Как жить в мире с людьми, миром и собой (Философия свободного человека). Проверочная работа по окружающему миру "как жили люди в старину" Тема 7 как жить в мире людей

  • Объяснить что такое правила поведения.
  • Учиться замечать какие поступки противоречат правилам поведения.
  • Создать у учеников первичные представления о понятиях “совесть”, “мораль”, “право”.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Повторение пройденного.

    (На доске записаны понятия.)

    Общество

    Подберите синонимы к слову общество.

    Конфликт

    Подберите синонимы к слову конфликт.

    Компромисс

    Подберите синонимы к слову компромисс.

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    Итак, начинаем наш урок

    Нам с вами надо понять, как люди отличают, что хорошо, а что плохо.

    (Возможный вариант ответа выбирается из различных ответов учащихся). На предыдущем уроке мы пришли к выводу, что жить надо не только для себя, но и рядом с другими, для других. От каждого из нас зависит будущее человечества.

    4. Открытие новых знаний.

    Учитель. Прочитаем диалог Анюты и папы, он поможет нам разрешить поставленную проблему.

    Ученики читают текст на с. 32.

    Учитель. Слышали ли вы слово “совесть” от взрослых? При каких обстоятельствах? Что, по-вашему, оно означает?

    Учитель. Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без причины - это плохо?

    Ученики. Папе помогла совесть.

    Учитель. Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?

    Ученики. Папа станет переживать, места себе не сможет найти, потому что знает, что плохо поступил, из-за него могут пострадать интересы других людей, общества. Окружающие будут думать, что он ненадежный, нечестный, бессовестный. А папа не хочет, чтобы о нем думали плохо, это его огорчает.

    Учитель. Совпадают ли папины размышления о слове “совесть” с вашими предположениями? Прочитаем, какое определение новому понятию предлагает словарь в конце учебника на с. 123.

    Учитель. Как вы думаете, этой способностью чувствовать, что хорошо, а что плохо, человек наделен от рождения, это врожденный признак?

    Ученики. Мы знаем, что человек становится личностью только в обществе. Благодаря воспитанию и обучению он приобретает те личностные качества, которые выделяют его из мира животных и делают человеком. Значит, и эту способность он приобретает в ходе обучения и воспитания.

    Учитель. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока и попробуем разрешить ее, опираясь на новые знания. В ходе воспитания и обучения человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих поступков человек может сказать самому себе, хороший он или плохой. Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать поступки человека, когда о возможном его обмане не узнает никто. Если человек не задумывается о своих поступках, о том, портит он жизнь другим людям или нет, то говорят, что его совесть “молчит”. А самого человека называют нечестным или бессовестным.

    Физминутка

    Положите друг другу руки на плечи,
    Опустите голову и мысленно пожелайте
    Своим друзьям того, чтобы вы хотели.
    Пожелать себе.

    Задания для групп.

    1. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 33 и выполните задание к ним.

    2. Напишите на листе 10 самых важных, на ваш взгляд, правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку в обществе.

    Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу, учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения и отметить совпадения.

    Учащиеся отмечают, что большинство названых правил у разных групп совпадают.

    Учитель. О чем нам это говорит? Правильно, что есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать каждый человек. Как вы думаете, когда и как эти правила возникли в обществе?

    В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что такие правила люди придумали не сразу, они складывались постепенно. В качестве подтверждения высказанных предположений учитель предлагает прочитать в учебнике на странице 35 последний абзац.

    Учитель. Как складывались отношения между людьми в первобытном обществе? Существовали ли на этой первой ступеньке развития человека правила поведения?

    Ученики. Нет, выживали только сильнейшие.

    Учитель. Изменялось ли что-то в обществе с развитием человека?

    Ученики. Да, “чем разумнее становился человек, тем добрее и справедливее становились отношения между людьми” (зачитывают из учебника).

    Учитель. Эти общепринятые и одобренные большинством людей правила называются моралью. Самостоятельно найдите и прочитайте определение этого нового понятия в словаре на с. 121.

    Учитель. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило бы все, что вы перечислили?

    Учитель. Это правило еще называют “золотым правилом нравственности”. Как вы думаете, почему?

    Учитель. Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит требования морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его перестают уважать, считают непорядочным человеком.

    Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем наказание. А за нарушение, каких правил человека могут отдать под суд и посадить в тюрьму?

