Какую философию читал брюс ли. Будьте как вода

Со смерти мастера боевых искусств, талантливого продюсера и режиссёра-постановщика Брюса Ли прошло уже 45 лет, однако его идеи как в области кунг-фу, так и в кинематографе продолжают влиять на современных мастеров. Не будет большим преувеличением сказать, что именно с Брюса Ли началось действительно массовое увлечение восточными боевыми искусствами. Маленький Дракон, как назвали его родители, сделал огромный вклад в популяризацию не только единоборств, но и восточной философии и культуры в целом.

Брюс Ли (1940 — 1973) прожил короткую, но до предела насыщенную жизнь. Он занимался спортом, танцами, кинематографом, разрабатывал диеты и писал стихи. При этом ко всем занятиям он подходил предельно серьёзно.

1. Брюс Ли ухитрился стать суперзвездой — у него есть звезда на Аллее славы — снявшись, по сути, в трёх фильмах (если не считать детские роли в Гонконге). Лишь два из этих фильмов он поставил самостоятельно. Всего за три картины он заработал 34 000 долларов гонораров. Причём для того, чтобы получить роль первого плана в своей дебютной картине «Большой босс», ему пришлось лично упрашивать владельца компании «Golden Harvest» Рэймонда Чоу. К тому времени Брюс уже был известным преуспевающим тренером и водил знакомство с десятками знаменитостей.

2. А вот фильмов о жизни, мастерстве и творческой карьере Брюса Ли сняли уже больше трёх десятков. Наиболее информативны и интересны картины «Брюс Ли: легенда», «История Брюса Ли», «Мастер боевых искусств: жизнь Брюса Ли» и «Как Брюс Ли изменил мир».

3. Чтобы понять, что вовсе не деньги были главным стимулом в кинематографической карьере Брюса Ли, достаточно сказать, что стоимость одного занятия в его школе единоборств доходила до 300 долларов. Стократно проклятые американские адвокаты, являющиеся героями анекдотов и кинокомедий за свои денежные аппетиты, стали зарабатывать 300 долларов в час только в 2010 годах. Речь, конечно, идёт не об адвокатах корпораций, но всё же… Денежную стабильность Брюсу Ли принёс вовсе не кинематограф.

4. Парни, с которыми Брюс Ли начал изучать кунг-фу, каким-то образом узнали о наличии у него немецкой крови (отец его матери был выходцем из Германии). Они наотрез отказались драться с нечистокровным китайцем. В качестве спарринг-партнёра выступал лично учитель Йип Ман.

5. Брюс был успешен в любом деле, за которое брался. Кроме учёбы. В школе его больше интересовали разборки со сверстниками. Родители были вынуждены перевести его из престижной школы в обычную, но и там дело шло ни шатко ни валко. «Остепеняться» мальчик начал лишь в 14 лет.

6. Благодаря врождённой пластичности Брюс Ли прекрасно танцевал и даже стал победителем одного из конкурсов в Гонконге. По легенде, придя записываться в школу кунг-фу, он предложил в обмен на обучение боевому искусству научить мастера танцевать ча-ча-ча.

7. Брюс Ли был потрясающе сильным и быстрым. Он отжимался на двух пальцах и подтягивался на перекладине на одном, держал 34-килограммовую гирю в вытянутой руке и наносил такие быстрые удары, что их не успевали снять кинокамеры.

8. Великий мастер боевых искусств был очень педантичен. Он скрупулёзно вёл записи своих тренировок, питания и занятий. Обобщая свои заметки, он создал особую диету. Часть дневников Брюса Ли опубликована, и его записи действительно очень интересны.

9. Человек, который считается непревзойдённым мастером боевых искусств, панически боялся воды. Гидрофобия Брюса Ли, конечно, не доходила до страха умыться или принять ванну, но плавать он так и не научился. Для подростка, выросшего в Гонконге, это удивительно, но это действительный факт.

10. Иногда можно встретить утверждение, что кунг-фу раннего Брюса Ли нельзя было отнести к какому-то определённому стилю. Дело в том, что стили кунг-фу исчисляются сотнями, и утверждение «NN — боец такого-то стиля» может говорить только о преобладающих приёмах в арсенале данного бойца. Брюс Ли же стремился создать нечто универсальное, причём не только из разных стилей кунг-фу. Так получился джит кун-до — метод, нацеленный на нанесение максимального урона противнику с минимальным расходом собственной энергии.

