Нуреев в большом. Балет «Нуреев»: показ переда и зада современной действительности

В конце на поклон все артисты вышли в футболках с фотографией Серебренникова и надписью «Свободу режиссёру» , поскольку он не смог посетить премьерный показ из-за домашнего ареста.


фото: Mladen Antonov


Представление должно было рассказать всю историю жизни выдающегося танцовщика и хореографа XX века и представить сразу несколько эпох, в которых жил артист. «Это жизнь в одном балете», – говорил Кирилл Серебренников, но как позже уточнил хореограф , спектакль представляет собой «вспышки жизни Нуреева, не документальный, а скорее сюрреалистический "фильм"» .

На постановку пришли многие деятели культуры и политики. Их восторженные комментарии после просмотра процитировали агентства ТАСС и РИА Новости, а также большинство СМИ.


Пресс-секретарь главы государства отметил большое значение балета: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие. Я не увидел в постановке ничего провокационного».

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», – посетовал экс-министр финансов России, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин .

«"Нуреев" в Большом театре. Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер - под домашним арестом. Россия как она есть», – цитирует слова корреспондента The Guardian Шона Уокера «Новая газета».


«Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать. С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашел покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться еще летом, была отложена.
Я уже тогда выступил в поддержку режиссера спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.
В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идет любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.
В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать», –
написал в Telegram .

«Премьера запрещённого Нуреева в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И всё это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под чёрным жутким граффити "Вор"?», – высказала своё мнение .


«Это явление. Вообще ставить такое часто невозможно, это будут очень редко показывать. Я считаю, что это выдающийся балет, выдающийся», – процитировало агентство ТАСС.

«Второй акт, мне кажется, просто превосходный. Мне очень нравится музыкальная часть, как она сделана. Количество текста мне показалось преувеличенным: не нужно было этого бесконечного перечисления лотов. Публика будет с удовольствием и интересом смотреть», – поделилась впечатлениями Ирина Антонова , президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.

«Спектакль "Нуреев" Кирилла Серебренникова меняет представление о возможностях сегодняшнего театра, в особенности, о возможностях классического балета. Не первый раз театральные работы Кирилла вызывают восхищение его способностью раскрывать новые грани театра, выходить за его пределы, менять правила и законы жанров.
Спектакль сложный, многослойный, умный, что не исключает огромной визуальной радости при виде изумительного балета, элегантного оформления, виртуозности труппы. Прекрасная музыка Демуцкого. Это событие мирового уровня», -
отметила писательница .


«Это очень грустный спектакль. Я не вижу в нём ничего такого, чтобы ему мешало быть здесь на этой сцене. Такие неистовые артисты, такие драматические коллизии пошли на пользу этому спектаклю», - приводит слова актрисы РИА Новости.

«Замечательный спектакль, очень понравился. Настоящий современный язык, который может транслировать художественные мысли, эмоциональный. Этот спектакль будет жить и путешествовать по миру, находить понимание. Он трогательный, живой, красивый, масштабный, здорово придуманный. В нём всё есть. Настоящий Большой театр», - рассказал продюсер .

Постановку высоко оценили и знатоки театра. В частности, балетный критик «Коммерсанта» Татьяна Кузнецова считает, что «Нуреев» - лучшее, что произвёл мировой театр в XXI веке. А Майя Крылова в рецензии, опубликованной на сайте Газета.ru, отметила, что «по накалу "скандальных" страстей атмосфера вокруг "Нуреева" тянет на голливудский блокбастер» , а сам балет представляет собой «историю прыжка к свободе» . При этом критик сосредоточила своё внимание на аукционе, на котором продаются вещи мастера. По словам критика, в данном балете «это драматургически работает» и приводит «к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот - дирижерскую палочку» . В роли Аукциониста, кстати, задействован .


фото: Dominique Faget


Скандал вокруг постановки развернулся летом. Премьера должна была состояться ещё в июле уходящего года, но затем её перенесли на май 2018-го.

«Сначала была идея не откладывать спектакль, репетировать неделю. Сначала была идея перенести на сезон 2018/2019. Но после прогона спектакля "Нуреев" я понял, что надолго откладывать спектакль нельзя. 4-5 мая 2018 года планируем премьеру» , - сообщил генеральный директор Большого театра на брифинге, состоявшемся 10 июля.

