Классный час вирус сквернословия. Бедный словарный запас

Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще,
чем ангельские голоса ребятишек,
если не особенно вслушиваться
в произносимые ими слова.

Логан Пирсолл Смит

Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздайте учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.

Для наглядности я изготовила плакат (стенгазету). Кроме наглядности, плакат выполняет еще одну немаловажную функцию. В нем есть рубрика «Особо заразные», куда классный руководитель записывает фамилии тех ребят, которые склонны к сквернословию. Плакат висит в классе на видном месте, а учащимся я говорю, что вряд ли их родителям будет приятно видеть фамилии своих детей в этом списке.

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Статья опубликована при поддержке интернет-аптеки "ЕвроФарм-UA". Неврология, артрит, аллергология, витамины, противоопухолевые средства, венозный недоcтаток, мезотерапия, наружные средства, гормональные и др. В аптеке Вы можете приобрести такие лекарства как синактен депо , рилутек, амбене, актос, аркоксиа и многие другие из Европы по выгодным ценам. Посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evrofarm-ua.com/.

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде) , готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Будьте здоровы!!!

Можно дать домашнее задание или провести акцию во всей школе по теме «Мир без сквернословия - твой рецепт». Это может быть, например, темой сочинения на уроке русского языка или плакат (см. с. 11).

Юлия АНДРОСОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 384,
г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______ «___» Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Информационные источники

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Беседа «Вирус сквернословия»

Кольчурина Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов

МАОУ Егвинская основная общеобразовательная школа

Кудымкарского района Пермского края

Ход беседы

Речь - это показатель ума .
Сенека

если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит

Перед проведением классного часа по теме "Вирус сквернословия" учащимся раздаются анкеты "Сквернословие в моей жизни". Анкетирование проводиться анонимно. (Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, сколько детей действительно задумались над данной проблемой).

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей . Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями , родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый МасаруЭмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Сегодня мы с вами узнали , что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Приложение

Анкета "Сквернословие в моей жизни"

Класс_______ «___»


Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ____________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ____________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ____________________________________________________________________________

Речь - это показатель ума.
Сенека


Перед проведением классного часа по теме "Вирус сквернословия" раздайте учащимся анкеты "Сквернословие в моей жизни" (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?


ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Сквернословие в моей жизни"

Класс_______ «___»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

Классный час

"Вирус сквернословия»

Классный руководитель:

Писарева С.П.

Классный час "Вирус сквернословия"

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

Задачи:

    расширить знания учащихся о вредных привычках;

    воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;

    побуждать к нравственному самосовершенствованию;

    формировать навыки здорового образа жизни;

    формировать культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения;

    развивать умение работать в группах.

Оборудование:

    анкета «Вирус сквернословия».

Ход классного часа

Речь - это показатель ума.

Сенека.

Учитель. Читает отрывок стихотворения В. Матусовского. (наш земляк)

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Мы сегодня проведем классный час на тему: «Вирус сквернословия».

Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.

Проводя этот классный час, мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Эту тему мы выбрали не случайно. В последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли из-за недостаточности словарного запаса, поэтому чтобы узнать, зачем мы произносим эти матерные, бранные слова провели анонимное анкетирование «Твое отношение к сквернословию».

В анкете 9 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один правильный ответ (Приложение 1 ).

Учитель. Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

Обсуждение результатов анкетирования.

А теперь, начнем наш классный час: «Вирус сквернословия», я хочу вкратце ознакомить вас с значением слова сквернословия, т.е. поговорим с вами о вреде сквернословия, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные матом.

Что такое сквернословие?

Сквернословие (по толковому языку русского языка С. Ожегова) - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие.

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производных от них слов.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

И я попрошу участвовать в диалоге о сквернословии, об истории возникновения сквернословия, о сквернословии и здоровья, о научном исследовании о сквернословии - учащихся нашей группы:

    сообщение: «История возникновения сквернословия» (Мителлаева Настя)

    сообщение «Сквернословие и здоровье» (Киселева Катя);

    сообщение «Научные исследования ученых о вреде сквернословия» (Ананьев Макар).

