Описание здоровьесберегающей педагогической технологии на уроках физической. Образовательный портал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Саваслейская средняя общеобразовательная школа»

Обобщение опыта работы по теме

«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры»

Выполнил: Сноровихин И.В.

Учитель физической культуры

с. Саваслейка

2014 год

    Основные характеристики опыта……………………………………………..

    1. Сущность опыта………………………………………………………………..

      Актуальность опыта…………………………………………………………….

      Условия становления опыта……………………………………………………

      Новизна опыта…………………………………………………………………..

      Трудоёмкость опыта…………………………………………………………….

    Теоретическая база опыта………………………………………………………

    Технология опыта……………………………………………………………….

3.1 Цели и задачи……………………………………………………………………

3.2 Средства и методы………………………………………………………………

3.3 Проведение мониторинга состояния здоровья и

физической подготовленности учащихся……………………………………...

4. Результативность опыта………………………………………………………..

5. Список литературы……………………………………………………………...

Приложения……………………………………………………………………..

1. Основные характеристики опыта

    1. Сущность опыта

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.

    1. Актуальность опыта

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

    Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.

    Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

    Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

1.3 Условия становления опыта

Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно. Опыт формировался в обычной средней сельской школе. В Саваслейской общеобразовательной школе я работаю 7 лет. Над данной проблемой работаю два года. Выбранная мной тема созвучна проблеме, над которой работает педагогический коллектив нашей школы: «Гуманизация процесса обучения – важное условие формирования гармонически развитой личности».

1.4 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

1.5 Трудоёмкость опыта

Главная проблема, которая стояла передо мной – это создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Под условиями я понимаю повышение мотивации учащихся к урокам физкультуры, создание материальной базы для занятий.

Учащиеся школы, особенно девушки старших классов, без особого желания посещали уроки физической культуры, часто под любым предлогом пропускали занятия.

Наличие хорошей спортивной базы школы позволило работать по комплексной программе по физическому воспитанию в школе.

Систему работы по реализации комплексной программы можно представить в виде схемы (см. Схема 1).

Анкетирование

Медицинский осмотр


Реализация комплексной программы


Урок физической культуры

Внеклассные формы работы


Мониторинг


Результат


2 . Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова, основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.

2.1 Здоровьесберегающие технологии в школе

Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

Причины, приводящие к нарушению здоровья детей (см. Схему 2).

Здоровье учащихся


Проблемы

Заболевание опорно-двигательного аппарата.

Нарушения осанки, плоскостопие.

Снижение зрения.

Нервно-психические расстройства.

Причины

Малоподвижный образ жизни

Неправильная привычка. Незнание средств, форм.

Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями.

Накапливание отрицательных. эмоций


Схема 2. Причины, приводящие к нарушению здоровья.

В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

Активного участия в этом процессе самих учащихся;

Создание здоровьесберегающей среды;

Высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

Планомерной работы с родителями;

Тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

    Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

    Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

    Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

    Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй. Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

    Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

    Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

    Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

    Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

    Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

    Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

3. Технология опыта

    1. Цели и задачи учебной деятельности

Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

Основной задачей учебной деятельности является:

    Комплексная реализация базовых компонентов программы.

    Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.

Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:

Учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям

программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;

Беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время

каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности

на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных

способностей и состояния здоровья.

Обязательно планирую материал

Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры

Для реализации здоровьесберегающего пространства рассмотрим Схему 4

Урок физической культуры




Схема 4. Воздействие уроков физической культуры на школьников

3.2 Средства и методы

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

    гигиенические факторы;

    оздоровительные силы природы;

    средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Для наглядности используем схему 3. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

Схема 3. Гигиенические средства достижения здоровьесбережения

Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:

    валеологическое просвещение учащихся и их родителей;

    нетрадиционные уроки;

    современные средства физической культуры;

    комбинирование методов, приемов физического воспитания.

    внеклассные формы физического воспитания

1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.

На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. Презентация одной темы (см. Приложение 1).

В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком, обтирание после уроков и. др. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).

2. Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья (см. Приложение 2). На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Комплексы упражнений (см. Приложении 3).

Регулярно применяю специальные комплексы формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию (см. Приложения 4). Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.