Причиной переноса оказалась неготовность спектакля. Урин рассказал, что репетиции начались в конце января, но в связи с тем, что с января по февраль время для труппы выдалось «достаточно трудным» (проводился фестиваль по случаю юбилея и все артисты были полностью заняты), а в конце мая труппа уехала на гастроли в Японию и вернулась только за 20 дней до премьеры, балет оказался неподготовлен.


«Смотрим один прогон по качеству балета – я не говорю о том, что сделал Кирилл Семёнович, – и понимаем, что это сделано плохо» , – отметил Урин.

Он уточнил, что претензии были не к хореографии, а к качеству исполнения, так как «в спектакле Серебренникова очень важны смысловые акценты, человеческие аспекты в отношении героев» , чего и не хватило руководству Большого в том виде, в котором спектакль показали на прогоне 7 июля.

По словам гендиректора, решение об отмене премьеры было принято совместно с Посоховым и Серебренниковым.

После отмены премьеры 8 июля на сайте Большого театра появилось уведомление о том, что билеты на спектакль «Нуреев» будут действительный на балет «Дон Кихот» , который и будет показан на Исторической сцене театра с 11 по 14 июля (в даты запланированной премьеры «Нуреева»).


Об отмене премьеры спектакля «Нуреев» стало известно 8 июля. Тогда же многие критики и эксперты связали это с двумя причинами. Первая – дело против бывшего руководства «Седьмой студии» Юрия Итина , Алексея Малобродского и Нины Масляевой . Следствие считает, что сотрудниками труппы были расхищены средства, выделенные на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь» , которого, по версии прокурора, возможно, не существует, однако именно этой постановкой закрыл сезон .

Вторая причина, называвшаяся экспертами, – гомосексуальные сцены (важной частью сюжетной линии должна была стать любовь Рудольфа Нуреева к известному датскому танцовщику Эрику Бруну). Генеральный директор Большого театра отметил, что художественное оформление спектакля «Нуреев» не будет подвергаться изменениям, а сама постановка, по мнению Владимира Урина, «будет иметь неоднозначную оценку» и вызовет споры. Впоследствии, после ареста Кирилла Серебренникова постановка и вовсе оказалась под большим вопросом, нор всё-таки она увидела свет.

О том, что в июле 2017-го планируется премьера спектакля об известном балетмейстере, было сообщено в мае 2016 года, когда Большой театр анонсировал планы на сезон. За постановку спектакля отвечала команда (Серебренников, Посохов и композитор ), которая в 2015 году представила балет «Герой нашего времени» , завоевавший успех.

Вокруг театра в этот вечер стояли уличные решетки, которые обычно ограничивают напор толпы на демонстрациях. Масса полиции. Билеты на «Нуреева» продавали только в кассах (никакого интернета) и только по паспортам, чтобы оставить без работы перекупщиков. (Их действительно не было на площади, но в сети можно было найти предложения от 60 тысяч за билет при официальном максимуме в 10.) Партер в кассах не продавался вообще - его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и , и , который назвал спектакль «мировым событием». Событие? Событие. Несомненно, главная премьера года.

Хореограф , сделавший в свое время для Большого сказочную «Золушку» и не менее волшебную «Магриттоманию», и режиссер , дебют которого в Большом состоялся шесть лет назад - он ставил оперу «Золотой петушок», вместе работают второй раз. В 2015 году они сотворили вместе балет «Герой нашего времени» - спектакль получил три «Золотые маски» и успешно прокатывается театром. Но ажиотажа по его поводу нет: например, сейчас спокойно можно купить билеты на февраль, и самый дорогой из них стоит четыре тысячи. Но Печорин в этом балете не показывается с голой попой, он одет и ведет себя так, что это устроит даже школьную учительницу. А Нуреев? Судя по снимкам, что появились в соцсетях накануне июльской премьеры и, по слухам, стали одной из причин скандала, - таки да. В реальности премьеры - нет.

Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Хореограф и режиссер подробно рассказывают биографию знаменитого балетного беглеца. Начинается спектакль с аукциона. Нуреева уже нет на этом свете, его имущество распродается с молотка - от рубашек до картин старых мастеров и от личного острова до школьного дневника, и после называния лота возникает картина, связанная с этой вещью. Вот тот самый школьный дневник: аукционист - - рассказывает о происхождении каждой вещи, и мы узнаем, что дневник, вероятно, был подарен Нурееву, когда он, уже очень больной, приезжал в Петербург.

Вот серия снимков знаменитого фотографа - и Нуреев (роль досталась премьеру Большого ) позирует перед камерами. Получающиеся в этот момент фотографии появляются на заднике в виде проекции.

В июле в соцсетях бурно обсуждали то, что среди снимков есть такой, где Нуреев совершенно обнажен; сейчас проекция сделана такой блеклой и так наведена на декорацию, что разглядеть что-то шокирующее невозможно. (Конечно, если взять морской бинокль... Это как в анекдоте о том, что в окне возмутительно хорошо видна женская баня - если залезть на шкаф.) Фотосессия превращается в азартный танец героя - он все более раскрепощается и в конце концов пляшет на столе; черным осиным роем вокруг летают фотографы.

Танец на столе - под черным халатом на герое как бы ничего нет, на самом деле на танцовщике телесное трико - становится символом того эпатажного Руди, которого узнала Европа после его эмиграции. Нуреев с журнальных обложек - усмехающийся, наглый, самодостаточный, презирающий само понятие «хорошего вкуса» и уверенный, что ему принадлежит весь мир. Но и Серебренников, и Посохов хорошо понимают, что журнальные обложки и реальная жизнь, внутреннее ощущение счастья или несчастья, успеха или неуспеха не имеют ничего общего. И в спектакле возникает дуэт Нуреева с - датским танцовщиком экстра-класса, сделавшим многое для того, чтобы яростный и неукрощенный даже Вагановским училищем гениальный татарский парень стал ценить не только напор, но и чистоту танца. Роман Нуреева и Бруна (точная и виртуозная работа ) представлен в спектакле поразительным дуэтом, где артисты почти не касаются друг друга. Одновременные упражнения с внимательными взглядами друг на друга, с одинаковым чувством музыки - и отчаянное финальное объятие, когда аукционист выставляет на продажу записку, написанную Нуреевым Бруну в больницу, где тот умирал от рака легких.

Еще один дуэт спектакля тоже основан на реальных событиях: в английском Королевском балете Нуреев танцует с гранд-дамой . Роль досталась приме Большого - и в том ли дело, что они с Лантратовым пара и в жизни, а не только на сцене, или в том, что возможность сыграть Фонтейн, несомненно, вдохновляет Александрову, но в этом дуэте была та химия, что завораживала зрителей почти полвека назад, когда Нуреев танцевал в Лондоне. Посохов стилизовал дуэт под сцену из «Маргариты и Армана» - с этими обморочными падениями героя к ногам возлюбленной, что смотрелись бы в наше время смешно, если бы не исполнялись с таким пылом, с такой нуреевской харизмой.

В течение всего спектакля ждешь чего-то, что объяснило бы летний скандал (версия о недорепетированности не работает, потому что сейчас на репетиции было еще меньше времени из-за выпуска предыдущей премьеры) - и ничего экстремального не происходит. Европейские СМИ, летом обсуждавшие эту историю, выдвигали версию, что было шокировано тем, что главным героем спектакля в Большом стал «изменник родины» даже больше, чем тем, что этот герой был геем. (Министерство культуры категорически отрицает любое участие в скандале.)

Тема измены родины действительно присутствует в спектакле: аукционист, превратившийся в некоего персонажа по имени Серый, зачитывает докладную записку о слишком вольном поведении Нуреева во время парижских гастролей Мариинского - тогда Кировского - театра, и пока он читает, артисты сидят за железными загородками (такими, как выставленные у Большого перед премьерой), как зверьки в клетках: они не должны покидать свои комнаты в отеле без сопровождения уполномоченных лиц. Через эти решетки и прыгает герой, отказываясь вернуться в СССР. В докладной записке (из-за которой советское начальство решило вернуть Нуреева с гастролей досрочно, а он решил бежать, - вообще-то он не собирался оставаться на Западе и закупал в Париже ткани для будущих костюмов) с железобетонной интонацией говорится о прозападном рвении Нуреева и его «общении с сомнительными людьми, некоторые из которых - педерасты». В этот момент зал Большого дружно хмыкает, оценив откровенность советских служебных документов - и иронию ситуации, когда именно стукач, озабоченный постельными приключениями танцовщика, становится причиной его бегства в аэропорту и так называемой «измены родине».

