Фаллические культы. Истоки фаллического культа у народов центральной азии Современные фаллические символы

Наружные половые органы мужчины на полотнах древних мастеров прикрыты фиговым листком. Впервые этот скромный наряд появился у Адама и Евы, осознавших свою наготу. Показать «фигу» – крайне неприличный жест, хотя с другой стороны фига служила охранным от сил зла и болезней жестом. Такая двойственность отношения общества к половым органам прослеживается издревле, – пожалуй, нет ни одного другого органа в анатомии человека, так часто не являлся источником грубых выражений и пошлых намеков. Поэтому не следует смешивать, как это и было принято у древних греков, анатомический половой член и священные представления о фаллосе. Сексуальная тематика нашла свое отражение во всех, без преувеличения, видах искусства (живопись, скульптура, театр, кино, фото).

Мужской детородный орган с древних времен наделялся священными функциями власти и плодородия, поэтому его любили, ему поклонялись. В первобытном обществе человек, имевший большие мышцы, большое хозяйство и жилье был более богатым по сравнению с его соплеменниками. Размеры тела, сила и плодовитость (символом которой считался половой член), и следовательно большая семья, могущество делали из такого человека доминирующую в клане фигуру. Большой половой член становился объектом зависти других, а человек, им владевший – своеобразным идолом, которого уважали и которому поклонялись. Аксиома «чем больше, тем лучше» сохранилась и поныне. Следует отметить, что большой пенис вызывает чувство восторга с эстетической точки зрения, чувство гордости у владельца и внушает страх у других, вызывая у них уважение.

Первые найденные изображения фаллоса датированные перигордианским периодом (35 тыс. лет назад). К ранним находкам следует отнести также наскальные рисунки обнаженных мужчин на охоте времен бронзового века (Богуслан, Швеция). Так же, солидный возраст имеют статуэтки фаллосов рядом с головами убитых зверей (около5000 лет до Р.Х. найденные на территории пустыни Сахара), рисунки, изображающие женские половые органы и фигурки фаллосов, принадлежащих к ориянской культуре (пещера Тюк Де Одуберт).

У язычников фаллические действия приравнивались к сакральным, проявления бесконечности жизни. Фантазия древних людей в этом плане не знала границ и проявлялась многими обрядами в племенах земледельцев. Женщина, как и земля, рождает из себя, поэтому мужчины совокуплялись с женщинами массово на полях (Новая Гвинея). Растения высаживались в ямки и выкапывались похожими на половой член орудиями труда (Центральная Африка) или зерно мололи принадлежностями характерной удлиненной формы. Именно вертикальные столбы-пределы служили для охраны садов и виноградников . На фото изображены находки фаллических статуэток древности.

В Древнем Египте культ фаллоса занимал действующее место в верованиях и обрядах: фаллос являлся символом мужской силы, связано это с легендами об Осирисе и Ра – царя всех богов, который изображался обнаженным. Богиня Нут имела фаллическое тело при женской голове. Жрецы Древнего Египта с помощью фаллоса пытались лечить больных.

Фаллос в переводе с греческого языка эрегированный половой член и его изображения, а также символ производительной силы и плодородия. Древние мифы и легенды имеют упоминания о культе фаллоса, он имел значение в культуре греческих богов – диметр, Гермеса и особенно Диониса. Цитируем Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в имя Диониса и устанавливают на них деревянные фигурки, символизирующие мужчин с большим не по размеру половым органом”. Многие рисунки на античных вазах изображают именно праздники во имя Диониса (рис.).

Во время проведения праздника Бахуса девушки не лишены целомудрия (их называли «канефоры») несли изображение фаллоса, украшенное цветами. Греки делали искусственные фаллосы из дерева, кожи, интересно не редко с крыльями - это свидетельствовало о стремительности производственного потенциала. Также исповедовали культуру фаллоса Пан и Приап. Приап, как правило, изображался бородатым дедушкой с грозным выражением лица и большим членом, намекал на пребывание в беспокойном состоянии (рис.).

Согласно мифам Приап - плод любви бога вина Диониса с богиней любви Афродитой. Это бог фертильности, символизирующий богатство и достаток. Богиня Гера прокляла Приапа, это привело к его недостатку при рождении, и он был изгнан с Олимпа. Но, несмотря на это, люди любили это божество и устраивали праздники в его честь. Во время этих праздников разрешалась полная сексуальная свобода. Во Франции существовали такие аналоги Приапа: на юге - святой Футин, в Бурге - святой Герлюшон, в Бретани - святой Жилея и святой Генола. Часто женщины приходили к подобным идолам занимали их статуи в надежде избавиться от бесплодия, потому что они дарили женщинам плодородие, а мужчинам - мужскую силу. Древние германцы приносили жертвы богу Фрико в честь брака. В Турции аналог Приапа известный под именем бога Беса. Статуэтки, изображающие его поныне пользуются успехом у туристов.

Фаллический культ существовал у многих народов мира, отличались только обряды поклонения, форма и размеры фаллических символов. По всему миру возникали гигантские колонны-фаллосы: гермы и менгиры. Герма (hermae) - квадратный столб с головой бородатого мужчины сверху и эрегированным пенисом посередине. Эти символические статуи, устанавливались как у дорог, полей, так и внутри дома. Они несли защитную функцию и функцию оберегов (Египет, Греция, Индия). При археологических раскопках в Помпеях, в доме пекаря был найден красный фаллос с надписью: «здесь находится блаженство». В разных областях Европы найдены менгиры, представляющие собой высокие каменные столбы до 20 метров высотой цилиндрической или конической формы - символы фаллического культа. Такие сооружения частые на Британских островах, во Франции на Кавказе (рис.).