История возникновения сквернословия.

Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф. Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индо-европейское происхождение. Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

    Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

    Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

    Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

    Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20-м веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой - и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек - не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования . Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Учитель. А сейчас ответьте на вопрос, готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Каким образом?

    развивать устную, литературную речь;

    развивать культуру речи. Особенно нашу родную, русскую литературу;

    вести здоровой образ жизни, беречь здоровье.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня нами, классный час принесет положительный результат и те привыкшие к сквернословию молодежь задумаются.

Учитель.

Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, добра.

Жизнь- это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви».

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом с вами убеждались с вами,
А может, не слова - дела важны?
Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим не обходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик...
Ведь же всё говорят. "Век живи - век учись".
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим,
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас Современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет! Это только лишь казаться
Современным быть - это уметь говорить,
Это красиво выражаться.

Приложение 1

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой;

б) символ взрослости;

в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости;

б) из-за неуважения к людям;

в) стала привычкой.

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день;

в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?

а) во - время ссоры;

б) когда плохое настроение;

в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость;

б) храбрость;

в) мне иногда станет легче.

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения;

б) невоспитанность;

в) низкая культура.

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него;

б) ничего не чувствую;

в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней;

б) от девушек;

в) от взрослых.

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а)не хочу, потому что, это не культурно;

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова;

в) пусть используют, когда надо.

10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

б) развивать культуру своей речи;

в) я употреблял, и буду употреблять эти слова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эмото Масару «Любовь и вода» – М.: София, 2008.

2. Лекция о сквернословии. Режим доступа: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

3. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

4. http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

5. Газета "Школьный психолог" №20/2008

Открытое занятие «Вирус сквернословие» Цель: профилактика сквернословия. Задачи:  Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства;  Вывести правила речевой культуры;  Расширить знания школьников о вредных привычках (сквернословия);  Ознакомить подростков с губительным влиянием сквернословия на здоровье. Оснащение: ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой, Ход занятия 1. Организационный момент: Упражнение «Комплемент» Упражнение, которое мы используем сегодня в виде разминки называется комплемент. По часовой стрелке, по очереди, ВСЕ, произносят комплемент в адрес своего соседа. Единственное о чем надо помнить, когда вы говорите комплемент, должны произнести имя соседа, кому предназначен комплемент. Комплемент может сопровождаться невербальными действиями (жестикуляцией, имитацией и т.д.). Молодцы! А теперь обратите внимание на лица ваших соседей, мне кажется, что у нас в классе взошло солнышко и у всех у нас появились улыбки, блеск в глазах. Вы чувствуете, как будто в классе стало радостнее, теплее, приятнее? А если бы такие слова звучали каждый день, то, как бы вы себя чувствовали? Ответы детей… (хорошо, здорово, мы бы не с кем не ругались и т.д.) 2. Основная часть: Но сегодняшняя наша тема не о тех добрых, ласковых словах, от которых хочется жить, смеяться, творить добро, а о словах, от которых

хочется плакать. И хочу я сегодня с вами поговорить о сквернословии, и его влиянии на здоровье. И хотела бы я у вас узнать, как вы думаете, что такое сквернословие? Ответы детей….. Да вы правы, плохие слова, мат, нецензурная брань, оскорбления – все это сквернословие. А вот, как разъясняют это слово в словарях:  Толковый словарь русского языка Ушакова. Сквернословие ­ речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.  Словарь Ожегова. Сквернословие ­ мат, неприличные слова; сильные слова, ругня, крепкие выражения, лай, похабство, похабщина, похабничание, ругань, крепкие слова, поношение, проклятия, черное слово, ненормативная лексика, бранные слова, руготня, хула, речь, срамословие, матерщина, ругательства, чертыханье, брань, чертыхание, сильные выражения Вы молодцы! Вы знаете значение этого слова, а знаете ли вы, для чего люди употребляют скверные слова в своей речи: Ответы детей…… Молодцы! А многие психологии, социологи считают, что мат употребления в речи для того, чтобы:     оскорбить, унизить человека; показать агрессию; показать отсутствия страха; показать раскованность, независимость говорящего. Послушайте, что о сквернословии пишут ученые:  Ученые доказали, матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не употребляет мат;  Другой ученый научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. А как вы знаете, тело человека на 80% состоит из воды, то плохие слова влияют и на

