Научные работы ray злобина вятгу. Руководителем института математики и информационных систем ВятГУ назначен председатель регионального клуба IT-директоров

При расследовании обстоятельств смерти возникает множество вопросов

Месяц назад на праздновании дня Машиностроителя в коллективе ВятГУ произошла трагедия – погиб преподаватель. Спустя месяц расследование по делу завершается, но родственники не согласны с версией правоохранительных органов - «смерть от переохлаждения».

К нам в редакцию обратились родственники погибшего 25 сентября преподавателя и заведующего лаборатории кафедры ММД факультета автоматизации и машиностроения, Алексея Гонцова. По понятным причинам, пока родственники не желают раскрывать своих имен, но они согласились рассказать нам о том, как ведется расследование дела, и о своих многочисленных вопросах, ответы на которые пока не могут получить.

Близкие люди Алексея Гонцова рассказали:
- Понимаете нас пугает то, что о том, как погиб Алексей никто не говорит. Ощущение такое, что это дело просто хотят скрыть. Сейчас мы всерьез обеспокоены тем, как расследуется наше дело. Мы расскажем подробно о вопросах, ответы на которые мы пытаемся получить.

1) По заключению судмедэкспертов смерть Алексея насупила от переохлаждения. Версия следствия – большая компания студентов и преподавателей отдыхала 25 сентября на базе «Луч» в Боровице. Алексей, по версии следствия, просто много выпил, вышел за территорию базы, упал и замерз.
Но возникает вопрос - почему, когда обнаружили тело, Алексей лежал в неестественной позе лицом вниз, руки его примерзли к земле, нос расплющен и нога вывернута? Мы специально консультировались у специалистов – когда человек умирает от переохлаждения, то поза его более расслабленная спокойная, поза «собаки». Сотрудница бригады «Скорой помощи», выезжавшей по этому вызову, рассказала, что поза у Леши была совсем не естественная, на лице оскал. Она предположила, что, скорее всего, он задохнулся от того, что его тыкали с силой лицом в землю.

2) Версия о том, что он много выпил, тоже сомнительна. Медики установили, что в крови Алексея было всего 0,9 промилле этанола, а это совсем легкая степень опьянения – примерно 1-2 бутылочки пива. Один охранник заявлял, что видел Алексея вне вменяемом состоянии – якобы Леша практически не стоял на ногах - другой охранник говорит, что он был немного выпивший, но шел достаточно уверенно.

3) Время смерти до сих пор не установлено, мы даже примерное время не знаем. Когда Алексей выходил за территорию базы, в одной из комнат он оставил свою сумку с фотоаппаратом, на который в этот вечер много снимал. Эту сумку передали родственникам почти сразу же. Так вот, на фотоаппарате есть снимки, сделанные в 14 часов 30 минут. Алексей на них в адекватном состоянии с компанией друзей. Кроме того, никто родственников, как свидетелей, и вовсе не допрашивал. А между тем, Алексей в 16 часов 30 минут звонил родителям и говорил, что он не может оставаться больше на базе (видимо, там что-то произошло) у него есть 50 рублей на дорогу домой и что он скоро приедет. В 17 часов вечера родственники сами позвонили Алексею, но в трубке были слышны лишь его громкие крики, через несколько секунд аппарат был выключен.

4) Вопрос о пропавших вещах тоже остается без ответа. У Алексея не нашли ни ключей, ни нового телефона, который был куплен на днях за 10 тысяч рублей, ни бумажник. Все это он брал с собой, когда отправлялся на базу. Вообще следователи, как будто, не обратили на это никакого внимания...Кроме того, мы ездили на следующий день на место гибели Леши и нашли там его зажигалку и мелочь, выброшенную из бумажника. Как вообще производили осмотр места событий?

Конечно, сложно предположить, кто и по каким причинам, мог убить Алексея. Но у нас много вопросов и пока ни одного ответа. Хотелось бы добиться справедливости, а не просто «замолчать» это происшествие, как будто Леша никогда не работал в Политехе и его вовсе не было...В институте тишина гробовая, нет ни мемориальной доски, ничего, с нами там и вовсе не хотят говорить...
Нам уже отказали по 105 статье УК РФ – убийство, скоро откажут и по статье 116 – побои...Сейчас готовится возбуждение третьего дела по статье 158 УК РФ - кража. Где правосудие?

За комментариями мы обратились в Следственный отдел Слободского района, следователи которого занимаются данным делом.

Руководитель межрайонного следственного отдела Сергей Глазырин прокомментировал:
- Расследование дела продолжается, но, скорее всего, будет отказ от возбуждения уголовного дела по статье 116 УК РФ. Мы опросили сторожей, которые рассказали о том, что Алексей Гонцов несколько раз выходил за территорию базы. Конечно, мы привлечем к ответственности тех людей, которые не убедились в том, что все участники коллектива, прибывшие на базу, выехали обратно. Пока не удалось узнать, с какой компанией в тот вечер выпивал Алексей. Мы обратились за помощью в сотрудникам УВД, чтобы определить свидетелей среди коллектива ВятГУ.
На теле погибшего было обнаружено всего 2 небольшие ссадины. По словам свидетелей он был сильно пьян. Пока это вся информация. А на счет не согласия родственников скажу, пусть они приезжают к нам в Слободской, со всеми материалами дела мы их ознакомим.