В Римской империи культ фаллоса проявлялся жертвоприношениями и защитой от злых сил с помощью фаллических фигурок. На воротах вешали фаллические символы с той же целью, с которой сейчас вешаются подковы - «на счастье» и как обереги. А в малой Азии фаллический культ связался с церемониальным погребением: фаллос использовался, как посмертный памятник на могилах у мужчин .

Индия отличается одной из старейших фаллической культурой. Здесь до сих пор поклоняются фаллосу в форме лингаму (lingam). В «Puruska Sukta» написано: поклонение фаллосу, не означает поклонение анатомическом органа, а просто признание вечной божественной формы, проявляется в микрокосме. Мужской орган - не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни - лингам. Лингам в индуизме символ Шивы и его плодородия, классически имеет форму столбов, внешне напоминающий рог, высотой 75 см и диаметром в основе 30 см, правда те из них, которые установлены в храмах, могут достигать гигантских размеров (рис.). Многие индусок носят лингамы на шее подобно христианам, которые носят крестики. В буддизме ворота в храмах охраняются внушительных размеров воинами с сильно выпирающими гениталиями для отпугивания злых духов.

На Американском континенте до прихода испанцев также поклонялись фаллосу: именно испанцы нашли в храмах индейцев идола, имевшего фаллическую форму. Из художественного фильма об индейцах Майя «Апокалипсис (Apocalipto)» узнаем о применении народных методов в лечении бесплодия одного из героев фильма и шутки племени по этому поводу. В Никарагуа и Коста-Рике находили скульптурные изображения полового акта, а на берегах реки Миссисипи - фигурки похожи на греческого Приапа, сделанные из камня или опаленные глины.

Араваки, населявших Антильские острова, обтесывали камни, придавая им треугольную форму, в которой явно прослеживалась фаллическая символика. Назывались они «земис» и служили в ритуальных обрядах посвященным культа плодородия. У народов Лики и Карии была практика смазки священного конуса оливковым маслом, во время проведения торжеств. В храме Аполлона в Дельфах маслом смазывали священный камень.

Относительно символики половых органов, - культура мира не пожалела фантазии! Круг и палка – самые примитивные из них. Меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, колонна и арка, флейта и барабан - вот неполный перечень богатой фантазии человечества по этому поводу. По мнению части исследователей мирового культурного наследия звезда Давида - это изображение полового акта: треугольник вершиной вверх символизирует мужское начало, а верхушкой вниз - женское. Изображение половых органов человека символизирует не только плодовитость, но еще и вбирает в себя черты мужского или женского характера (мужество, храбрость, или неспособность вести боевые действия). Когда город капитулировал быстро, без сопротивления, победитель устанавливал одну или несколько колонн-обелисков, на которых было выгравировано имя завоевателя. «А рядом, - рассказывает Геродот, - воспроизводили интимные части женского тела, чтобы продемонстрировать, что у противника не хватает мужества». Установка обелисков - явление привычное поныне, во всех более-менее крупных населенных пунктах, затронутых войной (в Киеве это - памятные знаки в честь легендарных завоевателей на проспекте Победы и в парке Славы). Персонификация гениталий не обошла стороной народный фольклор, анекдоты. В одном из ирландских рассказов богатырь Фергюс характеризуется прежде всего размерами своего полового органа .

У наших предков, а именно носителей трипольской культуры, также была своя символика тесно связана с тематикой половых органов и отношений. «Трипольская культура была открыта чешским археологом Викентием Хвойкой более ста лет назад на Правобережье Украины. Из-под земли удалось достать достопримечательности культуры, столь отличные от привычных нам образцов первобытного общества, что можно было бы переписывать всю историю современной цивилизации», - пишет Эдуард Халепа, в статье интернет-изданию «Музеи Украины». Также, с его слов видим: «Трипольцы в своих больших поселках оставляли много бытовых и сакральных глиняных изделий. Среди последних - небольшие женские фигурки с нанесенными на их тела священными орнаментами. На высшем этапе развития наших предков магические рисунки переносятся на одежду. Тысячелетиями сохраняется древний символ плодовитости: волшебный расчерченный ромб - щедрая нива. Весной - в честь Богини плодородия ярового зерна Деметры, осенью - на славу ее дочери Богини озимых Персефоны проводили мистерии, где жрец лил воду на землю, имитируя небесное оплодотворение ее дождем. В 1970 году в Москву и Санкт-Петербург привозили музейные экспонаты из столицы Кипра Никосии, среди них был кувшин с одной ручкой и носиком - прототип современного чайника. Носик был сделан в виде женщины, которая держит в правой руке небольшой кувшин без дна. Через него можно лить воду из большого кувшина. Это ритуальный предмет тех мистерий. Носик кувшина форме напоминает еще и морду быка. Образ Бога неба Зевса, который, проливая дождь, оплодотворяет Мать-землю. Показательна и одежда Деметры: поверх платья она носит фартук в клеточку, расчерченный подобно трипольскому ромбу. В Украине с древнейших времен изготавливают плахту - верхнюю декоративную юбку. Вера в чудесные свойства этой клетчатой одежды, которая способствует плодородию в широком смысле, пришла к нам строками извечных ритуальных песен. Греки, наверное, под влиянием трипольской культуры ревностно хранили тайну национального плодородия. Под угрозой смертной казни на ритуальных обрядах запрещалось находиться мужчинам, гетерам, а также любому из иностранцев. Допускались только добропорядочные матроны, причем по рекомендациям. Это говорит известная комедия Аристофана «Женщины на праздновании». Эллины опасались, чтобы посторонние не узнали загадки преобразования мертвого зерна в живой росток, чтобы не раскрыли местную тайну оплодотворения и не сглазили, не навредили национальные достижения» .

