подруг или от самой себя. За первой ступенью следует вторая, третья, дополнительные курсы, тренинги, семинары, а применения на практике так и не происходит. Неуверенность в себе, страх начать новую деятельность мы стараемся игнорировать: «Вот когда я прослушаю еще несколько лекций - тогда точно начну!» Такой видимый перфекционизм серьезно тормозит само обу­чение, так как без практики новому знанию или навыку не за что зацепиться, как новый отросток не может развиваться без почвы для корней. В сочетании с практикой материал несравнимо глубже осмысляется, рождаются собственные, более зрелые вопросы, и прогресс идет семимильными шагами - в то время как отличники «с отрывом от производства» топчутся на начальном уровне.
Момент реализации полученных знаний непрост тем, что возвращает к началу: а зачем все это было нужно? Некоторые обнаруживают, что еще не ответили на этот вопрос. Подобно школьнику, которого всему уже научили и ожидают, что он выберет дорогу в жизни, мы чувствуем себя растерянными и медлим с решением. Если в свое время нынешнее занятие мы выбрали тоже нехотя, случайно, под чужим давлением, то по окончании очередных курсов заново переживаем кризис - и получаем шанс поступить как-то иначе, более зрелым образом. Бесконечная учеба, конечно, полезнее скуки и сидения перед телевизором, однако по сравнению с настоящим развитием сильно проигрывает.
«Со мной в институте иностранных языков училась девушка Катя, - рассказывает Полина, 29 лет, - и училась не так чтобы очень хорошо. У нее был богатый муж, детей у них не было, и мы подозревали, что учится она, только чтобы себя занять. Когда мы потом встречались группой, все рассказывали о том, какую работу нашли, а Катя - где она снова учится. Курсы ландшафтного дизайна, курсы сомелье. Планирует получать психологическое образование».
Вечный студент подобен книжному шкафу, набитому пыльными фолиантами, которые никто не читает. Чтобы не уподобиться этому неуклюжему предмету, важно во всех поглощаемых знаниях и навыках искать нечто важное и привлекательное именно для вас, то, о чем хочется узнать больше, что вызывает вопросы. Тогда из сотни тропинок, расходящихся перед нами в каждый момент выбора, легко будет распознать свою и совершенствоваться уже на этом пути. Опытные люди говорят: «Определиться значит сузиться». Настоящий вызов - перейти от юношеской жадности, охватывающей ученика в любом возрасте, переключиться на ограничение, отказ от неподходящего, выбор одной из многих возможностей. Такое ограничение не обедняет нас, а позволяет не размениваться и вложить свое время и силы в то, что влечет по-настоящему.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Поиск своего пути, предназначения без преувеличения можно назвать главной задачей жизни любого человека. Довольно рано ребенок начинает размышлять о том, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя различные профессии от продавца до космонавта, фантазирует и мечтает. Такая игра постепенно наполняется новым смыслом, когда старшеклассник должен уже всерьез ответить на вопрос «кем быть?».
Необходимость сделать выбор, который на многие годы определит жизнь, вызывает тревогу. Что-то подобное мы переживаем и будучи взрослыми, когда вступаем в некий новый этап, например после обучения чему-то. В этот момент важно прислушаться к себе и не побояться себя услышать, пойти за собой, за своим порывом. Это бывает непросто, потому что вокруг громко звучат мнения родителей, друзей и других советчиков и экспертов, чьему мнению сложно противостоять. Хорошие ориентиры - это наши уже известные способности, хобби и интересы. Так как любимым делом можно заниматься, не замечая времени, испытывая радость от узнавания нового. Здесь работает формула «Сделай хобби своей работой». Конечно, это счастье - идти на работу с энтузиазмом, с удовольствием заниматься ей и развиваться в выбранной области. В противном случае любая, даже замечательная для кого-то другого, работа превращается для нас в каторгу. Шанс избежать такой судьбы стоит того, чтобы рискнуть и поверить себе».

