Французские газеты. Периодические издания для детей на французском языке Газеты и журналы на французском языке

Золотой век французской прессы закончился с приходом 1 мировой войны. В 1914 году Франция занимала первое место в европе по количеству газет на 1000 жителей – 244 экз. в Англии – на 1000 жит – 160, в США – 255. этого результата Франция больше не достигнет никогда. В 85 году на 1000 жителей – 185 экз., в 91 – 155. деградация рынка франц. Еженедельных газет особо очевидна на фоне постоянного роста газет в ФРГ и скандинавских странах. В нач 90 уменьш доходы от рекламы, сокращается читательская аудитория, нац газ становятся в большей степени парижскими., т к распростр за пределами Парижа было незначительным. Котидьен де пари и Франс суар нах под угрозой банкротства и исчезновения.

Из 15 ежедневных газет – 6 специализированные. В осн их тираж распр в Париже регионе, но они имели нац значение и распр по всей территории Франции. После кризиса Паризьен Любире в 70 и пост над тираж Франс суар в Париже нет крупных массовых газет с большим тиражом. Все парижские газеты, кроме Эко, и Экип были нерентабельными. В париже вых 9 газет общеполитической информации – Монд, Фигаро, Либерасьон, Паризьен, Юманите, Котидьен де пари, Презан, Инфо – матен, Франс суар.

6 специализированных газет – Круа, Эко, Требюн дефоссе, Экип, Пири терф, Котидьен де медсен.

В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разрешенных властями, их

разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них – «Конститюсьонель»

(«Конституционалист») и «Журналь де деба» («Газета дебатов»), которые имели тираж

16 и 13 тыс.экз.

Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1830 и 1848 г. Широко

развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты

«Реформ», «Ревю репюбликен» («Республиканское обозрение»), «Трибюн»,

«Насьональ», «Тан» («Время»); выделялись еженедельник «Карикатюр» и ежедневная

газета «Шаривари» («Кавардак»), «Ювенала карикатуры», «Наполеона сатиры». В 1848

г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой – за несколько недель в

Париже появилось около 200 газет.

В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось

первое в мире информационное агентство «Гавас». Уже в начале века в стране

существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались

важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В

газете «Пресс» в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована

концепция массовой, «информационной» прессы – сращение собственно журналистики

люстрация вышла в газете «Конститюсьонель» в 1851 г. В это же время возник жанр



газетного «романа-фельетона». В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции

монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г.

агентство «Гавас» стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г.

стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью

подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции

оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось несколько сот

газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-

пропагандистский характер, писались и издавались преимущественно деятельными

участниками революционных событий. В это время появилась традиция публиковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как

способ привлечения их к взаимному общению.

«Золотой век» французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост

печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными

предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий.

Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой

полосе всегда должна быть «кровь». В 1903 г. газета «Пти паризьен» («Маленький

парижанин») достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с

подзаголовком – «самая крупная газета мира». В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который

отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и

прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в

печати существующих законов в области распространения информации передавались

судам присяжных.

Революционные тенденции, характерные для Франции, вызвали к жизни ряд

газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них «Юманите»

(«Человечество», издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении,

затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авторитет

газеты был значителен в период действия во Франции антифашистского Народного

фронта (1934-1938), объединения левых партий. Он издавал большое количество

разнообразных газет и журналов (еженедельники «Вандреди», «Регар», ежемесячники

«Коммюн», «Эзоп» и др.).

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты «Пари

суар» («Парижский вечер») – крупной иллюстрированной газеты, которая использовала

новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала

свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была

расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы

(ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Пети паризьен», «Матен») пошло на

сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе ан-

тифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета

коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения

(1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало

политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей

коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие

с фашистами, были запрещены.

Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка

снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в

частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему

информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему

распространения печати. Перестали выходить ряд газет («Франс либр», «Резистанс» и

«Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет

послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. «Котидьен де Пари»

(«Парижская ежедневная газета»). В эти годы главных духовно-идеологических и

политических изданий было несколько: «Фигаро», «Франс суар» («Вечерняя Франция»),

«Паризьен либере» («Освобожденный парижанин»), «Орор» («Утренняя заря»), «Пари

жур» («Парижский день») – правые газеты, право- и левоцентристские «Монд» («Мир»),

«Комба» («Бой), «Круа» («Крест»); левые – «Юманите», «Попилер» («Народная»),

«Либерасьон» («Освобождение», выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали

даже свою вечернюю парижскую газету «Се суар» («Сегодня вечером») и ряд ежене-

дельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов:

правые еженедельники «Аспэ де ля Франс» («Аспекты Франции», «Ривароль»,

«Каррефур» («Перекресток»); левые издания: «Тан модерн» («Нынешние времена»),

«Франс обсерватэр» («Французский обозреватель»), еженедельник «Экспресс».

Возникла так называемая «пресса сердца». Были популярны литературные

периодические издания «Эспри» («Дух»), «Летр франсез» («Французская

литература»), «Ревю де Пари» («Французское обозрение») и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая «Либерасьон», «Матен де

Пари» (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла

провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4

парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение

тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появив-

шиеся в последние десятилетия бесплатные газеты, содержащие как журналистские

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в

Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и

местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил

выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство

оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском

языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход

газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции

было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического

диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и

научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во

Пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11

пари-жских газет);

Специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной;

7889 – технической и профессиональной периодики; спортивная, научная,

«эротическая» и прочая периодика;

Экономическая пресса;

Пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные

еженедельники, например, «Пари матч»);

Печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики

(1350 экз. на 1 тыс. человек).

Французская печать находится под контролем монополистических групп.

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди

картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг,

имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс суар»,

«Фигаро») и другой периодики – 30% ежедневного национального тиража газет и 20% –

провинциального. Это противоречит французскому законодательству (один человек

может контролировать не более 30% распространяемых на территории Франции

ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии,

имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские

периодические издания, занимается книгоизданием.

СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе

экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и

для досуга.

Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи

с американским капиталом.

БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН – общество, объединившее пять предприятий по

выпуску ежедневной прессы – парижской и провинциальной, в частности столичной

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической

документации.

Есть и другие – ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.

Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ

ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие

кооперативы.

Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в

области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в

информационные компании.

26. Политические партии и журналистика.

Политические партии и журналистика Норвегии

В Норвегии существует традиционное разделение губерний на "сферы влияния" различных политических партий. Наиболее сильной прессой как в количественном, так и в материальном отношении обладает партия Хейре. Норвежская рабочая партия выпускает примерно столько же газет, сколько и либеральная партия Венстре. Партия центра и Христианско-народная партия владеют газетами примерно с 10% тиража от всех норвежских газет.