В наши дни додумались собирать коллекции гипсовых отпечатков половых членов известных рок-исполнителей (Чикаго), привязывать мальчикам на живот маленькие соответствующие кулоны, как обереги (Таиланд). Все это расценивается как вознесение человеческого возрождения, а не действия, побуждающие к похоти и разврату .

Представители разных культур были достаточно откровенными в своем увлечении большим членом. Больше всего крупные фаллосы ценились индусами. В их изобразительном искусстве, скульптуре преобладают образы мужчин с большими, свисающими, как у коня гениталиями. В жизни, однако, воплощением мужской силы считались маленькие члены. В «Камасутре» перечисляются четыре типа мужчин в зависимости от длины их мужского достоинства. «Шуша» - человек-заяц: член в эрегированном состоянии всего 5-7,5 см, считается «гибким, эластичным и сильным». К тому же - это прекрасный идеал. «Мрига» - человек мужчина: эрегированный член его средних размеров 10-15 см, такой тип называется «совершенным воином», он «грациозный и подвижный». «Врисхубиа» - человек-вол: имеет достоинство длиной 18-20 см, характеризуется как «мускулистый и грубый». «Ушва» - человек-жеребец, последний в списке, жидкий индивид с толстым, как запястье, членом длиной более 20 см. Индусы сардонически приписывали ему такие качества, как «абсолютно слабый и вялый» . Аналог «народной» классификации половых органов существует в нашей культуре, культуре Киевской Руси. Самый маленький из пенисов в классификации - «Ласкун» (10 см в дожину), наибольший - «Балда» (17 и более см). Также выделяли «Лебедь» (11-12 см), «Балун» (13-13,5 см), и «Султан» (14-16 см). Славяне классифицировали половые органы не только по длине, но и по диаметру: «Малыш» - 2 см, «Принц» - 2,5-3 см, «Король» - 3,5-4 см, «Голован» - 4 , 5 см и «Слон» - 5 и более см .

Культура Древней Греции также выражает двоякое отношение к размерам полового члена. На изображениях той эпохи боги наделялись достаточно массивными инструментами, а люди – напротив, сравнительно крошечными дарами природы. Что касается древних Афин, там большой половой орган считался ненормальным явлением и имел варварскую характеристику, служил основой для карикатур, сатиров и дикарей. По словам Аристотеля маленькие члены более «плодородные», чем большие, так как семья не остывает, преодолевая при эякуляции более короткую дистанцию. Интересно, что в Древнем Риме юношам проводили инфибуляцию (рис.) - застегивание крайней плоти на медную пуговицу. Без такой манипуляции спортсмен не мог принимать участия в Олимпийских играх, где все, кто боролся, были обнажены.

Интересы арабов большими фаллосами объяснялось древним мусульманским афоризмом: «женщина предпочитает лишний сантиметр в мужском органе всему, что ей может дать как этот так и другой мир». Арабы относились к размерам полового органа с таким большим уважением, что оттоманские тюрки завоевали их только потому, что имели славу нации «обладателей большого мужского достоинства». Тюрки выставляли на всеобщее обозрение размеры членов завоеванных арабских вождей, сравнивая их с настоящими или даже вымышленными громадными членами турецких командиров. Это довольно активно способствовало подавлению сопротивления со стороны арабов.

В Европе в эпоху Ренессанса в моду вошли мужские накладные гульфики (рис.), которые представляли собой подложку из нескольких слоев ткани и пришивались к брюкам, чтобы визуально увеличить выступающий между ног бугор, неотъемлемую часть мужской анатомии тела. Новость моды быстро прижилась и частично модифицировалась - чего только не втыкали в гульфики, чтобы увеличить их размер - платочки, монеты, ключи и многое другое. На статуе, украшающий фасад здания, можно увидеть даже специально изготовленные латы, для демонстрации этой части тела (рис.). Если посмотреть на портрет Наполеона в полный рост можно заподозрить его страсть к этому аксессуару (рис.) . Теперь, бывает, в конкретное место специального белья накачивают воздух для увеличения того, что выпирает.

Если бы провести опрос среди мужчин - довольны ли они размером своего полового органа, то, безусловно, пессимистических ответов мы бы услышали больше. Если поставить вопрос несколько по-другому - хотели бы, если это было возможно, как в сказке, за волшебным словом увеличить свой член на сантиметр-два, то 95% ответили бы: «Да», другие же 5% или солгали бы, или же они не удовлетворены своим размером с другой стороны, как слишком большим. Анализируя причины, по которым мужчины придают такую значимость размерам своего полового органа, упрощенно можно оценить их как особей, склонных к соревнованиям. В различных вопросах жизни человека, - говоря о работе, учебе, заработке или статусе, - мужчина, сравнивая себя с другими, более или менее сознательно дает оценку себе по сравнению с другими, подобными себе. Наличие большого полового члена, как и высокого жизненного статуса, обеспечивает ему прочное место наверху тотемного списка мужской силы. Мужчины и женщины считают, что мужчина с большим пенисом обладает большей сексуальной силой и мужским темпераментом.

Мужчины даже с посредственным уровнем знаний по этому вопросу понимают с позиции здравого смысла, что женщине скорее болезненно, чем приятно заниматься сексом с мужчиной, который обладает очень большим «орудием». Но вопрос о размерах члена касается скорее чувств мужчины, чем его здравого смысла. Эта эмоциональная сторона вопроса беспокоила мужчин издревле, потому что еще на скалах рисовали мужчины более высокого социального статуса или ранга с большим половым органом и большей палкой . Хотя и на сегодняшний день подобные рисунки остаются актуальными в местах общего пользования, где данная художественная тематика актуализируется назначению заведения .