3. Использую современные средства физического воспитания. Применяю такие средства в работе с девушками старших классов.

Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:

    ритмическая гимнастика;

    аэробика;

    занятия шейпингом;

    занятия в тренажерном зале.

Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, компьютер.

4. Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.

При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.

Много внимания уделяю домашнему заданию, мной разработаны и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря ним учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

    Внеклассная работа по предмету

Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются (см. Схему 5).



Гимнастика до занятий.

Подвижные игры на переменах.

Физкультминутки.

Спорт час в группах продленного дня

Обще - физическая подготовка.

Спортивные секции.

Дни здоровья и спорта

Туристические слеты и

Физкультурные праздники

Внутришкольные соревнования


Схема 5. Формы физического воспитания

В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, туристические слеты, организуется подготовка команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и районного уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

Пятый год я веду секцию лыжных гонок. Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья школьников. Мои воспитанники, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют все нормы сдачи тестирования и зачетов.

Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки: «Уголок здоровья», «Спортивная жизнь школы», выпускаем информационные газеты. Нами разработано, а администрацией школы утверждено «Положение о лучшем спортивном классе». По окончании учебного года лучшему спортивному классу вручается грамота и подарки.

3.4 Проведение мониторинга состояния физической подготовленности

учащихся

Задачи мониторинга:

    Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.

    Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности (см. Схема 6).

Схема 6. Модель проведения мониторинга состояния физической подготовленности

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний, провожу их не два раза в год, а каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Результаты тестирования каждого класса заношу в «Паспорт здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования по программе президентских тестов и определяется в целом по школе в конце учебного года.

4. Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

1. Повысить успеваемость по предмету.

    Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

    Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

    Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Литература

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

«ВАКО», 2004.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,

2004.

3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

ООО «Дрофа», 2003.

4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель

Москва 2003.

5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания

учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.

6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе», Москва, 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект урока по физической культуре в 2 классе

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний»

Цели: Ознакомить учащихся с понятием «режим дня»; приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях физического развития и здорового образа жизни.

Задачи урока:

    закрепить упражнения в равновесии;

    совершенствовать умения и навыки упражнений в лазанье;

    воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм.

Метод организации: индивидуальный, фронтальный, поточный.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь и оборудование: мультипроектор, магнитофон, аудиокассета, гимнастические маты, лестницы для стоп 2, гимнастические скамейки 4, влажное полотенце 18, надувные шары 18.

Дозировка

Подготовительная часть

15 мин

Построение, сообщение задач урока

Просмотр слайдов. Беседа с детьми.

    Что такое режим дня?

    С чего вы начинаете свой режим дня?

    Проснувшись, выполнив утреннюю зарядку, мы… (дети продолжают)

    Позавтракали, а затем… (дети продолжают)

    Вернувшись со школы, мы…(дети продолжают)

    Чем вы занимаетесь в свободное время?

    А во сколько, мы ребята ужинаем и ложимся спать?

    Что нужно запомнить, соблюдая режим дня?

    Почему важен режим дня для человека?

Посадить детей на скамейки

Слайд 9, 10

Слайд 11, 12

Стихотворные упражнения утренней зарядки

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли, (руки через стороны вверх)

В стороны, вперед 2р

Повернулись вправо, влево, (повороты туловища, руки поочередно вперед)

Вправо, влево

1-2 Молодцы

И на право и еще через левое плечо

Топай правою ногой, (приставной шаг в стороны, руки вперед в стороны)

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой

После – левою ногой,

Наклонились влево, вправо (наклоны туловища в стороны, руки над головой)

Влево, вправо

Получается на славу

Влево, вправо, влево, вправо

Наклонились от души (наклон вперед)

Раз - нагнулся, два – прогнулся, (наклон вперед, назад, руки на пояс)

Руки в стороны развел,

Чтобы до солнышко достать,

Нужно на носочки встать. (потянуться вверх на носках, руки через стороны вверх)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте, руки на пояс)

Мы хотим сильнее стать (выпады в стороны, руками сжимать кулаки)

Хорошо! Молодцы

Потянулись от души (наклон вперед, обняв колени)

Перестроение в колонну

Музыкальное сопровождение.