А среди студентов ВятГУ ходят слухи о том, что преподавателя могли просто сильно избить его студенты, не согласные с методикой преподавания или оценками.

А. А. Злобин

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В РОМАНЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ»

ANDREI A. ZLOBIN

FUNCTIONING OF PRECEDENTIAL PHENOMENA IN A. SOLZHENITSIN"S NOVEL "THE FIRST CIRCLE"

В статье рассматриваются особенности прецедентных феноменов как материализованных знаков интертекстуальности. Автором представлены классификации и функции данных единиц в структуре романа А. И. Солженицына «В круге первом».

Ключевые слова: прецедентные феномены, интертекстуальность, сфера-источник, А. И. Солженицын.

The article deals with the peculiarities of precedential phenomena understood as materialized sings of intertextuality. The author has presented the classifications and functions of this linguistics units in the structure of A. Solzhenitsyn"s novel "The First Circle".

Keywords: precendential phenomena, intertextuality, source field, А. Solzhenitsyn.

В центре внимания современной лингвистики по-прежнему находится явление интертекстуальности, без обращения к которому невозможно полноценное исследование текста. Изучение данного явления способствует проникновению в более глубокие пласты произведения «за счёт установления многомерных связей с другими текстами» и помогает получить «представление об авторе, его тезаурусе, литературных вкусах или научной ориентации» .

В настоящей статье мы обращаемся к проблемам интертекстуальности посредством изучения прецедентных феноменов (ПФ), поскольку они являются элементами содержания сознания, обладающими культурной значимостью в качестве основы взаимодействия как целых пластов культур, так и отдельных текстов. Роман А. И. Солженицына «В круге первом» - благодатный материал для подобного исследования, данные единицы в структуре романа представлены весьма широко (около 120 примеров).

Известно, что изучение ПФ связано с именем Ю. Н. Караулова, который определял их как тексты «1) значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях; 2) имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая её предшественников и современников, и, наконец; 3) такие, обращение к которым возобновляется в дискурсе данной языковой личности» .

В лингвистике за последние годы сформировалось несколько подходов к классификации ПФ . Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход, предполагающий распределение материала по сфе-

Андрей Александрович Злобин

Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, журналистики и интегрированных коммуникаций

Вятский государственный университет ул. Московская, д.36 Кировская область, г. Киров, 610000, Россия [email protected]

Andrei A. Zlobin

Vyatka State University 36 Moskovskaya ul. Kirovskaya obi., g. Kirov, 610000 Russia

рам-источникам, поскольку интертекстуальные связи обнаруживаются в данном случае более отчётливо.

ПФ, зафиксированные нами в анализируемом романе, восходят к следующим сферам-источникам:

Художественная литература (38% ПФ): Прислонясь головой к запотевшему, подрагивающему стеклу и едва слыша сам себя под мотор, Глеб в четверть голоса нашёптывал: Русь моя... жизнь моя... долго ль нам маяться?.. (263)*;

Политическая сфера (37%): А тридцать красных томиков ты по-прежнему собираешься читать от корки до корки? (190);

Библия (10%): Все доводы разума - да, я согласен, гражданин начальник. Все доводы сердца - отойди от меня, сатана! (60);

Философия (9%): Вся Воркута на зэках стоит! Весь Север! Да вся страна одним боком на них опирается. Ведь это, знаете, сбывшаяся мечта Томаса Мора.<...> Подумал Мор и догадался: да ведь и при социализме будут нарушители порядка. Вот им, мол, и поручим. Таким образом, современный ГУЛАГ придуман Томасом Мором, очень старая идея! (298);

Мифология (4%): Живые ласково смотрели на мёртвого, а мёртвый смотрел в Аид, смотрел не весёлым и не грустным - прозрачным, слишком много узнавшим взглядом (260);

Фольклор (3%): Как Вы представляете себе науку: Сивка-Бурка, вещая каурка? Воздвигни мне к утру дворец - и к утру дворец? (106).

Как видим, превалирующими источниками ПФ для романа А. И. Солженицына «В круге первом» являются художественная литература и политическая сфера. Остановимся на этом подробнее.

Автор апеллирует к целому комплексу широко известных произведений мировой литературы: «Песнь о Нибелунгах», «Слово о полку Игореве», Данте «Божественная комедия», Сервантес «Дон Кихот», И. В. Гёте «Фауст», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», Л. Н. Толстой «Война и мир», стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина. Ср.:

Но этот клад Нибелунгов, не принеся Абакумову свободного богатства, стал источником постоянного страха разоблачения (142); Ему вдруг стало жаль Веренёва... Множества упорядоченные, множества не вполне упорядоченные, множества замкнутые... Топология! Стратосфера человеческой мысли! В двадцать четвёртом столетии она, может быть, и понадобится кому-

нибудь, а пока... А пока... Мне нечего сказать о солнцах и мирах, Я вижу лишь одни мученья человека... (57).

