Природа является частью материального мира. Что такое общество? К характеристике общества как системы относится

Тема 1. Социум как часть мира.
Системное строение общества.
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
Г.Вилючинск

Сложность определения понятия «общество»:
 предельная обобщенность
 многозначительность
В широком смысла
от
Обособленная
природы, но тесно с
ней связанная часть
материального мира,
к­ая включает в себя
способы
взаимодействия
людей и формы их
объединения
Общество
В узком смысле
 круг людей, объед­х общностью цели,
интересов, происхождения (общество
нумизматов, дворянское собрание)
 отдельное конкретное общество,
страна,
регион
(современное российское общество,
французское общество)

в
этапы
человечества(феодальное
капиталистическое общество)
 человечество в целом
развитии
общество,
государство,
некоторые

 общество ­ продукт совокупной деятельности множества
людей
 деятельность
­ способ существования или бытия
общества (лат. socio ­ соединять, объединять, затевать
совместный труд)
 условие существования общества – непосредственное и
опосредованное взаимодействие людей
Как способ существования людей общество должно
выполнять набор функций:
 производство материальных благ и услуг
 распределение продуктов труда(деятельности)
 регламентация и
поведением
 воспроизводство и социализация человека
 духовное производство и регулирование активности
людей
управление деятельностью и

 сущность общества ­ не в людях самих по себе, а в
отношениях, в которые они вступают друг с другом в
процессе жизнедеятельности
 общество ­ совокупность общественных отношений
Общественные отношения:
 многообразные формы взаимодействия людей
 связи, возникающие между различными социальными
группами(или внутри них)
Материальные отношения
Духовные(идеальные)
отношения

Общественные отношения
Материальные отношения
 возникают и складываются
непосредственно
ходе
практической
деятельности
человека вне его сознания и
независимо от него
в
Производственные
отношения
Экологические
отношения
Отношения по
детопроизводству
Духовные(идеальные)
отношения
 формируются, «проходя
через сознание» людей

духовными ценностями
определяются
их
Моральные отнош­я
Политические отнош­я
Правовые отнош­я
Художественные
отнош­я
Философские отнош­я
Религиозные отнош­я

 общество ­ динамическая саморазвивающаяся система,
т. е. такая система, которая способна:
 изменяться
сохранять в то же время свою сущность и качественную
определенность.
 система определяется как комплекс взаимодействующих
элементов
 элемент ­ некоторый далее неразложимый компонент
системы, принимающий непосредственное участие в ее
создании.

Основные принципы системы
Целое
Целое
сводится к
порождает
сумме
частей
черты,
свойства,
выходящ­
ие за
пределы
отдельных
элементов
Существу­
ет взаимо­
связь
системы и
среды
Структуру
системы
образует
взаимо­
связь её
отдельных
элементов,
подсистем
Элементы,
в свою
очередь,
могут
иметь
сложное
строение и
выступать
системами
 общество ­ сложноорганизованная саморазвивающаяся
открытая система, включающая в себя отдельных
индивидов и
социальные общности, объединенные
кооперативными, согласованными связями и процессами
саморегуляции,
и
самовоспроизведения.
самоструктурирования

 для анализа сложно организованных систем, подобных
обществу, выработано понятие «подсистема»
 подсистемами называют промежуточные комплексы,
более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем
сама система
 определенные
образуют подсистемы ­ сферы общественной жизни
группы общественных отношений
Основные
сферы общест.
жизни
Деятельность людей и
отношения между ними
Учреждения
(организации)
Заводы, фирмы,
Экономическая Производство, распределение,
банки, биржи и
обмен и потребление матери­
и
альных
др.
соответствующие отношения
благ

Социальная
 отношения между классами,
сословиями, нациями, про­
фессиональными
воз­
растными группами
 деятельность государства
по обеспечению социальных
гарантий
и
системы здраво­
охранения,
соци­
ального обеспече­
ния, коммунальные
службы и др.
Политическая  отношения между граждан­
парламент, прави­
ским обществом и государ­
тельство, партии,
ством, между государством и
общественные
политическими партиями
организации и др.
 отношения, возникающие в

процессе создания духовных
театры,
библиотеки,
ценностей, их сохранения,
распространения,
потреб­
архивы и др.
ления
вузы,
музеи,
Духовная
школы,