Партия Венстре была основана в 1884 г. как буржуазная либеральная партия. Она опирается на либеральные слои средней и мелкой буржуазии, интеллигенцию. Прокламирует создание "гармоничного общества" на основе принципов христианства и гуманизма, естественно, при сохранении частной собственности. Выступила против членства Норвегии в ЕЭС. Сторонники членства в ЕЭС в 1972 г вышли из партии и образовали Новую народную партию. Поддерживает курс НАТО, но за отказ Норвегии в мирное время от военных баз и атомного оружия. Центральный печатный орган - газета "Дагбладет" (основана в 1869 г, издается в Осло тиражом 124 тыс. экз.).

Коммунистическая партия Норвегии основана в 1923 г после раскола Норвежской рабочей партии. Активно выступала против фашизма и войны. В период фашистской оккупации участвовала в движении Сопротивления. Входила в состав коалиционного правительства страны после ее освобождения. Активно выступала против вхождения в ЕЭС, по инициативе коммунистов был создан Социалистический избирательный союз (СИС). Центральный печатный орган газета "Фрихетен" (до 1940 г выходила под названием "Арбедерейн", основана в 1923 г., выходит в Осло тиражом 4,74 тыс. экз. два раза в неделю).

Норвежская рабочая партия основана в 1887 г. Крупнейшая партия страны. Длительное время правящая. Социальная основа: рабочие, мелкие крестьяне, служащие, рыбаки, часть интеллигенции. Опирается на профсоюзное движение. Во внешней политике ориентируется на членство в НАТО при сохранении "базовой и атомной политики". Центральные печатные органы: газета "Арбейдербладет" (основана в 1884 г, ежедневная, выходит в Осло тиражом 52 тыс. экз.) и журнал "Актуэльт перспектив" (основан в 1963 г., выходит в Осло тиражом 27 тыс. экз.).

Партия центра основана в 1920 г. До 1959 г. называлась Крестьянской партией. Представляет интересы крупной и средней сельской буржуазии и части городской, а также лесовладельцев. Выступает за снижение темпов промышленного развития, т.к. видит в этом возможность сбалансированной экономики и охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. 3а децентрализацию экономики и политической власти. Последовательно выступала против членства в ЕЭС. Выступает за членство в НАТО при сохранении "базовой и атомной политики". ЦО - газета "Нашунен" (основана в 1896 г, до 1918 г. выходила под названием "Ландман-нпостен", издается в Осло тиражом 22 тыс. экз., ежедневная).

Социалистическая левая партия (СЛП) создана в 1975 г. на базе левосоциалистических групп, входивших в СИС. Представлены различные левые течения. Выступает против господства монополий, в защиту прав трудящихся. Отстаивала принцип "равной ответственности" СССР и США. Против членства в НАТО. Сильны пацифистские позиции.

ЦО - газета "Ню тид" (еженедельная, основана в 1975 г., издается в Осло тиражом 15,6 тыс. экз.).

Хейре - крупнейшая (консервативная) буржуазная партия страны. Основана в 1884 г. Представляет интересы крупного финансового и промышленного капитала, судовладельцев и крупных чиновников. Провозгласила курс на создание "общества широких возможностей, свободы и рыночного хозяйства". Выступает за ограничение роли государства в экономике. Выступала за вхождение в ЕЭС. Стоит за укрепление НАТО. Центральные печатные органы: газета "Афтенпостен" (ежедневная, формально независимая. Основана в 1860 г. Имеет два выпуска: утренний и вечерний, воскресное приложение. Издается в Осло. Тираж утреннего выпуска 229 тыс., вечернего 161 тыс. экз.). Газета "Адрессеависен" ("Адресная газета"), одна из старейших газет страны, основана в 1767 г. , выходит в Тронхейме.

Христианская народная партия (ХНП) основана в 1933 г. На основе религиозных воззрений объединяет мелкую буржуазию. На страницах газет пишет о "необходимости выравнивания социальных условий для всех граждан страны", создание "общества всеобщего благоденствия". За членство в НАТО. Печатный орган - газета "Фолькете фрамтид" (основана в 1946 г., издается в Осло 2 раза в неделю, тираж около 13 тыс. экз.).

Несомненно, газеты находятся под влиянием определенных политических партий и выражают и защищают интересы этих партий. Отчасти это является следствием того, что многие газеты поддерживали какую-либо партию в течение своего развития. Однако такие союзы партий и газет, существующие во всем мире, имеют свою выгоду, и даже двойную: партия привлекает в свои ряды большее количество членов и сочувствующих, а газета обретает новых читателей. Газеты связаны с партиями тесными узами, но редко бывает так, чтобы редактор избирался и назначался какой-либо партией, как это было до 1975 г. в газете "Арбайдэрбладет". Многие журналисты являются членами норвежского парламента, таким образом, влияние становится обоюдным: не только партия влияет на газету, но и газета влияет на партию.

В настоящее время открытая принадлежность газеты к какой-либо партии сильно сглаживается. Партийные интересы присутствуют на страницах определенных газет, но не являются доминирующими, а скорее лишь придают какую-либо окраску высказываниям. Если же возникают дебаты по какому-либо вопросу, политические оппоненты могут высказывать свои мнения на страницах одной газеты. Журналистика как профессия не является больше средством для установления личных политических пристрастий. "Журналистика и политика - это две разные профессии", говорят норвежские журналисты. Сейчас владелец газеты может определить её развитие и взгляды в соответствии со своими представлениями и убеждениями. Многими газетами владеют общества, организации или ассоциации, или же несколько владельцев с долевым участием. Некоторые газеты принадлежат в течение нескольких поколений норвежским семьям, в которых издание газеты стало семейной традицией.

Таким образом, происходит образование пресс-групп без единой издательской политики. Например, экономическая группа "Шибстэд", имеющая свои типографии, "Оркла-боррегаард" экономическая группа, являющаяся конгломератом заводов и газет, активно скупающая локальную прессу и доли в различных газетах. "Группа газет рабочей партии", организованная как экономическое предприятие, владеющее более 40 газетами, в отличие от других групп, имеет единую издательскую политику, поэтому очень подвержена партийным интересам. Однако эта группа больше занимается локальными проблемами и интересами, чем общеполитическими вопросами.

27.Появление «желтой прессы» в Европе и Америке, ее характеристики.

В 1895 г. Херст приобрел «Нью-Йорк Морнинг Джорнал». К этому времени в Нью-Йорке издавалось 14 газет. Одна из них, очень популярная «Нью-Йорк Уорлд», принадлежала Джозефу Пулицеру, бывшему преподавателю Херста в Гарварде. Херст вступил с ним в ожесточенную конкурентную борьбу за самый высокий тираж - увеличил количество страниц в номере и одновременно сни­зил цену на один цент. Такой «ход конем» он мог профинансировать из отцовского наследства в 7,5 млн долларов, которое получил в 1891 г. Кроме того, Херст перенял стиль Пулицера и превзошел учителя с помощью еще более крупных и еще более кричащих заголовков, еще более сенсационных историй, которые публиковались не на первой полосе, а по всему номеру. Он даже пошел на то, чтобы переманить у Пулицера его лучших репортеров.