Статистическая обработка языкового материала показала, что из всего реестра приведённых литературных источников А. И. Солженицын чаще всего использует ПФ, восходящие к «Божественной комедии» Данте и к творчеству А. С. Пушкина.

ПФ, апеллирующие к «Божественной комедии» Данте, способствуют репрезентации феномена шарашки:

<... > Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг - в первый. Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался - куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться. Чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место (21-22).

Название «В круге первом» также является ПФ, напрямую связанным с данным источником, и намечает перспективу дальнейшего рассмотрения лагерной темы, которая найдёт отражение в таких произведениях автора, как «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича».

Используя подобные ПФ, А. И. Солженицын акцентирует внимание на том, что шарашка - это лучшее место в ГУЛАГе, лучший круг начинающегося ада:

Нет, Илья Терентьич, это не ад. Это - не ад! В ад мы возвращаемся. А шарашка - высший, лучший первый круг ада. Это - почти рай (758).

ПФ, апеллирующие к творчеству А. С. Пушкина, связаны с репрезентацией атмосферы тюремного заточения, в которой живут и трудятся долгие годы высококлассные учёные:

Но едва он откинул подушку, как обнаружил портсигар из тёмно-красной прозрачной пластмассы, наполненный впритирочку в один слой двенадцатью папиросами «Беломорканал» и перевитый полоской простой бумаги, на котором чёрным карандашом было выведено: Вот так убил он десять лет, Утратя жизни лучший цвет (215).

Заключённые, мечтая о скорейшем выходе из тюрьмы, признают, что, несмотря на колоссальные трудности и испытания, именно здесь у них откристаллизовалась система ценностей

[мир русского слова № 1 / 2016]

и появилась возможность обрести дар внутренней свободы:

Это всё надо пережить. Выдумать этого нельзя. Чтобы написать Сижу за решёткой в темнице сырой.

Только непрерывными бесконечными годами воспитывается подлинное ощущение тюрьмы (262).

Совершенно справедливо мнение М. М. Голубкова о том, что «истинно свободными людьми предстают в романе те из героев, что сумели найти свободу в собственной душе - внутреннюю, тайную свободу в пушкинском (курсив наш. - А. 3.) смысле. Их свобода не зависит от внешних обстоятельств - зигзагов Системы, расположенности или нерасположенности начальства. Лишённые системой всего - имущества, нормальной семьи, отцовства, свободы - эти герои способны осмыслить собственное положение как позитивное и забыть заботы самоустроения, обретя свободу внутреннего самостояния» .

Не случайно, уезжая из шарашки обратно в лагерь, Нержин, Герасимович, Хоробров испытывают чувство внутреннего покоя:

Да, их ожидала тундра и тайга, полюс холода Оймякон и медные копи Джезказгана. Их ожидала опять кирка и тачка, голодная пайка сырого хлеба, больница, смерть. Их ожидало только худшее. Но в душах их был мир с самими собой. Ими владело бесстрашие людей, утерявших всё до конца, - бесстрашие, достающееся трудно, но прочно (758).

Частое использование А. И. Солженицыным ПФ из политической сферы-источника представляется весьма закономерным: главные герои романа - политические заключённые, отбывающие свой срок в тюремном научно-исследовательском институте.

Обращает на себя внимание тот факт, что из трёх типов ПФ - прецедентных текстов, прецедентных ситуаций, прецедентных имён - автор в данном случае отдаёт предпочтение последним. Ср.:

Беззаботная страна спать может, но Отец её спать не может! (160); Сидя второй год без следствия и суда, он по-прежнему жил только последними партийными директивами и по-прежнему боготворил Мудрого Вождя (66).

В подавляющем большинстве случаев А. И. Солженицын использует прецедентные име-

на, характеризуя Сталина. Представим перечень данных единиц: Батька, Богоизбранный вождь, Величайший изо всех Великих, Великий Кормчий, Властитель, Вождь Всего Прогрессивного Человечества, Вождь мирового пролетариата, Вождь народов, Всесильный, Друг всех народов, Единодержец, Замарашка Сосо, Коба, Корифей наук, Корифей Языкознания, Отец, Отец и Друг, Отец восточных и западных народов, Лучший Друг контрразведчиков, Лучший Ученик и Друг Ленина, Мудрейший из Мудрейших, Мудрый Вождь, Пахан, Сам, Самый Родной и Любимый, Собиратель славянства, Хозяин.