    Ученики приводят примеры таких правил: не присваивать чужого имущества, не наносить вред жизни и здоровью человеку и т.д.

    Учитель. Эти правила - тоже часть общечеловеческой морали, но они защищены силой закона.

    Эта часть правил поведения называется правом.

    Учитель. Прочитайте формулировку этого правила на с.35.

    5. Работа в тетради.

    В тетради выполняются задания на с.17 №1 (повышенный уровень), с.18 №2, №3.

    6. Итог урока.

    Учитель. Какие новые знания вы получили на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? Помогли ли эти знания разрешить проблему: “Как человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает? С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?”. К какому решению мы пришли? Какое “золотое правило нравственности” нам удалось вывести?

    В конце урока проводится рефлексия

    Сегодня на уроке я узнал______________

    Этот урок научил меня тому, что___________________

    Получив новые знания мы будем__________________

    Список используемой литературы

    1. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Книга 2. Человек и человечество. Авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
    2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2 Человек и человечество. Авт. Сизова Е.В. Стойка Е.И. Харитонова Н.В.
    3. Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.

    Проверочная работа по окружающему миру " Как жили люди в старину" (3 класс, учебно-методический комплект "Начальная школа двадцать первого века". Проверочная работа включает в себя задания, связанные с устаревшими словами.

    Просмотр содержимого документа
    «Проверочная работа по окружающему миру "Как жили люди в старину"»

    Проверочная работа по теме «Как люди жили в старину»

      Приведи примеры устаревших имён. (3)

    ____________________________________________________________________________________

      Подумай, как появились эти имена. Запиши свой ответ.

    Орун _____________________________________________________________________

    Четвертак_________________________________________________________________

    Милалика_________________________________________________________________

      Допиши прозвища князей и царя.

    Ярослав _______________, Владимир_______________________, Иван__________________

      Приведи примеры фамилий, которые произошли от:

    а) от отчества____________________ б) от названия животного, птицы__________________

    в) от названия профессии ____________________ г) от черты характера__________________

      Подумай и запиши, как возникли эти фамилии:

    Печников______________________________________________________________________

    Сергеев________________________________________________________________________

    Веселов_______________________________________________________________________

      Опиши внешность мужчины-славянина.

    ___________________________________________________________________________________

      Запиши основные черты характера славян.

    Славяне были_______________________________________________________________________

      Закончи предложения.

    Слово « фамилия» с латинского языка переводится как ___________________________________

    На севере России крестьянские жилища строили из_______________, а на юге России __________________________________________________________. Каменные постройки на Руси появились в _____________________________.

      Распредели слова на 2 группы. Дай название каждой группе.

    Мундир, валенки, кроссовки, сарафан, тулуп, футболка, шорты, кокошник, шинель, дублёнка, папаха, галстук, сандали

    10. Трапеза - это _______________________________________________________.

    Приведи примеры блюд, которые могли входить в меню славян. (5)

    _________________________________________________________________________________________

    11. Язычники - это________________________________________________________________________

      Приведи примеры богов славян.

    __________________________________________________________________________________

      Приведи примеры духов, в которых верили славяне.

      Допиши предложения.

    Началом крещения Руси считают ______________________. Это произошло при князе __________________________________________________. Христианские праздники_________________________________________.

      Исправь ошибки.

    Древние славяне славились своей скупостью.____________________________________________

    В военных сражениях они проявляли трусость.________________________________________

    От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость._______________________________________________

    Но больше всего славяне любили рабство. __________________________________________

    1. Покажи стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамках.

    • Нарушение правил морали подчеркни зелёным карандашом, а нарушение законов - красным.

    2. Помоги ребятам разобраться и понять, какие поступки хорошие, а какие - плохие (поставь знак «+» или «-» под рисунками).

    • Что помогает нам узнать, хороший тот или иной поступок или плохой?

    Хорошие поступки радуют и меня, и окружающих меня людей, а после совершения плохих поступков меня мучает совесть и осуждают другие люди.

    3. Ты часто слышишь от взрослых слово «нельзя», когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему тебе не разрешают это делать.

    • Продолжи на свободных графах таблицы список того, что тебе не разрешают. Объясни почему.

    4. Рассмотри рисунок. Какое правило забыл сосед?

    Он забыл, что ночью нельзя шуметь, чтобы не мешать соседям отдыхать.

    • Как должен поступить нарушитель спокойствия? Напиши свой ответ.

