Где фрейд. З

Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза . В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом.

Психоанализ

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо путем описания структуры личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

В Соединенных Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных авторов, как Юджин О"Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Наиболее известные работы Фрейда

Исследования истерии (Studien über Hysterie , 1895), совместно с Брейером;
Толкование сновидений (Die Traumdeutung , 1900);
Психопатология обыденной жизни (Zur Psychopathologie des Alltagslebens , 1901);
Лекции по введению в психоанализ (Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1916–1917);
Тотем и табу (Totem und Tabu , 1913);
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci , 1910);
Я и Оно (Das Ich und das Es , 1923);
Цивилизация и недовольные ею (Das Unbehagen in der Kultur , 1930);
Новые лекции по введению в психоанализ (Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1933);
Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (Der Mann Moses und die monotheistische Religion , 1939).

Начало ХХ века было периодом формирования нового направления в психологии и психиатрии - психоанализа. Первооткрывателем этого направления был австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд. Срок его активной научной деятельности составлял 45 лет. За это время он создал:

  • теорию личности, эта концепцфия была первой в истории науки;
  • методику излечения неврозов;
  • методику изучения глубинных психических процессов;
  • систематизировал множество клинических наблюдений с использованием самоанализа и своей терапевтической практики.

По поводу своих будущих биографов З. Фрейд шутил:

Что касается моих биографов, то пусть они помучаются, мы не будем облегчать им задачу. Каждый сможет по-своему представить «эволюцию героя», и все будут правы; меня уже веселят их ошибки.

Первооткрыватель глубин бессознательного

О Зигмунде Фрейде написано много. Личность основателя психоанализа вызывала и вызывает большой интерес. В истории науки много ярких и незаурядных натур, но очень немногие из них получали оценки настолько противоположные, а их научные теории вызывали такое безусловное приятие или абсолютное неприятие. Но как бы ни оценивались воззрения Зигмунда Фрейда на психосексуальную природу человека, нельзя отрицать огромное влияние его на развитие современной культуры.

Кстати, попробуем вспомнить, сколько раз мы и сами употребляли выражение «оговорочка по Фрейду». Воззрения ученого послужили импульсом для создания целой школы в психиатрии и психологии. Благодаря ему был пересмотрен взгляд на саму природу человека. Его анализ произведений искусства и литературы повлиял на формирование методологи современного искусствоведения. Да, его любимые ученики - А. Адлер и К. Юнг - пошли своим путем, но они всегда признавали огромное влияние Учителя на становление их как исследователей. Но в тоже время мы знаем об упорном нежелании З. Фрейда хоть на йоту изменять свои воззрения на либидо как на единственный источник неврозов и бессознательных импульсов в поведении человека. Известно, что его безудержная страсть к исследованию бессознательного далеко не всегда была безопасна для его пациентов.

Эрих Фромм в своей книге, посвященной З. Фрейду, подчеркивает веру ученого в разум: «Эта вера в могущество разума говорит о том, что Фрейд был сыном века Просвещения, девиз которого — «Sapere aude» («Дерзай знать») — всецело определил как личность Фрейда, так и его труды» . Осмелюсь возразить ему. Взгляд З. Фрейда на природу человека, открытие им мощного влияния бессознательного на поступки людей включили в сферу внимания науки иррациональные явления в психике человека. Еще более чем З. Фрейд, развил эту тенденцию его любимый ученик Карл Юнг. Более того, многие свои открытия З. Фрейд делал в состоянии измененного сознания, вызванного использованием кокаина. Так что человеком рациональным, слишком одномерно воспринимающим мир, типичным наследником эпохи Просвещения Зигмунда Фрейда никак нельзя назвать. На мой взгляд, он был скорее вестником эпохи, о которой Александр Блок писал:

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

На первый взгляд, жизненный и творческий путь знаменитого австрийского психолога и психотерапевта досконально изучен, но чем больше знакомишься с трудами и биографией ученого, тем сильнее возникает ощущение какой-то недосказанности и тайны. Правда, это ощущение имеет некоторое основание. Почему-то опубликованы не все письма З. Фрейда, письма его к сестре жены Мине можно было обнародовать еще в 2000 году, но они до сих пор не опубликованы. Автор одной из биографических книг о З. Фрейде - Феррис Пол писал:

Желание сохранить бумаги Фрейда и отогнать от них любопытных исследователей привело к созданию архива. Бумаги необходимо было держать под замком. Фрейда нужно было защищать от унижений, когда его методы публично применяли бы к нему самому. Это не сочеталось с внутренней целью психоанализа - найти истину за фасадом, - но хорошо подходило к авторитарной личности Фрейда .