молекулы воды в организме человека. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова (добрые, плохие), и ученый сделал вывод, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы (снежинки). Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!  Другие русские исследователи, в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет соответствовать тому, что вы проговорили: вам будет либо приятно, радостно, светло либо появиться тревожность, злость, гнев. Так что следует сделать вывод, сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому, психическому, эмоциональному здоровью человека. И это еще раз доказывает, что, к сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Сейчас я хотела бы послушать вас. По очереди каждый, расскажите, покажите, какие вы испытываете чувства, когда слышите (или слышали) нецензурные слова в свой адрес? Что вы чувствовали? Ответы детей …(обиду, унижение, хочется заплакать, гнев, хочу ударить, и т д.). Вы слышали, как нецензурная речь влияет на здоровье (доказала наука) и слышали какие чувства испытывает человек, когда ему говорят плохие слова, и зная все это, я хотела бы с вами провести небольшую творческую работу.

2. Упражнение «Кто ОН?». Вам надо разделиться на 2 команды, по одинаковому количеству участников. Каждой команде предлагается ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее. Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет конверт с заданием. Молодцы! Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи! Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию. Ответы детей: Первая команда (человек, который не употребляет в своей речи плохие слова): Губка БОБ светлые, яркие цвета красок. Веселый, добрый, мягкий, честный, не бросит в беде, настоящий друг. Он будет просто счастливым и любимым. Вторая группа (человек, который сквернословит): ВАСЯ (с синяками и с сигаретой в руках, в наколках) темные цвета красок. Грубиян, тюремщик, курит, пьет, дерется, материться. Одинокий, бродяжничает, скорее всего, опять попадет в тюрьму. Прекрасно! У вас получилось все просто замечательно, и такие яркие личности, черты характера. И скажите, пожалуйста, что же все­таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом? Ответы детей……

Теперь, я надеюсь, у вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова? Не хотите быть похожими на нашего ВАСЮ. Конечно, нет! 3. Как же избавиться от сквернословия? Давайте придумаем правила!   не говорить плохих слов самому копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого­то   тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво читайте больше художественной литературы Ребята, а сейчас я раздам вам листочки, на одном вы будете писать хорошие слова, а на другом скверные, плохие. Итак, давайте прочитаем, какие же слова вы считаете хорошими. Молодцы! Вы готовы избавиться от скверных слов? Мы не будем их зачитывать, мы просто выкинем их в пасть дракону! 4. Предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник приклеивает листочки. 5. И к концу занятия, я хотела вам прочитать стихотворение, в котором есть и напутствие, и пожелание вам, молодому поколению, которое должно быть не только умным, интеллигентным, но и здоровым физически, психологически и интеллектуально Не говорите скверные слова, Они, как смрад, вокруг все оскверняют. И постепенно душу убивают, И все святое губят на глазах. Добро творите, ближнего любя. Оно возносит к небесам, как чудо. Добро творите ­ мир прекрасней будет,

Добро твори и ты спасешься сам. Терпи, прощай и сам не злись, Не говори ты грубых слов ­ не надо. За то обещана от Господа награда, Пусть зло исчезнет, ты всегда молись. Любите ближних, как самих себя. Идите трудно вы путем спасенья, И пусть не будет тени сожаленья, Ни тени ропота, а лишь любовь в глазах. М.Гареева (Туймазинский район) 3. Заключительная часть Рефлексия ­ Понравилось ли вам занятие? ­ Что для вас было нового, неожиданного? ­ Что вам не понравилось? ­ Хотели бы вы продолжить тему о вреде сквернословия? Большое всем спасибо! До свидания! педагог – психолог Меренкова Ю.Н.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.