Псалтирь. Псалтырь Псалтырь псалом 1

Этот псалом наставляет нас относительно добра и зла, раскрывая перед нами жизнь и смерть, благословение и проклятие, чтобы мы могли выбрать правильный путь, который ведет к счастью, и избегали того, что наверняка закончится бедой и гибелью. Различия в характере и состоянии благочестивых людей и нечестивцев - тех, кто служит Богу и не служит Ему - четко представлены в нескольких словах, и поэтому каждый человек, если только он будет справедлив к себе, сможет увидеть здесь свое собственное лицо и прочесть о своей участи. Подобное разделение между детьми человеческими на святых и грешников, праведных и неправедных, детей Божьих и детей нечестивцев, как в древние времена, так и с тех пор, когда началась борьба между грехом и благодатью, – между семенем жены и семенем змея – продолжается и до сих пор.

Подобное деление, а также подразделение на знатных и пренебрегаемых, богатых и бедных, свободных и рабов будет продолжаться, ибо по этим качествам будет определяться вечное положение человека, поэтому различия будут существовать, пока есть небеса и ад. Этот псалом показывает нам (I) святость и счастливое положение благочестивого человека (ст. 1-3),

(II) греховность и бедственное положение нечестивца (ст. 4,5),

(III) основание и причины для обоих (ст. 6). Тот, кто собрал псалмы Давида (возможно, это был Ездра), имел добрый повод поставить этот псалом первым как предисловие для всех остальных, ибо для того, чтобы наши молитвы были приняты, абсолютно необходимо быть праведными перед Богом (так как лишь молитва праведного благоугодна Ему). Поэтому мы должны иметь правильное представление о блаженстве и уметь правильно выбрать путь, который ведет к нему. Тот же, кто не идет добрыми путями, не годен, чтобы возносить хорошие молитвы.

Стихи 1-3 . Псалмопевец начинает этот псалом с описания характера и состояния благочестивого человека, чтобы вначале от него получили утешение те, которые являются таковыми. Вот оно.

I. Здесь приводится описание духа благочестивого человека и его пути, по которым мы должны оценить себя. Господь знает по имени тех, кто принадлежит Ему, а мы должны узнавать их по их характеру. Ибо вполне приемлемо находиться в состоянии испытания, чтобы иметь возможность изучить, соответствуем ли мы тому характеру, который является и повелением закона, которому мы обязаны повиноваться, и состоянием обетованным, к которому мы должны стремиться. Характер благочестивого человека здесь описан с помощью жизненных принципов, которые он выбирает и в соответствии с которыми себя оценивает. От того, какую дорогу мы выбираем вначале и затем при каждом следующем жизненном повороте – то ли это путь этого мира, то ли путь Слова Божьего, – зависит наше материальное положение. Ошибка в выборе знамени и лидера является основной и фатальной; но если мы поступаем правильно, то стоим на правильном пути.

1. Чтобы избежать зла, благочестивый человек абсолютно отказывается от сообщества нечестивых и не следует их путями (ст. 1). Он не ходит на совет нечестивых. Данная черта его характера стоит на первом месте, так как тот, кто хочет соблюдать заповеди Бога, должен сказать нечестивцам: «Удалитесь от меня…» (Пс 118:115). Мудрость начинается тогда, когда человек удаляется от зла.

(1) Он видит нечестивцев, окружающих его; весь мир кишит ими; они находятся по обе стороны. Здесь они имеют три характеристики: нечестивые, грешники, развратители. Обратите внимание, по каким ступеням люди достигают вершины бесчестия. Nemo repente fit turpissimus. – Никто не достигает вершины порока сразу. Вначале они становятся нечестивыми, отказываясь совершать свой долг перед Богом, но на этом не останавливаются. Когда служение религии оставлено в стороне, люди идут к грешникам, или, другими словами, они открыто заявляют о своем противодействии Господу, начинают служить греху и сатане. Пропуски богослужений открывают путь для нарушений закона, в результате чего сердце ожесточается и, в конце концов, они становятся развратителями, то есть открыто бросают вызов всему святому, высмеивают религию и шутя говорят о грехе. Таков путь беззакония, ведущий вниз: плохие становятся еще хуже, грешники начинают искушать других и пропагандируют Ваала. Слово, которое мы переводим как нечестивый, означает человека, который не утвердился в выборе, не стремится к определенной цели и не живет по определенному принципу, а следует по велению каждой похоти и приказанию каждого искушения. Слово, переведенное как грешник, означает человека, который выбрал грешный образ жизни и возводит его как свое ремесло. Развратители – это те, которые раскрывают свои уста против небес. На таковых благочестивый смотрит с грустью; они вызывают постоянное раздражение в его праведной душе.