Действительно, задача биографа - раскрыть сложный внутренний мир ученого, сумев при этом не опуститься до вульгарного любопытства к подробностям личной жизни. Но нужно еще выявить наиболее значимые для понимания внутреннего мира великого человека обстоятельства его судьбы. И сегодня мы так же, как и современники знаменитого психиатра много лет назад, мысленно спрашиваем: так кто же Вы, доктор Фрейд?

Семейные тайны

Зигмунд Фрейд искал истоки неврозов, болезней и жизненных проблем пациентов в их детских впечатлениях. Возможно, и в жизни самого ученого они сыграли не последнюю роль. Он родился в 1856 году в семье коммерсанта, занимающегося торговлей тканями. Родина Фрейда - чешский городок Фрайбург. В детстве его называли Сигизмунд, и только после переезда в Вену имя известного психиатра приобрело более привычное для нас звучание - Зигмунд. «Золотой Сигги» - так называла своего первенца его мать - Амалия Натансон. Кстати, малоизвестный факт - Амалия была родом из Одессы и до 16 лет жила в этом городе. Родители обожали Зигмунда, считали, что мальчик удивительно одарен. Они не ошибались, Зигмунд Фрейд сумел с отличием окончить гимназию.

А где же секреты? - можно спросить. На первый взгляд, все кристально ясно с детством и юностью ученого. Но не многим, например, известно, что мать Фрейда была второй женой Якоба Фрейда, она была младше мужа на 20 лет. У него были дети от первого брака, и они были гораздо старше, чем Зигмунд.

Маленький Зигмунд родился дядей. Его племянник, по имени Джон, был на год старше своего дяди. Так как борьба между обоими детьми обусловила характерные черты позднейшего развития Фрейда, совершенно нелишне уже с самого начала упомянуть об этих обстоятельствах .

Гораздо менее известно, что брак с матерью будущего знаменитого психиатра был третьим для Якоба Фрейда. Возможно, этот факт не афишировали, поскольку три брака - это уже слишком для благочестивого еврея. Имя второй жены Якоба - Ребекка, о ней почти ничего не известно, упоминание о ней находим в исследовании биографии Зигмунда Фрейда, предпринятом Р. Гильхорном, Р.Кларком и Р.Дауном. Валерий Лейбин - автор «Психопоэтического портрета Зигмунда Фрейда» - предполагает, что этот туманный момент в семье Фрейдов мог оказать влияние на отношение к отцу маленького Зигмунда. Так это или нет, сложно судить, но вот то, что неформальным лидером в семье была мать и именно её вера в сына, её амбиции относительно его блестящего будущего оказали на Фрейда большое влияние, признавал сам основатель психоанализа. Уже став знаменитым ученым, он писал:

Я убедился в том, что лица, которых почему-либо выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко кажется геройским и действительно сохраняет этим субъектам успех в жизни .

Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа

Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.

Когда Зигмунду был один год, у него появился братик - Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.

В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей - она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка». Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.

Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.

Учеба в университете

Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие - Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

Выбор пути

В 1881 году З. Фрейд получил медицинскую степень и после окончания университета стал работать в Институте анатомии мозга. Будущего основателя психоанализа не интересовала практическая медицина, гораздо больше его влекла научно-исследовательская деятельность. Однако из-за низкой оплаты научной работы Фрейд решил заняться частной практикой невропатолога. Но судьба распорядилась иначе: полученная в 1885 году исследовательская стипендия позволила ему поехать в Париж и пройти стажировку у Жана Шарко. Шарко был известнейшим в то время неврологом, он успешно лечил истерию, вводя пациентов в гипнотическое состояние. Как известно, истерия проявляется в таких соматических болезнях, как паралич, глухота. Так что метод Жана Шарко помог спасти многих людей. И хотя Фрейд избегал использовать гипноз при терапевтическом лечении, опыт Шарко, его методика значительно повлияла на выбор будущего пути. З. Фрейд перестал заниматься неврологией и стал психопатологом.