 основание для разграничения сфер общественной
жизни ­ базовые потребности человека.
Базовые потребности человека
Сферы общест­
венной жизни
Экономическая
Социальная
Материальные
Потребность в контактах, общении с др. людь­
ми, в той или иной форме общности (коллек­
тивности)
Потребность в организованности, взаимодей­
ствии, дисциплине, мире, в законе и порядке
Потребность в самореализации, самоутверж­
дении, в возрастании добра, истины, красоты,
в нравственном совершенствовании
 деление на четыре сферы общественной жизни условно
(другие
художественно­творческая
деятельность,
национальные
отношения).
этнические,
Политическая
Духовная
сферы:
наука,
расовые,

Специфические черты общества как
отличается
большим
сложноорганизованной, саморазвивающейся системы:
разнообразием

различных
социальных структур и подсистем. Это не механическая
сумма индивидов, а целостная система, имеющая
сверхсложный и иерархический характер: различного
рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
 не сводится к людям, его составляющим, это система
вне­ и надиндивидуальных форм, связей и отношений,
которые человек создает своей активной деятельностью
вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные
связи и отношения даны людям в их языке, различных
поступках, программах деятельности, общении и т. п., без
чего люди не могут вместе существовать. Общество
интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в
целом, в совокупности отдельных образующих его
компонентов.

 выделяет особый статус субъектов, определяющих его
развитие:
 человек ­ универсальный компонент социальных систем,
включенный в каждую из них
за противостоянием идей в обществе ­ столкновение
потребностей, интересов, целей, воздействие социальных
факторов:
официальная
идеология, политические установки и традиции
 неизбежно для общественного развития ­ острая
конкуренция интересов и устремлений (часто происходит
столкновение альтернативных идей, острая полемика и
борьба)
общественное
мнение,

 непредсказуемость, нелинейность развития:
 наличие в обществе большого количества подсистем,
постоянное столкновение интересов и целей разных
людей создает предпосылки для реализации различных
вариантов и моделей будущего развития общества
 это не означает, что развитие общества является
абсолютно произвольным и неуправляемым
(ученые
создают модели социального прогнозирования: варианты
развития социальной системы в ее самых различных
областях, компьютерные модели мира и др).

Общество представляет собой группу людей, вовлечённых в постоянное социальное взаимодействие или большую социальную группу, разделяющую одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчинённую одному и тому же политическому авторитету и доминирующим культурным ожиданиям.

Характеризуются закономерностями взаимоотношений (социальных отношений) между людьми, которые имеют разную культуру и институты и может быть описано как совокупность таких отношений между его членами. В социальных науках более широкое общество часто демонстрирует стратификацию или модели доминирования в подгруппах.

Вконтакте

Одноклассники

Признаки и типы общества

Термин «общество» происходит от латинского слова societas, которое, в свою очередь, был получено из существительного socius («товарищ, друг, союзник»), используемого для описания связи или взаимодействия между дружественными сторонами. Этот термин может относиться ко всему человечеству.

Используемое в смысле ассоциации оно представляет собой совокупность лиц, очерченных границами функциональной взаимозависимости, включающих такие характеристики , как:

Под обществом в широком смысле слова понимают (особенно в структуралистской мысли), экономическую, социальную, промышленную или культурную инфраструктуру, состоящую из разнообразных людей и обособившуюся от природы.

Это может означать объективные отношения людей с материальным миром и с другими людьми.

Характеристики и признаки общества

Это определение можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле этот термин относится к группе людей, но в более широком смысле это относится ко всему человечеству которое имеет следующие характеристики и признаки:

У общества должно быть население. Без группы людей оно не может быть сформировано и скорее относиться не к группе людей, а к системе социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

Популяция должна самовоспроизводиться человеком, который воспроизводит себя через какие-то родственные отношения. Следовательно, это первый признак.

Сходство между собой

Сходство также является одной из характеристик. Без чувства подобия не могло быть никакого взаимного признания «принадлежности» к группе. Это чувство сходства между собой было обнаружено в ранних группах людей, а в современном мире условия социального подобия расширились до принципов национальности.

Различия

Наряду со сходством различия являются ещё одной характеристикой, потому что все люди связаны различиями и зависят от них так же, как и от сходства. Первичное подобие и вторичные различия создают величайший из всех институтов - разделение труда. Различия дополняют социальные отношения.