11. Джит кун-до — это не спортивное единоборство. По нему никогда не проводятся и не проводились соревнования. Ранее бытовало мнение, что мастера джит кун-до не участвуют в соревнованиях из-за того, что их искусство смертельно. На самом деле сама идея участия в соревнованиях противоречит философии этого метода.

12. Финальная сцена фильма «Возвращение дракона» остаётся классикой для фильмов о боевых искусствах. Брюс Ли и Чак Норрис показали в ней невероятное мастерство, а их поединок многие считают до сих пор непревзойдённым.

13. Брюс Ли никогда не был учителем Чака Норриса и не давал тому путёвку в кино. Норрис закрепился в кинематографе самостоятельно. Маленький Дракон лишь иногда подсказывал американцу, как красивее выполнить тот или иной удар. В своей книге воспоминаний Норрис лишь признаёт, что по совету Ли он стал уделять больше внимания ударам ногами в верхнюю часть тела. До знакомства с Брюсом Норрис не верил в зрелищность и эффективность подобных ударов.

14. Соприкасался с Брюсом Ли на съёмочной площадке и Джеки Чан. Ещё будучи подростком Джеки Чан участвовал в сценах массовых съёмок в фильмах «Выход дракона» и «Кулак ярости».

15. Деревянные тренажёры для кунг-фу, разрабатывавшиеся веками, не годились Брюсу Ли — он слишком быстро разбивал их. Один из друзей мастера усиливал элементы креплений металлическими деталями, но помогало это мало. Наконец, был разработан уникальный тренажёр, который нужно было подвешивать на толстых канатах, чтобы хоть как-то гасить силу ударов Брюса. Однако он так и не успел опробовать новинку.

16. На заднем дворе дома Брюса Ли висела боксёрская груша весом около 140 кг. Ударом ноги практически без разбега спортсмен отклонял её на 90 градусов по вертикали.

17. Брюс Ли вполне мог бы стать чемпионом мира по армрестлингу. Во всяком случае, он побеждал в этом состязании всех своих знакомых, среди которых слабых людей не было в принципе.

18. В 21-м веке это звучит банально, но Брюс Ли никогда не пил спиртного и не курил. Но если вспомнить, что в конце 1960 — начале 1970-х любой деловой разговор в Голливуде начинался минимум с алкогольного коктейля или виски, а сигареты с марихуаной завозили из Канады в студенческие городки целыми блоками, то стойкость Брюса заслуживает уважения.

19. Великий мастер не был исключительно боевой машиной. В университете он изучал философию. У Брюса Ли была большая библиотека, он любил читать и даже время от времени писал стихи.

20. Если рассматривать смерть Брюса Ли в отрыве от контекста других событий, всё выглядит логично: человек принял таблетку, содержавшую вещество, на которое у него была аллергия, помощь подоспела поздно и он скончался. Однако вакханалия, которая началась в кино и СМИ после смерти Брюса Ли, не может не вызывать серьёзных вопросов. Начиная с того, что телу Брюса Ли пришлось сыграть роль трупа Брюса Ли в фильме «Игра смерти» и заканчивая десятками фильмов, исполнители в которых брали псевдонимы, созвучные с именем ушедшего кумира миллионов, всё это пахло очень нехорошо. Сомнения в естественности смерти Брюса Ли появились сразу. Несмотря на то, что близкие спортсмена и актёра настаивают на том, что его смерть наступила от аллергии, поклонники Брюса Ли до сих пор продолжают сомневаться в этом.

Истории творения, рассказанные философами-даосами или современными учеными, в сущности, совпадают. Различие только в культурных контекстах.

Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота — У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци — энергию (или колебания) и в конечном счете все, что существует.

Взаимодействие Инь и Ян является средством упорядочения и понимания всего, что поддается постижению: левого и правого, твердого и мягкого, рождения и смерти. В любой ситуации имеется полное качество Инь и Ян, но в дальнейшем оно может быть подразделено по всем составляющим до тех пор, пока не получим «десять тысяч» делении и сравнений. Двоичная арифметика компьютерного языка (при помощи которой вся информация выражается в виде комбинации нулей и единиц) является примером сочетания двух для получения множества.