Первая любовь и женитьба

Это покажется странным, но Фрейд был чрезвычайно стеснительным человеком и считал себя не слишком привлекательным для представительниц прекрасного пола. Видимо поэтому у него не было интимных взаимоотношений с ними до 30 лет. Тем прекраснее история его первой любви. Свою будущую жену - Марту Бернайс - он встретил случайно. Молодой врач переходил улицу, в руках у него была рукопись научной статьи, вдруг из-за поворота появляется карета, которая чуть не сбивает с ног рассеянного ученого. Листки рукописи рассыпаются и падают в грязь. Только Фрейд решает выразить свое возмущение, как видит прелестное женское личико с отчаянно виноватым выражением. У Зигмунда Фрейда мгновенно изменилось настроение, он ощутил какое-то странное волнение, совершенно не поддающееся научному объяснению, он понял - это любовь. А карета прекрасной незнакомки умчалась вдаль. Правда, на следующий день ему принесли приглашение на бал, там к нему подошли две удивительно похожие друг на друга девушки - сестры Марта и Мина Бернайс.

Так он познакомился со своей будущей женой, с которой прожил более 50 лет. Несмотря ни на что (имеется в виду продолжительный роман с сестрой Марты - Миной), в целом это был счастливый брак, у них было пятеро детей. Дочь Анна стала продолжательницей дела отца.

Первые открытия и отсутствие признания

Восьмидесятые годы уходящего XIX века были очень плодотворными для Зигмунда Фрейда. Он начал сотрудничать с известным венским психиатром Иозефом Брайером. Вместе они разработали метод свободных ассоциаций, который стал необходимой частью психоанализа. Этот метод сформировался в процессе работы ученых над исследованием причин истерии и методов её излечения. В 1895 году выходит их совместная книга «Исследования истерии». Авторы видят причину истерии в подавленных воспоминаниях о некогда травмировавших пациентов трагических событиях. После выхода книги сотрудничество врачей было резко прекращено, Брайер и Фрейд стали врагами. Взгляды биографов З. Фрейда на причины этого разрыва различны. Возможно, для Брайера была неприемлема теория Фрейда о сексуальных истоках истерии, этой точки зрения придерживается биограф и ученик основателя психоанализа - Эрнест Джонс.

З. Фрейд писал о себе: У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно .

Если отношение И. Байера к теории З. Фрейда о сексуальной обусловленности психических расстройств достоверно не известно, то абсолютно определенно выразили свое неприятие этой теории члены Венского медицинского общества, они исключили З. Фрейда из своих рядов. Это был сложный для него период, период отсутствия признания у коллег и одиночества. Хотя одиночество Фрейда было на редкость продуктивно. Он начинает практику анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, написана на основании анализа его собственных снов. Но этот, прославивший ученого в будущем труд был встречен крайне недоброжелательно и иронично. Впрочем, не эта книга была причиной неприязни общества к ученому. В 1905 году З. Фрейд опубликовал работу «Три очерка по теории сексуальности». Его выводы об исключительном влиянии на человека его сексуальных инстинктов, открытие сексуальности у детей вызвали резкое неприятие у общественности. Но что делать… методика излечения неврозов и истерии у Фрейда отлично работала. И постепенно научный мир отказался от своей, ханжеской по сути, точки зрения. Идеи Зигмунда Фрейда завоевывали все больше сторонников.

Основание Венского психоаналитического общества

В 1902 году Фрейд с единомышленниками создает общество «Психологические среды», а немного позже в 1908 году значительно разросшуюся организацию переименовывают в Венское психоаналитическое общество. Проходит совсем немного времени после публикации «Толкования сновидений», а Зигмунд Фрейд становится всемирно известным ученым. В 1909 году его приглашают прочесть курс лекций в Университете Кларка (США), выступления Фрейда принимают очень хорошо, ему присваивают почетную степень доктора.