Потянуться на носках.

Ладони на себя.

Голову поднять.

Пританцовывая.

Потянуться за рукой

Следить за осанкой

Потянуться вверх.

Руки прямые

Ходьба

На носках, руки вверх

На пятках, руки за голову

Бег с игровыми заданиями

Земля (приседать)

Воздух (взобраться на гимнастическую стенку)

Вода (вращение руками вперед)

Упражнение на дыхание

Спина прямая

Локти развести

Вдох через нос, выдох через рот

Основная часть

25 мин

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

а) Ходьба навстречу друг другу, при встрече разойтись, не сходя со скамейки.

б) Во время ходьбы принимать по внезапному сигналу учителя определенную позу.

Упражнения для стопы

а) Захват малого мяча ступнями.

б) Ходьба по лестницы для стоп.

Лазанье по наклонной скамейке

а) Упор присев

б) Упор стоя на коленях

Игра «Режим дня»

Учащиеся становятся в круг, изображающий циферблат часов. Учитель называет вид деятельности «подъем», дети говорят «7часов» и хлопают в ладоши 7 раз. Учащиеся, которые стоят на цифрах «7» и «12», поднимают руки вверх, показывая, что они готовы бежать и, дождавшись сигнала учителя, число «12» догоняет число «7» и т.д.

Следить за осанкой

Следить за положением спины

Следить за техникой выполнения

Игра «Правила гигиены»

Дети образуют круг. Учитель дает каждому задание:

Что мы делаем утром, когда просыпаемся?

Игрок, выделенный учителем, отвечает и показывает.

Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы. (выполняет в движении и все повторяют его движения)

Следующий игрок выполняет следующее задание… и т.д.

Игра на психорегуляцию и релаксацию

с надувными шарами.

«Прогулка на лугу»

(Музыка спокойная)

Мы гуляем на лугу

Слышен шелест листьев, пение птиц

Движения плавные, замедленные

Создается радостное настроение

Мы улыбаемся друг другу

(Музыка веселее)

Под веселую музыку выполняются различные движения с шарами.

Музыкальное сопровождение песня «Улыбка»

Все поют припев песни «Улыбка»

Заключительная часть

5 мин

1. Домашнее задание.

2. Итог урока.

3. Обтирание влажным полотенцем до пояса.

Составить каждому свой режим дня.

Обтирание в раздевалках

Конспект урока

Тема: Ритмическая гимнастика, шейпинг.

Задачи:

    Формирование осанки и её коррекция.

    Совершенствование координационных способностей.

    Обучение элементам самомассажа и психорегуляции.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: дорожки, видеозапись, магнитофон, стулья – 9шт.

Продолжительность: 45 мин.

Части урока

дозировки

Методические указания

I ч.

II ч.

Построение класса .

Задачи урока.

Беседа о формировании осанки и ее коррекции.

    Что такое осанка?

    Как улучшить осанку?

    Какие упражнения для улучшения осанки вы знаете?

Переход к месту занятий, построение в шахматном порядке

    Ритмическая гимнастика:

а) Разновидности ходьбы на носках, острый шаг, высокий, приставной, скрестный.

б) Разновидности бега и прыжков: простой, на носках, высокий, с прямыми в стороны, вперёд, назад, захлестыванием голени назад.

в) Упражнение на дыхание, расслабление.

Шейпинг (видеозапись).

I часть

а) Упражнение стоя для верхней, нижней части туловища.

б) Упражнение со стулом.

в) Упражнение на расслабление, дыхание.

II часть

Подготовка дорожек.

Упражнения для мышц живота.

    1. Самомассаж ног (голени, бедра) поглаживание ребром ладони, одна рука на другую, похлопывание, потряхивание.

I .Упражнения на дыхание

а) Дыхание через одну «ноздрю».

б) «Быстрое дыхание».

в) «Очистительное дыхание».

    Аутогенная тренировка (психоэнергетический вариант)

а) Мысленно увидеть световые пятна: красный, зелёный, синий, чёрный выделить один из них и удержать в поле зрения

красный – тепло

чёрный – грусть

синий – холод

зелёный – покой

б) Видеть себя со стороны, представить себя на берегу моря, в лесу.