С точки зрения современной физики Вселенная возникла из пустоты в результате «большого взрыва». В первые микросекунды творения антиматерия (Инь) взаимодействует с материей (Ян) и создает свет. Свет создает энергии различного звука и цвета и вещество — при ускорении и замедлении различных колебаний.

Ученый Джек Сарфатти изображает Вселенную как тип квантовой пены, в которой объекты и силы — все, что существует, — находятся как рябь на поверхности большого моря. Это ци, которая пульсирует с различными частотами, что создает органическую материю, звезды, планеты, животных, скалы, растения и другие аспекты человеческого бытия — наши физические тела и их различные процессы, наши чувства, мысли и духовные озарения.

То, что китайцы называют «потоком ци» (а физики, возможно, называли бы «универсальным потоком энергии» или «квантовым полем»), не имеет ни начала, ни конца. Несмотря на то что оно постоянно проявляется в различных формах в пространстве и времени, оно остается неизменным, вечным, непреложным. Для того чтобы действительно испытать все аспекты этого потока, необходимо узнать также, что в конечном счете все имеет один и тот же источник происхождения и одинаковую судьбу, вне времени, где нет ни «до», ни «после», а только вечное «сейчас». Между началом и возвратом к началу происходят все взаимодействия жизни.

Отобразил этот процесс очень простым графическим способом на эмблеме своей школы. В первом ряду расположен чистый круг, начальное состояние свободы и возможности. Последующие ряды представляются эмблемами Инь-Ян различных цветов, отображающими все стороны жизни. На самом высоком уровне снова расположен чистый круг: возврат к истоку.

Несмотря на различные внешние признаки, все разнообразие форм и деятельности жизни является на самом деле одним непрерывным потоком энергии. Зная это, Брюс часто отделывался от вопросов о сущности Инь и Ян, не отбрасывая сам принцип, а просто стараясь показать, что в действительности все очевидные противоположности происходят из одной общей силы. Эта сила, которая выражает сама себя в бесконечном потоке формы и движения, является процессом, который иногда называют «Вселенная».

Концепция пространства Эйнштейна очень похожа на буддийское учение о шунъяте — «пустоте». Считалось, что пространство живо, что это «поле» возможностей, от которого получили начало «все» и «каждое». Материя — это не что иное, как локальная конденсация энергии в пространстве. Поэтому нет принципиальной разницы между материей и пространством или, с точки зрения буддистов, между формой и пустотой.

Мастер дзэн сэнсэй Генпо Мердзел говорил так: «Вакуум не является больше просто пустотой, а есть реальное, свободное существующее. Это исток, из которого происходят все вещи и куда они возвращаются. Его нельзя увидеть, прикоснуться к нему или познать его — тем не менее он существует и свободно используется. Он не имеет формы, размера, цвета, очертаний, но все, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем, является «им». Это находится вне умственного знания и не может быть постигнуто просто разумом. Когда мы внезапно пробуждаемся и узнаем, что преград нет и никогда не было, мы обнаруживаем, что мы — это все вещи: горы, реки, трава, деревья, солнце, луна, звезды, Вселенная. Не существует более разделений или границ между мной и другими, нет больше чувства отчуждения и страха — нет ничего отдельного от кого-либо, и поэтому нечего бояться. Сознание этого факта ведет к истинному состраданию. Не видно других людей и вещей отдельно от кого-либо — наоборот, они мыслятся как наше собственное тело».

Бодхидхарма, легендарный основатель кунг-фу, изобрел ряд упражнений для монахов Шаолиня, присовокупив такой комментарий: «Невзирая на то что проповеди Будды предназначены для души, тело и душа являются неделимыми. По этой причине я дам вам метод, при помощи которого вы можете развить свою энергию настолько, что обретете состояние Будды».Борьба, как и любое другое искусство, на своей высшей стадии является деятельностью духа в теле. Вначале мастер боевых искусств тренируется для того, чтобы чувствовать и испытывать свое тело как целое; затем — для того, чтобы чувствовать и понимать движение энергии своего противника как своей собственной. Годы тренировок и обеспечение требуемых движений расслабленного тела — когда концентрация намерения и эмоционального содержания объединяет тело, разум и чувства — способствуют поступлению более высокой энергии. Теперь любое действие, большое или малое, обладает силой. Даже при ударе кулаком удар сам по себе ударяет, а энергия Вселенной уже здесь!
На высшем уровне мастер боевых искусств испытывает и чувствует единство энергии, единство жизни. Чтобы соприкоснуться с этой энергией и чтобы она соприкасалась с вами, необходимо понять, что в конечном счете «я» и моя противоположность, «меня» и «моя тень», «мне» и «мой отец» — одно и то же. Познать это состояние — значит не иметь ни союзников, ни врагов. Познать это состояние — значит признать отсутствие разделения между жизнью и смертью.