Да, его теории далеко не все признают, но такая, несколько скандальная, известность только способствует все большему увеличению количества пациентов. Фрейда окружают ученики и единомышленники: Ш. Ференци, О. Ранк, Э. Джонс, К.Юнг. И пусть многие из них потом расстались со своим учителем и основали собственные школы, все они признавали огромное значение для них как личности Зигмунда Фрейда, так и его теории.

Эрос и Танатос

Две эти силы, по мнению Фрейда, правят человеком. Сексуальная энергия - энергия жизни. Мысли о деструктивной стороне человека, о его стремлении к саморазрушению приходят к Фрейду во время Первой мировой войны.

Несмотря на свой довольно преклонный возраст, Фрейд работает в госпитале для военных, пишет ряд значительных трудов: «Лекции по введению в психоанализ», «По ту сторону принципа удовольствия». В 1923 году выходит книга «Я и Оно», в 1927 - «Будущее одной иллюзии», а в 1930 - «Цивилизация и недовольные ею». В 1930 году Фрейд получает Премию Гете, которую присуждают за литературные успехи. Не зря его литературный талант заметили еще в гимназии. После прихода к власти фашистов Фрейд не смог уехать из Вены. От смертельной опасности его сумела спасти внучка Наполеона Бонапарта - Мария Бонапарт. Она уплатила Гитлеру огромную сумму для того, чтобы Зигмунд Фрейд смог покинуть Австрию. Чудом из лап гестапо спаслась его любимая дочь Анна. Семья воссоединилась в Англии.

Последние годы жизни З. Фрейда были очень тяжелыми, он страдал от рака челюсти. Умер он 23 сентября 1939 года.

Литтература:
  1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. Л., 1991.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
  3. Лейбин В. Зигмунд Фрейд. Психопоэтический портрет. М., 2006.
  4. Стоун И. Страсти ума, или жизнь Фрейда. М., 1994
  5. Феррис Пол Зигмунд Фрейд. - М,: Попурри, 2001. - С.241.
  6. Фрейд З. Автобиография // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 91-148.
  7. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М., 1997.
  8. Jones E. (1953). The life and work of Sigmund Freud. (Vol. 1, 1856-1900). The formative years and the great discoveries. New York: Basic Books., р. 119

Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины.

Ф. мечтал посвятить себя теоретическим исследованиям в области неврологии, но был вынужден заняться частной практикой в качестве невропатолога. Его не удовлетворяли используемые в то время для лечения неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратился к гипнозу. Под влиянием врачебной практики у Ф. появился интерес к психическим расстройствам функционального характера. В 1885-1886 гг. он посещал клинику Шарко (Charcot J. М.) в Париже, где гипноз применялся при исследовании и лечении истерических больных. В 1889 г. - поездка в Нанси и знакомство с работами другой французской школы гипноза. Эта поездка способствовала тому, что у Ф. сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение, причем сам пациент об этом не знает.

Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, так как встречал сопротивление, которое не мог преодолеть. Ф. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забывании и т. п. Особое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.

Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Ф. назвал психоанализом - оригинальной формой психотерапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.

В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы Ф. этого периода, как "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901). Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение - "Три очерка по теории сексуальности" (1905). В это время психоанализ начал приобретать популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.

Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение психоанализа - "О психоанализе: пять лекций" (1910). Наиболее же распространенной работой являются "Лекции по введению в психоанализ", первые два тома которых представляют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.

В третьем периоде учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти, разрушению - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Эти представления, полученные Ф. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание трехкомпонентной модели личности человека - "Я и Оно" (1923).

Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.

После оккупации Австрии нацистами Ф. был подвергнут преследованиям. Международный союз психоаналитических обществ, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег, добился разрешения на выезд Ф. в Англию. В Англии его встретили восторженно, но дни Ф. были сочтены. Он умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет в Лондоне.

ФРЕЙД Зигмунд

1856–1939) – австрийский врач-невропатолог, основатель психоанализа. Родился 6 мая 1856 года во Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном неподалеку от границы Моравии и Силезии, примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Спустя семь дней мальчику сделали обрезание и дали два имени – Шломо и Сигизмунд. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука. Лишь по исполнении шестнадцати лет юноша сменил имя Сигизмунд на имя Зигмунд.