В погоне за тиражами Херст и Пулицер ухватились за «горячий» материал - народное восстание на Кубе против испанских колонизаторов - и состязались в подаче нередко искаженных фактов. Они публиковали снимки издевательств испанских властей над коренными жителями Кубы. Таких откровений читающая публика еще не видела. Херст зашел настолько далеко, что заявил - доверять можно лишь тем сведениям, которые поступают от повстанцев. Солидные газеты консервативного толка возмущались таким грубым нарушением журна­листской объективности, но публика с восторгом раскупала газету Херста. Информация от повстанцев, сводившая внутриполитический конфликт к сюжетам об испанских мошенниках и кубинских героях, была как раз тем, что американским обывателям хотелось прочесть. Тираж газеты вырос с 77 тыс. экземпляров до миллиона с лишним. Пулицер, чье имя сегодня связано прежде всего с учрежденной им премией, то есть с серьезной журналистикой, азартно подыгрывал в те годы своему конкуренту.

В эпоху состязания между Херстом и Пулицером, которое велось весьма сомнительными методами, родилось прижившееся в журналистике понятие «желтая пресса». «Уорлд» Пулицера регулярно печатал комикс под названием «Желтый малыш»: его главный персонаж был обряжен в длинную до пят рубаху желтого цвета - это делалось методом наложения краски. В начале 1896 г. Херст переманил к себе в «Джорнал» художника Ричарда Аутколта, создателя комикса. Тогда Пулицер нанял нового рисовальщика и приказал продолжать выпуск комикса. Теперь читатели видели в обеих газетах комикс, печатавшийся желтой краской, под одним и тем же названием - он и дал имя прессе, процве­тающей на громких и, как правило, дешевых сенсациях.

Для привлечения внимания читателей в газетах Пулитцера и Херста появились крупные заголовки, которые сознательно вводили читателя в заблуждение, и цветные иллюстрации. Для более легкого понимания массовой аудиторией издания использовали большое количество фотографий, схем и карикатур. Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.

По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.

К началу Второй мировой войны бурное развитие «желтой» прессы затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Причиной стали изменения, которые произошли в социуме, во внутренней и внешней политике европейских государств. Ситуация изменилась в 50–60-х годах XX века, когда получили распространение идеи сексуальной революции. На этой волне в 1953 году начинается новый виток развития «желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy» (издатель X. Хефнер) – популярное издание, полностью посвященное теме секса. Знакомство с исследованиями полового поведения человека социологов Ч. Рейха и А. Кинзи, а также с разработками У. Херста помогло Хефнеру создать теоретическую основу для издания, в котором интимные темы ставятся на один уровень с выступлениями крупных политических и общественных деятелей. С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства «желтых» изданий.

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст. Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволили выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.

1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.

Во-первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биолого-натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют либо изображения фотомоделей (пионерами использования подобных снимков стали американский журнал «Playboy» и английская газета «The Sun»), либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Еще ярче данную методику демонстрируют разнообразные текстовые материалы «желтой» прессы, в которых гипертрофируется роль сексуальных отношений в культуре, а частный интерес выдается за общую тенденцию, обусловленную биологическими законами существования (появился отдельный термин, обозначающий подобную практику – «sexploitation»: от соединения двух слов «sex» – секс, пол и «exploitation» – эксплуатация). «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.

Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Более детальное рассмотрение данной сферы характерно для любого вида печати. В качественной прессе этот прием широко используется для раскрытия характера героя, материала или для журналистского расследования. Необходимо заметить, что если качественная пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими границами, то «желтая» эти границы смело нарушает. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность.

Нами выделены два уровня вмешательства «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщения о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту практику мы называем «мягкой», поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.

В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая» пресса использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку. Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

3. Следующая типологическая черта «желтой» прессы – тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые полосы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.

Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации. Мы выделили два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:

а) Нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.

б) Превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «КП», «Жизнь», «The Sun» и др., написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У потребителя информации складывается такая картина реальной действительности, в которой невозможно выделить важное и второстепенное, что становится одной из причин когнитивного диссонанса.

4. Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. «Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса. Для большинства «желтых» газет уже стала привычной «комиксовая» подача материалов. Она проявляется в соединении трех элементов – информативности, доступности и развлечения – важных признаков «инфотеймента».

Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

а) Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.

б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.

в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

Нельзя бездумно критиковать стремление «желтых» газет к динамичному, а порой и агрессивному типу верстки, поскольку не подлежит сомнению тот факт, что индивидуальное графическое лицо должно быть у любой газеты. Однако у массовых изданий это лицо получается индивидуальным в отдельно взятом случае и стандартизированным – при общем рассмотрении изучаемого типа прессы. Практически все «желтые» газеты используют крупные иллюстрации, серьезную обработку фотографий, инфографику, большие заголовки (часто не отражающие темы материалов), малообъемные тексты, однотипную цветовую гамму. Таким образом, в стремлении к индивидуальности массовые газеты на самом деле все больше сближаются, склоняются в сторону универсальной модели, наиболее выгодной в процессе привлечения внимания читателя, но для «желтой» прессы более характерна установка на рекламность текста. В повседневной практике массовая пресса стремится к манипуляции скорее не мнением, а желанием – желанием потребителя купить газету, ознакомиться с конкретным материалом.

Вся история XIX века неразрывно связана с развитием капиталистических (рыночных) отношений. На определенном этапе эти отношения проникли в сферу СМИ. В «желтом» тексте все ярче видны черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлять тексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентирует товар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли. Следствием этого становится стремление продать текст (или газету как совокупность текстов) за максимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержания текста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – его визуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы. Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, рекреативная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Рекреативная функция реализуется через предоставление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы. Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознания индивидуумом включенности в коммуникационный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение рекреативных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа. Таким образом, третья – основная – причина появления «желтой» прессы объясняется особенностями эволюции массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществе.

В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности. Это:

1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «желтых».

2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».

3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.

4. Полупорнографические и порнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).

Таким образом, становление и развитие «желтой» прессы на Западе и в России свидетельствует о глубоких социокультурных переменах, о смене аксиологической парадигмы массового общества в ХХ веке.

Существует несколько предположений относительно того, как появился термин желтая пресса, и что этому предшествовало.

Весьма распространенна версия, из которой следует, что своему названию желтая пресса обязана феномену «одноцентовой прессы» («penny press»). С ростом урбанизации в города хлынул большой приток рабочих и иммигрантов, весьма ограниченных в своих доходах, и с 30-х гг. XIX века журналистика обратила внимание на запросы этой категории населения, став выпускать газеты на бумаге самого низшего качества, желтого цвета.