У спектакля - болезненный, яркий, трогательный финал. Он связан с «Баядеркой», последним проектом Нуреева, где танцовщик, смертельно больной, пробовал себя в роли дирижера. Герой неверной, пошатывающейся походкой спускается со сцены в оркестровую яму, дирижер уступает ему место - и звучит мелодия из последнего акта «Баядерки», из картины «Тени». (Илья Демуцкий, создавший партитуру балета, использовал много цитат из знаменитых произведений - и балетов, и «Адажиетто» Малера). В старинном балете Петипа с гималайских гор сходят девушки-привидения в белоснежных пачках, обещая героям холодную высшую справедливость. В балете Посохова и Серебренникова среди танцовщиц оказываются и танцовщики, но картина «Теней» говорит все о том же: призраки не исчезают, они имеют право на голос и право на память.

Как и вполне живые, но отделенные от театра домашним арестом люди. На поклонах постановочная группа во главе с Юрием Посоховым вышла на сцену в футболках с портретом Кирилла Серебренникова и призывом «Свободу режиссеру». Зал приветствовал этот выход овацией.

Владислав Лантратов.


Самая громкая премьера сезона неожиданно оказалась одной из самых гармоничных.

Большую историю танцовщика, в 1961 г. сиганувшего через барьеры в аэропорту Ле-Бурже и ставшего мировой звездой, режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов вставили в рамку аукционных торгов.

После смерти Нуреева все его имущество было продано на аукционе - и вот при открытии занавеса мы видим зал, заполненный потенциальными покупателями. Ряды стульев, витрины с лотами, аукционист, быстро проговаривающий названия предметов и их особые характеристики («на рубашке - автограф Нуреева»).

Продается все - от школьного дневника (предположительно подаренного танцовщику в его последний, постсоветский визит в Петербург) до острова (где он жил незадолго до смерти). Меж этими аукционными объявлениями, что делает Игорь Верник, возникают фрагменты биографии.
Премьера балетного спектакля «Нуреев» зачтётся Большому театру судом публики по особой, репутационной статье. Можно расценивать это событие как победу искусства над обстоятельствами, как победу Большого театра, который этими обстоятельствами был поначалу обескуражен, но смог их преодолеть.

Это, правда, исключительный случай - правоохранительные органы на вполне законных основаниях разлучили создателя и его детище. К счастью, Кирилл Серебренников успел сделать почти всё для спектакля. И потом, он не единственный его создатель. Хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижёр Антон Гришанин, артисты балета Большого театра благополучно довели спектакль до премьеры. Спектакль о том, кого в училище считали деревенщиной, а позже называли богом танца и порока.

«На премьере Нуреева в Большом - вся театральная Москва. Интерес подогревают срыв летней премьеры, Серебренников, который руководит дистанционно постановкой из-за своего домашнего ареста, и, конечно, сама личность Нуреева - скандального балетного эмигранта, бросившего вызов советской системе», - отмечает Елена Ворошилова.
Разгоревшиеся страсти вокруг балета подогрели любопытство. На премьеру в Большой пришли артисты, режиссеры, галеристы. Хореограф Юрий Посохов в напряжении. Никаких интервью. Ни до, ни после. Илья Демуцкий, написавший музыку, более разговорчив.

