Политические партии. Основные функции политических партий Функции политических партий и примеры ее выполнения

Политическая партия -

2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

«цель»

«социализация»

«мобилизация»

«элита»

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)



1) Заполните таблицу.

5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания

Сформулируйте результаты опроса.

Выскажите предположение о причинах такого результата.

6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

7. Объясните смысл высказываний.

«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).


Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

9) В чем состоит различие выборов и референдума?

10) Какую организацию называют политической партией?

2) Каковы главные особенности политической власти?

3) Что называют суверенитетом государства?

4) Каковы основные виды политических режимов?

5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

7) Что называют гражданским обществом?

8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 3) экономикой

2) политикой 4) суверенитетом

б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

в) Что отличает государство от других политических организаций?

1) исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) выдвижение политических лидеров

г) Что характеризует демократический режим?

1) командно-административные методы управления

2) всесторонний контроль государства за жизнью общества

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.

1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха

2) единоличный глава государства

3) наследственный порядок преемственности власти

4) ответственность правительства перед парламентом

б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:________________

в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.

Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:

1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.

2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.

4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.

5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.

6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).

Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:

Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.

Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.

Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.

Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.

Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.


Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической линии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

Подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные)партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

Политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

1) Как вы понимаете фразу «референдум... является высшим непосредственным выражением власти народа»?

2) Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?

3) Как закон защищает равноправие граждан при проведении референдума?

4) Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?

5) Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?

6. С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти? Составьте обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу.

Тема 7. Политические партии и движения

1. Раскройте смысл понятий.

Общественно-политическое движение -

Политическая партия -

2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

«цель»

«социализация»

«мобилизация»

«элита»

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм , таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)

1) Заполните таблицу.

5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания

Сформулируйте результаты опроса.

Выскажите предположение о причинах такого результата.

6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

7. Объясните смысл высказываний.

«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

9) В чем состоит различие выборов и референдума?

10) Какую организацию называют политической партией?

2) Каковы главные особенности политической власти?

3) Что называют суверенитетом государства?

4) Каковы основные виды политических режимов?

5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

7) Что называют гражданским обществом?

8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 3) экономикой

2) политикой 4) суверенитетом

б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

в) Что отличает государство от других политических организаций ?

1) исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) выдвижение политических лидеров

г) Что характеризует демократический режим?

1) командно-административные методы управления

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.

1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха

2) единоличный глава государства

3) наследственный порядок преемственности власти

4) ответственность правительства перед парламентом

б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:________________

в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.