До этого времени чтение газет считалось привилегией интеллектуальной элиты. Статьи, написанные «заковыристым», «заумным» слогом с использованием сложной терминологии не привлекали читателя «из народа». Вполне очевидно, что после тяжелого трудового дня совсем не хочется углубляться в думы по поводу политических, экономических неутешительных реалий. Публика ждала «хлеба и зрелищ». Успешными поставщиками таких «зрелищ» стали первые издания в русле «желтой» тематики «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune».

Скандалы из жизни знаменитых людей, преступления сексуального характера, всевозможные сплетни и ложные доносы прочно оседали в головах читателей, не обременяющих себя размышлениями о том, каков процент из всей полученной информации является достоверным. Популярность penny press объяснялась тем, что она обеспечивала психологическую разрядку, давала волю самым примитивным человеческим эмоциям и инстинктам. Именно отсюда и пошел термин «желтая пресса».

С тех пор издательское дело стало рассматриваться в качестве приносящего немалые доходы коммерческого предприятия. Возникновение «одноцентовых газет» стало значимым социокультурным феноменом, связанным с процессами зарождения массовой культуры.

Также известна альтернативная версия происхождения термина «желтая пресса», согласно которой все дело - в появлении «желтого малыша» Элли на страницах комикса под названием «Переулок Хогана». В то время все газетные рисунки и комиксы были черно-белыми. Но создатель малыша Ричард Аутколт облачил своего героя в мешок из-под муки, поскольку по сюжету тот был настолько беден, что не мог позволить себе нормальную одежду. И только одна эта деталь – желтый мешок, надетый на Элли – изображалась в цвете. К слову, «Переулок Хогана» стал первым комиксом в мировой истории и приобрел широкую известность, когда стал выходить на страницах газеты New York World. Йозеф Пулитцер, лучший газетчик США того времени и владелец данного издания, пригласил художника к себе, и тот согласился при условии, что его комикс будет печататься в оригинальной раскраске, т.е. с использованием желтого цвета. Хотя в конце XIX века цветная печать для периодики была практически недоступна, Пулитцер согласился. И как в воду глядел: следующий же выпуск был раскуплен тиражом в миллион экземпляров!

28.Появление и развитие информационных агентств в Европе и Америке.

Информационные агентства «Гавас», «Вольф» и «Рейтер». История существования от основания

Важной коммуникационной инновацией стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 г. в Париже. Его основателем стал Шарль Луи Гавас, начавший свою деятельность с «бюро переводов Гаваса», в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики. В дальнейшем информационное агентство Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от широкой сети собственных корреспондентов, продавая полученную информацию в парижские газеты, затем провинциальные, а потом и зарубежные издания. Для быстрого получения информации в период, когда железные дороги были еще крайне медленным средством сообщения, а телеграф только стал входить в газетную и информационную практику, агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту. Офис Гаваса располагался на одной улице с главным парижским почтамтом, что ускоряло возможность быстрой отправки почты. В «Монографии о парижской прессе» Бальзак упоминает господина Гаваса, который «снабжает всех одними и теми же новостями, сохраняя право первой ночи за теми, кто платит больше».

В агентстве Гаваса получили первые навыки работы, будущие основатели собственных информационных агентств - Бернхард Вольф и Питер Юлиус Ройтер. В течение 1848 г. три самых известных в Европе «информационщика» работали вместе. В конце 1848 г. Вольф открыл собственное агентство, получив должность исполнительного директора берлинской газеты «National Zeitung». Он подключил к редакции телеграф и стал помещать в газете короткие сообщения из Лондона и Франкфурта, полученные по новому средству связи. Цена на услуги телеграфной связи была высокой, а потому Вольф заключил договор с издателями других газет и частными лицами о продаже им биржевых новостей, полученных из Парижа, Лондона, Штеттина, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне. Так возникло «Telegrafisches Korrespondenzbuero (В. Wolff)» («Телеграфное корреспондентское бюро (Б. Вольф)»).

Вначале передаваемые новости были только биржевыми, но вскоре стали дополняться и новостями политическими. Когда была налажена телеграфная связь между немецкими городами и Веной, то Вольф усилил бюро новостей службой внутриполитической информации.

В том же 1848 г., когда Бернхард Вольф приступил к созданию своего информационного агентства, в «свободное плавание» в мире информационного бизнеса отправился и уроженец немецкого города Касселя Питер Юлиус Ройтер. В начале 1849 г. Ройтер, пользуясь отсутствием в Париже налога на печать, основал газетный листок, представлявший собрание всякого рода новостей - от светской хроники до биржевых сводок. Жена Ройтера переводила информацию с французского языка на немецкий, и газета рассылалась подписчикам в Германию. Идея была хороша, но в финансовом отношении проигрышна. Газета была закрыта за долги, но это обстоятельство не обескуражило Ройтера.

Он перебрался в Германию в город Аахен, который в силу своего географического положения являлся важнейшим «коммуникационным перекрестком» между Бельгией, Нидерландами и Германией. В этом городе Ройтер открыл свою первую информационную контору, используя новости, получаемые по телеграфным линиям «Берлин-Аахен» и «Париж-Аахен». Телеграфная линия между Брюсселем и Аахеном еще не была проложена, и ликвидировать коммуникационное расстояние длиной в 90 километров взялась контора Ройтера. Пригодились навыки, приобретенные в бюро Гаваса, - Ройтер использовал голубиную почту, которая была гораздо быстрее передачи информации посредством железной дороги. Вскоре на получение информации от конторы Ройтера подписались крупные немецкие и бельгийские газеты, и это была первая победа нового информационного агентства.

Большие перспективы в развитии информационного рынка Ройтер видел в Англии, но договориться с главным редактором газеты «The Times», который видел в немце еврейского происхождения агента иностранной разведки, не удалось. К тому же «The Times» имела свою сеть корреспондентов практически по всей Европе, в США, Китае, Индии и на Ближнем Востоке. И все же летом 1851 г. Питер Юлиус Ройтер переехал в Англию, чтобы стать Джулиусом Рейтером и основать 4 октября того же года компанию под названием «Подводный телеграф».

Многие исследователи считают эту дату датой основания агентства Рейтер. К этому времени у Рейтера было достаточно средств, а главное - у него были многочисленные связи в главных европейских центрах. Офис новой компании Рейтер расположился в одном из зданий Лондонской фондовой биржи. Рейтер подписал с ней контракт на доступ информации самой биржи и на поставку данных с европейских бирж. Агентство Рейтера, пользуясь услугами телеграфного кабеля, проложенного через пролив Па-де-Кале, дважды в день снабжала биржевиков и торговцев самой свежей информацией о ценах и котировках. Даже финансовая империя Ротшильдов предпочла подписать контракт с Рейтером.