Теперь, пожалуй, мы сможем понять, до чего доходило мастерство Брюса Ли, если он мог сказать: «Никто не побеждает в борьбе».

Что он подразумевал под этим? Просто, поскольку все появляется и возвращается к одному источнику, любая победа происходит во имя «этого», даже до того, как поединок произошел.

Таким образом, на высшем уровне мастер боевых искусств вырабатывает «чувство тела» для всего, что существует. Брюс Ли знал, что при высшем выражении его искусства импульс к действию приходит от Духа.

В конце концов, я не знаю точно, происходит ли мое единение с Духом через высочайшую осознанность моей формы и моего окружения; или, может быть, мои старания были замечены высочайшей осознанностью Духа и я был выбран как подходящий сосуд. Настоящий мастер боевых искусств бесстрашен, поскольку знает, что, даже если его тело умирает, он заключает в себе Дух, который бессмертен.

В самом начале есть У-цзи — Пустота — Неизведанное.

В китайском языке слово «у» имеет значение «боевой». Слово цзи означает дыхание, энергия или дух. Нет необходимости в дополнительных усилиях ума или интуиции, чтобы увидеть, что само существо Бытия, у-цзи, также несет значение «дух воина» — не просто в смысле быть воинственным, а в смысле быть жизненными взаимодействующим.

Все равно парадокс объясняется. Постижение Пути и гармонии с Дао аналогичны воплощению Боевого Духа.

Брюс Ли понимал, что Боевые искусства погружены в тысячилетние традиции и по сути дела боевые искусства именно этим и являлись - традициями.

Было слишком много правил, слишком много предписаний. Не было свободы движения, а значит и не было свободы мысли. Ли верил что спарринг требует индивидуальности, а не только лишь неосознанную иммитацию одних и тех же движений. Такая иммитация не даёт человеку понимания этого движения. Такой человек превращается в робота.

Тоже самое относится и к трейдингу. Люди ходят из точки А в точку Б даже не понимая что они "двигаются". Они думают о том что будет по телевизору, выгуляли ли они жену и покормили ли собаку. Эти люди не понимают, что ведут себя по "традициям". Все двигаются так, потому что все все остальные так же двигаются и всегда двигались. Брюс считал, что традиция в таком контексте бесполезна и плоха. Только лишь следуя правилам мы в конечном итоге теряем свободу. Он хотел изобрести боевое искусство, которое будет позволять инстинктивное движение. Он верил, что самым эффективным будет то боевое искусство, в чьей доктрине на первом месте стоит свобода мысли, а не несгибаемая система "нужных" мыслей.

Цель была не концентрация на какой-то отдельной ситуации, а как бы в одно время думать и в тоже время быть свободным от мысли. Это очень тяжело, так как мы очень комуникабельные и чувствительные существа. Все наши восприятия в любое время основанны на тех, которые уже ушли. Человек, который попадает в какую либу ситуацию ведёт себя основываясь на опыте прошедших ситуаций и весь этот процесс ведёт к самокритике и неуверенности. Брюс, рассказывая о своём искусстве "Джит Кун До" сказал: "можешь ли ты подумать о ситуации не используя слов? Называя что-то, даря ему имя приводит к страху".

Не думать о ситуации, а пытаться "почувствовать" свой путь в ней это такая же основа основ в трейдинге, как и в искусстве Брюса Ли. Есть связь между двумя этими искусствами - "сомнения приводят к страху". То есть тот момент, когда вы сомневаетесь это лишь бесполезная нагрузка на мозг. Вы пытаетесь разобраться в ситуации, основываясь на предыдущем опыте. Этого не должно быть в трейдинге, как и в Джит Кун До. В искусстве Брюса Ли это может привести к тому, что вас ударят. В трейдинге это может привести к банкротству. Многие люди, занимающиеся трейдингом, действительно используют эту способность думать и в тоже время быть свободным от мысли. Хотя некоторые из них даже не понимают, что делают это. Это главное в умении "освободить свой разум".