Дорога к мастерству

Обучение - отличное омолаживающее средство, потому что отчасти превращает нас в ребенка. Вместе с этим образом приходят любопытство, креативность, смелость, умение радоваться мелочам. Многие из тех, кто получает второе образование, с радостным удивлением отмечают, как приятно снова покупать тетрадки, открывать новенькие учебники, держать в руках студенческий билет и спрашивать однокашников: «Ты домашку сделала? Дай списать». Хочется по-детски хвастаться первыми успехами перед близкими и перед собой - и получать одобрение. Со временем место этого желания займет более сдержанная реакция, а в начале пути повышенный энтузиазм не просто простителен, но и очень важен, впереди же серьезный труд. Хороший учитель - будь то ведущий тренинга убеждающей коммуникации или подруга, обучающая вас любимому пэчворку, не скупится на похвалы авансом.
Одна из трудностей перехода к настоящему мастерству - переключение во взрослую позицию, когда не меня сопровождают, а уже я сама отвечаю за все. Конечно, важно сохранить начальные креативность и азарт, однако застревание в образе новичка рискованно, так как порой захватывает и другие области жизни. «Когда моя сестра-биолог получала второе образование в юриспруденции, это было непросто. - говорит Алина, 42 года. - Ей уже 30 лет, и специальность, казалось бы, такая серьезная и дисциплинирующая. А она не только в сессию, но и постоянно отказывалась убираться, мыть посуду, готовить, только с подружками общалась и на занятия ходила. С ее сыном гораздо больше занимались мы с мамой. Ее муж злился и говорил, что она и в институт пошла, чтобы на все претензии отвечать: «Но я же учусь!» Она рано вышла замуж, а тут был шанс впасть в детство, побыть безответственной девчонкой-студенткой».

Мнение эксперта

Мария Гущина: «В современном мире все происходит очень быстро. Еще 200 лет назад девочки и мальчики начинали учиться ремеслам в качестве подмастерьев и помощниц с 12–13 лет, а то и раньше, к обычным же хозяйственным делам дети привлекались, как только учились ходить. Находясь при мастере неотлучно, ученики не только оттачивали простейшие навыки, но и имели возможность видеть все нюансы квалифицированной работы, пропитываясь духом дела. Так возникала преемственность. Сегодня мы зачастую оказываемся учениками уже во взрослом состоянии и оказываемся более уязвимыми перед переменами. Начало про­фес­сионального пути сопровождается фантазиями, тревогами и сомнениями. Увы, некоторые ожидания оказываются иллюзиями и разочаровывают. Так первоклассник огорчается, узнав, что школа - не детский сад, тут нет времени играть, надо выполнять задания. Занятие, казавшееся захватывающими, после первого очарования может показаться скучной рутиной. Хочется поскорее и с блеском решать задачи с двумя неизвестными, а надо повторять таблицу умножения. Пианист рвется исполнять сложнейшего Рахманинова, а мимо нудных гамм и этюдов не проскочишь. Обуздать себя и заняться шлифовкой мелких навыков непросто. Секрет в том, чтобы в самых однообразных и трудных упражнениях уловить глубину и смысл всего предмета, увидеть его с разных сторон. Так воплощается диалектический закон перехода количества в качество. Свое творчество тогда не спорит с каноном, а становится заделом на будущее и топливом, которое поддерживает огонь интереса и придает сил».

Как избежать погружения в нежелание учиться

Иногда внутренний креативный и стремящийся к знаниям ребенок спит глубоким сном, а все его качества мы словно дарим кому-то другому, например своим детям. Мол, это только им позволено получать удовольствие от учебы, причем лишь до определенного возраста, а взрослый учится, только чтобы за повышение квалификации ему прибавили зарплату. А на резонные предложения пойти и выучить английский, который вдруг оказался так нужен, отвечаем: «Да куда мне, поздно, мозги уже не те». Порой такое погружение в неподвижность и закоснелость заводит еще дальше и превращает человека в воинствующего защитника самых устаревших и потерявших смысл правил, усвоенных в юности. Попав в такую внутреннюю ловушку, люди начинают протестовать без разбору против всего нового и развивающего в любой области - в науке, моде, технике, общественном устройстве. Страх перед выходом за привычные границы иной раз заставляет нас удерживать от этого и других. Признаки косности мы можем заметить за собой, например, в стремлении страстно и резко критиковать и обесценивать все, что хотя бы немного отличается от наших ожиданий и взглядов - будь то прическа, стиль руководства или метод воспитания детей.
Никогда не поздно заняться профилактикой такого оцепенения или вернуть себе утраченное спокойствие, свободу, свежее и радостное восприятие мира, себя и других людей. Началом может стать идея научиться чему-нибудь новому, пусть даже самому простому, вроде езды на велосипеде или выращивания базилика на подоконнике. Лучше всего начать с области, которая вам хорошо знакома. Если вы уже водите машину, можно освоить элементы экстремального вождения. Вяжете на спицах - попробуйте крючком.
Говорите по-английски, и это снимает все проблемы в любой точке мира? А на свете еще столько красивых и полезных языков, а также людей, с которыми на них можно пообщаться. Маленький шаг оживит способность к переменам в принципе.
Сопротивление играет важную роль, оно защищает нас от поспешности и ошибок, позволяет лучше подготовиться к неожиданностям. При этом поиск нового не означает отказа от старого, а позволяет с помощью сомнений уточнить и улучшить имеющееся. Выход за пределы своих ограничений не должен превращаться в самоцель, иначе будет разрушительным. Однако в разумной дозе обновление служит как раз сохранению основ. По этому принципу организм постоянно занят обработкой информации, обменом веществ и обновлением клеток - и остановка означает болезнь и разрушение. Поэтому учеба для взрослого человека не роскошь и не детский каприз, а способ полноценно жить.