В 1853 г. Рейтер изменил название своей компании на «The Continental Telegraph» («Континентальный телеграф») и попытался выйти за пределы чисто биржевой информации. Долгое время ему не удавалось выйти на газетный рынок, во многом из-за противодействия влиятельнейшей «The Times». Но когда «The Continental Telegraph» опередила «The Times» в сообщении о падении Севастополя, то состоялся прорыв в мир политических новостей. Английские газеты одна за другой стали заключать договоры с агентством Рейтера. А в 1858 г. сдалась и «The Times», которая с отменой гербового сбора в 1855 г. потеряла свое монопольное положение в английской прессе и была вынуждена публиковать телеграммы не только от собственных корреспондентов, но и от агентства «The Continental Telegraph». К началу 1860-х гг. Джулиус Рейтер приобрел такое огромное влияние, что Карл Маркс в письме к Фридриху Энгельсу от 12 апреля 1860 г. был вынужден задаваться вопросом: «Как ты думаешь, кто стоит за этим безграмотным евреем Ройтером?» И так же, как и лондонская «The Times», приходил к мысли о разведывательной деятельности, но почему-то со стороны России.

Так или иначе, три ведущих информационных агентства не могли не вступить в конкурентную борьбу. В 1864 г. Рейтер открыл филиал в немецком городе Ганновере и попытался вытеснить Вольфа, который через посредников обратился к Вильгельму I с просьбой о помощи. В итоге в мае 1865 г. Бернхард Вольф продал свое бюро по согласованию с правительством континентальной телеграфной компании, которая сохранила его название «Wolf" sches Telegrafenbuero (W.Т.В.)». Чтобы конкурентная борьба не выходила за цивилизованные рамки, в 1870 г. все три агентства подписали Картельный договор, распределив сферы влияния. Согласно этому договору Рейтер распространял свою информацию в Великобритании и Восточной Азии, Гавас - во франкоязычных странах, а Вольф - в Северной и Восточной Европе, в Германской империи и ее колониях. Технологические новшества в издательском процессе, в информационных технологиях и введение в европейских странах в широких масштабах начального образования стимулировали появление «массовых», недорогих периодических изданий, рассчитанных на вкусы малообразованной, но большой читательской аудитории.

Развитие информационных агентств Америка

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА. В 1848 г. редакции шести ведущих газет Нью-Йорка, соперничавшие друг с другом за получение первыми новостей со старого континента - Европы, опасаясь банкротства из-за высоких расходов на сбор и доставку информации, объединили свои усилия и учредили информационное агентство печати - Ассошиэйтед пресс АП (Associated Press), что явилось важной вехой в развитии журналистики США. Второе агентство - ЮПИ - Юнайтед пресс интернейшнл (United Press International), было основано в 1907 г. АП сегодня - это кооперативное объединение издателей 1317 ежедневных газет (77 процентов общего числа ежедневных газет США) и владельцев 3927 радиотелестанций, которое ежедневно передает 17 млн. слов на английском и испанском языках 12 тысячам подписчикам в 110 стран мира. Штат агентства 2750 человек, в том числе 1500 корреспондентов. ЮПИ каждый день передает 18 млн. слов информации на английском, испанском и португальском языках в сто стран мира, обслуживая 1000 американских и 800 иностранных газет, 3600 радио и 550 телестанций. В ЮПИ работает 2 тысячи человек.

На особом месте ЮСИА (United States Information Agency). Его сотрудники (а их почти 10 тысяч человек) издают 10 журналов на 18 языках, распространяют тематическую информацию, готовят радио - и телепрограммы, распространяют информацию по компьютерным сетям, поставляют ее агентствам новостей. Бюджет ЮСИА - около миллиарда долларов.

29.Приемы и методы нацистской пропаганды в системе СМИ.

Структура и методы нацистской пропагадны Подобно итальянской, Национал - социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) возникла в период кризиса послевоенных лет. Впрочем, экономическое положение Германии в этот период было лучше, чем Италии. Советскую идеологию, после войны наверное начало смущать слово- "социалистическая", в названии гитлеровской партии. Вместо словосочетания "национал-социализм", стали употреблять- "фашизм". Очень уж похожи были советский и германский режимы, основное различие было лишь втом, что Гитлер был вождём(furer) немцев, а сталин был вождём трудящихся. Хотя в 30-е Сталина это явление нисколько не смущало. 24 февраля 1920г. была принята программа, состоящая из 25 пунктов. Её же потом назовут расовой теорией. Расовая теория является теоретической осью немецкого нацизма. Цель - "генетическое улучшение германской расы и защиту ее от расового смешения", которое якобы приводит к упадку "высшей расы". Везде использовались любые способы по претворению этой программы в жизнь в форме преследования евреев.

В основе расовой теории лежит предположение о существовании в природе "железного закона", в соответствии с которым спаривание каждого животного должно осуществляться только с представителем или представительницей своего вида. Только такие исключительные, как жизнь в неволе, могут привести к нарушению этого закона и расовому смешению. В этих случаях природа начинает мстить, используя все возможные средства для борьбы с такими нарушениями. Месть природы выражается в стерилизации ублюдков или ограничении рождаемости следующих поколений этих ублюдков.
В повседневной борьбе за выживание реализуется закон естественного отбора. При этом гибнут более слабые., т.е. неполноценные в расовом отношении существа. Этот процесс соответствует "стремлению природы" , ибо улучшение породы прекратилось бы, если бы слабые, которые всегда в большинстве, могли вытеснить сильных, которые всегда в меньшинстве. Поэтому для ограничения числа слабых существ природа предусматривает более суровые условия жизни. С другой стороны, природа исключает возможность неразборчивого размножения остальных существ, подвергая их безжалостному отбору на основе критериев энергии и здоровья.

Далее фашисты приступают к применению этого закона природы к народам. При этом они рассуждают примерно следующим образом. Исторический опыт показывает, что смешение арийской крови с кровью низших народов неизбежно приводит к вырождению основателей цивилизации, понижению уровня расы, за которым наступает духовный и физический регресс. Таковы признаки начала "упадка расы".

По мнению Гитлера, человечество следует подразделять на три расы: основатели культуры, носители культуры и разрушители культуры. Только арийскую расу можно считать основательницей культуры, ибо она "заложила основание и возвела стены храма человеческих творений". Азиатские народы. Например, японцы и китайцы, лишь переняли арийскую культуру, придав ей свою форму. Поэтому они являются носителями культуры. В то же время еврейскую расу можно отнести к разрушителям культуры. Существование "низших людей" служит основным условием создания высшей культуры. Первая культура человечества опиралась на использование низших рас. В древности для пахоты в ярмо сначала впрягали побежденных и только позже стали использовать животных. Так и арийцы будут использовать другие расы для решения своих задач.

Сходство с итальянцами прослеживается также в обличии партии. НСДАП тоже была организована и построена по военному образцу, опиралась на вооруженные силы.

После попытки переворота Гитлер был осужден, хотя вряд ли это можно так назвать. Наказание было очень мало, зато о нем теперь говорила вся Германия, НСДАП окончательно превратилась в гитлеровское движение. После освобождения Гитлер написал книгу "Майн кампф" ("Моя борьба").