Идея в том что перед прыжком последняя вещь, о которой вы должны думать, это сам прыжок. На самом деле вы должны видеть себя уже на другой стороне. Вы должны чувствовать движение, которое должно произойти, а не думать о том что будет если прыжок будет не правильным. Вера "Цзен", которая вдохновила Брюса, как раз относится к движению:

"Я и двигаюсь и не двигаюсь вообще. Это не "Я это делаю", а скорее внутреннее понимание, что "Это происходит несмотря не меня" или "Это делает это для меня". Осознание себя - это главная помеха в выполнении любого физического упражнения."

Именно это понимание напрямую связывает Трейдинг и Джит Кун До. Любое время, потраченное на то, чтобы понять может ли человек достичь того, что ему надо, это время когда мозг собирает негативную энергию. Как только вы думаете "Я должен сделать эту сделку или мне конец" вы тут же блокируете страхом свои способности. Сам этот факт может привести к неудаче. Если вы можете достичь уверенности в себе, то вы будете пролетать через препядствия. Вы должны достичь того, что ваш разум и тело сольются с окружающей вас обстановкой и станут единым целым. Брюс понял, что не мастерство в приёмах даёт этот эффект, а мастерство силы воли. Чтобы добиться простоты мысли надо забыть о ситуации и результате.

Забудьте о победе и проигрыше. Забудьте о гордости и боли. По этому поводу он говорит:

"Джит Кун До не ходит вокруг да около. Оно не выбирает окольных путей. Оно идёт прямо к назначенной цели. Простота вот ключ. Джит Кун До это простота простот"

В ситуации Брюса простота ведёт к как можно более быстрому и эффективному удару. В трейдинге к концу своей сделки.

Каждая пара глаз смотрит на мир по разному и поэтому, чтобы найти свой путь надо верить своим глазам, а не чужим. Мы просто принимаем то, что кто-то когда-то решил, что стены и перила останавливают нас на нашем пути. А мы, как овцы, с ними соглашаемся. Бессмысленно. Мы уже не имеем удовольствия наслаждаться от способности индивидуально прокладывать свой путь. Многим это нравится, но есть такие кому это не по душе.

Из точки А в точку Б есть много путей, и именно ваша личность и индивидуальность выберет нужный именно вам путь. Именно выражение вашей внутренней сущности через простоту и свободу движений и есть артистичная сторона трейдинга (и лишь поэтому трейдинг красив). Через трейдинг мы находим более натуральное, инстинктивное искусство. Джет Кун До, хоть и боевое, но тоже искусство, требующее артистичности в движениях и чувствах. На это он сказал:

"Артистичность выражает через душу артиста. За каждым его движением видна "музыка" его души. Иначе его движения пусты как пустые слова. Пусты, а значит и бессмысленны. Искусство никогда не бывает украшением чего либо или декорацией к чему либо. На самом деле искусство это работа просвещения. Другими словами, искусство это техника о приобритении независимости".

Заметьте - "Искусство никогда не бывает декорацией или украшением". Еще он упоминает "обучение". Потому что прежде, чем научиться говорить, надо знать язык. Это не просто искусство, а именно строгое физическое и психологическое стремление. Чтобы достичь главной цели вам надо быть уверенными в своих способностях. Но вы не можете быть уверенными если не тренируетесь долго и упорно.

Как говорит Шаолиньская мудрость:

"Не важно, как медленно ты продвигаешся, главное, что ты не останавливаешься"

Существует множество путей с помощью которых тело может естественно двигаться. Вы должны потратить немало времени, чтобы понять именно ваш путь. Есть много путей, которые удобны одним и неудобны другим. Именно здесь опять проявляется ваш внутренний мир. Вы должны дать энергии движения течь через вас, а не решать заранее каким будет ваше следующее движение. Вы должны достичь того, чтобы ваше тело знало какое ему нужно сделать движение, чтобы преодолеть препядствие. Чтобы достичь этого нужно время, усилия, посвящения себя делу и много много тренировок. Брюс тренировался так, посвящая себе Джит Кун До. Он не хотел оказаться в ситуации, когда перед ударом ему надо будет думать, как двинуться более эффективно. Поэтому он хотел "чувствовать" движение, не предрешая его заранее. Он описывал этот процесс так:

"Движение с целью. Цель делать их скорее чем достижения. Нет актёра, есть только действие; Нету опытного, есть только опыт... Искусство требует совершенного мастерства в технике, развивающегося от рефлексов души"

Итак мы наконец дошли до окончательной связи между Джит Кун До, как искусством и дисциплиной, и Трейдингом. Мы должны избавиться от правил и традиций, которые создали пришедшие до нас, и которые подавляют нас. Мы должны найти самого себя. Мы должны смотреть внутрь, чтобы по-настоящему понять то, что снаружи.

