Перенос питательных веществ в организме растения и животного. Урок: "Передвижение веществ у животных" Система транспорта веществ у животных таблица

ТЕМА: Передвижение веществ в ор­ганизме животного.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;

научить учащихся определять значение передвиже­ния веществ в жизни животных;

формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные : учащиеся знакомятся с особенностя­ми процесса передвижения веществ у животных; учат­ся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолим­фы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.

Метапредметные : учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с раз­ными источниками информации.

Личностные : учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению

жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.

Основные понятия урока : гемолимфа, кровь, серд­це, кровеносные сосуды.

Деятельность учащихся : работа с текстом учебника и в тетради,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.

Ход урока

1.Организационный момент:

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

(внимательными, активными, смелыми, организованными)

2.Актуализация знаний.

Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:

    Какие вещества необходимы для жизни растений?

    Откуда растения получают воду и минеральные соли?

    Какие вещества образуются в листьях?

    Какой ещё орган занимается транспортом?

    Как поступают вода и минеральные вещесва в растение?

    По чему и куда передвигаются органические вщества в растении?

Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.

Посмотрите на фрагмент карты нашей страны.

Что на ней обозначено? (Реки)

Каково назначение крупных рек (Перевозят различные грузы)

Как одним словом это назвать? (Транспорт)

В любом организме существуют транспортные линии.

Тема урока «Передвижение веществ в ор­ганизме животного» - запись в тетрадь.

Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.

3.Определение тем проектов.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. Какие вещества и как перемещаются в организме животных?

    Какая система органов занимается перемещением этих веществ?

    Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности.

Тема Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь.

Вспомните представителей одноклеточных животных.

Может ли быть кровеносная система у простейших?

ЦЕЛЬ: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь.

Тема Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь.

- В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных,отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь.

Тема Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь.

Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных.

(И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)

В чем произошло усложнение кровеносной системы? (Появилось хорошо развитое сердце)

У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану.

    Сердце состоит из предсердий и желудочков.

    Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.

    Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.

    Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

    Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

    Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь.

Тема Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь.

Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови».

    Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

    Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.

    Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.

    В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

ЦЕЛЬ: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.

4.Домашнее задание.

Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест.

1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по

А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной системе

2. У дождевого червя кровеносная система

А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется

А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

4.Красные клетки в крови

А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов

Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор

Вспомним:

Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).

Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора,выполнение работы, вывод, используемые источники)

5.Рефлексия Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:

    Вам понравился урок

    Было трудно

    Довольны ли вы темой проекта.

Вспомните

  1. Из каких веществ состоят клетки?
  2. Как вещества поступают в клетки?

У одноклеточных животных, например у амебы обыкновенной, инфузории-туфельки, переносу веществ способствует постоянное движение цитоплазмы.

Клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества из омывающей их тканевой жидкости. У червей, насекомых и других беспозвоночных животных эта жидкость циркулирует по всему телу и называется гемолимфой . Самая совершенная система переноса веществ - кровеносная. Она есть у многих животных.

У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь. Она движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Кровь непрерывно приносит каждой живой клетке кислород и питательные вещества, а уносит образующиеся в клетках углекислый газ, излишки воды, ненужные продукты обмена веществ.

Кровь позвоночных животных, в том числе и человека, состоит из жидкой кровяной плазмы и находящихся в ней форменных элементов: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов (рис. 59). Эритроциты участвуют в процессе дыхания, красный цвет им придает железосодержащий белок гемоглобин. Он участвует в переносе кислорода. Лейкоциты выполняют в организме животных и человека защитные функции, уничтожая проникших в организм бактерий и вирусов.

Рис. 59. Плазма и форменные элементы крови

У животных гемолимфа и кровь являются основными переносчиками питательных веществ и кислорода, а также средством удаления из организма продуктов обмена. Движение гемолимфы и крови по сосудам обеспечивает специальный орган - сердце. Оно работает как насос.