Его отец Яков Фрейд женился на Амалии Натансон, матери Фрейда, будучи намного старше ее и имея от первого брака двух сыновей, один из которых был ровесником Амалии. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41-й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года. В течение десяти последующих лет в семье Фрейдов родилось семеро детей – пять дочерей и двое сыновей, один из которых умер несколько месяцев спустя после своего рождения, когда Сигизмунду было менее двух лет.

В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 году в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.

За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 году в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1881 году, получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд работал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885–1886 годах он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей – трех дочерей и троих сыновей.

Открыв частную практику в 1886 году, З. Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы ХIХ века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале ХХ столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи.

На протяжении последующих двух десятилетий З. Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

З. Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг и многими другими.

В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой, Эйнштейном оказался и Фрейд. В 1924 году Венский городской совет присвоил З. Фрейду звание почетного гражданина. В день своего семидесятилетия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гете. В честь его семидесятипятилетия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.

К восьмидесятилетию З. Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около двухсот подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса.

З. Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации. Ему было присвоено официальное звание члена-корреспондента Королевского общества.

После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 года жизнь З. Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты захватили библиотеку венского психоаналитического общества, побывали в доме З. Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей – Мартина и Анну Фрейд.

Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У.С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц З. Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 года покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.

Последние полтора года жизни З. Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие ракового заболевания, впервые обнаруженного у него в апреле 1923 года, сопровождавшегося многочисленными операциями и стойко переносимого им на протяжении 16 лет, З. Фрейд осуществлял почти ежедневные анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.

21 сентября 1938 года З. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избежание непереносимых страданий М. Шур дважды ввел своему знаменитому пациенту незначительную дозу морфия, оказавшуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1939 года З. Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его четыре сестры будут сожжены в крематории нацистами.

Из-под пера З. Фрейда вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и другие.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы .

Большую часть своей жизни Фрейд прожил в Вене. В 17 лет Фрейд закончил гимназию с отличием, осенью 1873 года поступил в Венский университет.

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером. Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса, и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция».

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений . Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений» , которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери - Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента - Оно, Я и Сверх-Я . Оно представляет бессознательные влечения, Я - принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Большая часть современных психоаналитиков не признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению. Однако введенное Фрейдом понятие бессознательного , метод проработки скрытых причин симптомов, и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности.

В противоположность традициям критического мышления XIX в., Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций . Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания. Позже, он делает оговорку, что это не всегда бывает так. То, что возникающая у больного мысль не может быть идентична с забытым представлением, вполне объясняется душевным состоянием больного. В больном, во время лечения, действуют две силы - одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой - сопротивление, которое препятствует вытесненному или его производным вернуться в сознание. Если это сопротивление равняется нулю или незначительно, то забытое без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью - заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым, в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. Если сопротивление не слишком уж интенсивно, то по этой мысли можно узнать искомое. Случайная мысль должна относиться к вытесненной как намек.

Согласно Фрейду, «толкование сновидений есть Via Regia (царская дорога) к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений».

По Фрейду, сновидение - это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного ; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Сновидение - это компромисс между потребностью в сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900), - его первой крупной работе по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов.

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение - реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему эти раздражители (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы, не связанные по содержанию с внешними или соматическими раздражителями.

Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить всего в сновидении, Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение - это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение , которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Иначе говоря: кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение ) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявлявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком - образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., - то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения , или - в терминах более поздней модели Фрейда - Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это сексуальные желания (в том числе - и в особенности - запрещаемые этическими и общественными нормами - например, инцест); ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни - родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям - не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно - «собственно, создатель сновидения».

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме, как будто наяву.

Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон . Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение - сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний: возможно, выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Но сновидения далеко не всегда воплощают исполнение желаний в такой явной форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания воплощаются в сновидении в настолько искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов для того, чтобы выявить эти желания в сновидении.

Дело в том, что скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

  • Превращение мыслей в зрительные образы.
  • Сгущение.
  • Смещение.
  • Вторичная обработка.

Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, - это превращение мыслей в зрительные образы . Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати, эти абстрактные слова часто и происходят.

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Первый механизм цензуры - сгущение . Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.

Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо - Г.

Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Второй механизм цензуры - смещение . Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением - результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое - ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, - истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.