Итог урока:

Д/з

1)Продолжать самостоятельные занятия ритмической гимнастикой.

2) Подготовиться к тесту по подниманию туловища

Организованный уход.

30с

30с

5-7мин.

30с

4мин.

4мин.

1мин.

каждое упражнение повторяется 10 раз

3мин.

4мин.

2раза

2раза

1-2мин.

Обратить внимание на форму.

Приложение № 1

Музыкальное сопровождение

Голову поднять, спина прямая, плечи развести, живот втянуть.

Начало движений вправо.

Следить за осанкой.

Носок тянуть.

Дышать через нос.

Следить за осанкой, дыханием.

Упражнение выполнять плавно.

Следить за правильностью выполнения. Массаж выполняется снизу вверх. Приложение №2

Приложение № 3.

Следить за спиной, головой.

Следить за дыханием животом.

Вначале выполнять упражнение с закрытыми глазами, а затем с открытыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения на осанку

Упражнения при плоской спине

1.Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.

2.Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.

3.Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться

оттянуть назад-вверх; то же другой ногой.

4.Мост из положения лежа.

5.Висы прогнувшись на гимнастической стенке.

6.Смешанные висы прогнувшись.

Упразднения при увеличенном поясничном изгибе

1.Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно ка­саясь руками пяток, затем пола.

2.Сед на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.

3.В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притя­нуть колено к плечу; то же другой ногой.

4.Сесть ноги скрестно, наклониться вперед, поочередно касаясь головой колен.

5.Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.

6.Висы согнув ноги с поворотами их вправо, влево, с раз­гибанием ног в угол.

7.Лежа на полу касаться пола как можно большей площа­дью тела.

8.Поднимание ног в упоре сидя.

9.Выравнивание туловища у стены (подтянуть живот).

Упражнения при увеличенном грудном изгибе

1.Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь, достать

руками пятки.

2.Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку левой ноги;

то же в левую сторону.

3.Лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.

Комплекс общеразвивающих упражнений с короткими скакалками «Солнышко»

I . И.п. - основная стойка, сложенная вчетверо скакалка в опушенных руках. Натягивая скакалку, подняли руки вверх и опустили.

2.И.п. - стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо.

3.И.п. - стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону.

4. И.п. - стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук.

5. И.п. - стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в и.п.

6.Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.

Комплекс специальных упражнений «Ровная спина».

1.Разошлись по залу.

И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.

Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько

2. И.п. –то же.

Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.

Стать на свои места в две шеренги.

3.И.п. - основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши

за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед.

4.И.п. - основная стойка.

Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки впе­ред - в стороны - положение

приземления при прыжках; вернуть­ся в и.п.

5. И.п. - основная стойка.

Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п.

6.То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.
Перестроение в одну шеренгу - вторая шеренга делает два шага вперед.

7.Бег в чередовании с ходьбой.

Комплекс специальных упражнений «Красивая осанка».

1.Разойтись по залу.

И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Скользя

руками по стене, руки через стороны вверх, затем через стороны вниз. Сохраняя правильную

осанку, стать на свои места.

2.И.п. - тоже. Касаясь стены затылком и спиной, поднять руки перед и полу­присесть;

В первой главе рассмотрели принципы, средства, методы, структуру здоровьесберегающих технологий и выявили, что здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьникам возможность сохранения и улучшения здоровья за период обучения в школе, формируют у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

Уровень физического развития и состояние здоровья оказывают огромное влияние на развитие умственной работоспособности школьника.

Рассмотрев технологии здровьесбережения, мы пришли к выводу, что эти технологии можно использовать как средство, сохраняющее здоровье школьников, повышение их работоспособности на занятиях физкультурой.

Базой квалификационной практики была МБОУ «СОШ» №2 г. Пикалево, 5-7 классы. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ» №2 г. Пикалево на уроке физической культуры в 7 «А» классе. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе проводился анализ и обобщение литературных источников, определялись задачи исследования, уточнялись формулировки цели, объекта, предмета и гипотезы исследования и разрабатывалось тематическое планирование уроков.