Данные номинации А. И. Солженицын использует для достижения следующих целей:

Привлечения внимания к античеловеческой сущности тоталитаризма: Но Яконов знал, что мёртвые вещи не слушаются человеческих сроков, что к десятому января будет выходить из аппаратов не речь человеческая, а месиво. И неотклонимо повторится с Яконовым то же, что с Мамуриным: Хозяин позовёт Берию и спросит: какой дурак делал эту машину? Убери его. И Яконов тоже станет в лучшем случае Железной Маской, а то и снова простым зэком (97);

Формирования негативной оценки деятельности Сталина: Если бы мне, Глеба, сказали сейчас: вот летит самолёт, на ём бомба атомная. Хочешь, тебя тут как собаку похоронит под лестницей и семью твою перекроет, и ещё мильён людей, но с Вами - Отца Усатого и всё заведение их с корнем, чтоб не было больше, чтоб не страдал народ по лагерях, по колхозах, по лесхозах? <...>Я, Глеба, поверишь? нет больше терпежу! терпежу - не осталось! я бы сказал, - он вывернул голову к самолёту: - А ну! ну! кидай! рушь!! (523-524);

Обнаружения общности ментально-вербальной базы автора и реципиента (парольная функция): Его не то что за глаза, его и про себя-то почти не осмеливались звать Сашкой, а только Александром Николаевичем. «Звонил Поскрёбышев» значило: звонил Сам. «Распорядился Поскрёбышев» значило: распорядился Сам (139); От страха уши его сперва леденели, а потом отпускали, наливались огнём - и всякий раз Абакумов ещё боялся, что постоянно горящие уши вызовут подозрение Хозяина (140);

Создания иронического эффекта при создании образа Сталина: Но Сталину казалось, что современники, хотя и называют его Мудрейшим из Мудрейших, - всё-таки не по заслугам мало восхищаются им; всё-таки в своих восторгах поверхностны и не оценили всей глубины его гениальности (160); Понастроить себе памятников - ещё побольше, ещё повыше (техника разовьётся). Поставить на Казбеке памятник,

и поставить на Эльбрусе памятник - и чтобы голова всегда выше облаков. И тогда, ладно, можно умереть - Величайшим изо всех Великих, нет ему равных, нет сравнимых в истории Земли (155).

Таким образом, ПФ в анализируемом тексте, с одной стороны, говорят о стремлении А. И. Солженицына к введению в художественное пространство романа метафизического плана, напоминающего о вечных ценностях, утверждаемых мировой литературой. Прослеживается авторское обращение к произведениям Данте, Сервантеса, И. В. Гёте, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Блока, С. А. Есенина и др.

С другой стороны, прецедентные имена, их репрезентативный, оценочный, экспрессивный, парольный потенциал демонстрируют отношение главных героев романа к тоталитарному режиму в СССР.

Прецедентные феномены, используемые А. И. Солженицыным, свидетельствуют о богатстве смыслового наполнения глубинных пластов романа «В круге первом» и позволяют затронуть актуальные проблемы современной автору действительности и вечные нравственно-философские вопросы человеческого бытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубков М. М. А. И. Солженицын. В круге первом. М., 2002.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

3. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург; Омск, 1999.

4. Пучкова Е. В. Функционирование прецедентных феноменов в газетных заголовках // Учёные записки ТОГУ: Электронное научное издание. 2013. № 4. Т. 4. С. 2106-2112.

5. Солженицын А. И. В круге первом. М., 1990.

6. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М., 2000.

1. Golubkov M. M. (2002) A. I. Solzhenitsyn. V kruge pervom. Moscow. (in Russian)

2. Karaulov Yu. N. (1987) Russkii yazyk i yazykovaya lichnost". Moscow. (in Russian)

3. Kuz"mina N. A. (1999) Intertekst i ego rol" v protsessakh evolyutsii poeticheskogo yazyka. Ekaterinburg; Omsk, 1999. (in Russian)

4. Puchkova E. V. (2013) Funktsionirovanie pretsedentnykh fenomenov v gazetnykh zagolovkakh. Uchenye zapiski TOGU. 2013, no. 4, vol. 4, p. 21062112. (in Russian)

5. Solzhenitsyn A. I. (1990) V kruge pervom. Moscow.

6. Fateeva N. A. (2000) Kontrapunkt intertekstual"nosti, ili Intertekst v mire tekstov. Moscow. (in Russian)

""SiÄSÜ о ПРАКТИКИ

"¡asai p и интерпретации

[ предлагаем вашему вниманию]

Представляем новый сетевой рецензируемый научный журнал «Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований» (ISSN 2415-8852), который издается Южным федеральным университетом с 2016 года, выходит ежеквартально.

Цель журнала - стимулировать научный интерес к разнообразным практикам профессиональной интерпретации, научного комментирования, анализа эмпирического материала, трансляции эффективного педагогического опыта.

Журнал адресован специалистам, работающим в сфере современного гуманитарного знания, и открыт для сотрудничества с молодыми исследователями, предлагающими оригинальные подходы к интерпретации практического материала. Разделы журнала: «Лингвистика», «Литературоведение», «Культурные исследования», «Образование».

Публикация статей в очередном номере бесплатна.

Все статьи доступны online и размещаются в системе РИНЦ. Сайт журнала размещен на международной платформе Open Journal Systems (OJS). Главный редактор: д-р филол. наук Ольга Анатольевна Джумайло. Ответственный редактор: канд. пед. наук Марина Левоновна Воловикова.

Адрес сайта: http://pijournal.sfedu.ru/, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПУГАЧА В ВЯТГУ - 2
ПРОРЕКТОР - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ АБДУЛЛИНА...