У дождевого червя функции сердца выполняют несколько толстых кольцевых сосудов, расположенных в передней части тела. У насекомых спинной сосуд разделен на камеры. Он сообщается с полостью тела через отверстия с клапанами, которые пропускают кровь только в одном направлении (вперед) и закрываются при обратном движении крови.

Рыбы имеют сердце, состоящее из двух мышечных камер. Они по очереди сокращаются и с силой прогоняют кровь к жабрам.

Птицы и звери имеют более сложное сердце, состоящее из четырех камер - двух предсердий и двух желудочков (рис. 60).

МБОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

6 КЛАСС


ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ У ЖИВОТНЫХ

Учитель биологии

Л.Л. Лебедева

2013 – 2014 учебный год

Технологическая карта урока биологии в 6 классе.

Урок по теме «Передвижение веществ у животных» - 1 час.

Цель урока : изучить основные механизмы передвижения веществ у животных.

Задачи урока :

1 –образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о транспорте веществ в организме, его особенности

у животных; раскрыть усложнение транспортной системы животных в процессе их эволюции; способствовать

выработке умений применять полученные знания при самостоятельной работе с заданиями;

2. – воспитательные : продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;

воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке;

3 – развивающие : развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной

работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.

Форма урока : комбинированный урок

Оборудование : доска, экран, компьютер, проектор, ЭОР по теме урока, ;печатная рабочая тетрадь, цветные карандаши.

УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии:

Личностно – ориентированного обучения;

Объяснительно – иллюстративного обучения;

Словесной продуктивной и творческой деятельности;

Проблемное обучение

Ожидаемые результаты:

Усвоение материала в полном объёме на уроке;

Применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

Умение «оперировать» биологическими терминами.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. Напоминает о правилах проведения на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

Мотивация учебной деятельности

Стимулирование познавательного интереса, постановка цели урока.

Подготовка к сознательному восприятию материала

3

Проверка знаний по предыдущему уроку.

1. Проводящие ткани растений

Проверка полученных ранее знаний учащихся.

Коллективная работа по карточкам: сосуды, ситовидные трубки, корень, лист, древесина.

Используя материал ЭОР как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы.

1) Что входит в состав транспортной проводящей системы у растений (сосуды и ситовидные трубки)?

2) По какой системе происходит передвижение воды с минеральными солями (сосуды)?

3) Длинные трубки, состоящие из мертвых клеток, где поперечные перегородки растворились – это (сосуды)?

4) Вода попадает в проводящую систему растения из (корня)?

5) Живые вытянутые клетки, где поперечные перегородки пронизаны мельчайшими порами – это (сит. трубки0?

6) В стволе дуба вода перемещается по (сосуды и древесина)?

7) Органические вещества в стебель и корень растения поступают по сит. трубкам из (листьев)?

8) По лубу передвигаются органические вещества с помощью (ситовидных трубок)?

9) Сосудистые пучки жилок листа состоят из (сосудов и ситовидных трубок)?

10) У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и в (древесине)?

Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля, посчитайте количество «+» и выставьте оценки за 1 задание. Критерии оценок:

13 «+» - оценка «5»

12-10 «+» - оценка «4»

9-7 «+» - оценка «3»

6 и меньше «+» - оценка «2»

Отвечают на вопросы учителя с использованием карточек.

На каждый ответ в карточке самооценки, в задании № 1 отмечают результат своего ответа – «+» или «-».

Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля, оценивают свою работу и выставляют оценки за 1 задание.

5

Изучение новой темы.

Рассказ учителя с элементами беседы

Индивидуальная и групповая работа учащихся

2. Транспорт веществ у амебы

№ 3. Гемолимфа

4. Кровеносная система позвоночных

5. Строение крови

6. Строение сердца птицы

1. И так, как же растения обеспечивают свои клетки необходимыми им веществами? Как же у животных происходит передвижение веществ в организме? Сообщает тему урока.