«Меня вдохновляли мои соавторы, которые чётким словом, либретто, просто самой идеей вдохновляли на правильную музыкальную мысль» , - поделился композитор Илья Демуцкий.
Команда постановщиков воплотила все идеи Кирилла Серебренникова - автора либретто и сценографии. Личность Нуреева, показанная через призму времени, придала спектаклю многомерность, вывела за рамки балетного жанра.
«У целого ряда людей были высказывания по поводу того, что эту тему и об этом танцовщике не надо делать спектакль сегодня, я уже это слышал, причём неоднократно. И с экрана телевизора, и в прессе. Поэтому такие мнения будут, безусловно, я ничего в этом плохого не вижу. Только одна единственная просьба, вы посмотрите спектакль, а потом давайте цивилизованно дискутировать», - попросил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.


На сцене артисты балета, хор, певцы и даже рабочие сцены, которые делают перестановки на глазах у зрителей. Мультижанровость - новая форма для Большого, который рискнул дважды войти в одну и ту же реку.

«Я очень рад, что мы сегодня показали этот спектакль в том качестве, на том уровне, на котором мы и хотели, поэтому успех огромен, чему я безумно рад», - отметил руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.
За два с половиной часа проходят главные моменты жизни Нуреева. Учеба в Вагановке, гастроли, после которых он остался в Париже, его легендарный прыжок из нищеты к свободе и славе, встреча с Марго Фонтейн, аукцион Christie"s, на котором вещи танцовщика ушли с молотка.

Доносы, написанные на Нуреева, контрастируют с письмами Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Лорана Илера, Шарля Жюда - звезд мирового балета. Их читает Игорь Верник. Слово и танец создают ткань спектакля, в котором только один главный герой - Рудольф Нуреев.

«Поучиться можно только работоспособности, жажде творчества. Он никогда не останавливался, он всё время рвался в зал, всё время рвался репетировать, всё время рвался создавать новые спектакли», - признался премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.

Ради «Нуреева», Большой перенес на лето постановку «Коппелии». Юрий Посохов с ноября не выходил из репетиционного зала. Артисты по-настоящему ждали эту премьеру. Такого балета никогда не было в репертуаре театра. Откровение для труппы и для зрителей. «Нуреев» и в этот раз поднял зал, теперь уже Большого театра. Возможно, единственного, где он никогда не танцевал. Постановку называют спектаклем XXI века. «Нуреева» уже сейчас хотят видеть на многих фестивалях.

Новости культуры

Спектакль сконструирован неэлементарно - кроме чистой хроники в него встроены два «письма». То есть в спектакле есть линейный перечень событий, где первое знакомство с вольными нравами Парижа, обозначенное танцами трансвеститов на каблуках (надо сказать, они покажутся весьма скромными тем, кто регулярно смотрит нашу эстраду), встреча и роман с датским танцовщиком Эриком Бруном (отличная роль Дениса Савина - создано не портретное сходство со знаменитым артистом, но сходство движения), сотрудничество с английской примой Марго Фонтейн (Мария Александрова).
А посреди этого перечня - танцевальные послания Ученика и Дивы. Верник читает настоящие письма тех артистов, что танцевали в Парижской опере в момент, когда ею правил Нуреев, - Мануэля Легри, Шарля Жюда, Лорана Илера, а на сцене в почтительном соло позирует собирательный Ученик (Вячеслав Лопатин); звучат записки Аллы Осипенко и Натальи Макаровой - и одетая под Макарову Светлана Захарова предстает безупречно классической и совсем чуть-чуть манерной Дивой.

В первый день, когда на показе присутствовали бизнесмены, политики и даже высокопоставленные чиновники, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий вышли на сцену в футболках с портретом режиссера Кирилла Серебренникова. Так они напомнили, что постановщик «Нуреева» сейчас находится под домашним арестом по уголовному делу. Администрация театра не приветствует такого проявления солидарности, — сказал «Эху Москвы» генеральный директор Большого Владимир Урин. Он добавил, что никакого наказания для авторов спектакля от администрации Большого не последует.



МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Государственный академический Большой театр покажет в субботу и воскресенье премьеру балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова и хореографии Юрия Посохова. Билеты на спектакли были раскуплены задолго до этих дат, следующий блок показов состоится в мае 2018 года.

Над созданием балета "Нуреев" в прошлом сезоне работали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, находящийся под домашним арестом по обвинению в организации мошенничества. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра 11 июля 2017 года, но, согласно решению руководства театра, была перенесена из-за неготовности спектакля.