На втором этапе исследования применили физкультурно-оздоровительные технологии на уроке физической культуры, которые направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Для этого рассмотрели комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания, который включает следующие виды деятельности:

Проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

Пропаганда здорового образа жизни;

Применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

Применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применили следующие принципы: формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип всестороннего и гармонического развития личности, принцип связи теории с практикой.

В начале учебного процесса учитель физической культуры проводит комплексную диагностику физического здоровья учащихся и составляет Паспорт здоровья.

Перед началом урока физической культуры в 5-7 классах должны быть созданы все условия для проведения урока. Как отмечалось ранее, для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

Гигиенические факторы;

Оздоровительные силы природы;

Средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Должны поддерживаться и соблюдаться:

Температура и свежесть воздуха;

Рациональное освещение зала;

Влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

Наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

Наличие аптечки;

Спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);

Наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Организация уроков физической культуры в 7 «А» классе на основе физкультурно-оздоровительных технологий.

Строгие дозированные физические нагрузки;

Использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;

Построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

Соблюдение гигиенических требований;

Благоприятный эмоциональный настрой;

Создание комфортности.

В Приложении 3 приведен план-конспект урока (Спортивные игры. Баскетбол в 7 «А» классе»).

Цель урока: формирование и развитие двигательных навыков.

Задачи: 1. оздоровительные:

Развитие быстроты, ловкости, координация скоростно-силовых

способностей;

Овладение шкалой движений.

2. образовательные:

Обучить технике передачи мяча в движении,

Закрепить ведение мяча в движении,

Закрепить технику броска мяча в кольцо.

3. воспитательные:

Воспитание дисциплинированности на уроке,

Доброжелательного отношения к товарищам,

Воспитание бережного отношения к школьному.

Оборудование (инвентарь): Баскетбольные мячи по количеству детей, фишки-ориентиры.

Место занятий: спортивный зал.

Используемые технологии: здоровьесберегающая (физкультурно-оздоровительная), игровая, дифференцированного обучения.

Перед началом занятий была проведена беседа по соблюдению техники безопасности на уроке.

В подготовительной части провели общеразвивающие упражнения на месте. Данные упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

В основной части урока применялись упражнения на развитие ловкости, выносливости, быстроты.

В заключительной части урока использовали подвижные игры на внимание.

В Приложении 4 представлен план-конспект урока по гимнастике (аэробике).

Цель урока: укрепление здоровья учащихся, совершенствование техники акробатических упражнений.

Задачи: 1. - совершенствование техники акробатических упражнений;

Совершенствование техники акробатических комбинаций.

Развитие физических качеств, способствовать формированию

правильной осанки.

2. образовательные:

Прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта.

Создать благоприятные условия для воспитания самоконтроля и

самооценки достигнутых результатов.

3. воспитательные:

Воспитание у учащихся самостоятельности,

дисциплинированности;

Доброжелательного отношения к товарищам;

Воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

В основной части использовались упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия, передвижение по гимнастической стенке; беговые упражнения не высокой интенсивности; дыхательные упражнения, игры с элементами дыхательной гимнастики, эстафеты на развитие ловкости.

Из проведенных анализах уроков можно сделать вывод, что применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры укрепляет здоровье учащихся, позволяет развивать ловкость, выносливость, гибкость и др. качества. Увлекшись, учащиеся не замечали, что учатся, познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний и представлений, развиваются физически. Даже самые пассивные ученики активно включались в игры и занимательные задания с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Во время проведения игр и занимательных упражнений, соревнований учащиеся были внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Включение игр и дополнительных теоретических заданий в уроки физкультуры и проведение дополнительных занятий и внеклассных мероприятий сделало процесс обучения более интересным, создало у учащихся бодрое рабочее настроение, способствовало преодолению трудностей.

В конце учебного процесса учитель физической культуры проводит комплексную диагностику физического здоровья учащихся. В Приложении 5 представлены данные о состоянии здоровья учащихся 5-7 классов в конце учебного года. Из диаграммы, размещенной в Приложении 6, видно, что уже 69% учащихся 5-7 классов можно считать здоровыми, а 31% учеников имеют различные отклонения в здоровье. Анализируя результаты опыта, можно отметить, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

Повысить успеваемость и посещаемость предмету физическая культура.

Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения Это позволило нам сделать вывод, что уроки физической культуры в 5-7 классах выступают как эффективное средство развития познавательных интересов учащихся на уроке физической культуры и как средство формирования высокого уровня физического развития учащихся.

Данный материал будет полезен учителям физической культуры для работы с детьми разных возрастных групп. В статье поднимается вопрос о влиянии педагогического фактора на здоровье школьников в рамках использования в обучении современных здоровьесберегающих технологий. Создания оптимальных условий для здоровьесбережения на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание материала: Данный материал будет полезен учителям физической культуры для работы с детьми разных возрастных групп. В статье поднимается вопрос о влиянии педагогического фактора на здоровье школьников в рамках использования в обучении современных здоровьесберегающих технологий. Создания оптимальных условий для здоровьесбережения на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь » . Гиппократ

Здоровье человека – основная ценность, собственно в школьном возрасте закладываются основные принципы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Но, к сожалению, годы обучения в школе, не создают условий для улучшения здоровья.

Не случайно состояние здоровья детей вызывает тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе возростает количество нарушений зрения и осанки, увеличивается количество патологий психического здоровья, растет число детей с заболеванием органов пищеварения. Такое состояние здоровья - результат неблагоприятного влияния не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

Одной из главных и злободневных задач ситемы образования является - ориентация на здоровый образ жизни. Поэтому создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, является одним из приоритетных направлений в системе работы нашей гимназии.

В данном контексте и основная цель нашей работы - создание условий для сохранения здоровья школьников на период обучения в гимназии.

Для этого ставятся следующие задачи:

  • формировать у учащихся общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья;
  • воспитать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Поставленные задачи выполняются через:

  1. совершенствование методики проведения урока,
  2. индивидуальную работу с учащимися,
  3. коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,
  4. мотивацию школьников к учению,
  5. увеличение двигательного режима учащихся в течение учебного дня.

Урок физической культуры - основная форма организации физического воспитания учащихся, поэтому немаловажно правильно организовать «здоровьесберегающий» урок, так как он обеспечивает всем участникам процесса, сохранение и повышение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Во время планирования и проведения урока мы основываемся на главные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • рациональная плотность урока;
  • использование на уроке вопросов, связанных со здоровьем учащихся, содействующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности;
  • предпочтение методов и приёмов обучения, содействующих развитию инициативы и творчества учащихся;
  • формирование мотивации учащихся;
  • реализацию индивидуального подхода к учащимся с учетом их личностных возможностей;
  • организация на уроке благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  • введение в урок приемов и методов, способствующих познанию возможностей своего организма, развитию самооценки уровня своего физического развития.

Здоровьесберегающий урок, строится на следующих принципах:

  1. двигательной активности учащихся;
  2. оздоровительного режима;
  3. формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания;
  4. реализации эффективного закаливания;
  5. психологической комфортности;
  6. учета индивидуальных особенностей и способностей ребёнка.

Теория и практика физического воспитания свидетельствуют, что особое значение имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, лыжная подготовка, туризм, ориентирование). Они способствуют укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем, усовершенствованию деятельности нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной и подготовительной медицинской группе, с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников.

Использование различных вариантов подвижных игр, основанных на элементах соревнований, разнообразные игровые эстафеты с предметами формируют у ребят жизненно значимые двигательные умения и навыки. Одним из важнейших условий сопутствующих лучшей реализации программного материала, является систематическое наблюдение за динамикой развития показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемых ими в ходе учебного года. Проводя контрольные тесты, можно узнать, где слабые места, исходя из этого, ставить задачи обучения.

Именно уроки физкультуры помогут ребятам укрепить здоровье, улучшить осанку, противостоять стрессам. Поэтому большое внимание на уроках уделяется упражнениям, направленным на профилактику искривления осанки, плоскостопия (упражнения на укрепление мышечного корсета, мышц стопы), дыхательные упражнения.

Большое внимание на уроках уделяется закаливанию учащихся, средствами естественных сил природы. Большая часть занятий (если позволяют погодные условия) проводятся на свежем воздухе, или в хорошо проветренном спортивном зале.