Мальчики начинают активно сравнивать свой ​​член в период полового созревания, когда появляются волосы в паховой области и интенсивно развиваются гениталии. В течение всей будущей жизни мужчины продолжают сравнивать размеры своих органов в раздевалках, комнатах отдыха, банях. Эти наблюдения или развеивают, или, напротив, усиливают их фобии относительно своей сексуальной полноценности. Известно также, что многое зависит от позиции по изучаемого половой член: если смотреть на него сверху, то размеры несколько скрываются, что может лишь усилить страх владельца о недоразвитый пенис. Тревога мужчин относительно размеров члена очень велика. Племенные шаманы с Берега Слоновой Кости, в Африке эффективным оружием против врага и надоедливых туристов считают угрозу с помощью чар уменьшить размер члена.

Какое значение имеет размер полового члена для женщины? Сексопатологи утверждают, что для них большее значение играют знания партнером эрогенных зон своей партнерши, техника полового акта, чем антропометрические параметры человека. Такие же аргументы приводят и большинство женщин, но почему-то они звучат недостаточно убедительно. Опытные женщины считают, что приемы и поведение в постели влияет на их эмоциональную сферу, поэтому если в этом отношении мужчины равны, они (опытные женщины) выберут мужчин с большим половым органом. Эту позицию описывает выражение «Лучше хороший большой, чем хороший маленький». Поэтому мужчины и женщины в своем большинстве единым фронтом выступают в силу разных причин за большой член.

В одном из номеров журнал «Плейбой» опубликовал исследование своего читателя. Он провел опрос группы женщин, хотя бы один раз рожали в возрасте от 25 до 50 лет. Среди них не оказалось ни одной, которой бы нравился маленький пенис. Конечно, данное исследование не имеет научной ценности, но оно помогает и дальше утверждать, что большинство женщин предпочитают большой мужской половой орган.

Многие женщины также считают, что маленький член с психологической точки зрения не вызывает у них такого возбуждения во время подготовки к половому акту, как большой член, или даже член среднего размера, которые символизируют собой агрессивность, мощь и силу, мужскую энергию. К тому же если член длиннее среднего у женщины возникает перспектива более возбуждающего, более пленительного коитуса, и она уже в силу этих представлений возбуждается с большей силой . Факт хорошо объясняется с этиологической точки зрения - выбор самкой более доминантного самца. К тому же со слов Самохвалова В. П. - «стремление к обладанию престижными ценностями является важной чертой человеческой натуры». Кроме психологических преимуществ большего полового органа (гордость и уверенность владельца), он имеет некоторые физические преимущества - большая маневренность и широкий спектр позиций, также больше растяжение влагалища, площадь соприкосновения, а следовательно более острые ощущения у партнеров. Но вагинальная стимуляция не всегда приводит к оргазму женщины. Этим и объясняется аргументы в пользу техники половых отношений .

За время своего развития человечество предлагало различные способы увеличения полового члена. И не только с помощью волшебства. Для этого смазывали пенис различными веществами, в частности желчью осла. В XVI веке известный итальянский анатом Габриэль Фаллопио советовал желающим больше заниматься онанизмом. Отдельные энтузиасты втыкали в заранее подготовленные разрезы на половом органе куски проволоки, слоновой кости или даже золотые предметы. В более жарких странах на орган надевали чехол и шнурками привязывается к телу. Папуасы демонстрируют такое и сегодня, не только намекая окружающим на свои небывалые потенциальные возможности, но и утверждая тем самым свой социальный статус, тем естественным, что есть. Хранят они в явно не занятом полностью цилиндре табак и еду (рис.).

Для удлинения полового члена издавна был известен такой способ: к органу подвешивался груз, начиная с подросткового возраста. Данный процесс порой продолжался всю жизнь, однако способствовал значительному удлинению полового члена. В вершине реки Ганг можно встретить мужчин из племени Садху с фаллосом до колена; была даже зафиксирована длина 92 см. Другое дело, что данный индивид в постели не дееспособен и процедуры удлинению члена проводились исключительно в эстетических целях и ритуальных традициях .

Мужчины бразильского племени Топинама в XVI веке значительно увеличивали свои органы, подставляя их под укус ядовитой змеи. В течение полугода спустя эти мужчины терпели невыносимую боль, однако в результате они могли удивлять женщин ошеломляющим видом своих членов. В некоторых племенах протыкали иглы через головку члена, что приводило к формированию устойчивых свищей. В дальнейшем в эти отверстия вставляли различные предметы с целью стимуляции полового партнера и человек с самым изысканным «художественным оформлением» считался лучшим любовником и женщины просто не давали ему прохода . В середине ХХ века разработан и курс вакуумной гипертермии и хирургические методы (пересечение подвешивающей и пращевидной связки полового члена,) и методы основанные на статическом вытяжении.

Тем не менее, постепенно культ фаллоса терял свою значимость. Римляне уменьшили его до изображения на амулете, который должны были носить муж с женой для сохранения супружеского счастья, а заодно и свой ​​дом от недоброго взгляда.

В Средние века совсем покончили с культом. Христианская религия и ее верховные пастыри очень негативно относились к открытой пропаганде секса. Мораль того времени – «секс исключительно для продления рода». Чтобы не вводить верующих в соблазн все скульптуры античности публично были «кастрированны». Церковь IX века осудила использование фаллических амулетов распространенных в то время. Этот обычай сохранялся вплоть до XVI века.

В периоды Реформации и Контрреформации на тему сексуальности было наложено жесткое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или прятались за фиговым листьями. Только в научных работах того времени допускались изображения пениса. С Французской революцией, принесшей некоторую свободу, произошло уменьшение давления общественной морали, однако фаллос потерял свою символику фертильности и мужской силы.