Семья первое общество, основанное на биологических различиях, различиях в способностях и интересах. Хотя различия необходимы, но различия сами по себе они ничего создают. Следовательно, различия подчиняются сходству.

Взаимозависимость

Факт взаимозависимости проявляется во всех аспектах современного мира. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «Человек - это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других. Выживание и благополучие каждого члена очень зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным. Он должен зависеть от других для пищи, жилья и безопасности и для удовлетворения многих своих потребностей.

С развитием, эта степень взаимозависимости возрастает многократно. Семья, являющаяся первым обществом, основана на биологической взаимозависимости полов. Не только отдельные люди взаимозависимы, но также и группы.

Сотрудничество и конфликт

И сотрудничество, и конфликт - ещё два признака. Известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество - это сотрудничество, скреплённое конфликтом». Люди не могут поддерживать счастливую жизнь без сотрудничества. Семья, являющаяся первым обществом, опирается на сотрудничество. Сотрудничество приводит к экономии расходов.

Конфликт также необходим. Конфликт выступает в качестве цементирующего фактора для укрепления общественных отношений. В здоровом и хорошо развитом коллективе сотрудничество и конфликт сосуществуют. Конфликт делает сотрудничество значимым.

Социальные отношения - основа общества. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании.

Поскольку социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своему характеру. В нём постоянно происходят различные виды социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликт.

Постоянство

Это не временная организация людей. Сообщество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов.

Общество - абстрактное понятие. Мы не можем видеть эти отношения, но мы это чувствуем. Следовательно, это абстрактное понятие. Кроме того, оно состоит из обычаев, традиций, нравов и культуры, которые также являются абстрактными.

Сама природа общества динамична и изменчива и имеет свойство постоянно меняется. Старинные обычаи, традиции, народные традиции, нравы, ценности и институты изменились, появились новые обычаи и ценности. Все меняется от своей традиционной природы к современности. Следовательно, это одна из важнейших характеристик.

Всесторонняя культура

Культура - ещё один важный признак. У каждого общества есть своя культура, которая отличает её от других. Культура - это образ жизни, убеждения, искусство, мораль и т. д. Следовательно, культура является всеобъемлющей, потому что она отвечает потребностям социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое сообщество передаёт свою культурную модель последующим поколениям.

Несомненно, общество состоит из людей, но это нечто большее и нечто вне личности, это больше, чем сумма его частей, т. е. индивидов.

Проживание и ассимиляция

Этот два ассоциативных социальных процесса также важны для бесперебойного функционирования и непрерывности. Следовательно, это ещё одна характеристика.

В политической науке

Общества также могут быть структурированы политически. В порядке возрастания размеров и сложности существуют группы, племена, вожди и государства. Эти структуры могут иметь разную степень политической власти, в зависимости:

  • от культурной;
  • географической;
  • исторической среды.

В социологии

Социальная группа позволяет её членам извлекать выгоду таким образом, что, в противном случае это было бы невозможно на индивидуальной основе. Таким образом, можно выделить и рассмотреть как индивидуальные, так и социальные (общие) цели.

Учёный социолог Питер Л. Бергер определяет общество как «…человеческий продукт и ничего, кроме человеческого продукта, который все же постоянно действует на своих производителей». По его словам, оно было создано людьми, но это творение поворачивается и создаёт или формирует людей каждый день.

Социологи выделяют общества на основе их этапов развития:

  • техники;
  • коммуникации;
  • экономики.

Создана система классификации во всех культурах людей, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:

  1. Группы охотников и собирателей (категоризация обязанностей).
  2. Племена, в которых есть некоторые ограниченные случаи социального ранга и престижа.
  3. Стратифицированные структуры во главе с вождями.
  4. Цивилизации, со сложными социальными иерархиями и организованными, институциональными правительствами.

В дополнение к этому есть:

  • Человечество, на котором покоятся все элементы социальной сети.
  • Виртуальное общество, основанное на онлайн-идентичности, которое развивается в век информации.

Со временем некоторые культуры продвигались к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей поселились вокруг сезонных запасов продовольствия, чтобы стать аграрными деревнями. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства.

Некоторые общества дают статус индивидууму или группе людей, когда этот человек или группа совершает желаемое действие. Этот тип признания предоставляется в виде имени, названия, способа платья или денежного вознаграждения. Часто статус взрослого мужчины или женщины подчиняется ритуалу или процессу этого типа. Альтруистические действия в интересах большей группы наблюдаются практически везде.