Продолжаем наше расследование необычайной жизни великого путешественника во времени, байкера-контрабандиста Валентина пугача.
Начало тут:

Когда пугач только пришел в вуз, он сразу сделал несколько прекрасных популистских заявлений. Одно из них - это то, что он будет повышать зарплаты профессорско-преподавательскому составу за счет внутренних резервов и более справедливого распределения денежных средств.

Получается, "вандал Пименов" все развалил и назначил себе со своим личным кругом огромные зарплаты, а пугач такой на белом коне Робин Гуд прискакал и вернул все людям.

Однако, уже на стадии обсуждения возникла куча вопросов со стороны преподавателей, которые не стеснялись критиковать позицию пугача в несправедливом повышении зарплат "некоторым категориям сотрудников".
http://valentinpugach.livejournal.com/7906.html

Ответ пугача был гениален: он назначил ТАКУЮ ЗАРПЛАТУ НЕСКОЛЬКИМ СВОИМ БЛИЖАЙШИМ ДРОЖАЙШИМ, что стало понятно: вуз захватил еще более страшный Карабас Барабас...

У пименовских мужиков, кстати, хоть результат был в виде государственных премий... А у этих...

Итак, на одном показательном примере посмотрим...

У каждого байкера должен быть мотоцикл, старая куртка с запахом и своя боевая подруга:)))

Иначе какой же он на фиг байкер?

Как такие как пугач становились байкерами - ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИМ по знаменитому фильму ПОГОНЯ ЗА ТЕНЬЮ.
А чего пугачу до сих пор не хватает - Особенно с 6 минуты:)))

Моцика у Вали аж два, куртку кто нюхал, расскажут, а подруга...

Их довольно много...

Начнем с первой:)

Знакомьтесь: гениальный умнейший предприниматель-проректор Светлана абдуллина...

Этот несравненный талантище, за какие-то одному пугачу известные эро...экономические заслуги стала проректором по общим вопросам!

Сплетники до сих пор смеются над "тем самым диваном" :)))

И все-таки, ПЕРВЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС...

Ну а правда, ЗА КАКИЕ ТАКИЕ ЗАСЛУГИ бывший работник управления федерального казначейства по Кировской области (до 2007 года), вдруг получает зарплату, по нашим данным, в среднем, до 333 000 рублей в месяц???

Может, потому что она настрадалась, будучи ИП, когда с 2011 по 2014 годы пыталась заниматься бизнесом, да так и не заработала ни копейки?
Вот у нее такой уютный салончик красоты был - "Шале" :)))

А за чей счет тогда такая благотворительность от ректора пугача???

Не за счет ли профессорско-преподавательского состава вуза???

Самое интересное, что сам пугач, например, судя по его опубликованной декларации, официально заработал меньше своего генита...простите за ошибку, гениального проректора в каких-то ора...тьфу ты, общих вопросах!

Как же живут бедные преподаватели, ставка которых была в 2010 году не больше 3 тысяч рублей в месяц???

Не иначе как все у абдуллиной бегают занимать?

АУ! Преподаватели ВятГУ! Вам не стыдно получать мизерные зарплаты с вашими учеными достижениями?
Наука сейчас не так ценится, как древнейшие "умения и навыки" :)))

ВНИМАНИЮ СОТРУДНИКОВ ПОЛИТЕХА:)))

На 333 000 рублей можно купить В МЕСЯЦ:
- 1 автомобиль ЛАДА ГРАНТА;
- или снять трехкомнатные апартаменты класса люкс в ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЕ - жить весь месяц с завтраками, обедами и ужинами:))) - еще и деньги останутся:)))
- или купить 1800 бутылок водки;
- или 5550 бутылок ВЯТСКОГО кваса:)))
- или 126 аспирантам заплатить утвержденную на этот год стипендию...

А лучше вообще сократить на фиг абдуллину (все равно, говорят, на работе очень редко бывает), а зарплату ее распределить среди молодых ученых - кандидатов, вот прямо сколько есть таковых, на столько и поделить:)))

ПОМЕЧТАЙТЕ!!!

Головокружительности карьеры мадам абдуллиной сейчас завидует каждая вятская девчонка! Ну разве что, кроме одной:)))

А "сердешной" подруге пугача, которая оказывала ему протекцию в рособрнадзоре, кстати, лучше в проректоры к нему идти, а не в россодружество, ведь ректор Валя ей больше заплатит за поддержку:)))

Да и на моцике покатает в кожаной куртке:)))

Но ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН главный вопрос...

ВТОРОЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ЗВУЧИТ ТАК: а почему о биографии абдуллиной ничего нигде невозможно узнать???

И была ли должность такая при Пименове? Или только для нее создали специально?

Почему она, по нашим данным, так редко появляется на работе, при такой огромной зарплате?

И почему ее часто видят в мягко говоря, не вполне приличном виде?

Почему сотрудники, как рассказывают, увольняются пачками, болтая налево и направо страшилки про гнев проректора, которая могла позволить себе обложить публично людей таким трехэтажным, что покраснел бы матрос черноморского флота?