Запрещающие действия дали отрицательный результат, спровоцировали появление культа грубой силы, культа не мужа-продолжателя рода, а мужчины-самца. Миром управлял не культ совокупления и любовных утех, а культ примитивной и бездумной покорности. Отсутствие сексуальной грамотности приносило свои горькие плоды - от бессмысленности кровосмешения до ужаса перед нежелательной беременностью, от несчастья мучительной болезни к позору обманутого целомудрия. Все эти страдания связывались с мужским половым органом. Поэтому-то изображение фаллоса долгие века, после Греции и Рима, запрещалось, а обнажение его стало позорным и развратным действием.

Генетическая память - великая вещь, она долгосрочная и устойчивая, неподвластная времени и условиям. Поэтому всякий раз, когда человек сравнивает свой ​​член, он подсознанием возвращается к тем временам, когда фаллос олицетворял силу и мощь своего владельца. Время неуклонно идет, все меняется. Меняются взгляды, мировоззрение, воображение, ценности. Но человек навсегда останется человеком. И точно, как когда-то, каждый человек стремится к лидерству в чем-либо.

Подводя итоги можно отметить, что проблема «размеров» смущала человеческий ум с давних времен и до сих пор в полной мере не потеряла своей актуальности. Правда, принцип «чем больше - тем лучше» убыточный, неверный. Поэтому и существуют среднестатистические нормы размеров мужского полового члена, чтобы провести границу между «чем больше - тем лучше» и «слишком - то нездраво». Об этом в наших следующих статьях.

Литература:

  1. Этинген Л. Е.Как же вы устроены, господин тело? – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. – с. 162-168.
  2. Щеплев П. А., Курбатов Д. Г.Малый половой член. Методы коррекции. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – с. 8-30.
  3. Как увеличить размер мужского полового члена. – Пер. с англ. М: КРОН-ПРЕСС; 1995.
  4. Vanggaard T. A Symbol and its History in the Male Word. NewYork; 1972. – P. 34-49.
  5. Кон И. С.Введение в сексологию. – М.: Медицина; 1988.
  6. Onian R. B.The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul ets.Cambridge: Univ. Press; 1951. – P. 133-135.
  7. Синицкий Ю. Ю., Синицкий С. Ю.Фалокоригуюча та фалореконструктивна допомога в умовах амбулаторної андрології // Андрология и сексуальная медицина №. 3(39) – с. 26-32.
  8. Feustel R.Sexualität in den Anfangen der Menschheit.Sexuoiogie 1978; 3: 87-89.
  9. Любарский А. В.Отдельные междисциплинарные аспекты эволюции лечения эректильной дисфункции от ректального массажа к «фаллической» Виагре // Здоровье мужчины №2 (17) 2006. – с. 52-54.
  10. Schonfeld W. A. Beebe G. W.Normal Growth and Variation in the Male Genitalia form Birth to Maturity. // Journal of Urology – 1942. – – P. 759-777.

Никто особо не задумывается об этом, но вся наша жизнь напрямую связана с символами, которые нас окружают. Некоторые люди относятся к ним нейтрально, другие же устраивают из них культ, иногда доходящий до фанатизма. Целый вокруг нас. Они есть во всех сферах жизни, начиная от телепередач и кинофильмов и заканчивая Нельзя забывать и о стихотворной форме, где каждое сочинение зачастую помимо основного смысла имеет и подтекст. А двойное значение - это одна из главных характеристик, необходимых для определения истинной сущности. Казалось бы, обычные на первый взгляд предметы на самом деле несут в себе совсем иной символизм и подтекст. Герман Гессе, например, считал, что каждое явление на земле - это символ, а через него душа проникает в наш мир.

Изображения с фаллическим смыслом были популярны у большинства народностей, на всех континентах нашей планеты, следовательно, творцы (живописцы, скульпторы, литераторы) часто использовали их в своих произведениях.

Фаллические символы - что это такое?

К ним можно отнести образы и предметы, способные вызвать ассоциации с органами оплодотворения как мужскими (фаллос), так и женскими (ктеис). Однако не стоит ограничивать подобные символы вытянутыми и стоящими предметами, как делают это многие авторы, изучающие данный вопрос. Так как репродуктивная функция относится к одной из наиболее важных для человека, соответственно, и многие народы, их культуры почитают все, что напрямую или косвенно связано с этим процессом. Практически в любой религии мира можно найти символы, похожие или напрямую изображающие фаллос или другие половые органы. Не обошла эта особенность и праведное на первый взгляд христианство.

Доисторические фаллические символы

Первые сведения об использовании фаллических символов отсылают нас к временам неолита, постледниковому периоду. На рисунках, обнаруженных в пещерах на территории современной Франции, были изображены фаллосы, символизирующие мужскую силу и основу рода. Согласно данным проведенной экспертизы, этим рисункам около 30 тысяч лет. В Швеции были найдены изображения бронзового века, на которых явственно различим охотник с явно гиперболизированными половыми органами.

В Зимбабве был обнаружен рисунок огромного пениса с прямой линией, тянущейся вдоль и переходящей в цветок лилии, что, по мнению историков, символизировало половой акт и продолжение рода. Как показывают данные находки, фаллические символы древности применялись в искусстве и быту на всей территории нашей планеты, несмотря на отсутствие контактов и связи между континентами.

Символы фаллоса в Египте и Риме

Зарождение современной цивилизации началось в регионе Средиземноморья, в истоке Нила, самой плодородной части Египта. Культ фаллоса был довольно популярен в египетской древней мифологии и представлен божествами Мином, Амоном Ра и Асирисом. Ходили легенды о размерах полового органа фараонов. Некоторые фаллические символы можно встретить в экспозициях краеведческого музея в Каире.