Мнение эксперта

Мария Гущина: «Есть ли та вершина, на которой заканчивается совершенствование в профессии, та ступенька, оказавшись на которой можно сказать: «Я знаю об этом все»? Кто-то из древних говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». К счастью, это так, потому что позволяет не утратить интерес к своему делу и расширять восприяние. Позиция «Я все знаю» делает нас слепыми, сужает взгляд на вещи, лишает альтернативных вариантов. В современном мире все быстро меняется, научный и технический прогресс делает все новые успехи, отрасли знания причудливо прорастают друг в друга, открывая новые взаимо­связи и высвечивая неизведанные грани давно знакомых вещей. Решив остановиться, мы рискуем многое упустить и попасть в глупое и даже опасное положение. Многие знают, что как только в вождении автомобиля появляется первая легкость, случается и первая авария. Самоуверенность губительна. Современная наука ставит больше вопросов, чем дает ответов, и эти вопросы двигают нас вперед в познании мира. В тот момент, когда у человека не остается сомнений и вопросов, останавливается развитие и начинается застой. А как известно, что не развивается, то атрофируется».

Из всех сокровищ знание всех драгоценнее, потому что оно не может быть ни похищено, ни потеряно, ни истреблено.
Индийское изречение

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим.
Д. Аддисон

Странно, как много надо узнать, прежде чем узнаешь, как мало знаешь.
Амер.

Кто больше знает, тот больше страдает. Не есть ли древо науки - древо жизни?
Д. Байрон

Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без - сор для головы и памяти.
В. Белинский

Кто боится знания, тот пропал.
В. Белинский

Умные среди дураков всегда странны.
В. Белинский

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
В. Белинский

Самая большая трагедия для мыслящего человека - остывание страсти к познанию.
Е. Богат

Величайший враг знания - не заблуждение, а косность. Одно заблуждение борется с другим, каждое разрушает своего противника, и из борьбы рождается истина.
Г. Бокль

Единственное лекарство против суеверия - это знание. Ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума. Без знания прокаженный остается немытым и раб неосвобожденным.
Г. Бокль

Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде, чем оно будет нашим; оно - результат большой и потому - большой жертвы.
Г. Бокль

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами - это создает только педанта, а в умении пользоваться фактами - это создает философа.
Г. Бокль

Упрощать сложное - во всех отраслях знания самый существенный результат.
Г. Бокль

Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
Д. Бруно

Источник истинного знания - в фактах.
П. Буаст

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
И. Бунин

В делах человеческих разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал.
Ф. Бэкон

В истории черпаем мы мудрость; в поэзии - остроумие; в математике - проницательность; в естественных науках - глубину; в нравственной философии - серьезность; влогике и риторике - умение .
Ф. Бэкон

Воображаемое богатство знания - главная причина его бедности.
Ф. Бэкон

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Ф. Бэкон

Легче рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими.
Л. Вовенарг

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых.
Л. Вовенарг

Чем более читаете не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Вольтер

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
К. Гельвеций

Многознайство уму не научит.
Гераклит

Мы точно знаем, только когда мы знаем мало; с ростом знания возрастает сомнение.
И. Гёте

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.
И. Гёте

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.
И. Гёте

Кто много знает, тот гибок; кто знает что-либо одно, тот горд. Первый видит, чего ему недостает, второй подобен петуху на навозной куче.
Т. Гиппель