(2) Благочестивый избегает их общества, как только видит их. Он не поступает так, как они; и, чтобы не быть похожим на них, не общается с ними.

Он не ходит на совет нечестивых, не присутствует на их собраниях и не советуется с ними даже в том случае, если они умны, хитры и образованны. Он не участвует в совете и в деле их и не говорит так, как они (Лук 23:51). Он не оценивает все их мерками и не поступает так, как они советуют. Нечестивцы всегда готовы высказаться против религии, и они совершают это так искусно, что у нас есть повод считать себя счастливыми, если мы избежали возможности быть запятнанными и попасть в ловушку.

Благочестивый не стоит на пути грешных; он избегает поступать так, как они; он не следует их путями; он не станет на этот путь и не последует по нему подобно грешнику, который становится на путь недобрый (Пс 35:5). Он избегает (насколько это возможно) быть в их присутствии. Чтобы не стать похожим на них, он не общается с грешниками и не делает их своими друзьями. Он не стоит на их пути, чтобы не оказаться в их компании (Прит 7:8), а держится от них как можно дальше, как от места или человека, зараженного чумой, боясь заразиться (Прит 4:14,15). Тот, кто хочет быть удержанным от зла, должен держаться подальше от злых путей.

Благочестивый не сидит в собрании развратителей; он не отдыхает вместе с теми, кто сидит спокойно, живя в пороке, и угождает себе, усыпляя свою совесть. Он не общается с теми, кто готовит заговоры, чтобы найти пути и средства, которые поддержали бы и продвинули царство дьявола, или открыто осуждают поколение праведных. Место, где собираются пьяницы, - это собрание развратителей (Пс 68:13). Блажен человек, который никогда не был там (Ос 7:5).

2. Благочестивый человек, чтобы делать добро и прилепляться к нему, подчиняется водительству Слова Божьего и изучает его (ст. 2). Именно это удерживает его от пути нечестивых и укрепляет в борьбе с искушениями. «…По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс 16:4). Мы не нуждаемся в дружбе грешников ни для наслаждений, ни для развития, пока у нас есть Слово Божье, общение с самим Богом и через Его Слово. «…Когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Прит 6:22). Мы можем судить о своем духовном состоянии, ответив на вопрос: «Что значит для меня закон Божий? Как я отношусь к нему? Какое место он занимает во мне?» Здесь отметьте (1) те чувства, которые испытывает благочестивый человек к закону Божьему, – но в законе Господа воля его1 . Он наслаждается им, несмотря на то, что это ярмо, так как это закон Бога, который свят справедлив и благ, и поэтому он соглашается с ним и по внутреннему человеку находит удовольствие в законе Божием (Рим 7:16,22). Тот, кто любит Бога, должен любить и Библию – откровение о Боге, о Его воле и о единственном пути к счастью, которое можно обрести в Боге.

(2) Глубокие познания в Слове Божьем, которые поддерживает благочестивый человек: о законе Его размышляет он день и ночь. Из этого следует, что он наслаждается законом, ибо мы часто думаем о том, что любим (Пс 118:97). Размышлять о законе Божьем означает иметь разговор с самим собой относительно великих истин, содержащихся в нем, когда разум поглощен и мысли сконцентрированы, пока эти мысли должным образом не повлияют на нас и мы не испытаем их влияние и силу в своих сердцах. Этим мы должны заниматься день и ночь. Мы должны иметь постоянную привычку обращаться к Слову Божьему как к руководству в своих поступках и источнику утешения и соответственно иметь его в своих мыслях применительно к каждой случившейся ситуации, то ли это день, то ли это ночь. Любое время подходит для размышления о Слове Божьем. Мы должны не только размышлять о Слове Божьем утром и вечером, в начале дня и в конце, но эти мысли также должны присутствовать в нас, когда мы занимаемся бизнесом и общаемся каждый день, когда мы отдыхаем или дремлем каждую ночь. «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою».