Типы

Общества - это социальные группы, различаемые в зависимости от стратегий жизнеобеспечения, способов, которые используются для обеспечения потребностей.

Хотя люди создали множество типов обществ на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать их в зависимости от того, насколько разные группы в этом образовании имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически все они развили некоторую степень неравенства среди своих людей через процесс социальной стратификации, разделение членов на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи размещают общества в трёх широких категориях:

  • доиндустриальные;
  • промышленные;
  • постиндустриальные.

Современное использование

Термин «общество» в настоящее время используется для покрытия как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций.

Хотя значение информационного общества обсуждалось с 1930 годов, в современном мире оно почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на людей. Поэтому оно охватывает последствия компьютеров и телекоммуникаций дома, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных общинах и организациях, а также на появление новых социальных форм в киберпространстве.

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было уделено информационному обществу. Доступность интернета наиболее способствует новому пониманию в применение знаний к экономической деятельности в той мере, в какой оно стало преобладающим фактором в создании богатства. В настоящее время говорят, что 70−80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями.


  1. Общество - это обособившаяся от природы часть материаль­ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей

  2. В современной на­учной литературе существует множество трактовок понятия «об­щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе­динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей­ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори­ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль­ное общество) и как социальная организация какой-либо стра­ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

  3. Американский социолог Э. Шилз считал, что общество - это объединение людей, которое обладает определенными призна­ками:

    • не является частью крупной системы;

    • браки заключаются между представителями данного объе­динения;

    • пополняется за счет детей представителей этого объедине­ния;

    • имеет свою территорию;

    • имеет свое название и даже свою историю;

    • обладает собственной системой управления;

    • существует дольше средней продолжительности жизни ин­дивида;

    • его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.),

  1. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся

  2. Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

  3. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че­ловеческого стада

  4. Язык - это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

  5. неолитическая революция - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

  6. Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

  7. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

  8. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

  9. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

  10. Термин “этика” этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально обозначало местопребывание, со­вместное жилище. Отталкиваясь от зна­чения этоса как характера, Аристотель образовал прилагательное ethicos (этический).

  11. Приблизительным латинским аналогом слова ethos является слово mos, которое переводится как нрав, обычай, характер, поведение; свойство, внутренняя природа; закон, предписание, мода, покрой одежды. Ри­мляне, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристо­теля, образовали от слова mos прилагательное moralis (относящееся к характеру, обычаям), а от него позднее, в IV в нашей эры, возникает термин moralitas (мораль).

  12. МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

  13. Мораль регулирует отношения и поведение людей через это одоб­рение и порицание, поступающее как извне, от общественного мне­ния, так и изнутри самой морально развитой личности. Таким об­разом, главная функция морали - регулятивная. Регу­лятивная функция «высокой морали» выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общечело­веческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представ­лений.

  14. Вторая важнейшая функция морали - воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей соци­альной деятельности, является существенным моментом в форми­ровании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание че­ловека продолжается всю его жизнь, но в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ори­ентиров, типа поведения и нравственно-психологических устано­вок. В детстве и юности ребенок получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под мораль­ным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок узнает, как следует оценивать себя и других, как себя вести с род­ными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижесто­ящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь старику, уступить место малышу и т.д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты «вы­сокой морали», они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к началь­ству и хамство по отношению к людям зависимым.

  15. Третья функция морали, тесно связанная с предыдущими, - коммуникативная. Ее следует назвать отдельно, не сводя к понятию регуляции. Мораль создает нормативную канву для человеческого общения даже в самых поверхностных его формах (хотя можно ли что-нибудь в нашей жизни считать «поверхностным» и неглавным? Нередко мнимые «мелочи» оказывают, решающее влияние на чело­веческие судьбы). Мораль не сводится к этикету, но часто она сли­вается с ним в нерасторжимое единство, поистине создавая спосо­бы коммуницирования в повседневной жизни. Собственно, этикет - это ритуальная форма существования определенной морали, хотя мораль - гораздо более широкое и глубокое явление, это система мотивации поведения, внутренние основания для поступков.