Тот, кто ничего не слышит и ничего не знает, и ничего не делает, принадлежит к огромному семейству сурков, которые никогда и ни на что не годились.
Ф. Гойя

Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное.
П. Гольбах

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
И. Гончаров

Никто не может знать всего.
Гораций

Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.
М. Горький

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно что убеждать его в полезности зрения.
М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего времени…
М. Горький

Не знать - это равносильно не развиваться, не двигаться.
М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим.
М. Горький

Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.
В. Гюго

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
В. Даль

Многие многознайки не имеют ума.
Демокрит

Знание может быть двух видов. Мы знаем сами об объекте, или мы знаем, где можно найти информацию о нем.
С.Джонсон

Любой сумеет править кораблем,
Когда на море штиль.
Но тот, кто хочет
Командовать им в плаванье опасном,
Обязан знать, какие паруса
В погожий день, какие - в бурю ставить.
Б. Джонсон

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы веши на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро

Избыток знаний так же вреден, как и недостаток. Знания - это память. И чем больше она хранит знаний, тем больше проблем решается простым их извлечением из памяти. При этом мышление остается пассивным, а значит, не развивается. А ведь именно в процессе мышления человек получает новые знания,осмысливает существующие, находит способы и средства решения ранее неизвестных проблем.
В. Зубков

Поверхностные знания - это знания неосмысленные, принятые на веру и механически отложенные в памяти.
В. Зубков

Теория без практики - мертва, практика без теории - слепа.
В. Зубков

Знания придают человеку вес, а поступки - блеск. Однако большинство людей умеет только глядеть, а не взвешивать.
Т. Карлейль

И живи, и учись до старости.
Китайская поговорка

Человек, обладающий великими знаниями, одинаково смотрит на далекое и близкое, малое не считает ничтожным, а большое - огромным, так как знает, что размеры вещей относительны. Он доказывает, что настоящее и - это одно и то же, и поэтому не тоскует по далекому прошлому и не пытается схватить близкое настоящее, так как знает, что время никогда не останавливается. Он исследует полноту и пустоту и поэтому, обретая, не радуется, теряя, не печалится, так как знает, что судьба непостоянна. Он ясно понимает путь и поэтому не радуется своему рождению и не считает несчастьем свою смерть, так как знает, что конец и начало сменяют друг друга.
Кит.

Тот, кто ничего не знает, ни в чем не сомневается.
Р. Котгрейв

Знать истину следует всегда, изрекать - иногда.
Лао-цзы

Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее.
Лао-цзы

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно.
П. Лаплас

Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора.
Ф. Ларошфуко

Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий.
В. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше…
В. Ленин

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить л ишь листья, не давая плодов.
Г.Лихтенберг

Всякую вещь, безусловно, лучше совершенно не изучать, чем изучить поверхностно, потому что здравый человеческий рассудок, желая высказать свое суждение о вещах, не совершает таких промахов, как полуученость.
Г. Лихтенберг

Знание есть переживание, сравненное с другими переживаниями.
Я. Лосский

Знания достигаются не быстрым бегом, а медленной ходьбой.
Т. Маколеи

Граница нашего познания кажется нам достоверной, но единственно, что в ней достоверно, - это наше неведение.
М. Метерлиик

Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения.
Р. Милликен

Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Мольер

Бич человека - это воображаемое знание.
М. Монтень

Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться…
М. Монтень

Знать что-либо наизусть - все равно, что не знать ничего; это - владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.
М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…
М. Монтень

Чувство сострадания - начало человеколюбия, чувство стыда и негодования - начало долга, чувство уступчивости - начало правил поведения, чувство правды и неправды - начало знаний.
Мэн-Цзы

Открытия может делать всякий, и образованный, и невежда, с тою разницею, что сей последний откроет чаще то, что уже до него было открыто, но ему неизвестно.
В. Одоевский

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
К. Паустовский

Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
К. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Ф. Петрарка

В человеке или для человека полнота и степень совершенства знания и самосознания есть основа и залог его действительного могущества.
М. Петрашевский

Кто больше знает, больше сомневается.
Э. Пикколомини

Грамотность драгоценна для нас только как дорога к развитию.
Д. Писарев

Знание и только знание делает человека свободным.
Д. Писарев

Знания поверхностные, шаткие или ограниченные, не разрушающие в уме человека ни одного старого заблуждения и не обогащающие его новыми идеями, - составляют только лишний балласт для памяти.
Д. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю».
Д. Писарев