Сохранилось множество артефактов эпохи Древней Греции: скульптур в виде фаллоса, возведённых в честь бога Диониса, а также изображений празднований в его честь. Также дошли до наших дней скульптуры Приапа, бога-беса, главного представителя фаллического символизма в этой древней культуре. Зачастую детородный орган Приапа изображался длиннее его тела, показывая тем самым его могущество. В честь него устанавливали скульптуры, представляющие собой длинную каменную колоду с головой бородатого мужчины и длинным пенисом. Позже фаллические традиции эллинов перекочевали в Древний Рим, где подобные изображения и артефакты приобрели магическую силу оберегов. По преданию, они отводили сглаз и защищали от злых потусторонних сил. Практически в каждом дворе был подобный тотем.

Славянская культура

Фаллические символы у славян можно встретить практически у каждого языческого божества. Помимо этого, они широко применялись при проведении обрядов. Воспринимались они славянами как обереги. Иногда талисман в виде фаллоса вывешивался на ворота и, по мнению хозяина, помогал в развитии домашнего хозяйства. Даже русское слово «удача» имеет древнеславянский корень "уд", который соответствует имени древнего бога, ответственного за успешное исполнение любовных контактов. Бог Уд изображался на рисунках с другим эротическим знаком - венком из калины, символом девственности и целомудрия. Венок был проткнут рогами Уда, что означало первый половой контакт. Сувенирные фаллосы на территории Древней Руси изготавливались из разных материалов. В особом почете была бронза.

Другой традицией язычников являлась выпечка куличей. Форма такого изделия напоминала мужской детородный орган с характерной шляпкой на верхушке, залитой белой сахарной глазурью (похожей на мужское семя). Кулич посыпался зерном, которое символизировало плодородие и пробуждение природы. Зачастую такую выпечку дополняли крашеными яйцами, что в комплексе выстраивается в явный символ мужского детородного органа. Именно кулич после крещения Руси перешел из языческой в христианскую традицию, фактически сохранив свое первоначальное значение.

Роль символов в христианстве

Заменив в Киевской Руси язычество, христианство, тем не менее, вобрало в себя многие фаллические символы При этом также принесло и свои. Фаллические символы в христианстве можно встретить на каждом шагу. Например, купол, который венчает православные и есть не что иное, как символ необрезанного фаллоса (как у иудеев). Стоит посмотреть и на классическое строение христианских храмов, где основа похожа на мошонку, а высокая часть напоминает фаллос. Следует отметить, что на заре зарождения христианства Иисус изображался с половыми органами. Наглядным примером служит Терракота времен Меровингов из музея Сен-Жермена, изображающая Иисуса с пенисом. При этом он держит копье в одной руке и луну в другой и побеждает зло, представленное в Другим главным символом, который должен иметь каждый христианин, является крест. По преданию, он также являл собой знак детородного органа. Помимо скрытых символов, в христианстве использовались и открытые изображения фаллосов, например, в украшении некоторых католических церквей Испании, Чехии, Франции. Также с развитием паломничества по святым местам фаллические символы появились и в памятных значках, предлагаемых монахами.

Падение популярности фаллических символов

С наступлением эпохи Реформации данный культ утратил свою популярность. Фаллические символы в искусстве стали реже встречаться. На сексуальность было наложено табу, и все упоминания фаллоса в произведениях изобразительного искусства старались закрашивать, а половые органы на скульптурах прикрывались фиговыми листками. Многие ученые тех времен осуждали сексуальность и стыдились упоминаний о ее атрибутах в культуре. Длился данный запрет около 200 лет, и за это время многие произведения искусства были переделаны, но не все из них затем можно было привести в первозданный вид.

Фрейд и возрождение культуры сексуальности

Одним из тех людей, которые сняли запреты с темы сексуальности, был известный немецкий врач-психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что мысли человека трансформируются в образы и символы. Фаллические символы, по Фрейду, имеют место практически в любом предмете. Они вместе с иными неосознаваемыми образами зачастую проявляются в сексуальных формах. Многие считают теорию Фрейда ошибочной и несостоятельной, однако тот резонанс, который она оставила в обществе, явно повлиял на современное искусство и общество в целом, вновь открыв миру сексуальность и ликвидировав табу, возложенное на фаллические символы.

Современность

В наше время фаллические символы не являются чем-то постыдным и используются повсеместно. Их можно встретить в современных живописи, скульптуре, литературе. Многие художники пытаются эпатировать публику использованием изображений половых органов в своих инсталляциях. Появилась такая форма фаллического искусства, как обнаженный перформанс, где главным полотном для искусства выступает сам человек, а прямое демонстрирование половых органов есть не что иное, как выражение своих эмоций, через символы частей тела. Также изображения фаллосов и их символы продаются в качестве различных сувениров во многих странах, особенно Азиатского региона.

Фаллическое каменное изваяние в окрестностях Хархорина (Каракорума), у буддийского монастыря Эрдэнэ Зуу в Монголии - продолжатель легенды сохранившегося до наших дней более древнего подлинника. Фото alex-dfg.livejournal.com.

Фаллический культ имеет прямое отношение к культу Неба как минимум со времен хунну, считают некоторые исследователи тенгрианства, не чуждые теории пассионарности К примеру, автор сайта, посвященного традициям, культуре и обычаям тюркских народов, имеет свой взгляд на этот счёт. Познакомимся с изысканиями приверженца идеи «Турана под Вечным Небом», Айрата Галимзянова из Казани – в его статье о гуннах как «сексуальных пассионариях Евразии».