Помните, мы должны смотреть через свои глаза, а не через чьи-то. Не следуйте за теми, кто хочет вести вас как слепых овец. Не принимайте то, что в вас пихают, а спросите себя, зачем эти люди хотят овладеть вашими мыслями и забрать вашу свободу. Почему вообще другие хотят ограничить нас, остановить нас? Не двигайтесь как роботы, так как это защемляет ваш внутренний мир. Будьте свободны.

Как вода. Когда вода встречается с препядствием, она мирно и гладко обтекает под, над или сбоку. Если вода течёт вниз, она может сильно удариться об скалу или гладко по ней протечь, так как вода не имеет формы, а значит течёт свободно. Поэтому Брюс сказал:

"Будьте как вода текущая сквозь щели. Не будьте агрессивны, а слейтесь с объектом и вы найдёте путь через него. Если внутри вы суровы, то пути сами закроются на вашем пути. Освободите свой разум. Будьте бесформены, безличны как вода. Если вы нальёте воду в стакан, она станет стаканом. Вы нальёте её в бутылку и она станет бутылкой. Не будь стаканом, мой друг. Не будь бутылкой. Будь водой".

Итак, по-моему, мнение Брюс Ли действительно имел много общего в своих философских размышлениях с философией трейдинга.

Р.S. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ БРЮСА ЛИ:

Простота – это естественность. Естественность сравнивают с тем, как течёт вода. Женское и детское начала – это путь слабых людей. Хотя кажется, что превозносят слабых людей, но наибольшее ударение делается действительно на простоту.

Простота – это внутренней чувство. Простота – это то, что находится внутри человека, она лишена противоречий, сравнений. Это способность восприятия при подходе к любой проблеме, но это не просто подход к проблеме с определённой идеей, верой или определённым образом мыслей.

Путь простака. Простак не устанавливает законы, принимает всё по мере того, как это происходит в жизни. Это простота по-настоящему утончённого человека.

Простота заключается в том, чтобы отбрасывать всё несущественное. Каждый день надо не увеличивать, а уменьшать, отбрасывать всё несущественное! Чем ближе к первопричине, тем меньше потери.

Не имейте пристрастий. Какими бы удивительными они не казались. Надо смотреть на всё как на единое целое.

Быть честным и правдивым. Каждый должен быть честным и правдивым в своём подходе, постоянно проводить расследования и не следовать слепо определённому образцу, установленному другими.

Для развития человека необходимо делать что-либо. Чтобы развиваться, открывать новое, необходимо участвовать в каком-нибудь деле, иногда это приносит радость, а иногда разочарование.

Истина там, где нет проблемы. Мы найдём истину, когда рассмотрим проблему. Проблема никогда не существует отдельно от вопроса, проблема – это и есть ответ, так как понимание проблемы способствует разрешению проблемы. Ошибочно думать, что можно дать универсальное определение для проверки чего-либо.

Дао и пустота. Ассимиляция Дао заключается в «мягкости», бедности духа и спокойствия. Иногда это выражают одним словом «пустота». Агрессивность, гордость приведут к падению, насилие обернётся поражением; всё это является результатом неправильного использования Дао.

Совершенная простота = здравый смысл. Совершенная простота здравого смысла – это наиболее прямой и логичный путь.

Настоящее совершенство стремится к простоте. Пиком развития является простота. Развитие на полпути представляет украшение.

Простота является естественным результатом совершенного развития. Гений обладает способностью видеть и выражать просто то, что действительно просто. По-настоящему хороший художник, придерживающийся философии дзен-буддизма, утверждает, сё используя минимум линий и усилий.

Простоты трудно достичь. Действительно сложно передать всё очень просто.