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно движется.
Д. Прянишников

Человек совершал бы меньше ошибок, если бы знал, чего именно он не знает.
Публилий Сир

Знания - единственная власть, которую можно приобрести, если не обладаешь ею, власть есть сила, а сила - это все.
И. Рахэль

Ощущать - это значит познавать.
Ж. Робине

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное втом, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных усилий.
Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что он узнает от других людей или из книг.
Н. Рубакин

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки

Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
Ж. Ж. Руссо

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.
Ж. Ж. Руссо

Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Ж. Ж. Руссо

Человек любознателен лишь в меру своей просвещенности.
Ж. Ж. Руссо

Незнание - плохое средство избавиться от беды.
Сенека

Знанием можно пользоваться различно, и, смотря по тому, кто им пользуется, оно может быть действительным благодеянием или действительным злом.
Н. Серно-Соловьеич

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Сократ

Существует только один бог - знания и только один дьявол - невежество.
Сократ

Я знаю, что я ничего не знаю.
Сократ

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь…
Солон

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
К. Станиславский

Жажда знания, как и жажда богатства, усиливается по мере того, как мы все больше приобретаем.
Л. Стерн

Многому я научился у своих наставников, еще более - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников.
Талмуд

Знание - орудие, а не цель.
Л. Толстой

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Л. Толстой

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Толстой

В этой жизни кто больше знает, меньше доверяется словам.
Т. Уайлдер

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К. Ушинский

Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
К. Ушинский

Искусство - это искусство с некоторой помощью другого.
Э. Фаге

Знание помогает увидеть двусмысленность происходящего и его внутреннюю противоречивость.
Л. Фейхтвангер

Мы несем в себе собственную истину, которая является комбинацией множества истин, заимствованных у других. Вот почему других следует хорошо знать.
Ш. Филипп

Знание основывается на трех вещах: нужно много видеть, много учиться и много перестрадать.
Н. Фосколо

Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание на непознанное.
С. Франк

Мы хотим знать, чтобы жить; а жить - значит, с другой стороны, жить не в слепоте и тьме, а в свете знания. Мы ищем живого знания и знающей, озаренной знанием жизни.
С. Франк

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс

Всякое знание имеет цену только тогда, когда оно делает нас более способными к деятельности. Если бы можно было представить себе всеведение без всемогущества, это было бы самой ужасной мукой ада.
Цетвес

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.
Цицерон

Знание законов заключается не втом, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постичь их смысл.
Цицерон

Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее.
Н. Чернышевский

Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.
Н. Чернышевский

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
Н. Чернышевский

Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.
Ф. Честерфилд

Между человеком, чьи знания складываются из опыта и наблюдений над характерами, обычаями и привычками людей, и человеком, почерпнувшим всю свою ученость из книг и возведшим прочитанное в систему, столь же большая разница, как между хорошо объезженной лошадью и ослом.
Ф. Честерфилд

Поверхностные знания не доставляют ни удовлетворения, ни чести, но зато часто приносят бесчестье или просто ставят в смешное положение.
Ф. Честерфияд

Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны.
А. Чехов

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
А Чехов

Меньше всего мы знаем, во-первых, то, что поняли чутьем; во-вторых, что изведали на собственном опыте, сталкиваясь с разными , явлениями; в-третьих, то, что уразумели не из книг, а благодаря книгам, то есть благодаря размышлениям, на которые они нас наталкивали.
И. Шамфор

Дилетант принимает темное за глубокое, дикое - за мощное, неопределенное - за бесконечное, бессмысленное - за сверхчувственное.
Ф. Шиллер

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
А. Шопенгауэр

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу

Чем меньше мы знаем, тем больше мы подозреваем.
Г. Шоу

Немало нужно знания, чтоб уметь скрыть перед другим свое незнание.
М. Эбнер-Эшенбах

Знание существует для того, чтобы его распространять.
Р. Эмерсон

Наше знание - накопленная мысль и опыт бесчисленных умов.
Р. Эмерсон

Самым главным признаком полного знания человека, достигшего совершенства, является умение быстро пользоваться знаниями.
Эпикур

ВВЕДЕНИЕ

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Потребность в знаниях - одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

2) когда мышление рассматривает познавательную ситуа¬цию несколько отстранение, стремится не столько изменить ее, сколько зафиксировать и описать включенные в нее эле-менты, не рассматривая при этом себя в качестве такового.