    Позиция (мнение): Я считаю, что нарушитель должен немедленно прекратить шуметь.
    Аргумент(ы): потому что из-за его действий никто во всем доме не может спокойно спать.

    • Составь памятку «Золотые правила, которые помогут в жизни».
    1. Слушайся родителей и учителей.
    2. Поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
    3. Не делай поступков, за которые тебя мучит совесть.
    4. Соблюдай законы своей страны.
    5. Старайся избегать конфликтных ситуаций.
    6. Не ленись учиться и узнавать что-то новое.
    7. Не бойся признавать свои ошибки и исправлять их.

    5. Реши кроссворд «Человек и мир людей». В любое подходящее место в кроссворде впиши слово «мораль» и дай ему определение.

    По горизонтали:
    4. Столкновение интересов, из-за которых возникает спор.
    5. Группа людей с общими интересами.

    По вертикали:
    1. Обязательные для всех правила поведения.
    2. Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой.
    3. Способность человека решать, что хорошо, а что плохо.

    Мораль - принятые в обществе правила поведения, которые не записаны в официальных законах, но всеми соблюдаются.

    Тема урока: Как жить в мире людей?

    Цели урока:

    Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право», «Золотое правило нравственности».

    Формировать умение замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву).

    Воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед окружающими нас людьми.

    Оборудование: Карточки для работы в группах, ТСО : компьютер, проектор, интерактивная доска.

    План урока.

      Орг. момент. Эмоциональный настрой.

      Повторение пройденного материала.

      Актуализация знаний. Постановка проблемы: что помогает человеку оценивать, какие поступки хорошие, а какие – плохие?

      Версии детей.

      Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

      Совесть, мораль.

      Выражение решения проблемы.

      Применение нового знания.

      Итог урока.

      Домашнее задание.

    Ход урока.

      Орг. момент. Эмоциональный настрой.

    Учитель:

    Доброе утро, зверям и птицам!

    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    Доброе утро, ученикам 4 Г класса! Я желаю вам успешного дня и хорошего настроения.

      Повторение пройденного материала.

    Фронтальная работа

    Учитель: Мы с вами продолжаем изучать предмет обществознание. И на прошлом уроке мы с вами разбирались с понятием «общество». Так что же такое - общество?

    Ученики: Общество – это группа людей, у которых есть общие интересы.

    Учитель: Верно, это группа людей, которых объединяют общие интересы. А что происходит, когда интересы людей не совпадают?

    Ученики: Конфликт.

    Учитель: На что должны пойти люди, чтобы предотвратить конфликт?

    Ученики : На компромисс.

    Учитель: А, что такое компромисс?

    Ученики: Это умение пойти на уступки, чтобы договориться.

    Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили прошлый урок.

    А сегодня нам предстоит разобраться, как же нам - людям жить в обществе . Слайд 1. Давайте сформулируем проблемный вопрос урока.

      Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    Фронтальная работа

    Учитель: Представьте, что вы пришли на концерт. Слайд 2

    (Звучит красивая мелодия.)

    Учитель: Какие эмоции вы сейчас испытываете?

    Ученики: Положительные: радость, удовольствие, восторг и т.д.

    (Запись на доске : Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо.) Слайд 3

    Учитель: А теперь представьте, что уже поздний вечер, вы устали и готовитесь ко сну. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же музыку.

    Какие эмоции вы будете испытывать в этой ситуации?

    Ученики: Отрицательные: раздражение, огорчение, злость и т.д.

    (Запись на доске: Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо.) Слайд 3

    Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

    Ученики: Музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем то как хороший, то как плохой.

    Учитель: Какой возникает вопрос?

    (Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока.)

    (Запись на доске : Что помогает человеку оценивать, какие поступки хорошие, а какие – плохие?) Слайд 4

    (Дети убеждаются, что вопросы совпадают.)

    Учитель : С этим вопросом нам предстоит разобраться сегодня на уроке и в конце урока вы должны дать на него ответ.

      Версии детей.

    Фронтальная работа

    Учитель: Опишите, какая ситуация изображена на рисунке? Слайд 5

    Ученики: Мальчики разбили стекло футбольным мячом.

    Учитель: Какой они совершили поступок?

    Ученики : Плохой.

    Учитель: А сами ребята понимают, какой они совершили поступок?

    Ученики: Да, они осторожно заглядывают в комнату. По выражению их лиц видно, что им стыдно.