Эти вопросы оставим для обсуждения.

Равно как и научные потуги мадам абдуллиной:)))

ЕСТЬ ЕЩЕ ТРЕТИЙ ВОПРОС!
Зачем проректору по любо...общим вопросам, уже имея такую зарплату, открывать еще и ИП со дополнительным и видами деятельности "под вуз"?
http://www.list-ip.org/man/3068131
Фото:

И мы продолжаем своё расследование.
Поверьте, у нас еще много чего есть про то, во что превратился некогда главный вуз области под началом самого случайного в его истории проходимца-ректора:)))

И кстати, в МИНОБРНАУКИ мы направили соответствующий запрос о том, насколько уместны такие зарплаты в вузе, в условиях кризиса...

Продолжение следует.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологи и журналистки

А. А. Злобин

Контрольные задания по дисциплине

Учебно-методическое пособие

Киров

для студентов всех профилей подготовки всех форм обучения

Рецензент:

доктор филологических наук, профессор кафедры издательского дела и редактирования ГОУ ВПО «ВятГГУ» М. В. Сандакова

А. А. Злобин

Контрольные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебно-методическое пособие/ Злобин А. А. – Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012. – 32 с.

«Русский язык и культура речи»

ББК Ш 141.12-7(07)

Редактор А.В. Куликова

© Злобин А.А., 2012

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012

Вариант 1

1. Культура речи – это раздел языкознания, изучающий…

1) нормы речи

2) коммуникативные качества речи

3) средства общения

4) языковые законы

2. Вербальным средством общения является…

1) речь

2) языковая система

3) мимика и жесты

4) интонация

3. В каком году была создана кириллица?

1) 988

2) 1014

3) 944

4) 863

4. К какой группе славянских языков относится русский язык?

1) южнославянская

2) западнославянская

3) восточнославянская

5. Форма существования литературного языка

1) устная

2) художественная

3) документальная

4) народно-поэтическая

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) язык

3) объём

4) меньше

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАверх

2) клялАсь

3) отрОчество

4) сОзыв

8. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) банты

2) газопровод

3) досуг

4) каталог

9. В каком слове выделенный согласный произносится мягко

1) иНертный

2) компьюТер

3) корНет

4) оТель

10. В каком слове на месте сочетания ЧН нужно произнести [ШН]?

1) избыточный

2) Ильинична

3) лихорадочный

4) мелочность

11. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ

нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространени-

ем разнообразных средств массовой информации, в том числе представлен-

ных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем нов ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успеш-

но и быстро решать многие проблемы.

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) пара туфель

2) несколько полотенец

3) опытные доктора

4) около пятиста километров

ние предложения

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петер-

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в -Пе тербурге.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

14. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

1) шкафчик

2) мячик

3) пончик

4) огурчик

15. Существительное кафе в литературном языке употребляется только как существительное … рода

1) мужского

2) женского

3) среднего

4) общего

16. Из данных синтаксических конструкций литературными яв-

ляются оба варианта

1) боялся собаку – боялся собаки

2) оплатить проезд – заплатить за проезд

3) одеть пальто – надеть пальто

4) в двух тысячах первом году – в две тысячи первом году

17. Числительное «восемьдесят» в творительном падеже(сколь-

кими?) звучит как...

1) восьмидесятью

2) восьмидесяти

3) восьмьюдесятью

4) восемьдесят

18. Грамматическая ошибка допущена в предложении…

1) В печати появились слухи, что ФСБ будет переименована.

2) Как сообщили медики, у более чем четыреста жителей области были обнаружены признаки отравления грибами.

3) Много молодежи пришло на вечер танцев.

4) В нашем магазине можно купить разнообразные канцелярские това-

ры: карандаши, бумагу, ручки, фломастеры и другие письменные принад-

лежности.

19. Грамматический недочет допущен в предложении

1) От этих бывших когда-то нарядными туфель осталось одно воспо-

2) Главные виновники случившегося– в верхних эшелонах власти, и

это никому не секрет.

3) Все возвращается на круги своя, и жизнь наша тоже стала постепен-

но налаживаться.

4) Генеральный прокурор заявил, что никаких нарушений законности

не было обнаружено.

20. Однокоренные слова, имеющие сходное написание и звучание,

но разное лексическое значение, называются…

1) синонимы

2) архаизмы

3) паронимы

4) антонимы

21. Паронимами являются…

1) доходный – доходчивый

2) красивый – восхитительный

3) абитуриент – студент

4) прилежный – небрежный

22. Употребление в словосочетании лишнего слова – это…

1) тавтология

2) гипербола

3) повтор

4) плеоназм

23. Словосочетание, содержащее лишнее слово

1) реальная действительность

2) коллега по факультету

3) коллега по работе

4) дорогие друзья

24. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

1) принимать чью-либо точку зрения

2) нанести урон

3) уровень воды увеличивается

4) занять позицию

25. В каком словосочетании содержится плеоназм

2) за отчетный период

3) растущие цены

4) событие произошло в ноябре

26. Лексический недочет допущен в предложении

1) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.

2) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабаты-

3) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.

4) Я старательно скрывал свою принадлежность к этой организации.

27. Лексический недочет допущен в предложении

1) В нашей памяти она останется идиллией красоты и женственности

2) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела

3) Главный герой романа – бедный студент-разночинец.

4) Не чем иным, как складом, это здание не могло быть.

28. ПРЕ пишется в слове…

1) пр..баутка

2) пр..мерять

3) пр..дорожный

4) пр..амбула

29. НН пишется в слове…

1) непрошен..ый

2) маринован..ый

3) ветрен..ый

4) маслен..ица

30. Буква А пишется в слове с чередованием…

1) предпол..жить

2) з..рница

3) разг..раться

4) выск..чить

31. Двойные согласные пишутся в слове…

1) рас..казывать

2) рас..чёт

3) раз..ечь

4) им..итация

32. В каком слове есть непроизносимый согласный

1) високос..ный

3) компроме..тировать

4) наше..ствие

33. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла гус-

той травой.

2) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги

(НА)СЧЁТ не поступили.

4) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

34. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) разв..вать (ум), р..цензия, зап..реться

2) доб..ваться (успехов), д..кларация, перест..лать

3) выч..слить, д..апазон, изб..рательный

4) чу..ства, безмо..ствовать, филосо..ский

35. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой ка-

залось ему пределом человеческого счастья.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И за-

пятая не нужна

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И

нужна запятая

36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я долго думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей

(3) и мне хотелось узнать (4) что с ними стало.

38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2)если он и жаловался в стихах

на дорожную скуку (3)то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не

имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удо-

вольствию

«бить баклуши»

1) поговорка

2) пословица

3) фразеологизм

4) канцеляризм

40. Назовите изобразительно-выразительное средство, употреб-

лённое в приведённом ниже фрагменте

1) антитеза

2) градация

3) сравнение

4) оксюморон

Не было души более откровенной, более тонкой и более проникновен-

ной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.

41. Укажите неверное утверждение

1) ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному

2) аллегория – иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе

3) олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением

4) метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного

предмета дается название другого

42. Определите тип повествования приведённого ниже фрагмента

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться– язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, ко-

торые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества.

Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем. О крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет нам давать средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать мил-

лион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поно-

сить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас ис-

правлять.

43. Языковое средство, характерное для газетных текстов

1) заимствованная лексика

2) научная терминология

3) канцелярская лексика

4) общественно-политическая лексика

44. Самостоятельным функциональным стилем в современном

русском языке является…

1) эпистолярный

2) публицистический

3) ораторский

4) научно-популярный

45. Определите стиль приведённого ниже фрагмента

1) официально-деловой

2) научный

3) литературно-художественный

4) публицистический

Актуальность исследования обусловлена необходимостью система-

тизировать микротопонимию региона и описать ее как фактор истори-

ко-культурной зоны, во взаимодействии с апеллятивной и онимической лек-

сикой, с современных теоретических позиций антропоцентризма, когнити-

визма, дискурсной деятельности носителя языка, при сохранении традици-

онного аспекта анализа– структурно-семантического, и тем самым вве-

сти материал в научный оборот.

Научная новизна диссертации состоит в том, что названный регио-

нальный материал (и отдельные его стороны, например, топонимическая мотивация) не был еще предметом обобщенного, комплексного, разноас-

пектного анализа как фрагмент региональной языковой картины.мира Описание участия нижегородской окско-волжско-сурской микротопонимии

(при взаимодействии с апеллятивной и онимической лексикой и при актуали-

зации внутрисистемного аспекта анализа) в отражении принципов воспри-

ятия мира, его концептуализации и познания человеком дается впервые.

46. Выберите номера предложений, дополняющих определение ре-

Реферат – это крат-

А. Содержит развёрнутые доказательст-

кое изложение содержа-

ва, рассуждения, сравнения и обсуждение ре-

ния документа или его

зультатов исследования.

Непосредственным

доказатель-

Броуновские

частицы со-

ством существования

хаотическоговершают

движение

влиянием

движения молекул служит броунов-

беспорядочных ударов молекул.

ское движение. Это явление заключа-

Б. Доказательством существо-

ется в том, что весьма малые(види-

вания хаотического движения моле-

мые только в микроскоп) взвешенные

кул служит броуновское

движение,

в жидкости частицы всегда находятся представляющее собой непрерывное

в состоянии непрерывного беспорябеспорядочное движение малых час-

дочного движения, которое не зави-

тиц под влиянием ударов молекул.

сит от внешних причин и оказывается

Хаотическое движение ви-

проявлением внутреннего

движениядимых

в микроскоп частиц называ-

вещества.

Броуновские

ется броуновским движением.

движение

влиянием

беспорядочных ударов молекул.

данном микротексте

изменено

место первого предложения.

Выберите предложение, которое должно стоять первым.

А. Такой газ называется идеальным.

Б. Взаимодействие между молекулами всякого газа становится пренеб-

режимо слабым при большом разрежении, т. е. при малых плотностях газа.