Первый тип познавательного отношения зарождается в более ранней философии досо-кратиков (Парменид, Гераклит) и зна¬менует эпоху слитности бытия и мышления, когда мыш-ление как бы растворено в бытии и вы¬ступает именно как мышление-бытие, непосредствен-ная откры¬тость бытия мышлению.

Второй тип познавательного отношения представлен линией, идущей от Платона и Аристо¬теля, через Р.Декарта, вплоть до Г. Гегеля и Э. Гуссерля. Здесь мышление уже не слито с бы¬тием, а отделяется от него, пре¬вращаясь в абсолютный субъект, противостоящий миру сущего как универсальному объекту.

Именно вторая модель отношения познающего к позна¬ваемому становится наиболее привычной (классической) для европейской метафизики.

Классическая традиция исходит из признания одной-единственной истины, представ-ляющей подлинное знание, противопоставленное неподлинному мнению. Познаватель¬ная деятельность осуществляется здесь от имени некого надличностного субъекта согласно стро-гим логическим за¬конам, которые, будучи однажды установлены, остаются вечными и неизменными. Каждый отдельный мыслитель выступает здесь как очередной представитель этого универ¬сального субъекта, а само познание понимается как проник¬новение сознания к глубинной сущности вещей. Тем самым формируется представление о двуслойности бытия, в кото¬ром под внешней «поверхностью» мельтешащих явлений скрывается глубинный - «мир сущего», который выступает основанием и причиной всего происходящего на «поверх-ности». Именно этот «мир сущего» и становится действи¬тельным объектом, на который направлена познавательная активность субъекта, стремящегося прорваться сквозь об-манчивую видимость явлений к скрытой сути бытия.

Гносеологические установки Галилея и Декарта предельно резко обо¬значили это про-тивопоставление субъекта объекту в новоевропейской философии.

С одной стороны, физи¬ка Галилея демонстрирует и обосновывает радикаль¬ное от-личие научной кар¬тины мира от мира обыден¬ных представлений.

С другой стороны, утверждая суб¬станциальный характер как протяжен¬ности, так и мышления, Декарт про¬водит столь же резкую черту между идеями, составляющими содержа-ние нашего сознания, и внешним миром.

Вследствие этого разделения основанием для дискуссий о возможностях и путях по-знания, начиная с Декарта и вплоть до конца XIX века, становится столь жесткое требование выбора между материализмом и идеализмом, что в нем начинают видеть основной вопрос всякой философии вообще.

В понимании сути субъектно-объектных отношений материализм ориентирован в первую очередь на объект, идеализм - на активность субъекта, а в совокупности их кон-фронтация воспроизводит классическую теоретико-познавательную дилемму: является ли наше знание «отраже¬нием» реальности или нашей субъективной «конструкцией». Вопрос форматируется так: можем ли мы на основании познавательных образов заключать о суще-ствовании и даже свойствах внешнего мира, скрытого за нашими идеями, или мы познаем только наши собственные идеи?

> Материализм исходит из того, что существует неза¬висимый от человеческого созна-ния (и свободный от вся¬кой субъективности вообще) объективный мир, непосред¬ственно «данный» нам в формах чувственного опыта. Идеи нашего сознания представляют собой от-ражение этого мира, возникающее как результат воздействия объектов на органы чувственно-го восприятия. Активная роль в по¬знавательном отношении принадлежит объекту, тогда как субъективной стороне приписываются преимущественно рецептивные функции.

> Идеализм, напротив, исходит из того, что не суще¬ствует никакой совершенно неза-висимой от сознания дей¬ствительности. Человеческое познание в конечном итоге есть вос-произведение в индивидуальном сознании образов и идей, уже имеющихся в содержании не-кого надчелове¬ческого, «мирового сознания» (Бога, Абсолютного Духа и др.). Поэтому, стро-го говоря, нет никакой чистой объек¬тивности, в которой так или иначе не были бы представ-лены субъективные моменты. Активная роль принадлежит здесь субъекту, который формиру-ет образ внешнего мира в соответствии с внутренне присущими ему познавательны¬ми спо-собностями. Этот образ и выступает как единственно доступный человеческому сознанию объект.

> Агностицизм - третья, промежуточная позиция - представляет собой попытку компромисса между крайно¬стями идеализма и материализма. Согласно данной точке зрения существует независимый от сознания мир «вещей в себе», но он недоступен человеческому познанию, которое касается только явлений, т.е. внешних форм обнаружения этого мира.