II. Уверенность в счастье благочестивого человека, которым мы должны ободрять себя, стараясь соответствовать данному характеру.

1. В общем значении он блажен (Пс 5:1). Бог благословляет его, и это благословение делает его счастливым. Благочестивому принадлежат всевозможные блаженства и благословения как верхних, так и нижних источников; и это делает его абсолютно счастливым; у него нет недостатка ни в одной составляющей счастья. Когда псалмопевец берет на себя обязанность описать блаженного человека, то описывает благочестивого, ибо лишь тот человек может быть истинно счастливым, который истинно свят; и мы более озабочены тем, чтобы познать путь к счастью, чем осознанием того, в чем это счастье будет заключаться. Более того, благочестие и святость являются не только путями к счастью (Отк 22:14), но и самим счастьем. Представьте, что после этой жизни нет другой, тем не менее счастлив тот человек, который придерживается правильного пути и исполняет свой долг.

2. В данном псалме блаженство иллюстрируется сравнениями (ст. 3): «И будет он как дерево…» – плодоносящее и расцветшее. Это результат (1) его благочестивой жизни. Он размышляет о законе Божьем, превращает его in succum et sanguinem, в сок и кровь, и это делает его похожим на дерево. Чем больше мы размышляем о Слове Божьем, тем лучше экипированы для всякого доброго слова и дела. Или же (2) это результат обетованных блаженств; он благословлен Господом и поэтому будет, как дерево. Божественные благословения производят действенные результаты, и в этом заключается счастье благочестивого человека.

Он насажден благодатью Бога. Эти деревья по своей природе были дикими оливами, и они оставались бы такими, пока их не привили бы по-новому и таким образом не пересадили благодаря силе свыше. Никакое хорошее дерево не может вырасти само по себе; оно является насаждением Господа, и поэтому Он должен быть прославлен в нем. Насаждения Господа полны жизненного сока (Ис 61:3).

О том факте, что благочестивый помещен благодаря средствам благодати, говорят слова «при потоках вод», которые веселят град Божий (Пс 45:5). Из них он получает дополнительную силу и энергию, но тайными, неразличимыми путями.

Всякая его деятельность принесет обильные плоды (Фил 4:17). В первую очередь Бог сказал тем, кого Он благословил: «Плодитесь…» (Быт 1:22), и до нынешнего времени утешение и почести от того, что ты приносишь плоды, являются компенсацией за затраченный труд. Предполагается, что те, кто наслаждается милостями благодати и в настроении разума, и в течение жизни, выполняют цели этой благодати и приносят плоды. И, обратите внимание, к славе великого Виноградаря, ухаживающего за этим виноградником, они приносят плоды (то есть то, что требуется от них) в должное время, когда стоит наилучшая пора и они необходимы, используя каждую возможность совершить благо, и совершить его в нужное время.

Исповедание праведника не будет иметь недостатков и сохранится от угасания: «…и лист которого не вянет». Относительно тех, кто приносит лишь листья исповедания, но не имеет добрых плодов, можно сказать, что их листья увянут и они будут стыдиться своего исповедания в той же мере, как и гордились им. Но если Слово Божье управляет сердцем, то оно будет поддерживать исповедание зеленым и для нашего утешения, и для нашей репутации; и венец, заработанный таким образом, никогда не увянет.

Это процветание будет сопутствовать благочестивому, куда бы он ни шел. Что бы он ни делал, следуя закону, его дело будет процветать; оно коснется его разума и превзойдет его надежду.

Воспевая данные стихи, должным образом повлиявшие на злостную и опасную природу греха, а также необыкновенные превосходства божественного закона, силу и эффективность Божьей благодати, благодаря которой мы имеем плоды, мы должны учить и увещевать себя и других быть бдительными ко греху и не приближаться к нему, побольше общаться со Словом Божьим, приносить изобильные плоды праведности и, молясь о них, искать Бога и Его благодати, которая бы укрепила нас против каждого злого слова и дела и экипировала нас для доброго слова и добрых дел.