-------
| сайт collection
|-------
| Брюс Ли
| М. Уехара
| Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца
-------

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.
В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.
Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.
Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.
Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.

Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу.

Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.
Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).
Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.


«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.
Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.
Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.
Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.
Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.
Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.
Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.
Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.
Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:
1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.
2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.
3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.
4. Правильное поведение: вы должны действовать.
5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.
6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.
7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.
8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.
Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.


Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.
Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.
«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.
Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.
Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.
Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.
Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

1. Стремление к истине.
2. Осознание истины (и ее существования).
3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).
4. Понимание истины (в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).
5. Опыт истины.
6. Овладение истиной.
7. Забвение истины.
8. Забвение носителей истины.
9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.
10. Покой и ничто.

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.

Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.
Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.
Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.
Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.
Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.


Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.
Ваше природное оружие имеет двойную цель:
1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.
2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.
Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.
Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.
Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.
Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.
Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.

Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.
Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».

Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.
Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.
Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.

Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?
«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.

Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.
Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.
Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.
Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».
Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.

Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.
Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.
Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.
Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!
Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.

Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.
Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».
Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.
Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.
Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!

Несколько лучших высказываний Брюса, которые заставят задуматься: о любви, браке, личном развитии, свободе, смерти, памяти и многом другом. Читайте и впитывайте. Любить крепко и любить мудро. Я любил как безумец, но мне хватило здравого смысла, чтобы не любить как дурак. Любить слишком крепко - трудно, а любить мудро - еще сложнее.

Брак, берущий начало в повседневном, более прочен. Наше счастье строилось на быте еще до того, как мы поженились. Брак, берущий начало в повседневности, прочнее. Он как уголек, который прогорает медленно и равномерно. Счастье, основанное на ярких впечатлениях, похоже на яркий огонь, который быстро затухает. Влюбленные парочки зачастую живут богатыми впечатлениями, а когда вступают в брак, их жизнь становится скучной и однообразной. Приходит ощущение бессилия, и чаша семейной жизни приносит одну лишь горечь.

О балансе инь-ян. В символе инь-ян на черной половине есть белая точка, а на белой - черная. Это аллегория баланса жизни: ведь ничто не может существовать, стремясь только к одной из крайностей, будь то чистый инь (только пассивность) или чистый ян (только активность). Самое твердое дерево легче всего ломается, а бамбук или ива выживают, сгибаясь под ветром. Сильная жара убивает, как и сильный мороз; ни одна крайность не длится долго, в отличие от здравой умеренности. Так позитивное (ян) может скрываться в негативном (инь) и наоборот.

Приспосабливаться - мудро. Мудрость не в том, чтобы силой вырвать добро из лап зла, а в том, чтобы смочь оседлать эти силы и двигаться вперед, как пробка на гребнях несущей ее волны.

Будьте готовы меняться, когда начинаются перемены. Будьте гибкими, чтобы меняться, когда придет время перемен. Опустошите себя. Откройтесь. Помните: польза чашки в том, что она пуста.

Приспосабливайтесь как вода. Будьте как вода. Это самое податливое вещество на земле, но оно точит даже самый твердый камень. Не имея формы, вода может принять любую форму: в чашке - форму чашки, в вазе - форму вазы, огибая стебли цветов. В чайнике она становится чайником. Понаблюдайте, как приспосабливается вода. Если сильно сжать бурдюк, вода вытечет из него быстро; если сжать его слабо, она потечет медленно. Может показаться, что вода иногда противоречит природе и течет вверх по склону, но на самом деле она выбирает любой открытый ей путь к морю. Двигаясь быстро или неспешно, вода непреклонна, а ее цель и судьба неизменны.

Согнуться и выжить. Эта китайская мудрость касается проблемы, общей для всего человечества. Говорят, что дуб могуч. Но он противостоит силам природы, и сильный ветер может сломить его. А вот стебель бамбука изгибается на ветру и выживает.

Разочарования как средство роста. Людям помогают расти и умеренные разочарования. Иначе у них не было бы мотивации вырабатывать собственные способы взаимодействия с миром.

Не привязывайтесь к одной точке зрения. Познать целостность - значит следовать за настоящим. Ведь настоящее постоянно движется и изменяется, и если придерживаться одной точки зрения, основанной на частичности, не получится следовать за стремительным движением настоящего.

Болезнь философии. Философия сама является болезнью, которую якобы исцеляет. Мудрый человек не стремится к мудрости, а просто живет своей жизнью. Именно в этом и заключается его мудрость.