На выборах в рейхстаг 31.07.1932г. НСДАП получает 230 мест.

30 января 1933г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Адольфом Гитлером (для этого пришлось свергнуть рейхсканцлера фон Шлейхер). В сформированный кабинет кроме Гитлера входили: Вильгельм Фрик - министр внутренних дел, Герман Геринг - министр без портфеля.

Сразу же после назначения Гитлера был распущен рейхстаг и назначены новые выборы. С этого времени кроме НСДАП только армия и церковь обладали хоть какой-то властью, но и их влияние постепенно снижалось.

Первоначально основу фашистского аппарата террора составляли штурмовые отряды (СА), возникшие в августе 1921г. Из года в год их численность возрастала. В августе 1921г. - это лишь небольшая группка людей, на 1 января 1935г. их уже 3 543 099 человек. .

Потом после периодических чисток рядов количество СА уменьшалось, зато все большее влиянии приобретали СС, готовые ради фюрера на все. Большую роль СС сыграли в событиях 30.06.1934г. - расправа над руководителями штурмовых отрядов, многие из них оказались в концлагерях, которые сами строили. В награду Гитлер выделил СС из состава СА своим Указом от 13.07.1934, СС стал главной верной опорой Гитлера.

Как, каким образом нацисты привлекали к себе народные массы? Мне эта тема кажется наиболее интересной.

Откровенно расистские, шовинистические, агрессивные взгляды нацистов соединялись с самой беззастенчивой социальной демагогией и ложью. Фашисты взяли на вооружение слова Макиавелли: "Управлять - это значит заставить поверить". Именно наряду с насилием и порабощением использовались пропаганда, идеологическая обработка масс, духовное манипулирование людьми. О том, какое внимание уделялось пропаганде, свидетельствуют следующие факты: за годы гитлеровского правления было произведено свыше 2 тыс. фильмов, опубликованы тысячи романов, сотни стихов, создано тысячи скульптур, памятников и т.д. все это воспевало мощь и силу, несокрушимость и превосходство фашизма.

"Фашизм - ложь, изрекаемая бандитами". Эти слова Э. Хемингуэя абсолютно точно выражают суть и смысл нацистской пропаганды. Фашисты, зная психологию людей, апеллировали не к разуму, а к чувствам, эмоциям. Человек, считали они, - биологическое существо, значит, чувства у него господствуют над разумом.

В целях духовного отупления масс, эффектного и эффективного воздействия на массовую психологию фашисты большое внимание уделяли организации всякого рода массовых сборищ: маршей, манифестаций, собраний, зрелищ, игр и т.п.

"Толпа была превращена в стадо, масса - в плебс. Это "чудо превращения"могло свершиться лишь при сочетании террора физического с террором идеологическим., при систематической обработке масс в нацистском духе".

"Ложь и обман всегда были главным орудием нацистского руководства в борьбе за власть. Ложью было и его утверждение о том, что власть ему передало большинство избирателей"

В течение многих лет царил террор СС. 27 сентября 1939г. было создано Главное имперское управление безопасности, объединившее с себе все силовые подразделения. Это стала Служба безопасности "Третьего рейха". Террор продолжался, по-прежнему действовал "Народный суд"

Уже в 1933г. европейские страны начали говорить о том, что Гитлер готовится к войне, не знали только - с кем. 23августа 1939г. между Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении. Два союзника разделили напополам Польшу, в оккупированом СССР Бресте, произошел советско-"фашистский" военный парад победителей. Два зверя затаились и готовились напасть друг на друга. Гитлер опередил Сталина и 22 июня 1941г. без объявления войны вторгся на территорию СССР.

Война СССР с нацистской Германией не была обычной войной. Это была война не между армиями, но борьба нескольких идеологий - нацистской и фашистской против комунистической и демократической.

Французкая пресса и медиа, газеты и журналы


Здесь представлены ссылки французкие газеты журналы и телевидение..
Французкие газеты, журналы, ТВ
  • Le Monde.fr - 1er site d"information. Les articles du journal et toute l"actualité en continu: International, France, Société, Economie, Culture
    http://www.Lemonde.fr
  • Le site du journal Le Soir, premier site d"information en Belgique francophone. Actu en continu, archives gratuites, galeries photos, podcast, vidéos,
    http://www.Lesoir.be
  • Ce quotidien édité à Genève est disponible en ligne avec archives et forum.
    http://www.Letemps.ch
  • A la Une: Retrouvez toute l"actualité en France, à l"international, l"actualité économique et politique avec Le Figaro.
    http://www.lefigaro.fr
  • Retrouvez tout le sport en direct sur le site de L"EQUIPE et suivez l"actualité sportive du football, rugby, basket, cyclisme, f1, volley, hand,
    http://www.lequipe.fr
  • France 2: site de la chaîne de télévision - France 2
    http://www.france2.fr
  • France 3: site de la chaîne de télévision - France 3
    http://www.france3.fr
  • TF1 chaîne de télévision: Secret Story sur TF1.fr - tf1.fr
    http://www.tf1.fr
  • Bienvenue sur le site officiel de la chaine M6 !
    http://www.m6.fr/
  • Info, news, actualites en continu – Metro
    http://www.metrofrance.com/
  • 20Minutes.fr, information en continu. Actualités, Politique ...
    http://www.20minutes.fr/
  • People: toutes les news people ! - Voici
    http://www.voici.fr
  • Public.fr, le mag 100% people - News people, Vidéos, Photos et ...
    http://people.premiere.fr/
  • Closer: le 1er féminin people. News et actualités de stars, looks ...
    http://www.closermag.fr/
  • ELLE: Mode femme - Défilés de mode - Beauté - Cuisine ...
    Magazine de mode créés par les femmes pour les femmes: conseils beauté, mode femme, recettes de cuisine. Egalement des conseils en amour et sexualité avec .
  • Toute la mode de l"été. Les Look Books de Vogue.com décryptent les tendances .... NOUVEAUTE Personnalisez votre page iGoogle avec le Widget Mode Vogue.com.
    http://www.vogue.fr/
  • Têtu.com, le site du premier magazine des gays et lesbiennes: infos gay et lesbien, agenda des sorties, bons plans clubbing, rencontre homo, ...
    http://www.tetu.com
  • Le magazine MISS EBENE de mars est en kiosque. Vous retrouverez dans le numèro du mois de mars de nombreux conseils et nombreux articles
    http://www.miss-ebene.book.fr
  • Site web officiel du Canard Enchaine et des Dossiers du Canard. Informations sur les abonnements, sommaires des dossiers, contact rédaction.
    http://www.lecanardenchaine.fr/
  • Historia: le plus ancien (1909) et le plus lu des magazines d ...
    À la lumière du passé, le présent s"éclaire. Retrouvez l"actualité Française et internationale mise en perspective de l"histoire.
    http://www.historia.fr/
  • Le Point: actualité internationale, économie, actualité Française
    Découvrez le portail Le Point, à votre service pour découvrir des informations complètes sur l"actualité Française et internationale, ...
    http://www.lepoint.fr/
  • Actualité monde, Actu people, Reportage photo - ParisMatch.com
    2 avr 2009 ... Découvrez la nouvelle formule de ParisMatch.com ! Tous les jours, retrouvez l"actualité nationale et internationale, l"actualité de vos ...
    http://www.parismatch.com
  • Toute l"actualité avec Libération
    Tout savoir sur les dernières actualités politiques, monde, société, sports, écologie avec le journal en ligne Libération.
    http://www.liberation.fr
  • Les Echos
    Toute l"actualité économique, financière et boursière française et internationale sur Actualité économique et financière - Information économique et ...
  • Le Figaro («Фигаро») - популярная французская ежедневная газета новостей в области внутренней и внешней политики, экономики, культурной и общественной жизни во Франции и за рубежом. Газета основана в 1826 году. Считается, что газета отражает официальную точку зрения нынешнего французского правительства и умеренно правых партий. За это Le Figaro подвергается критике со стороны «левых» изданий. Название получила в честь Фигаро - героя пьес Бомарше. Из его же пьесы «Женитьба Фигаро» взят девиз газеты: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна» (фр. «Sans la liberté de blâmer, il n’est point d’éloge flatteur»).