На своих уроках стараемся создать эмоционально-положительную атмосферу, что обеспечивает успешную деятельность, повышает работоспособность и снижает утомление. Смена форм проведения урока, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти себя. Он начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния. Включение в интенсивную работу игровой деятельности, необходимого переключения, успокоения, временного отдыха для урегулирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма – все это создает ситуацию успеха, придавая ребятам уверенность в своих силах.

В процессе обучения стараемся выработать у учащихся активную жизненную позицию, дисциплинированность, чувство долга и ответственности, формируем навыки культуры поведения, соблюдение опрятного внешнего вида, уважительного отношения к сопернику. Обращаем внимание, чтобы учащиеся были аккуратны, подтянуты, вежливы, помогали друг другу (используются методы поощрения, одобрения). Стараемся способствовать эстетическому воспитанию учащихся (чистые подготовленные места занятий, разметка, наглядные пособия, опрятная спортивная форма, точный показ движений, музыкальное сопровождение).

Целостное отношение к здоровью формируется не только на уроках, но и во внеурочных мероприятиях. В нашей педагогической практике помимо уроков физической культуры используются такие формы здоровьесберегающих технологий, как гимнастика до уроков, подвижные перемены, занятия в спортивных секциях, спортивно-массовая работа. Эти формы занятий способствуют физическому развитию, укреплению здоровья учащихся, повышению качества учебной деятельности и воспитанию дисциплинированности. Систематическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.

В гимназии ежедневно перед первым уроком проводится утренняя зарядка для учащихся первых классов. Гимнастика до учебных занятий повышает работоспособность учащихся, настраивает их на предстоящую умственную деятельность.

Для обеспечения смены деятельности, снижения напряжения и предупреждения негативных сдвигов в организме, связанных с длительным нахождением в неподвижной позе, организуются подвижные перемены , способствующие удовлетворению естественных потребностей в движении. Проводятся перемены после каждого урока в спортивном зале (для учащихся старших классов) и после третьего урока для учащихся начальных классов. Спортивно-массовая работа ведется учителями по двум направлениям: на уровне городских мероприятий и на внутришкольном уровне. Наши учащиеся добиваются хороших результатов, занимают призовые места в районных и городских соревнованиях. Каждый учебный год начинается в гимназии с большого спортивного праздника, «Открытия малых Олимпийских игр» в котором принимают участие все учащиеся гимназии.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются различные формы организации детей с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Работают спортивные секции по различным направлениям (волейбол, баскетбол, футбол, рукопашный бой и т.д.)

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, снизилась утомляемость детей, произошло увеличение двигательного режима учащихся. Мы очень надеемся, что научив детей беречь и укреплять свое здоровье, получим здоровое поколение, с высокой культурой отношения к своему психологическому и физическому здоровью. Неоспоримым является тот факт, что без надлежащего физического развития невозможно гармоничное развитие личности.

Таким образом, опыт работы по формированию у гимназистов навыков правильного здоровьесберегающего поведения способствует качественному улучшению состояния здоровья учащихся, что непосредственно отражается на их успеваемости и общем эмоциональном состоянии и отношении к учебе.


Министерство образования и науки Республики Дагестан

МКОУ «Мюрегинская СОШ»

«Здоровьесберегающая технология на уроках физкультуры»

Учитель физкультуры

МКОУ «Мюрегинской СОШ»

Гамидов М.А.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.).

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:

Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его валеологической направленности;

с другой стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

    активного участия в этом процессе самих учащихся;

    создание здоровьесберегающей среды;

    высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

    планомерной работы с родителями;

    тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

    Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинского работника, классных руководителей

    Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

    Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:

1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, рассказываю о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включаю родителей в процесс обсуждения проблем, привожу статистические данные.На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

2. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3. Комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод . Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываю последовательность действий. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Уверена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции семьи к данной проблеме. Именно поэтому я уделяю большое внимание на привлечение семей в различные мероприятия внеурочной деятельности.

Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности учащихся с целью:

    Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.

    Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, чтовнедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

1.Повысить успеваемость по предмету.