Непрерывное изучение себя. Мне кажется, что вся моя жизнь посвящена изучению себя: я будто снимаю с себя слой за слоем день за днем. И чем больше я изучаю себя как человека, тем проще мне это делать. Появляется все больше вопросов. Я вижу все яснее. Моя цель - не развить то, что уже развито, а найти то, что пропущено. При этом пропущенное всегда со мной, внутри меня, никогда не терялось и не искажалось, разве что от неумелого использования.

Ценность глупых вопросов. Умный человек узнает из глупого вопроса больше, чем дурак из мудрого ответа.

Живите здесь и сейчас. Прислушайтесь. Слышите ветер? А птичьи трели? Их нужно по-настоящему услышать.

Абстрактный анализ - не ответ. Сейчас слишком модно прислушиваться к внутренним настроениям и пытаться их оценить. Стоять снаружи и пытаться заглянуть внутрь - бессмысленное занятие: все, что было внутри, исчезнет. То же можно сказать об эфемерном понятии счастья. Пытаться дать ему определение - все равно что зажечь свет, чтобы получше рассмотреть темноту. Разложите его на части - и оно исчезнет.

Неподвижность в движении. Я нахожусь в движении, но при этом неподвижен. Я как луна, отраженная в волнах, которые непрестанно куда-то бегут.

Буддизм не требует усилий. В буддизме усилия излишни. Живите как обычно. Ешьте свою еду, отправляйте естественные потребности, когда устанете - прилягте. Невежи посмеются надо мной, а мудрые поймут.

Медитация настраивает на внутреннюю невозмутимость. Медитировать - значит осознать невозмутимость своей истинной сути и освободиться от всего, что воспринимается чувствами. Спокойствие - состояние внутренней невозмутимости. Освободившись от всего внешнего и материального, оставаясь невозмутимым глубоко внутри, можно достичь истинного спокойствия.

Заботьтесь о том, что внутри. Погоня за наслаждениями притупляет разум. Любовь к богатству извращает поведение. Посему мудрец обращается к внутреннему «я», а не к внешности.

В одиночестве вы наименее одиноки. Одиночество - лучший способ бросить все на произвол судьбы и найти себя. В одиночестве вы наименее одиноки. Пользуйтесь им с умом.

Возраст и открытие. Даже если в процессе старения ваше тело медленно приходит в негодность, это ничего не меняет для каждодневного процесса открытия нового. С возрастом вы становитесь не лучше, а мудрее.

Вы сами управляете своим разумом. Раньше я получал от жизни тумаки, считая себя человеком, которого создают обстоятельства. Теперь я понял, что сам являюсь силой, что повелевает чувствами разума и творит обстоятельства.

Нельзя очистить взбаламученную воду руками. Как очистить взбаламученную воду? Если оставить ее в покое, она отстоится и снова станет прозрачной. Можно ли пребывать в постоянном отдохновении? Будьте спокойны, обождите какое-то время - и тогда это состояние закрепится.

Мудрая простота = здравый смысл. Мудрая простота здравого смысла - самый прямой и логичный путь.

О правдивости. Если не хочешь споткнуться завтра, говори правду сегодня.

Путь простака. Простак ничего не ждет заранее и принимает все как есть. Простота присуща истинно умудренным людям.

Какое отношение, такое и возвышение. Вы не получите от жизни больше, чем ожидаете. Любой из нас - это результат мыслей, пришедших к нам в голову.

Гнев и истина. Человек, в котором живет истина, не ведает гнева.

Принятие смерти. Чередование зимы и лета становится благом, когда мы отказываемся от мечты о вечной весне.

О насущности памяти. Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать 16 . Удовольствие - цветок, который скоро завянет, а воспоминание - его запах, который остается надолго. Воспоминания живут дольше, чем все остальное. Я много лет вспоминаю дерево в пору цветения, но не его плоды 17 .

Конец - это начало. Итак, начало и конец живут по соседству. Если вспомнить музыкальную октаву, то начинаете вы с самой низкой ноты и постепенно продвигаетесь к самой высокой. Достигнув же самой высокой, вы обнаруживаете, что она соседствует с самой низкой нотой соседней октавы. Вершина мудрости - знать это, но действовать так, словно не знаешь.

По материалам книги «Правила жизни Брюса Ли»

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.