    История

    До апреля 1854 года выходила нерегулярно в небольшом формате на четырех страницах. Имела сатирическое содержание.

    В 1854 году Ипполит де Вильмесан приобрёл издание и предпринял с десяток попыток его оживить, публикуя всё скандальное и пикантное из парижской жизни и в самом занимательном изложении. Успех издания был чрезвычайный; из еженедельного журнала оно выросло в большую газету, и с 1866 года газета выходит ежедневно.

    В 1975 году газета была приобретена Робером Эрсаном (Robert Hersant). В 1999 году американский инвестиционный фонд Carlyle Group приобрёл 40% акций газеты, которые были проданы им в 2003 году.

    По состоянию на 2004 год газета находится под контролем консервативного политика и миллиардера Сержа Дассо (Serge Dassault), известного как глава французской аэрокосмической корпорации Dassault Aviation. В одном из радиоинтервью господин Дассо заявил, что «газеты должны пропагандировать здоровые идеи».

    Интернет-версия газеты появилась в 2006 году. Круг читателей издания состоит из представителей среднего класса, кадровых работников высшего эшелона и малых предпринимателей. Учитывая интересы своей аудитории, издание уделяет все больше внимания освещению событий в общественной и культурной жизни в стране.

    FigaroVox - новый раздел figaro.fr, который является продолжением дебатов газеты ежедневно на просторах интернет. Команда FigaroVox состоит из редактора Vincent Trémolet de Villers, Alexandre Devecchio, Guillaume Perrault, Marie-Laëtitia Bonavita и Eléonore de Vulpillières.

    FigaroVox рассматривается как «платформа жесткого правого сектора Фигаро». Однако на сайте обеспечивается соблюдение баланса и разнообразия точек зрения. FigaroVox сохраняет довольно консервативную редакционную линию и остается платформой, на которой можно «читать новости в оригинале или привязывать запрещенную в России террористическую группировку ИГИЛ к Исламу».

    С 2012 года редакцию газеты возглавляет Алексис Брезе (Alexis Brézet).

    Несколько причин учить французский язык:

    1. Французский язык входит в десятку самых распространенных языков в мире: количество франкоговорящих уже достигло 200 млн. человек. Он имеет статус официального (или второго официального) языка в 34-х странах. Кроме английского, только на французском языке говорят на всех пяти континентах мира.
    2. Французский – второй язык международного общения после английского.
    3. Франция – одно из самых популярных туристических направлений в мире.
    4. Франция – четвертая мировая экономическая держава. Сегодня в России работает около 440 французских компаний.
    5. Если ваша профессия связана с высокой модой, виноделием, косметологией, гастрономией, общественными науками, где первенство Франции является неоспоримым, то рано или поздно вам понадобится французский язык.
    6. Во Франции бесплатное государственное высшее образование, вузы и научные фонды страны предоставляют иностранцам стипендии на обучение и стажировки.
    7. Франция и Россия имеют давние исторические связи. Знание французского традиционно считается признаком образованности.
    8. Знание двух иностранных языков облегчает освоение нового языка, а французский открывает дверь в мир испанского и португальского, которые также являются международными.
    9. Наконец, это язык любви, поэзии и красоты.

    Моя коллекция ссылок для изучающих французский язык:

    — Официальный сайт посольства Франции в России на двух языках: французском и русском. Язык вы можете выбрать в верхней правой части страницы.

    — Официальный сайт французского языка в России. «Целью Франкомании с одной стороны является продвижение французского языка и культуры в России, а с другой — помощь преподавателям и их ученикам в процессе обучения.»

    — Культурный центр франкофонии в Москве.

    — Французский язык на Study.ru: уроки онлайн, грамматика французского языка, тесты, топики…

    — Грамматика французского языка

    — Чтобы осилить столь не простое произношение французских звуков , вы можете воспользоваться этим сайтом.

    — Французский алфавит с произношением.

    Французский язык в картинках . Очень симпатичный сайт и для детей и для взрослых, благодаря которому вы можете увеличить свой словарный запас , получить эстетическое удовольствие от того, как на этом сайте преподносится информация. Лично мне, достаточно трудно было освоить французские числительные . Я и сейчас с трудом воспринимаю их на слух. На этой страничке Languageguide.org/vocabulary/num/ сайта, ссылку на который я дала выше, можно потренироваться в распознавании французских числительных на слух. Для этого нужно в опциях поставить галочку на Quiz Mode.

    — Французские сайты, посвященные французской грамматике . Спряжение французских глаголов онлайн и не только.

    — Тесты онлайт для изучающих французский язык.

    — Подробное описание уровней владения языком с использованием стандартных категорий.

    Если вы планируете поступать во французский вуз или работать во франкофонной стране, вам не избежать языкового теста или экзамена.

    TEF и TCF – тесты, позволяющие установить ваш уровень владения французским языком, выявив сильные и слабые стороны. Для записи не требуются ни дипломы, ни специальная подготовка. Результаты TEF действительны в течение года, а TCF – в течение двух лет.

    DALF и DELF – международные экзамены, которые необходимо сдать для приема на работу и поступления в университеты и колледжи Франции. Проверяются письменный и устный французский в рамках общих и специальных тем. DELF – свидетельствует о наличии базового уровня, DALF – о высоком уровне владения языком.

    Сертификаты экзаменов признаются на международном уровне и действительны пожизненно.

    — Форумы, на которых с удовольствием обсуждаются вопросы, связанные с изучением французского языка.