  16. Очередная функция морали - познавательная. По вопросу о том, познает ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, ка­ким является мир вне и помимо человека. Разумеется, мораль не может постигать свойства объектов самих по себе, ибо она - не физика, не химия и не биология. Зато мораль может постигать и постигает человеческий мир. Моральное знание - это знание о дол­жном, о том, что следует делать, а что находится иод абсолютным запретом. Если человек этого не знает, то он будет вести себя как животное, руководствоваться лишь своими инстинктами и импуль­сивными желаниями.

  17. Еще одна функция морали - жизненно-ориентационная. Разумеется, можно было бы найти и дру­гие роли, которые мораль играет в жизни общества, но перечисле­ние не должно быть бесконечным, поэтому мы ограничиваемся лишь самыми главными функциями. Итак, мораль обнаруживает себя,не только как повседневный сиюминутный регулятор отношений меж­ду людьми, но и как сила, выполняющая важную стратегическую задачу в становлении и развитии личности. Комплекс моральных представлений, «поселившийся» в душе и сердце человека, опреде­ляет, будет ли человек в целом стремиться идти по пути добра или по пути зла. Любая личностная история может быть рассмотрена с этой точки зрения, что даст множество вариантов. Кроме тех, кто в основном ориентирован «на добро» и «на зло», могут быть и бывают глубоко противоречивые, внутренне разорванные натуры, не спо­собные самим себе «дать ладу», мечущиеся между стремлением к совершенству и демонизмом. Такими героями полны произведения Ф.М. Достоевского. Возможны и попытки принципиального избе­гания как активного добра, так и активного зла, интуитивное стрем­ление не то чтобы «стать по ту сторону», но оказаться на «нейтраль­ной полосе». Некоторым удается всю жизнь прожить, оставаясь в моральном отношении «ни тем ни сем», однако обстоятельства не­редко не предоставляют человеку такой возможности морально за­таиться и заставляют принимать решения, обнаруживая, кто же он есть в скрытой глубине своего «я». Главные моральные ориентации всегда так или иначе проявляют себя в практическом поведении.

  18. Искусство - понятие широкое и многозначное. Так, в древней Греции к собственно искусству относили лишь так называемые мусические его виды - музыку, танец, поэзию, в средние века в искусство наряду с живописью включали врачевание и аптекарское дело. И сегодня слово «искусство» употребляют в разном значении. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под искусством подразумевается: «1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художествен­ных образах... 2. Умение, мастерство, знание дела... 3. Самое дело, требующее такого мастерства...»

  19. Зародышевым формам художественной деятельности были уже присущи многие черты искусства. Но для то­го, чтобы они превратились в искусство, не хватало весь­ма существенного--более или менее развитого личност­ного начала. Первобытное сознание, по выражению Маркса, носило «стадный характер».

  20. Эстетическая мысль уделяла значительное внимание вопросу об источнике видовых образований. Здесь ясно обозначились две основные линии. Одна из них источник возникновения отдельных видов искусства усматривала в сложности, многообразии, многосторонности действи­тельности. Лессинг, например, возникновение тех или иных видов искусства связывал с тем, на какую сторону действительности обращено искусство. Сравнивая в этом отношении поэзию и изобразительное искусство* он в своем знаменитом «Лаокооне» основное внимание уделял различию их предмета, а из особенностей пред­мета уже выводил средства изображения. Вторая линия связывала многообразие видов искусства с факторами субъективного порядка - богатством человеческой чув­ственности, особенностями восприятия, разнообразием духовных способностей человека. Подобная позиция по­лучила наиболее рельефное выражение у Канта, который многообразие видов искусства выводил из многообразия духовных способностей человека.

  21. Наиболее распространенным является деление искус­ства на пространственные, временные и пространственно-временные. К пространственным относятся живопись, скульптура, графика, прикладное искусство и архитек­тура; к временным-литература и музыка; к простран­ственно-временным-театр, кино, телевидение.

  22. Деление искусств на пространственные и временные не является единственно возможным и всеобъемлющим. В зависимости от того, воспроизводят ли искусства конк­ретно-чувственный облик явлений или нет, они делятся на изобразительные и неизобразительные

  23. Искусство, будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, вместе с тем тесно связано с внехудожественными областями культуры и челове­ческой деятельности. В любом виде искусства наряду с собственно художественными функциями, присущими ис­кусству и только искусству, имеют место функции вне-художественные, утилитарно-практические. По степени связи с внехудожественной сферой, по той роли, которую в том или ином виде искусства играет утилитарно-прак­тическая функция, их можно разделить на бифункцио­нальные и монофункциональные, прикладные и «чис­тые». К «прикладным» в первую очередь могут быть от­несены архитектура, декоративное искусство, народное ремесло. Их отличает то, что художественное здесь мо­жет быть реализовано только в органическом единстве с утилитарно-практическим, хотя такое разграничение крайне условно. Достаточно вспомнить маршевую музы­ку или же информационно-документальное начало в ли­тературе и живописи.