Стихи 4-6 . В данных стихах приводится:

I. Описание нечестивцев (ст. 4).

(1) В общем смысле они являются полной противоположностью праведных и по своему характеру, и по положению: «не так нечестивые». Септуагинта выразительно повторяет эти слова: «Не так нечестивые»; они не таковы. То есть они руководствуются советом нечестивых, они стоят на пути грешных и сидят в собрании развратителей. Они не находят наслаждения в законе Божьем и даже не думают о нем; они не приносят добрые плоды, а лишь дикие ягоды Содома; они являются помехой для всего окружающего.

(2) Более детально: в то время как праведные подобны ценному, полезному и плодоносящему дереву, нечестивцы - как прах, возметаемый ветром. Они похожи на легчайшую шелуху – пыль, от которой владелец гумна стремится избавиться, так как она ни к чему не пригодна. Так стоит ли ценить нечестивцев? Стоит ли взвешивать их? Они подобны пыли и вообще не заслуживают, чтобы Бог обращал на них внимание, как бы высоко они сами себя ни ценили. Хотели бы вы знать настрой их разума? Они легкомысленны и поверхностны; в них нет ни сущности, ни твердости; они с легкостью поддаются любому веянию и искушению и не имеют стойкости. Знаете ли вы их конец? Гнев Божий будет увлекать их еще глубже погружаться в нечестие подобно тому, как ветер все дальше гонит шелуху, которую никто не собирает и которая никому не нужна. Какое-то время шелуха может находиться среди пшеницы. Но близится время, когда придет Тот, в Чьей руке лопата, и Он очистит гумно Свое. А те, которые собственным грехом и глупостью сделали себя похожими на шелуху, окажутся среди урагана и огня божественного гнева (Пс 34:5) и не смогут устоять или скрыться от него (Ис 17:13).

II. В стихе 5 мы читаем об участи нечестивцев.

(1) По приговору суда они будут изгнаны как осужденные изменники. Не устоят нечестивые на суде. То есть они будут объявлены виновными; со стыдом и смущением они склонят свою голову, а все их мольбы и оправдания будут отклонены как незначительные. Придет суд, на котором характер и дела каждого человека, как бы искусно они ни скрывались и маскировались, будут справедливо и абсолютно раскрыты, и они предстанут в своем истинном цвете. И в соответствии с этим будет определено посредством вынесения необратимого приговора будущее положение человека в вечности. Нечестивцы предстанут на этом суде, чтобы получить по делам, совершенным телесно. Они могут надеяться выйти из него благополучно, возможно, даже с почестями, но надежда обманет их. Не устоят нечестивые на суде. Против них будут выдвинуты четкие доказательства, а суд будет справедливым и нелицеприятным.

(2) Нечестивцы будут навечно отделены от общества блаженных. Они не будут присутствовать в собрании праведных, то есть во время суда среди тех святых, которые вместе со Христом будут судить мир, среди тех мириад святых, вместе с которыми Он будет творить суд над всеми (Иуда 14; 1Кор 6:2). Или здесь имеются в виду небеса. Очень скоро грешники смогут увидеть общее собрание Церкви первенцев, собрание праведных – всех святых, одних лишь святых, которые стали совершенными. Это будет собрание, подобного которому никогда не было в этом мире (2Фес 2:1). Но для нечестивцев не будет места в этом собрании. Ничто нечистое и неосвященное не сможет войти в новый Иерусалим. Они увидят праведников, вступающих в это царство, а себя, к их вечному недовольству, изгнанными (Лук 13:27). Здесь, на земле, нечестивцы и богохульники смеялись над праведниками и их собраниями, презирали их и избегали их общества, поэтому вполне справедливо они будут навсегда отделены от них и в вечности. В этом мире лицемеры, замаскировав свое истинное исповедание, могли пробраться в собрание праведных и оставаться там непотревоженными и неразоблаченными, но Христа нельзя обмануть, как Его служителей. Близится день, когда Он отделит овец от козлов и пшеницу от плевел (см. Мат 13:41,49). Этот «великий день», как называют его здесь халдеи, будет днем открытий, разграничений и окончательных разделений.

Тогда вы сможете дать ответ и различить праведных и нечестивых, что здесь иногда сложно сделать (Мал 3:18).