Урин и артисты о спектакле

Как сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин на предварившем премьерные показы брифинге, он надеется, что "зрители с интересом воспримут премьеру". Также, по словам гендиректора, на репетициях балета "никаких изменений (по сравнению с летней версией спектакля - прим. ТАСС) не увидел". Урин добавил, что "если какие-то изменения и были, то они были согласованы с хореографом и режиссером", но руководство в изменения не вмешивалось.

Ранее Урин заявлял, что, выбирая для постановки фигуру Рудольфа Нуреева, он понимал, что личность танцовщика была "неоднозначная, со сложной судьбой, рассказать о нем было достаточно непросто". Генеральный директор "прекрасно понимал, что там будет соответствующая тема, которая вызовет неприятие целого ряда людей".

Юрий Посохов приступил к репетициям спектакля 15 ноября, как замечают артисты, Серебренников дистанционно контролировал подготовку к премьере. В работе над спектаклем принимали участие солисты, которые первоначально трудились над постановкой. В их числе - Владислав Лантратов, Игорь Цвирко, Артем Овчаренко, Денис Савин. Среди исполнительниц женских партий - Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Нина Капцова и другие. Также в "Нурееве" задействованы, согласно сценарию, хор, солисты оперы и драматические артисты.

По словам примы-балерины Марии Александровой, которая также занята в спектакле, в постановке есть только один главный герой - Нуреев. Она добавила, что Серебренников во время подготовки спектакля дал ей только один совет: "Ты все сама знаешь, просто сделай". Александрова добавила, что пока не может предсказать, как публика примет постановку. "Что бы ни случилось, спектакль будет продолжаться", - убеждена она.

"Нуреев" на сцене

Балет "Нуреев" начинается с аукциона, ведущий торгов в исполнении Игоря Верника среди других лотов представляет дирижерскую палочку Нуреева, с которой он дебютировал в Вене. Аукционист будет появляться весь спектакль, объявляя лоты, касающиеся разных периодов жизни танцовщика: это и костюмы, в которых он танцевал в России и на Западе, и личные письма его коллег и друзей. Отрывки из последних Верник зачитывает со сцены.

Спектакль идет 2,5 часа с антрактом. За это время зрители видят весь жизненный путь Нуреева - от занятий в балетном классе до эмиграции и болезни. В конце спектакля уже изможденный недугом танцовщик облачается во фрак и спускается в оркестровую яму, чтобы дирижировать оркестром Большого театра.

Рудольф Нуреев (1939-1993) работал в труппе Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр). В 1961 году танцор решил не возвращаться в СССР с гастролей в Париже, став одним из первых артистов, эмигрировавших из страны.

Премьера даже самого талантливого и нестандартного балета так и осталась бы новостью лишь культурной жизни, не приобретая общественно-политического звучания, если бы не несколько ключевых моментов.

Во-первых - режиссёром здесь был Кирилл Серебренников, который сейчас находится под домашним арестом по делу о хищениях в "Седьмой студии". В августе режиссёр даже задерживался Следственным комитетом в Санкт-Петербурге,где вёл съёмки фильма о Викторе Цое, и был этапирован в Москву. Тогда преследования режиссёра вызвали громкие протесты, в том числе со стороны известных деятелей культуры.

Во-вторых - артист балета и балетмейстер Рудольф Нуреев был, как известно, не только знаменитостью мирового масштаба, но и первым актёром-"невозвращенцем", не пожелавшим возвращаться в СССР с зарубежных гастролей, за что был заочно осужден за "измену Родине". Наконец - он был открытым геем, скончавшимся от СПИДа всего в 54 года. Как знаменитость - Нуреев одна из "икон" мирового ЛГБТ-сообщества. Геи его до сих пор почитают и им гордятся. Но, понятно, в нынешней России такие люди, казалось бы, никак не могут входить в категорию "ими гордится страна".

В третьих, по этим ли или не по этим причинам, но первая премьера балета "Нуреев", которая должна была состояться ещё летом, была отложена. Осведомленные источники утверждали, что решение было принято на самом высоком уровне, причём изначально речь шла чуть ли не о полном запрете, и принято оно было якобы под влиянием епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Сам епископ Тихон, впрочем, отвергал свою причастность к переносу балета, но реакция православных и околоправославных СМИ на "Нуреева" и сегодня, понятное дело, в основном крайне негативная.