2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
Тема урока: «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»

Методическая разработка
преподавателя физической культуры
первой квалификационной категории
Александровой Е.Л.

1. Актуальность проблемы
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами практически здоровыми считают не более 10% современных школьников. Наиболее часто встречающиеся патологии: нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Причинами нарушения здоровья учащихся являются:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии;
- интенсивность образовательного процесса;
- технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся, приводящие к стрессовым ситуациям;
- невозможность учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Главный принцип «не навреди»;
- забота о здоровье учащихся то есть положительное влияние как на здоровье в целом, так и на эмоциональную сферу детей;
- непрерывность и преемственность;
- включение вопросов здоровья в содержание программ;
- единство физического, психического и духовного здоровья;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за свое здоровье;
- контроль за результатами.
Решить проблему организации физической активности и профилактики гиподинамии мы можем на уроках физической культуры. Современные школьники часами просиживают над тетрадями и учебниками, нагрузки колоссальные плюс увлечение компьютерными играми, Интернетом. В результате на занятия физкультурой и спортом времени не остается. Это приводит к задержке роста и развития, снижается иммунитет.

Пути решения проблемы

  1. Не менее 3 уроков физической культуры в неделю
  2. Содержание уроков направлено на привитие детям интереса к физическим упражнениям, к движению.
  3. Обязательные паузы в течении учебного дня (физпаузы, физкультминутки).
  4. Занятия адаптивной физкультурой.
  5. Возможность заниматься во внеурочное время.
Существуют разные формы и методы работы. Среди здоровьесберегающих технологий выделяют:
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие.
Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть — температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические.
Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков. Информационно-обучающие технологии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

Важный элемент здоровьесберегающих технологий — обеспечение оптимальных условий в школе.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%. Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам

Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.
- Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.
- Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий.
- Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.
- Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.
- Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.
- Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.
- Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.
- На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
- В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
- В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.

Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам

Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
- Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша.
- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.
- Песок должен быть чистым.
- Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.

Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию

Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.
- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
- Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.
- Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.
- Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.
- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
- Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
- Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.
- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.

Требования к школьным образовательным технологиям

Здоровьесберегающими образовательные технологии оцениваются при следующих условиях:

Разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
- предупреждается переутомление;
- позитивные воздействия преобладают над негативом;
- показатель успешности используется для развития позитивных начал;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация урока

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут исключение ученики 1класса - 35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
- длительность каждого вида деятельности (минут);
- частота смены видов деятельности (минут);
- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
- места, длительность и условия применения ТСО;
- частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10 минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут — для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность школьников

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по — разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке. Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
  1. Занятия больших форм — уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
  2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).

Оценка динамики состояния здоровья учащихся

Методы диагностики здоровья учащихся (социально-психологические, психолого-педагогические)

Оценка состояния здоровья должна включать результаты:

  1. предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
  2. результаты, предоставляемые родителями;
  3. результаты, предоставляемые самими учащимися;
  4. результаты регулярных медицинских осмотров.

Тест-анкета для учителей

Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушения здоровья учащегося.

Учитель дает оценку сам. 0 — признак не выражен; 1 — слабо выражен; 2 — признак проявляется периодически или умеренно выражен; 3 — явно выражен.

  1. С детства проявлялось слабое здоровье.
  2. Ранее переносил тяжелые заболевание, травмы, операции.
  3. Растет в неблагополучной семье.
  4. У семьи материальные трудности.
  5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).
  6. Ведет нездоровый образ жизни.
  7. Ведет малоподвижный образ жизни.
  8. Низкий интеллектуальный уровень.
  9. Низкий культурный уровень.
  10. Характерна несформированность гигиенических навыков.
  11. Беззаботен, безответственен.
  12. Слабоволен.
  13. Безынициативен.
  14. Не проявляет интереса к своему здоровью.
  15. Имеет повышенную возбудимость нервной системы.
  16. Плохой контакт с учителями.
  17. Повышенная утомляемость.
  18. Употребляет (употреблял) одурманивающие вещества.
  19. Курит.
  20. Часто жалуется на здоровье.
(20-25 баллов — благополучно, более 40 баллов — группа риска.)
2024 psy-logo.ru. Образование это просто.