Археологи при раскопках на территории казанского Кремля нашли алебастровый фаллос, наполненный зернами. Видимо, предки казанских татар использовали приемы сексуальной магии древней тюркской религии - Тэнгрианства - для обеспечения плодородия.

На территории Уфы, столицы Башкортостана, археологами также "найден бронзовый предмет с характерными признаками культа фаллоса". (Р.Б.Ахмеров "Наскальные знаки и этнонимы башкир", Уфа, "Китай", стр.33).

Ученые Балкарии на горе Донгат Чегемского ущелья раскопали интересный культовый камень, изображающий одновременно и женский, и мужской половые органы (И.М.Мизиев "Очерки истории и культуры Балкарии и Карача, XIII-XVIII вв", Нальчик, "Нарт" 1991, стр.151).

Древние тюрки-алтайцы изобразили на горе Калбак-таш шествие хоровода, в котором один из участников держит в вытянутой руке прямую палку-посох. А посох, столб, шест, мировое дерево у многих народов ассоциировались с мужским производительным началом - фаллосом. Мировое дерево одновременно разделяет и соединяет Небо и Землю - отсюда фаллическая символика мировой оси и ее алломорф типа линги.

Арабский путешественник Ибн Фадлан еще в Х веке зафиксировал у башкир 13 культов, в том числе единого тюрко-монгольского бога Тангры, коня, журавля и... фаллоса!

Ибн Фадлан констатировал, что многие башкиры-мужчины носят на шее деревянные амулеты в виде фаллоса как признак и культ мужественности.

У бурзянских, минских башкир до недавнего времени существовали ритуалы почитания изображения мужского полового органа, вырезанного из дерева. Им оберегали детей, вывешивали в хлев для обеспечения плодородия.

Деревянная фигурка фаллоса, называемая "кут-ата" имеет генетические связи с архаичным фаллистическим культом, имевшим место в быту башкир". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа". Уфа, "Гилем", 1998, АН РБ, стр. 102).

У балкарского селения Верхний Чегем ученый М.М.Ковалевский отмечал наличие ритуального камня в виде фаллоса, к которому приходили бездетные женщины с подношениями и просили детей.

А в Карачае подобные же дары бездетные женщины приносили к одинокой сосне. (И.М.Минав... стр 151). У алтайцев-кумандинцев "известно об обряде "коча-кан", являющем собой ритуальное фаллистическое действо испрашивания плодородия.

По поверьям монголоязычного племени ойратов, в Цолви - небесном божестве, духе-хозяине планеты Венера - сосредоточена производительная сила, женщины просят Цолви о детях, причем в метафоре он уподобляется фаллосу отца Цогтая.

Хакасы с левого берега реки Абакан приносили речную гальку откровенно фаллистической формы и каменному изваянию хуртуях-тас. (Л.Р.Кызласов, "Древнейшая Хакасия", изд. Моск. Ун-та, 1986 стр. 171).

Несколько севернее башкирского селения Сапай есть первоначально естественный объект природы, но преобразованный древними скульпторами в столб-фаллос высотой в два метра и диаметром в 40 см. Столб имеет небольшое утолщение кверху и углубление на вершине.

В Хакасии есть много каменных изваяний и менгиров, часто имеющих форму звериного фаллоса (Л.Р.Кызласов, стр.87).

Хакасские изваяния тазминской культуры имеют обычно верхнее фаллическое завершение типа "головного убора". Одно из изваяний, изображающих антропоморфное мужское божество с фаллическим завершением головы, найдено на правом берегу реки Белый Июс. (Л.Р.Кызласов, стр.209).

Тюркский Свадебный посох рассматривается учеными как метафора фаллоса; палка дублирует сватающего мужчины.

"Палку можно также рассматривать как рудимент мирового Дерева жизни, присутствие которого придавало силы. В эпизоде сватовства палка как рудимент дерева символизирует плодородие. В тоже время в вертикальном положении палка вмещает также идею соединяющего звена Неба с Землей.

Обратим внимание на традиции вонзания в землю «колга» - длинного шеста, устойчиво соблюдающееся во всех родовых празднествах, сабантуях, на усадку основного основа юрты, на наличие во дворе хозяина длинного шеста и наличие в руках воина длинной пики в вертикальном положении во время жертвоприношения и т.д.

Во всех случаях вертикальная линия - символ связи Неба с Землей, обеспечивающий благополучие и устойчивость, крепость деяний человека. Отсюда в знании людей (предков) крест как знак Тэнгри". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа" Изд. "Гилем", Уфа-1998 Р.А.Султангареева АН РБ, стр.78-79).

На многих изваяниях в Хакасии изображены сексуальные акты существ верхнего мира с существами, воспроизведенными в среднем мире, на земле. Иногда в виде божества бывал изображен горный козел с резко очерченным фаллосом. (Л.Р.Кызласов... стр.201).

Гунны (хунну) в древности переправлялись и на японские острова, участвуя в этногенезе японской нации. Японская мифология сообщает, что божеская пара Изанаги и Изанами " возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня (фаллос); капающая с наконечника морская вода образовала первый остров, по имени Оногоро, который с виду похож на огромный фаллос.

Затем они стали бегать вокруг небесного столба, искусственно сделанного в виде фаллоса, и породили остальные японские острова, а также произвели и многие другие божества". ("Иллюстрированная история религий", том I, под ред. проф. Д.П.Шантенье де ля Соссей, изд-е 2-е, Росс. фонд. мира, стр. 87).

В Японии культ фаллоса и ктенес был официально запрещен в 1872 году, но "в отдаленных местностях его можно встретить и по сию пору. Эти "женские и мужские камни"... бывают и натуральными и искусственными.