Общей основой для всех трех позиций является картези¬анский тезис о том, что фунда-ментальное заключение о бы¬тии мы можем сделать только исходя из самодостоверности акта собственного мышления. Или, иными словами, достоверность человеческого знания в конеч-ном итоге опирает¬ся на познание человеком самого себя и своих собственных идей. Если да-же и имеется существующая сама по себе «объективная реальность», то она доступна нам не прямо, а только косвенно, через посредство каузального умозаклю¬чения, издавна известного как онтологический аргумент: раз есть мысль (а она безусловно и самоочевидно есть), то ей непременно должно что-то соответствовать, ведь что-то же породило ее и сделало такой, ка-кова она есть. Про¬блема, таким образом, сводится к тому, чтобы определить, что же пред-ставляет собой это «нечто», которое порождает и «оформляет» наше знание.

> Материалисты предполагают, что таким порожда¬ющим фактором является «мате-рия» как объективная ре¬альность, воздействующая на наши органы чувств и воз¬буждающая в них ощущения, составляющие отправную точку для начала интеллектуального процесса, в свою очередь , порождающего теоретическое знание. Познание понимается при этом как спе-цифический род деятельно¬сти, самым тесным образом связанной с деятельностью предметно-преобразовательной. Деятельность "выступает как опосредующее звено, которое одновремен-но и соединя¬ет, и разделяет субъект и объект.

В процессе познавательной деятельности субъект «пере¬водит» реальный предмет в знание, идею, субъектив¬ную цель.

В процессе практической деятель¬ности субъект, напротив, мате¬риализует (опредмечи-вает) то, что первоначально было чисто субъек¬тивной целью, знанием, проектом.

Для материалиста ведущей стороной познавательного отношения является объект: субъект вторичен по отноше¬нию к объекту, но в то же время оба они существуют само-стоятельно, независимо друг от друга.

Идеалисты, напротив, исходят из приоритетности субъекта: он первичен по отно-шению к объекту, но связь между ними более плотная, чем простое сосуществование. Образуя стороны устойчивого отношения, субъект и объект взаимно предполагают друг друга, немыслимы вне этого от¬ношения; подобно двум полюсам магнита они не существу¬ют обособленно друг от друга.

В самом этом направлении можно выделить две линии:

Объективный идеализм. Он опирается на признание логической природы реальности , познание которой есть воспроизведение в индивидуальном сознании некого раци¬онального проекта, предшествовавшего бытию предметно¬го мира и составляющего его истинную сущ-ность (Платон, Г. Гегель). При этом мышление начинает воспринимать мир как построенный и живущий по законам самого мышления, или, иными словами, полагает в качестве предмета позна¬ния не жизненный, а именно мыслимый мир. В результате то, что не может быть пред-ставлено в форме мысли, «про¬скальзывает» сквозь логические ячейки «категориальной сет-ки» и не попадает в сферу познания. Мышление начи¬нает мыслить не бытие, а самого себя в виде некой субстан¬циализированной сущности - объективированного субъек¬та (Бог, Мировой Дух и др.);

Субъективный идеализм, основной тезис которого «Esse est percipi» означает «Суще-ствовать - значит быть воспринятым». Таким образом, вне субъекта бессмыс¬ленно толковать о бытии; сама мысль о реальности, су¬ществующей независимо от ее чувственного восприятия, внутренне противоречива. С точки зрения представителей данного направления познание всегда опосредовано впе¬чатлениями и идеями, которые принадлежат не внешнему миру, а внутреннему миру субъекта. В таком случае оста¬ется неясным, как идеи и образы, целиком относящиеся к внутреннему (психическому) миру человека, могут быть источником достоверного знания о мире, находящемся за пределами сознания.

Указанные трудности приводят к мысли о пересмотре самих фундамен¬тальных основ новоевропейской гносеологической традиции. Возникает стремление восстановить досокра-товскую модель познавательного отно¬шения. Мартин Хайдеггер предлагает уйти от традици-онного противопо¬ставления субъекта и объекта и вернуться к парменидовской непосредствен¬ности, нерасчлененности бытия и мышления, чтобы перейти от «мышления о бытии» к «мышлению бытия».