    Учитель: Ребятам кто-нибудь сказал, что они совершили плохой поступок?

    Ученики: Нет, судя по рисунку, мяч влетел в комнату секунду назад.

    Учитель: А как ребята поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал. Можно ли сказать, что их что-то «грызёт» изнутри?

    (На доске провести стрелки от проблемы урока и записать ключевые слова: внутренний голос – совесть ). Слайд 6.

    Ученики: Другие люди.

    (На доске провести ещё стрелку от проблемы урока и записать ключевое слово: другие люди). Слайд 6.

      Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

    Фронтальная работа, работа с учебником

        Совесть, мораль.

    Учитель: Что такое «совесть»?

    Прочитайте текст на странице 33 учебника (1 абзац). Подчеркните слова, которые помогут вам ответить на этот вопрос.

    Ученики: Совесть – это способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла.

    Учитель: Какого человека называют «бессовестный»?

    Ученики: Который совершает плохие поступки и даже не задумывается об этом, не испытывает угрызений совести.

    Учитель: Вернёмся к вопросу нашего урока. Значит, внутренний голос – совесть помогает нам отличить хороший поступок от плохого?

    Ученики: Да.

    Работа в группах

    (Каждая группа должна записать по 5 важных правил поведения, которые нужно соблюдать любому человеку, живущему в обществе. Затем представители каждой группы выходят к доске и зачитывают свои правила.)

    Учитель : Разделитесь на группы по рядам (1 ряд - 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа). Не забывайте о правилах работы в группах! Слад 7

    (Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу, учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения.

    Учащиеся отмечают, что некоторые из названных правил у разных групп совпадают.)

    Учитель . Оказывается, есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом . Их должен знать и соблюдать каждый человек

    Учитель : Найдите на странице 33-34 в учебнике , как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (ориентируясь на выделенные слова.)

    Ученики: Мораль.

    Учитель: Так что же такое «мораль»?

    Ученики : Так называют устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей.

    Учитель: То есть, если совесть человека «спит», кто напомнит ему, что он совершает плохой поступок?

    Ученики : Другие люди.

    Учитель: Вернёмся к главному вопросу урока. Что, помимо совести помогает нам отличить плохой поступок от хорошего?

    Ученики: Мораль.

    (Дописать на доске напротив слов другие люди слово – мораль и поставить «+».) Слайд 6

    Учитель. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило бы все, что вы перечислили?

    (Ученики дают различные ответы. Если правило сформулировано не полностью, учи­тель предлагает учащимся ситуации, в которых «их правило» соблюдается, но поступок оказывается плохим. Например, учащиеся предлагают такое правило: «Никогда не драться». Учитель предлагает ситуацию: мальчишки смеются над одноклассницей, обижают ее, поджидают после школы, отбирают вещи. Девочка не может себя защитить. Возможно, придется вступить в драку, а вы отвернулись и прошли мимо. Что подсказывает вам совесть? и т. д.

    В ходе обсуждения разных вариантов главного правила, ученики приходят к выводу, что надо относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Учитель предлагает прочитать формулировку этого общего правила на с.34 учебника)

    Учитель. Это правило еще называют «Золотым правилом нравственности».

        Право.

    Фронтальная работа

    Учитель: Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.

      Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»

    Учитель: Девочка совершила хороший поступок, когда обманула маму?

    Ученики: (Нет.)

    Учитель: И вот она долго думала и попросила прощения. Что помогло ей понять, что она была не права?

    Ученики: (Совесть.)

      По улице идёт человек на костылях. Мальчик дразнит его – показывает язык, прыгает на одной ноге. Старушки, сидящие на скамейке, сказали: «Как не стыдно! Разве можно дразнить калеку!»

    Учитель: Мальчик совершает хороший поступок?

    Ученики: Нет.

    Учитель: Кто напомнил ему принятые в обществе правила поведения?

    Ученики: Другие люди.

    Учитель: Как называются эти правила?

    Ученики: Мораль.

      Машина едет на красный свет, полицейский жезлом показывает, что необходимо остановиться, и говорит: «Вы нарушили правила!»

    Учитель: Водитель совершает хороший поступок?

    Ученики: Нет.

    Учитель: Его совесть говорит ему, что так делать нельзя?

    Ученики: Нет.

    Учитель: Кто напомнил ему, что он нарушил правила?

    Ученики: Полицейский.