  24. Слово религия употребляется в двух основных смыслах. «Ког­да мы говорим об иудаизме, о христианстве или об индуизме, мы имеем в виду совокупность учений, передаваемых благодаря уст­ной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе то, что определяет веру иудея, христианина или индуиста... Но по­нятие религии используется и в другом смысле... Говоря о том, что религия отличает человека от животного, мы не имеем в виду... какую-нибудь отдельную религию; но мы имеем в виду способ­ность ума или предрасположенность, которая, независимо от чув­ства или разума, а иногда даже вопреки им, дает возможность человеку постигать Бесконечное под различными именами и в разнообразных формах» (Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 41, 42). В этом втором значении понятие религии вбира­ет в себя частично мистику и мифологию. Но религия как отрасль культуры будет пониматься в своем первом значении.

  25. ^ СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

  26. В каждой религии можно выделить более или менее самостоя­тельные составные части.

  • Во-первых, выделим мистическую часть, объединяющую все, относящееся к ощущению и понимаю связи человека с бесконечным.

  • Мифологическая часть, включает в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

  • Совокупность обрядов, входящих в состав религии, - церковная служба молитвы, посты, паломничества и тп.

  • Предметная часть – совокупность материальных предметов, используемых в религиозных целях: иконы, фрески, реликвии и т.д.

  • Догматическая часть – совокупность основных представлений о происхождении и устройстве мира и человека, изложенных в священных книгах символах веры, устных преданиях и тп.

  • Совокупность моральных представлений, существующих в данной религии.

  • Социальная часть – совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т.д.

  1. религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

  • Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

  • Во-вторых, и это следствие первого, религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.

  • Здесь необходимо остановиться на таком явлении современности как широкое распространение сектантского движения. Его роль в жизни современного общества, откуда возникают условия для формирования таких движений, и как обычно действуют представители сект для вовлечения в нее новых членов.

  • В-третьих, человек, имея религиозный идеал, способен нести добро, справедливость, идеи своей религии, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ве­дущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

  • В-четвертых, религия управляет поведением челове­ка через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может управлять деятельностью боль­ших сообществ и государств, живущих по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиоз­но-нравственной системе не удерживает человека и об­щество от совершения неблаговидных действий и даже преступлений. Это следствие слабости и несовершенст­ва человеческой натуры.

  • В-пятых, религии способствуют как объединению людей, складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, объединяла наших далеких предков не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»), так и приводить к их разделению, когда общества и государства начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Противостояние воз­никает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделя­ется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами).

  • В-шестых, религии являются вдохновляющим и со­храняющим фактором для художественного творчества. Религия бережет культурное наследие, подчас букваль­но преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя цер­ковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал, приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Само слово «культура» восходит к по­нятию культ. (Культ религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религиозных отношений.)
Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наобо­рот, религия частью культуры (среди философов бытует и та и другая точки зрения). Но совершенно очевидно, что религиозные идеи лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей со времен глубокой древности. Конечно, возразите вы, существует и светс­кая (внецерковная, мирская) культура. В искусстве, на­пример, могут быть выражены земные, плотские эмо­ции человека, проблемы его быта. Это реальность жизни, с которой нельзя не считаться, но надо старать­ся научиться отличать высокое духовное в искусстве от мирского, земного и физиологического, определив все­му подобающее место. Религия и подлинная глубокая религиозная культура, основанная на высоких идеалах, - один из факторов, который предохраняет человека и человечество в целом от распада, деградации и даже, можно сказать, от нравственной гибели. Культурную функцию религии можно ярко проиллюстрировать на примере России после принятия христианства, когда культура с вековыми традициями утвердилась и расцве­ла в нашем Отечестве, преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину, ведь люди есть люди. Когда христианство было принято в качестве государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было пору­шено немало величайших памятников античной эпохи.