Используя материалы ЭОР, как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы. Какие животные относятся к подцарству одноклеточные? Какое строение имеет тело амебы? Какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности амебы? Как передвигаются эти вещества у амебы? У простейших перенос веществ осуществляется с помощью постоянного движения цитоплазмы: ложноножки амебы окружают пищу (бактерии, водоросли или других простейших). Из цитоплазмы, окружающей добычу выделяется пищеварительный сок и так образуется пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ пищи и переваривает их. В виде водного раствора питательные вещества просачиваются из вакуоли в цитоплазму и используются на необходимые ей процессы жизнедеятельности. Используется материал ЭОР для демонстрации питания амебы.

Кислород для дыхания поступает в цитоплазму амебы через всю поверхность тела.

Дает задание. Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 2 задание.

2. Чем по строению отличаются многоклеточные организмы от простейших? Как же клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества?

Используется материал ЭОР для демонстрации передвижения веществ у насекомых и моллюсков.

У многих животных в процессе эволюции сформировалась специальная система для переноса веществ – кровеносная система. У беспозвоночных животных, например, насекомых и моллюсков тканевая жидкость – бесцветная или зеленоватая, циркулирует по всему телу, омывая, каждую клетку и называется гемолимфа. Гемолимфа передвигается по сосудам, выполняющим функции, сходные с функциями крови. Кровеносная система их состоит из сердца и сосудов. Гемолимфа из сердца поступает в сосуды, а затем в полость тела, где омывает каждую клетку и отдавая ей кислород и питательные вещества, а забирает отработанные продукты обмена. Затем гемолимфа собирается в сосуды и попадает опять в сердце.. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Дает задание. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 3 задание.

3. У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь, которая движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Используется материал ЭОР для демонстрации типов кровеносных сосудов. Используется материал ЭОР для изучения строения крови и функциях форменных элементов крови.

Дает задание. Контролирует и анализирует результаты выполнения этого задания.

Используется материал ЭОР для изучения строения сердца

Птицы и звери имеют сердце, состоящее из четырех камер – двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит кровь насыщенную кислородом – артериальную, а правая углекислый газ – венозная.

Выполняют задания № 3 на стр. 26 в Печатной тетради

Устно отвечают на вопрос. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 2 задание.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Выполняют задания № 4 на стр. 26 в Печатной тетради. Устно отвечают на вопросы. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 3задание.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя

В задании № 5 на стр. 26 в Печатной тетради записывают состав крови.

Самостоятельно записывают функции форменных элементов крови и оценивают результаты выполнения 4 задания.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, подписывают названия основных частей сердца в задании № 6, с. 27 в Печатной тетради. и оценивают результаты выполнения 5 задания.

7

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание

- S 20, № 1, № 2, с. 25 в П.Т.

и отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание, знакомятся с заданием, задают

вопросы.

8

Закрепление. Итоги урока.

Рефлексия.

7. Передвижение веществ у растений и животных

Организует беседу с классом по вопросам:

Как называется самая совершенная система переноса веществ у животных?

Из чего состоит кровь?

Какие функции выполняет кровь?

Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?

Чем различается транспорт веществ у растений и животных?

(Или используется тест ЭОР «Передвижение веществ у растений и животных)

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, записанным в листе самооценке

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку. Сдают тетрадь и лист самооценки.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1

Проводящие ткани растений

И-тип.

Демонстрация.

Демонстрационный слайд для проверки знаний по предыдущему уроку

4

Кровеносная система

5

Форменные элементы крови

И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала

Теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость"

6

Внутреннее строение птиц

И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового

Интерактивное средство для объяснения нового материала

7

Транспорт веществ в организме

К-тип. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Интерактивное задание с текстом, с вводом ответов и автоматизированной проверкой

ЛИСТ

САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ

Класс________ Дата урока______________

Ф.И. ученика___________________________

Задание №

Критерии оценок:

Оценка

13 «+» - оценка «5»

12-10 «+» - оценка «4»

9-7 «+» - оценка «3»

6 и меньше «+» - оценка «2»

Оцени свою работу:

«5» - выполнил все данные мне задания«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался«3» - часто ошибался, выполнил только половину«2» - ничего не смог выполнить правильно

Оценка за урок «______»

У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась транспортная система.обеспечивающая поступление газов и питательных вещество всем органам и тканям.