В. Всякий реальный газ при достаточном разрежении близок по своим свойствам к идеальному.

Г. Простейшими свойствами обладает газ, взаимодействие между мо-

лекулами которого пренебрежимо мало.

Д. Некоторые газы, такие, как воздух, азот, кислород, даже при обыч-

ных условиях, т. е. при комнатной температуре и атмосферном давлении,

мало отличаются от идеального газа.

Е. Особенно близки по своим свойствам к идеальному газу гелий и во-

49. Выберите, какой из перечисленных ниже жанров относится к

официально-деловому стилю

1) аннотация

2) научная статья

3) заявление

4) диссертация на соискание учёной степени кандидата наук

50. Вы хотите, чтобы студенческий профком выделил вам льгот-

ную путёвку в лагерь. Выберите, что вы напишите

1) служебную записку

2) автобиографию

3) заявление

4) объяснительную записку

Мы живем в удивительное время. Сейчас не обязательно ехать в другие города и страны, чтобы послушать выступления известных экспертов. Есть несколько доступных способов. Первый - воспользоваться возможностями сети Интернет. Второй - посетить лично выступление лектора на интересующую вас тему. Благо выбрать вам будет из чего.

Представляем подборку интересных лекций, которые пройдут в ближайшее время.

Возрастное ограничение мероприятии - 12+

1. Урок русского языка

  • Где: ВятГУ, Ленина, 111, 334 кабинет
  • Когда: 25 января в 18.30

Тема занятия: «Пунктуация и синтаксические нормы в сложном предложении (нормы построения сложного предложения и знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях; пунктуация в предложениях с прямой речью)».

Проведет урок кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения Андрей Александрович Злобин.

Участие: Регистрация обязательна.
Все занятия в рамках проекта бесплатные.
Чтобы попасть на урок, вам необходимо зарегистрироваться здесь: https://vk.com/topic-88981164_34845919 либо по телефону: 8-982-389-24-13.
Организаторы проекта: Вятcкий государственный университет и газета «Мой Pro Город».

2. Профилактика атеросклероза

  • Где: Библиотека №18 им. А.М. Горького
  • Когда: 26 января в 12:00

В библиотеке им. Горького состоится лекция «Профилактика атеросклероза». На встрече будет формироваться группа слушателей «Школы здорового сердца» на 2017 год. С лекцией перед слушателями выступит Татьяна Коптева, врач Центра медицинской профилактики КОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр».

3. «Конец книжной эпохи? (Перспективы и альтернативы бумажной книги)».

  • Где: конференц-зал библиотеки им. А.И. Герцена.
  • Когда: 26 января в 18:00

Вятский интеллектуальный клуб и Библиотека им. А.И. Герцена организуют дискуссию: «Конец книжной эпохи? (Перспективы и альтернативы бумажной книги)». Альтернативные точки зрения представляют:

Владимир Сизов - ректор ВСЭИ, доктор экономических наук, профессор, президент Вятского интеллектуального клуба Евгений Дрогов - директор издательства О-Краткое, председатель Союза журналистов Кировской области.

Ведет дискуссию: директор института проектирования инновационных моделей образования, кандидат педагогических наук Константин Колесников.

Тел. для справок: 76-17-22 (Светлана Николаевна).
Вход свободный.

4. «Происхождение человека и его рас»

  • Где: литературная гостиная библиотеки им. А.И. Герцена.
  • Когда: 27 января в 18:00

Исторический клуб «Знание» приглашает кировчан на интересную лекцию: «Происхождение человека и его рас» Ведущий - И. В. Чемоданов, к. и. наук, преподаватель ВятГУ.

5. «Явления, вызванные выстраиванием тел в одну линию: затмения, покрытия, транзиты (прохождения). Солнечное затмение 21 августа 2017 года в США и условия его наблюдения».

  • Где: квартирник «Холостежь»
  • Когда: 27 января в 19:00

21 августа 2017 года состоится полное солнечное затмение! Наблюдаться оно будет на территории США. После 2017 года 2018 год будет без полных солнечных затмений, полосы полных солнечных затмений 2019 и 2020 года пересекут Чили и Аргентину, полное затмение 2021 года будет видно лишь в Антарктиде. Приходите на мероприятие и Вы узнаете много интересного про это солнечное затмение.

6. «Почвопокровные неприхотливые растения»

  • Где: большой читальный зал библиотеки им. А.И. Герцена.
  • Когда: 31 января в 14:00

Клуб «Цветовод» приглашает жителей города на лекцию «Почвопокровные неприхотливые растения». Об особенностях этих растений расскажет Светлана Владимировна Кекина, специалист по природному земледелию.

7. «Будущее через 50 лет»

  • Где: ОДНТ
  • Когда: 3 февраля в 17:00

Так будет называться интеллектуальный вечер с Анатолием Вассерманом, который пройдёт 3 февраля в Кирове. Известный мыслитель и аналитик, журналист, публицист, неоднократный победитель интеллектуальных телешоу, автор расскажет о том, по какому пути развития движется наша планета, и что она будет представлять из себя полвека спустя.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.