Экзистенциально-феноменологическая философия не разделяет бытие на противопо-ставленные друг другу субъект и объект, поэтому в новой традиции, когда речь идет о субъ-екте, имеется в виду, скорее, субъективность, которая пони¬мается как неотъемлемая принад-лежность всякого события, происходящего в мире. Субъективность не имеет субстанци-ального характера и не противопоставлена остальному миру, поэтому субъект экзистенциаль-но-феноменологической фи¬лософии - это не человек, не человеческое тело, душа или чело-веческое сообщество, но это и не чистая абстракция, по¬добная трансцендентальному субъекту классической фило¬софии. Субъект не рассматривается здесь как некая само¬стоятельная сущ-ность, составляющая какую-то, пусть даже очень специфическую, часть мира, поскольку мир и жизнь суть одно: «Я» - это и есть мой мир.

Усилия классической гносеологии были направлены на то, чтобы одновременно уви-деть обе стороны познава¬тельного отношения: и познаваемый объект, и познающе¬го субъек-та. Философы, мыслящие в русле классической традиции, пытались взглянуть на это отноше-ние как бы со стороны, с позиции беспристрастного свидетеля, чтобы зафиксировать совпадение или несовпадение объекта и его субъективного образа. Но где в мире может быть обнару¬жен такой «третий глаз», который мог бы одновременно видеть и наблюдаемое, и наблюдателя? Мы видим глазом, но при этом мы не видим самого глаза; ели же мы начнем рассматривать глаз, мы ничего не увидим им. Подобно тому как глаз не принадлежит к совокупности видимого, субъек¬тивность не принадлежит к миру. Она представляет, скорее, границу мира, а не его часть. Эта граница проходит между объективной и субъективной сторонами непосредственного бытия, разделяя их как «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» (Ж.-П. Сартр).

Отношение этих сторон несимметрично. «Бытие-для-себя» (сознание) лишено какой бы то ни было сущностной предопределенности, абсолютно пусто, «прозрачно», а по¬тому совершенно открыто как для внешнего мира, так и для самого себя. Оно представляет собой «разрыв» в «бытии-в-себе», абсолютное ничто, которое, будучи лишено соб¬ственного содер-жания, постоянно нуждается в наполне¬нии. Именно благодаря своей абсолютной «прозрачности» сознание выпадает из сферы действия всех каузальных за¬висимостей и может рассматриваться как абсолютная сво¬бода. Сознание - это не просто пустота, наполняемая из¬вне, а особого рода бытие - центр свободной, деятельной субъективности.

Все, проникающее в сознание извне, со стороны «бытия в-себе», не определяет содер-жательные аспекты деятельно¬сти самого сознания, а служит для него лишь своеобразным по-водом, опорной точкой, отталкиваясь от которой созна¬ние разворачивает свою собственную свободную актив¬ность. Поскольку же содержание этой активности ничем не задано ни извне, ни изнутри, она выражается прежде всего в чистой негации - отрицании зависимости субъек-та от всех обстоятельств мира внешнего, а равным образом и внутреннего. Согласно Сартру, существо свободы со¬знания (субъекта) составляет именно отрицание какой бы то ни было предопределенности. Так формируется новая концепция субъективности, существенно отличающаяся от традиционной.

9.2. Субъект познания (основные концепции)

Под субъектом в самом широком смысле понимается носитель сознания, включая ин-теллект, волю, ценностные ориентации, способность к целенаправленной деятельности. Субъект - вовсе не обязательно физическое лицо. Суще¬ствуют разные «модели» субъекта: от отдельного человека до «универсального субъекта», выступающего в виде коллек¬тивного бессознательного, Абсолютного Духа или Бога.

С самого возникновения философии и на Западе, и на Востоке говорится о наличии в человеческом созна¬нии несводимых друг к другу познавательных способно¬стей (чувствен-ность, рассудок, разум, память, воображение, интуиция и др.). Задача теории познания состо-яла в том, чтобы раскрыть суть этих способностей и понять меха¬низм взаимосвязи. Таким об-разом, основной темой теории познания становится исследование не столько логики по-строения теоретического знания, сколько логики «функци¬онирования» интеллекта, осуществляющего познаватель¬ную деятельность, - логика теории выступает здесь как про-изводная от структуры и функций познающего субъек¬та. Признание субъекта в качестве центра познавательной активности предполагает, что все познаваемое составляет периферию сферы познания и обретает смысл только че¬рез отнесенность к этому центру. С данной точки зрения познать предмет - значит определить его по отношению к субъекту в качестве цели, обстоятельства, средства, ору¬дия, знака и др.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.