Передвижение веществ в растении

Чтобы узнать, как работает транспортная система растений, проведем два опыта.

Опыт 1 . Побеги тополя (клена, ивы) поместим в сосуд с водой, подкрашенной красными чернилами. Через двое суток сделаем несколько продольных и поперечных срезов стебля. На всех срезах увидим, что окрасилась только древесина. Кора и сердцевина остались неокрашенными. Это значит, что вода с растворенными веществами поднимается по древесине стебля, по сосудам.

Опыт 2 . Два побега поместим в сосуд с водой и выставим на свет. Предварительно у одного из
них снимем кольцо коры (шириной 3 см), отступив от конца побега 8-10 см. Через 3-4 недели у побегов разовьются придаточные корни. У неповрежденного побега корни образуются на нижнем конце. У побега с кольцевым срезом придаточные корни разовьются над оголенным участком стебля. Под кольцевым срезом корней не будет, так как, сняв кольцо коры, мы повредили ситовидные трубки. Органические вещества из листьев, передвигаясь по лубу, дошли до места среза и здесь накопились. Это способствовало развитию придаточных корней.

Таким образом, опыт доказывает, что органические вещества передвигаются по коре стебля, ситовидным трубкам луба. Они движутся ко всем органам растения - корням, подземным побегам, верхушкам надземных побегов, цветкам, плодам, семенам.

Транспорт веществ у животных

Подобно тому, как происходит транспорт веществ по проводящей системе растения, кровеносная система обеспечивает перенос кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям животных. Из тканей в кровь поступают углекислый газ и вредные вещества. Освобождение крови от углекислого газа происходит в органах дыхания, а от вредных веществ - в органах выделения.

Главным органом кровеносной системы, обеспечивающим ее транспортную функцию, является сердце. Оно играет роль насоса, который обеспечивает кровообращение. Сердце перекачивает кровь по кровеносным сосудам.

Теплокровные и холоднокровные животные

У лягушек, ящериц, змей, крокодилов, черепах кровь смешивается в одном из отделов сердца. В результате во все органы поступает кровь, бедная кислородом. Такие животные являются холоднокровными. Температура их тела зависит от окружающей среды. У птиц и млекопитающих кровь, насыщенная кислородом, не смешивается с кровью, несущей углекислый газ и вредные вещества. Повышение содержания кислорода в крови обеспечивает выделение большого количества энергии, благодаря чему эти животные имеют постоянную температуру тела и являются теплокровными. Это позволяет им легче переносить неблагоприятные условия среды и широко расселяться по планете.


Уи́льям Га́рвей (гг.) английский медик, описавший строение и функции кровеносной системы, процесс кровообращения














1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ: а) пищеварительная; б) кровеносная; в) дыхательная. 2. Состав крови: а) только плазма; б) плазма и клетки крови; в) только клетки крови. 3. Защитную функцию выполняют: а) красные клетки крови; б) плазма; в) белые клетки крови. 4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются: а) вены; б) артерии; в) капилляры. 5. Сердце птиц и млекопитающих: а) трехкамерное; б) двухкамерное; в) четырехкамерное. 6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в: а) венах; б) капиллярах; в) артериях. 7. У моллюсков и насекомых кровеносная система: а) отсутствует; б) замкнутая; в) незамкнутая.


1. Стр в учебнике, записи в тетради 2. Сформулировать определения выделенных слов 3. Подготовить сообщения о животных с необычным цветом крови 4. Обсудить с родителями вопрос: «Что нарушает работу сердечно-сосудистой системы?» Домашнее задание:

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.