  • В-седьмых, религия способствует упрочению и за­креплению определенных общественных порядков, тра­диций и законов жизни. Религия консервативна более, чем любой другой общественный институт. В большин­стве случаев (хотя, безусловно, есть и исключения) она стремится к сохранению устоев, к стабильности, к по­кою. Не случайно, если вы помните, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в первой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным пре­образованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность нужны сейчас и нашему Оте­честву...

  1. Вопрос о том, как и когда возникла религия, - сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога
не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникнове­
нии религии снимается: она существует исконно.

2. Религия - продукт развития человеческого созна­ния. Она возникла не сразу, а в процессе эволюции человека, вместе с искусством, зачатками науки, язы ком и т.п. Эта теория достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) линия эволюции человека от обезь­яноподобных предков никак не может считаться окон­чательно определенной: слишком отрывочны археоло­гические находки останков древнего обезьяночеловека; 2) находки древнейших стоянок человека современного типа подтверждают, что он уже имел религию, а убеди­тельных аргументов в пользу существования некоего «дорёлигиозного периода» в истории человечества так и не найдено археологами.


  1. Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых объектов. Она помогает по­нять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сво­дится к делению их на три группы.
Родоплеменные примитивные древние верования, как известно, сохраняющиеся и бытующие среди людей по сей день. От них происходят многочисленные суеве­рия (суе - напрасно, без пользы, попусту; ср. с этимо­логией слова «религия») - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения в сознании человека, но не мо­гут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам и они не составляют миро­воззрения человека.

Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных наро­дов и наций (например, индуизм в Индии).

Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.


  1. Все религии можно также разделить на две большие группы: монотеистические (от гр. monos один, един­ственный и theos бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у много и theosбог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог - многобожие

  2. Анимизм – вера в одушевленность предметов природы

  3. Тотемизм – вера представителей племени в сверхъестественную связь между их предками и животными или растениями

  4. Фетишизм – вера в мистическую силу предметов природы

  5. Аниматизм – вера в то, что мир заселен духами

  1. Все формы общности людей можно разделить на:

  • естествен­но-исторические;

  • этноисторические;

  • социально-исторические.
Есте­ственно-исторические формы общности людей - это раса, поколе­ние, пол и т. д.

К этноисторическим общностям людей относятся род, племя, народность, нация.

Социально-историческими формами общ­ности людей являются классы, сословия, касты и т. д.


  1. Раса -это категория (группа, совокупность) людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически по цепи поко­лений Авп

  2. В происхождении рас многое пока неясно. Выдвинуты и активно обсуждаются две гипотезы: моногенетическая и полигенетическая. Согласно моногенетической гипотезе (ее признает большинство уче­ных), все расы имеют единый генетический корень, происходят от од­ного общего предка. Группа американских ученых во главе с А. Уилсоном на основе ДНК-анализа пришла к выводу, что все человечество имеет общую прародительницу - женщину, названную ими «Афри­канской Евой». В соответствии с полигенетической гипотезой, человеческие расы произошли от определенно разных обезьяноподобных предков, жив­ших в различных частях мира

  3. Нация - это исторически устойчивая общность людей, возни­кающая в процессе формирования общности их территории (родной земли), экономической жизни, языка, культуры и менталитета.

  4. Под общностью территории следует понимать географическую компактность проживания. Люди, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, не могут принадлежать к од­ной нации. Достаточно вспомнить здесь факт образования двух на­ций - английской и американской, имеющих общий язык и общее (судя по доминирующей этнической группе) происхождение, но жи­вущих на разных континентах.

  5. Национальная государственность действительно играет важную роль в консолидации нации, в ее развитии. Через государство нация полнее и быстрее раскрывает свой потенциал. Но рассматривать госу­дарство как непременное условие существования нации все-таки нель­зя.
Во-первых, национальная государственность не обязательно долж­на принимать форму самостоятельного государства. Иногда достаточ­но бывает и простой политической автономии, т. е. права самостоя­тельно решать внутренние вопросы, оставаясь при этом частью более широкого государственного образования.

Во-вторых, нормальным яв­ляется не только мононациональное, но и многонациональное госу­дарство с единым руководством и управлением.

В-третьих, потеря го­сударственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. В справедливости сказанного убеждает нас хотя бы то обстоя­тельство, что в современном мире насчитывается более 320 крупных (свыше 1 млн) наций или народов, а число государств, судя по членст­ву в ООН, едва перевалило за 200.