III. Истолковывается причина различных состояний благочестивых и нечестивцев (ст. 6).

(1) Богу должна принадлежать вся слава процветания и блаженства праведных. Они счастливы, потому что знает Господь путь праведных; Он избрал их для этого пути, склонил их избрать этот путь, ведет и направляет их на этом пути и предопределяет все их шаги.

(2) Грешники должны понести весь позор своей погибели. Нечестивцы погибнут, потому что путь, который они выбрали, ведет прямо к погибели; он по своей природе направлен к разрушению и поэтому должен заканчиваться гибелью. Или мы можем толковать этот стих так. Господь одобряет и Ему нравится путь праведных; и поэтому под влиянием Его милостивой улыбки этому пути сопутствует процветание, и он заканчивается хорошо. Но Господь гневается, взирая на путь нечестивых; все, что они делают, оскорбляет Его; и поэтому этот путь ведет к погибели, а грешники стоят на нем. Безусловно, что всякий человеческий суд исходит от Господа, и поэтому наше состояние до самой вечности – то ли мы благополучны, то ли нет – зависит от того, как относится к нам Бог. Так давайте поддерживать огорченный дух праведных, напоминая им, что Господь знает их путь и их сердца (Иер 12:3), знает их тайные молитвы (Мат 6:6), знает их характер и то, как часто люди порицают, хулят, очерняют их, и что очень скоро Он явит миру праведников и их путь к вечной радости и чести. И пусть знание о том, что путь грешников, хотя и приятный сейчас, в конце концов приведет к погибели, лишит нечестивцев спокойствия и веселья.

Давайте же, воспевая эти строки и молясь ими, исполнимся святого страха подвергнуться участи нечестивца и энергично выступим против него, имея твердое ожидание грядущего суда; давайте побуждать себя готовиться к нему со святой осторожностью, быть достойными во всем в глазах Бога, умоляя всем своим сердцем Его о благоволении.

Псалом Давида.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Царь Давид. Художник Марк Шагал

ПСАЛОМ 2

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 2 онлайн

Псалом Давида.

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

ПСАЛОМ 3

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 3 онлайн

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня

3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

ПСАЛОМ 4

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 4 онлайн

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.

9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

ПСАЛОМ 5

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 5 онлайн

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

ПСАЛОМ 6

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 6 онлайн

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;

4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,

6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,

10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

ПСАЛОМ 7

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 7 онлайн

1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.

2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;

3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].

4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,

5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, ‑

6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, ‑

8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.

9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.

10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!

11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

12 Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,

13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,

14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;

16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.

18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

ПСАЛОМ 8

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 8 онлайн

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:

8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

ПСАЛОМ 9

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 9 онлайн

1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

2 Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,

5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти,

15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.

17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.

18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.

19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.

24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.

25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;

27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;

29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

31 сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его;

32 говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда.

33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

37 Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

ПСАЛОМ 10

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 10 онлайн

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

4 Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 1

Псалом 1 является удачным введением в Псалтирь, поскольку в нем в общих чертах говорится о двух путях, которые открыты перед человеком и человечеством: о пути правды и праведности и о пути зла и нечестия. Он может быть отнесен к "псалмам мудрости", потому что подчеркивает наличие лишь этих двух путей; прием сравнения, обещание благословений, мысль об особой важности для практической жизни Богом данного закона - все это характерные черты "псалмов мудрости". Главная мысль Псалма 1 возникает в Псалтири вновь и вновь. Речь в нем идет о благословенном человеке, ведущем непорочную жизнь и процветающем - в согласии со словом Господним, и о нечестивых, которых ждет погибель.

А. Блажен муж… (1:1-3)

Пс. 1:1 . Характеристика "мужа", воспеваемого в этом псалме, развивается по нарастающей, от глагола к глаголу: "не ходит… не стоит… не сидит" туда и там, где собираются "развратители" (по-еврейски буквально "насмешники", т. е. те, у кого праведный образ жизни вызывает лишь насмешки). Благодаря этому он оказывается защищенным как от случайного воздействия с их стороны, так и от соблазна вступить с ними в сговор против праведных (ибо он держится в стороне от собрания развратителей). Такой муж блажен (т. е. счастлив), потому что угоден Богу и наслаждается духовным миром и радостью в общении с Ним.