    Учитель: Как такие правила называются?

    Ученики: Мораль.

    Учитель : Прочитайте ещё раз в учебнике, что такое мораль?

    Мораль – устные правила поведения, они не записаны в государственных документах.

    Правила дорожного движения – это устные правила?

    Ученики: Нет, это государственный документ.

    Учитель: Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах?

    (Ученики могут предположить, что это законы.)

    Учитель : Найдите в учебнике на странице 35, как называются правила поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

    Ученики: Право.

    Учитель: Прочитайте и скажите ещё раз, что такое «право»?

    Ученики: Право – это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

    Учитель : Значит, если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то что поможет человеку оценить поступок?

    Ученики: Право.

    Учитель: Вернёмся к основному вопросу урока. Какое слово надо дописать?

    Ученики: Право.

    (На доске подписать слово «право» и «+».) Слайд 6

      Выражение решения проблемы.

    Фронтальная работа

    Учитель: Как же мы ответим на проблемный вопрос урока: «Что помогает человеку оценивать какие поступки хорошие, а какие – плохие?» Слайд 6

    Ученики : Чтобы оценить свои поступки у человека есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения – мораль и право.

      Применение нового знания.

    Самостоятельная работа

    (Работа в рабочей тетради. Страница 18, задание 2.)

    Учитель : Самостоятельно прочитайте задание.

    Расскажите, что вам нужно сделать?

    Ученики: Нам нужно поставить «+»под рисунками, на которых изображены хорошие поступки и поставить «-» под рисунками с плохими поступками.

    Учитель : Выполните задание.

    (Проверка фронтальная: Ученики рассказывают, что изображено на картинке, говорят, какой знак они поставили и обосновывают свой выбор.)

    Оценивание

    Учитель: Если вы правильно выполнили всё задание – поставьте себе + зелёным карандашом на полях, если вы допустили хотя бы одну ошибку – ничего себе не ставьте.

    Учитель: Поднимите руки, те кто справился с заданием полностью?

    Учитель: У кого возникли затруднения при выполнении задания? Подумайте почему? Наметьте для себя проблему, над которой вам нужно поработать.

    Учитель: Прочитайте вопрос под картинками.

    Как вы на него ответите?

    Ученики: Совесть, мораль, право.

      Итог урока.

    Учитель: С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

    С помощью чего человек узнаёт, что хорошо, а что плохо?

    В чём заключается «Золотое правило нравственности»?

    Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке? Как нужно жить? (Следуя голосу совести.)

    (Если обнаружатся дети, у которых возникли затруднения, выяснить, что вызвало затруднения и наметить необходимость дальнейшей работы.)

      Домашнее задание. Слайд 8

    Групповое творческое задание :

    Придумайте и разыграйте сценку, в которой вы должны показать нарушение правил поведения человека в обществе. А остальные ребята – зрители должны будут подумать и сказать, что помогло нарушителю оценить свой поступок: совесть, мораль или право.

    Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Спасибо вам за внимание! Слайд 9

    Приложение

    Записать 5 важных правил поведения

    Записать 5 важных правил поведения , которые нужно соблюдать любому человеку.

    Записать 5 важных правил поведения , которые нужно соблюдать любому человеку.

    Учитель. Почему одни люди живут среди людей легко и ровно, не напрягая других и не дергая себя, а другие страдают, мучаются и, что печальнее, устраивают то же самое окружающим.

    1 ученик. На качество жизни влияют, прежде всего, взгляды на взаимоотношения между людьми, которые берутся за основу.

    2 ученик. Выработав правильное представление о жизни, мы избежим многих проблем, конфликтов и не будем создавать проблемы и конфликты для окружающих.

    1 ученик. Всякий человек свободен.

    2 ученик. Никто не является собственностью кого бы то ни было: ни родителей, ни близких, ни любимых.

    1 ученик. Мы пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.

    2 ученик. Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям.

    1 ученик. Никто не может быть и не должен становиться моей собственностью - ни родители, ни близкие, ни любимые.

    3 ученик. Кто кому что должен.

    4 ученик. Вы знакомы с людьми, которые были бы обязаны заботиться о ваших интересах?

    3 ученик. Даже родители заботятся о нас, потому что любят.

    4 ученик. Мне никто ничего не должен. Поэтому, если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал — я не буду на него в обиде.

    3 ученик. Я не люблю огорчать людей, мне нравится помогать им. Мне приятна благодарность, но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее не требую.