Естественные фаллосы и ктенесы встречаются различных величин, достигая величины утесов, из которых один образует целый остров по имени Оногоро. Им придают гораздо больше значения, чем искусственным, и они-то, вероятно, и вызывали возникновение культа, так как они, конечно, древнее искусственных изображений. Искусственных ктенесов не делают, но фаллосы из камня, глины, дерева и железа очень распространены.

Бесплодные и больные женщины приносят в жертву фаллосу два вида раковин. Персик и боб служат символом ктенеса, гриб и рыло свиньи - фаллоса.

Крупные экземпляры фаллоса и ктенеса встречаются иногда отдельно, но чаще всего попарно; их помещают иногда в небольших вместилищах, под навесом, но в большинстве случаев прямо под открытым небом. Им приносятся жертвы, состоящие из яств и напитков. Маленькие символы их употребляются при домашнем богослужении" (там же, стр. 95).

Однажды японская Дева Тамаери-химэ, развлекаясь на берегу реки Исикава, увидела и плывущую по течению стрелу, окрашенную в красный цвет. Она подобрала эту стрелу и положила ее к себе в постель, отчего забеременела и родила сына. Здесь налицо параллель боевого оружия и фаллоса.

Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на запрет, его культ сохранялся до начала ХХ века.

Как известно, древнетюркские племена гуннов перешли из Центрально-Азиатских областей и на Корейский полуостров и на Японские острова. А на Западе - до Северной Испании.

Племена гуннов были пассионарны и чрезвычайно сексуальны, видимо, вследствие этого по основной части Евразии в областях, испытавших нашествие гуннов, у местных туземных племен и народов наблюдалось явление гетерозиса и появление гуннского стремления к завоеваниям, походам. "Эффект домино" вызвал последствия по всей Евразии.

Предки арийских-нордических и славянских народов также испытали на себе "великое переселение народов", инициированные гуннами. Это было не бесследное явление.

"В композициях эстонских ковриков использовались... деревья жизни,.. мужские и женские фигуры - одиночные и парные, а также фаллос - символ плодородия". ("Эстонская панорама", сборник 1987, Таллин, стр. 41).

Со времен викингов шведы языческий праздник Середины лета празднуют в пятницу, ближайшую к официальному дню летнего солнцестояния. В этот день воздвигается праздничный шест, украшенный цветами, листьями и флажками, так как викинги считали, что шест - фаллический символ, оплодотворяющий Мать Землю. Вокруг этого шеста потомки викингов водят хороводы, пляшут и пьют пиво. ("Известия", 5. 07. 2000).

Корень "яр" имеет сексуальный смысл во всех тюркских языках. В русском языке "яр" несет в себе понятия весеннего света, тепла, сексуальной активности, плодородия; "ярость" - гнев, похоть, "ярун" - похотливый и т.д.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.

В испытавшей нашествие гуннов-эфталитов Индии в честь мужского полового органа строили храмы.

Фаллос был громовой стрелой - ваджрой - великого древнеиндийского Индры.

В шиваизме существует поклонение фаллосу и женскому символу. Поклоняются лингаму, поднимающемуся в виде каменного столба из йони (женского символа).

И сегодня, как и в древности каждое утро женщины приходят, чтобы почтить символ мужской мощи, воплощение бога Шивы. Они украшают каменный фаллос цветами, окропляют благовониями и верят, что он сделает их счастливыми.

Молящиеся бросают к каменному лингаму немного риса, кусочек банана или щепотку красного порошка. Тысячи паломниц прижимаются животом к огромному каменному фаллосу, молят о зачатии.

В тантрическом буддизме и других восточных учениях фаллос называют нефритовым стеблем, флейтой, жезлом, скипетром, драгоценным камнем, положительной вершиной, горным утесом, яньской пагодой, оружием любви, дипломатом, послом, генералом, тигром, змеей, петушком, приспешником, мальчиком, монахом, адептом, воином, героем.

АРД: По идее Галимзянова получается, что фаллический культ был привнесен в культуру всех народов, попавших в «ареал завоеваний хунну-гуннов»? На том основании, что он был атрибутом тенгрианства - коренной религии всех народов? Вопросы к размышлению))

Однако любопытным в этом ракурсе предстает тот факт, что в «колыбели тенгрианства», а также прародине тюрков и монголов, откуда в далекой древности исходили волна за волной народы хунну по всему континенту - на территории современной Монголии - таковой культ до сих пор не забыт.

Пожалуй, всем бывавшим в Хархорине (Каракорум), что в Монголии признан как древняя столица Великой Монгольской Империи, известна эта «достопримечательность»:

Говорит ли новодел о том, что в Монголии на самом деле сильны традиции тенгрианства? Или это лишь способ отвлечь внимание многочисленных паломников и туристов от настоящего культового объекта? И снова вопросы. А ведь, казалось бы - такая простая штука…

Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучий бык" у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, "может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bongh" (Л. 1900, изд. II). Фаллиер, Клеман-Арман →
Словник : Усинский пограничный округ - Фенол . Источник: т. XXXV (1902): Усинский пограничный округ - Фенол, с. 266-268 () Другие источники : МЭСБЕ


Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы . Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш» оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет , полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя , во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).

У греков фаллос (φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причем Ф. - быть может, представлявший собою первоначально фетиш, - впоследствии сделался атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (φαλληφόρια, φαλλαγώνια) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идет его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторною перспективой, более шумною и многочисленною толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (κώμος), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и Ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (ίδύφαλλος), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов, которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх, Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву свое целомудрие. Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая ее пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versus ithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, схема которой была следующая:(ср. Sappho, fr. 84, 85).

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.