  1. Национальный язык - это общенародный разго­ворный язык, понятный для всех членов нации. Он возвышается над диалектами, сленгами и жаргонами, получает свое закрепление и раз­витие в литературе. Язык - важнейшее средство социального обще­ния, обмена мыслями, взаимного понимания и согласия между людь­ми. Он обеспечивает совместную жизнь людей, единство их устремле­ний и действий. Язык необходим для организации единой экономиче­ской, политической и духовной жизни нации.

  2. Менталитет - это склад ума, особые стереотипы и установки мышления, придающие неповторимое своеобразие всему образу жиз­ни людей. Мы имеем в виду именно менталитет, когда говорим, что американцы прагматичны, англичане деловиты, французы остроумны и галантны, немцы педантичны. Стереотипы и установки, составляю­щие менталитет человека, являются для него чем-то естественным, са­мо собой разумеющимся. Они, как правило, невербализуемы, мало поддаются воздействию сознания, срабатывают автоматически, непроизвольно.

  3. Общность экономической жизни нации заключается вовсе не в том, что все ее представители занимаются производством какого-то одного продукта или что все социальные группы, входящие в нацию, имеют общие эко­номические интересы. Экономическая основа существования нации не исключает, а, наоборот, предполагает развитое разделение труда, хозяйственную специализацию, а также борьбу интересов различных социальных групп. Суть экономической общности нации - в проч­ной хозяйственной зависимости ее отдельных «частей», в образова­нии единого общенационального рынка, самостоятельного нацио­нально-экономического комплекса. Преодолевая раздробленность, узость и замкнутость местных рынков, открывая простор для роста то­варного обращения и обмена, общенациональный рынок своей неви­димой, но очень твердой рукой собирает разрозненные части населе­ния в единую нацию.

  4. Познание делится на чувственное (сенсуализм) и рациональное

  5. Сенсуализм включает в себя ощущение, восприятие, представление (знать определение)

  6. Рациональное познание включает в себя понятие, суждение, умозаключение (знать определние)

  7. Умозаключение бывает дидуктивным, индуктивным, по аналогии (знать определение)

  8. Истина бывает абсолютной, относительной, объективной

  9. Цивилизации делятся на развивающиеся, неразвивающиеся (статичные) и реликтовые

  10. Цивилизации делятся по Тойнби на самостоятельные и их варианты

  11. Цивилизации деляться на природные, западную и восточную

  12. цивилиза­ция - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.Вав

Американский социолог Эдвард Шилз выделил следующие признаки общества :

1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется за счет детей членов этого общества;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью;

5) у него собственное название и история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют мировоззрением (культурой).

Подсистемы общества (сферы общественной жизни) взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

1) экономическая (ее элементы: материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из классов, социальных групп, индивидов, наций и их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом;

3) политическая (включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, общественные организации, их политические и правовые взаимоотношения;

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют явления духовной культуры).

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Система обладает интегральным качеством. Интегральные – т.е. общие, присущие всей системе.

Черты общества как системы :

Самодостаточность -

способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей.

Самоуправляемость -

управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Общество может быть элементом более широкой системы – экосистемы, которая состоит из двух подсистем – общества и природы.

Изучая общество, динамику его развития, перспективы, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) общество – это целостная система;

2) система находится в постоянном движении и развитии;

3) все элементы и подсистемы общества находятся в единстве и во взаимосвязи;

4) в процессе развития в обществе происходит постоянное накопление изменений, которые ведут к его качественному изменению;

5) развитие общества предполагает взаимодействие противоположных аспектов, явлений, тенденций, которые находятся во внутреннем единстве и выступают источником его развития.

6) необходимо соблюдать преемственность в отношении к прошлому этапу – при полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организованную систему. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять разрушающему влиянию извне.

Некоторые основные функции общества:

1) производство материальных благ и обмен результатами производства;

2) духовное воспроизводство;

3) воспроизводство человека;

4) регламентация поведения, деятельности и управления.

Таким образом, в широком, философском смысле общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей.

2. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

· Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

· Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Общественные отношения – разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Общественные отношения

Духовные Материальные

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное, информационное

С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход

(К. Маркс)

Цивилизационный подход

(А. Тойнби)

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка - государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.