    Учитель. Как только вы сделаете это своими принципами, вам и с вами станет жить гораздо приятнее и легче. Обижаться будет не на кого, но и подводить вас станут меньше.

    4 ученик. Мне никто ничего не должен - я никому ничего не должен — я свободный человек. Но я психически здоровый человек, поэтому мне приятно совершать добрые дела, и я стараюсь их делать. А если я что-то кому-то не смог или не захотел сделать, я не буду винить себя.

    3 ученик. Обвинять и мучить себя так же негуманно, как мучить и обвинять других.

    4 ученик (читает на плакате ). «Как другие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, так и я пришел сюда вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям их» (Фредерик Перлз).

    5 ученик. Большие проблемы, как во взаимоотношениях, так и вообще в жизни создает чувство вины.

    6 ученик. Переживание вины и угрызения совести, как правило, считаются неотъемлемыми качествами морально зрелого человека.

    5 ученик. При этом они терзают души порядочных людей, отмечая ударом каждое падение и каждый мелкий промах.

    6 ученик. Причем чем человек порядочнее, тем больнее "угрызает" его совесть и терзает вина.

    Учитель. Если я не виноват - то кто? Размышления о виноватых.

    Если вы твердо решили стать цивилизованным человеком и уже научились воздерживаться от бранных слов, выясняете отношения не с помощью кулаков, а нормальным разговором, следующим трудным шагом к овладению нравственностью (к формированию целостной личности) будет умение просить прощение и прощать.

    5 ученик. Прощать нелегко. Прощать по-настоящему, не на словах.

    6 ученик. Прощение — это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому. Но...

    5 ученик. Прежде чем кого-то простить, надо сначала обвинить.

    6 ученик. Обвинение - это обида, зло и ненависть. Стоит ли ими загрязнять душу?

    5 ученик. Если мы никого не будем обвинять, то в нашей жизни не будет виновных, и нам некого будет прощать.

    6 ученик. Естественно, обиды иногда могут появиться. Но стоит ли их пускать в глубину души? А на поверхности они дольше нескольких минут не проживут.

    5 ученик. Люди, окружающие нас, часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны.

    6 ученик. Пусть вас это не удивляет, не возмущает и не расстраивает. Принимайте это как реальность нашего несовершенного мира.

    5 ученик. Тем более каждый из нас является частичкой этого мира. И каждый из нас так же порой можем быть эгоистичным, агрессивным, глупым, невоспитанным, нечестным и неблагодарным.

    6 ученик. Возмущаясь и пытаясь исправить друг друга, мы все равно ничего не добьемся, кроме как большего напряжения и отчуждения. Есть только один путь - исправлять себя и терпимо относиться к другим.

    1 ученик. Пусть плохих людей для нас не будет.

    2 ученик. Плохих людей нет так же, как нет плохой погоды. Хотя не всякая погода нас устраивает для каких-то конкретных дел.

    1 ученик. В холодный день глупый человек будет обвинять и ругать погоду, а разумный человек оденется потеплее, или посетует, что не был сам предусмотрительнее.

    2 ученик. Будем любить этот мир таким, каков он есть. Давайте научимся жить в таких обстоятельствах, которые складываются, среди таких людей, какие окружают.

    1 ученик. Но если есть возможность оказаться подальше от человека, который приносит больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, используйте эту возможность.

    2 ученик. Если есть выбор, всегда предпочтительнее выбирать более комфортную среду, в том числе и человеческую.

    1 ученик. Если есть вероятность, что машина обольет вас грязью, разумнее будет перейти на другую сторону улицы, чем потом махать ей вслед кулаками и сыпать ругательствами.

    2 ученик. Что бы мы ни делали, добра в мире должно становиться больше.

    1 ученик. Лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью.

    2 ученик. Можно активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но при этом ни при каких обстоятельствах не унижайтесь до мести.

    1 ученик. А если ваш личный враг делает хорошее дело - помогите ему.

    2 ученик. Помните: что бы мы ни делали, добра в мире должно становиться больше.

    Учитель. Отношение к себе, к людям, к миру - очень сложные вопросы. Сегодня вы познакомились с одно точкой зрения на некоторые проблемы жития, которая представляется вполне разумной и логичной.

    Принципы жизни, которые выберете вы, во многом будет определять качество вашего существования.

    2024 psy-logo.ru. Образование это просто.