Тем не менее премьера всё-таки состоялась, и была не просто успешной (билетов было не достать, актёры дважды выходили на сцену на аплодисменты зрителей), но и привлекла в качестве зрителей многих представителей высшей политической элиты России.

"Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие", - оценил премьеру присутствовавший на ней пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Также он сказал, что не увидел в постановке ничего провокационного.

"В зале все, - пишет телеграм-канал Под колпаком , - Песков, Чемезов, Эрнст, Ремчуков, Ургант. В ложе Абрамович (со спутницами). Многие члены правительства и истемблишмента. Только режиссер-постановщик дома. Под арестом".

Любопытно, что на поклон артисты вышли в футболках с фотографией Кирилла Серебренникова и надписью "Свободу режиссеру". Снимок этой акции одним из первых опубликовал бывший министр финансов Алексей Кудрин , также присутствовавший на премьере "Нуреева". "Актуальный, настоящий современный балет, - написал он. - Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере".

"Закулиска видела летний прогон балета-спектакля режиссёра Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова, - пишет телеграм-канал Закулиска . - Это действительно был сырой спектакль, которому требовалось время на доработку. И эти полгода работы, пусть и без физического присутствия режиссёра, пошли спектаклю на пользу.

"Нуреев" - большой и дорогой проект. Мог бы быть очередным, но к везению участников и Большого театра, случилась драматическая судебная ситуация с Серебренниковым. У "Нуреева" совсем другой окрас. Окрас главного спектакля современности.

Сегодня на премьере были все! Нет! ВСЕ! От Эрнста до Урганта, от Пескова до Чемезова. Министры, банкиры, главные дамы света и полусвета. Большинство присутствующих из числа российского истеблишмента в театре были в первый (хорошо! Во второй!) раз.

Хэштеги, селфи, фото на фоне - опять не про театр. Не про балет. Не про великого Нуреева. И не про драму режиссёра Серебренникова, который не видел сегодня своей премьеры. Просто - главное событие года. Повторимся: просто модно. Поздравления с премьерой всем участникам и режиссеру".

"Сегодня и завтра вся светская Москва в Большом на "Нурееве", - пишет телеграм-канал Незыгарь . - На сцене любимая балерина Президента Светлана Захарова, звезды Большого Лантратов и Овчаренко, Шипулина и Александрова. Лично постановку финансировали Абрамович и Костин".

"Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать, - пишет Владимир Жириновский . - С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашёл покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться ещё летом, была отложена.

Я уже тогда выступил в поддержку режиссёра спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.

В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идёт любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.

В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать".

"Премьера запрещенного Нуреева в Большом, - пишет Ксения Собчак . - Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходит в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому, что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным жутким граффити "Вор"?"

"В Белом фойе очень много камер. Гораздо больше, чем обычно. Раза в три-четыре, - пишет Наталья Зимянина . - Владимир Урин: "Мы обращались в Следственный комитет с просьбой, чтобы Серебренников мог принять участие в репетициях, но она не получила ответа. С Серебренниковым всё согласовано (через адвокатов - это позже добавила пресс-секретарь театра Катерина Новикова. - Н.З.). Это очень важно для данной ситуации... Это не единственные показы, он будет показан еще в мае. Никаких изменений не вносилось. Я не заметил. Если и были - то согласованные с режиссером и хореографом".

"Да, вроде выглядит абсурдно: режиссёр под домашним арестом, а спектакль поставлен, - пишет телеграм-канал Красный Сион . - Но режиссёра обвиняют в хищениях, и к творчеству это не имеет никакого отношения. Рассыпается версия некоторых, что Серебренникова "преследуют за политику"...

Прочитал, что до самой смерти Нуреев считал себя татарским националистом. Он писал: "Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу... Татары быстро воспламеняются, быстро вступают в бой. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин - хороший комплекс звериных черт, - и это то, что есть я!"

"Этот балет, конечно, стал политическим,-

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.