    Поиск слова во французских словарях

    Если вы переписываетесь с французскими друзьями или партнерами по бизнесу, вам будут полезны эти сайты с моделями писем.

    Виртуальные открытки на французском языке

    А если у вас еще нет друзей по переписке, то здесь вы их можете найти . На этом сайте я нашла друга, с которым переписываюсь уже четвертый год. В прошлом году мы с ним встретились в Бордо. Я познакомилась с его женой и его очаровательными детьми.

    Пресса и медиа, газеты и журналы на французском языке

    Или использовать сочетание клавиш.

    Для этого нужно нажать клавишу Alt и, удерживая ее, набрать последовательно цифры, соответствующие нужной вам букве.

    À = alt+0192 È = alt+0200 Î = alt+0206 Œ = alt+0140
    à = alt+0224 è = alt+0232 î = alt+0238 œ = alt+0156
    Â = alt+0194 É = alt+0201 Ï = alt+0207 Ü = alt+0220
    â = alt+0226 é = alt+0233 ï = alt+0239 ü = alt+0252
    Ô = alt+0212 Ê = alt+0202 Ù = alt+0217
    ô= alt+0244 ê = alt+0234 ù = alt+0249
    Ç = alt+0199 Ë = alt+0203 Û = alt+0219
    ç= alt+0231 ë = alt+0235 û = alt+0251

    Я езжу заграницу без ноутбука, благодаря сервисам G o o g l e , я везде, как дома. Но вот русской клавиатуры мне частенько не хватает. Тогда я использую виртуальную русскую клавиатуру с сайта

    Французские газеты отражают современный разговорный язык, французские газеты - это источник информации о новостях в мире. Французские газеты полезно читать в дополнение к текстам художественной литературы и просмотру фильмов на французском языке . С помощью французских газет есть возможность почерпнуть знания в конкретной сфере. Если регулярно читать французские газеты, то можно очень хорошо повысить свой уровень языка, расширить словарный запас. К тому же Вы заметите, что, читая французские газеты, строить предложения на французском будет гораздо проще, если применять конструкции и фразы из газет. Ваша речь станет более приближенной к носителям, а не ломано-русско-французский, как это бывает с теми, кто пытается переводить с русского на французский, не читая аутентичных французских газет, а лишь подставляя первые попавшиеся им слова из словаря. А тем, кто собирается сдавать международный экзамен по французскому, экзаменаторы особо рекомендуют регулярное чтение французских газет, так как статьи встречаются в части чтения и письма. Французские газеты - наши надежные друзья. Французские газеты и журналы зачастую дают гораздо более «живую» речь, чем художественная литература. Даже если французские газеты относятся к категории официальных, это не значит, что обороты, фразеологизмы и идиомы в них полностью «рафинированы». Каким бы ни было ваше личное отношение к французским газетам и журналам, но с тем, что СМИ великолепно демонстрируют современное состояние языка, никак не поспоришь. Важным моментом является то, что текстов, который Вы видите перед собой во французских газетах, еще не коснулась рука переводчика, пытающегося адаптировать оригинальные конструкции для неискушенного русскоязычного читателя. Учтите, что если вы будете читать французские газеты и журналы в оригинале, Вы сможете проанализировать взгляд иностранных журналистов на мировые события, что поможет Вам приблизиться к пониманию ментальности людей, разговаривающих на французском языке. Наконец, чтение французских газет дает возможность постоянно пополнять ваш пассивный и активный запас слов. Что ж, надеемся, мы убедили Вас в необходимости чтения французских газет. Если Вы зададитесь целью поближе познакомиться с французскими газетами и журналами, сделать это будет достаточно просто. К Вашим услугам множество французских газет, среди которых как достаточно сложные, так и вполне понятные даже «зеленому» новичку. Давайте рассмотрим наиболее популярные французские газеты. Вот сайты, на которых представлены интернет-версии французских газет и журналов.

    Французские газеты и журналы в сети Интернет

    Presse française dans l"Internète

    Le Monde - "Лё Монд" французское издание №1 во Франции и во всем мире l"Humanité - "Люманитэ" издание, которое меняет мир: все о происходящем в мире, политика, экология, культура и др.
    Le Figaro - "Лё Фигаро" знаменитая французская газета Лё Фигаро - достоверные новости Франции, Европы и всего мира Le Parisien - "Лё Паризьен" главная газета Парижа - проверенный выбор горожан и гостей французской столицы
    L"Equipe - "Лэк " главная спортивная газета Франции la Croix - "ля Круа" газета не только о религии, но и о культуре, этике, семье: о вере без подтекста
    La Depeche - "Ля Дэпэш" газета Большого Юга Франции: интересные репортажи, фото, все рубрики " Echo - "Эко" интересный журнал обо всём интересном на французском (Швейцария)
    Les Echos - "Лез Эко" о Франции и обо всём мире, новости биржи, промышленности, информационных технологий, экономики L"Indépendant - "Ландэпандан" газета региона Лангедок-Руссийон: Перпиньян, Нарбонна, Каркассон, Аржель
    Libération - "Либэрасьон" ведущий национальный еженедельник Франции - доверие читателей Midi Libre - "Миди Либр" еще одна газета Лангедок-Руссийона: обо всех сторонах повседневной жизни
    Réforme - "Рэформ" серьёзная газета об общественной жизни, обсуждение всего, что нам не безразлично Gala - "Гала" красивый стильный журнал о знаменитых людях и образе жизни
    Challenges - "Челенджиз" журнал для деловых людей: бизнес, хай-тек, новости биржи, образ жизни, авто и др. Point De Vue - "Пуэн дэ Вю" красочный журнал о жизни знаменитостей
    L"Entreprise - "Лантрёприз" журнал для деловых людей и руководителей Voici - "Вуаси" развлекательный журнал: кино, телевидение, знаменитости, игры, музыка, знакомства
    Capital - "Капиталь" журнал для тех, кто зарабатывает деньги Zeste - "Зэст" вкусный журнал: рецепты и здоровое питание; Приятного аппетита!
    Libération Next - "Либэрасьон Нэкст" журнал для продвинутых людей - не гламур Le Guide Cuisine - "лё Гид Кюзин" кулинарный гид: вкусные рецепты со всего мира
    NEON - "НЭОН" журнал для тех, кто серьёзен внешне и весел в душе Cuisine Actuelle - "Кюзин Актюэль" только современные рецепты для вашего стола
    L e Magazine Littéraire - "Магазин Литэрэр" литературный журнал Grazia - "Грация" женский журнал о моде и красоте
    Science et Avenir - "Сьянс э Авёнир" научно-популярный журнал: новости научного мира Prima - "Прима" журнал о том, как быть неповторимой женщиной: декор, кухня, хобби, мода, красота
    Connaissance des Arts - "Конэсанс дэз Ар" новости мира искусств J"aime lire - "Жэм лир" детский журнал для детей, любящих чтение
    2024 psy-logo.ru. Образование это просто.