Пс. 1:2 . Тут воля понимается как "влечение". Благочестивого человека влечет слово Божие ("закон Господа", или Моисеев закон, здесь надо понимать расширительно, в значении всего Божественного откровения). Он упорно размышляет о нем, стараясь проникнуть в его глубины и удержать его в памяти, согласовывает с ним свою повседневную жизнь.

Пс. 1:3 . В сравнении с деревом, "посаженным при потоках вод", может быть усмотрена такая "подробность": оно приносит плод свой во время свое. "Плод" применительно к праведнику - очевидно, его успехи в делах, процветание. Так вот: не всегда все это приходит сразу, но в то время, которое предусмотрено Богом. В целом же образ плодоносящего дерева, лист которого не вянет, символизирует жизнь под постоянным Божиим покровительством.

Б. О нечестивых (1:4)

Пс. 1:4 . Совсем иная судьба ожидает нечестивых, Здесь подразумеваются все те, кто не связаны с Богом заповедями завета и живут не по ним, но, руководствуясь лишь страстями своими и заблуждениями. Псалмопевец сравнивает их с мякиной (правильнее "мякина", а не прах), которую при обмолоте хлеба уносит ветром. Этот образ соответствует "пути нечестивых", который "погибнет" (толкование на 1:6).

В. О суде (1:5-6)

Пс. 1:5-6 . Основа жизни праведных - Божии заповеди, а потому нечестивые не могут быть "объединены" с ними (и в этом смысле - "устоять" в их собрании) Не живущие по Божиим заповедям, соответственно, не могут быть оправданы на Божием суде. Здесь, таким образом, речь об отделении Богом одних от других.

Знает Господь путь праведных, т. е. Ему известно об их образе жизни и поведении (о, так сказать, "направлении их деятельности"); Ему их путь угоден. А в "пути" нечестивых - залог их гибели. В стихах нет указания, имеется ли в виду погибель в вечности или наказание в земной жизни, но смысл псалма от этого не меняется: лишь праведные угодны Богу.

Каждому верующему приходилось молиться. Кто-то делает это часто, кто-то - только по необходимости. Но далеко не каждый может молиться самостоятельно. Для этого чаще всего используются готовые тексты, написанные духовными людьми. Например, широко известен 1 псалом - его текст и толкование хотя бы однажды слышали большинство православных христиан.


О чем же повествуется в этом священном тексте? Кстати, он довольно короткий - всего лишь 6 строк. Уже в первом предложении автор делает противопоставление. Он указывает на разницу между христианином и остальными людьми, которые придерживаются греха. Они называются «собранием развратных» - здесь имеется в виду не плотской грех, а любое отступление от заповедей Божиих.

В целом автором рассматривается участь тех, кто любит Бога и грешников, которые не желают придерживаться заповедей. Тем, кто слушает Господа обещается «блаженство» - в толковании указывается на то, что имеется в виду не только внешнее земное благополучие. Главным для христиан является загробная участь, которая будет радостной, счастливой для тех, кто придерживался Закона Божия.


Текст Первого Псалома на русском

Псалом Давиду, не надписан у еврей Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,
2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. 2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.
3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. 3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет.
4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. 4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли.
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. 5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных,
6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. 6 ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Богословская трактовка

В очень емкой форме автору удалось показать все качества, которыми должен обладать истинно верующий человек. Это не приверженец религиозных обрядов, а тот, кто днем и ночью думает лишь о том, как угодить Господу. Слово Божие для него является корнем, который поддерживает и питает, словно сильное дерево.

Такому верному последователю пророк обещает успех в каждом начинании, ведь его покровителем становится могучий Господь. Разве есть дело, которое Владыке небес не по силам?

Для чего читают

Произносить во время молитвы псалом возможно не только в церковно-славянском переводе, но и на русском языке. Сейчас в интернете можно свободно отыскать как современные, так и более старые переводы различных святых отцов. В каких случаях это делается?

  • Когда необходимо укрепить веру, которая пошатнулась.
  • Перед тем, как высаживаются виноград или плодовые деревья.
  • В период различных искушений.

Необязательно при этом проводить какие-то ритуалы. Важно сосредоточить все свое внимание на молитве. Псалом довольно короткий, так что даже духовно неопытным людям это по силам. При помощи чтения псалмов возрастет вера, душа вернется в состояние покоя.

Псалом 1 - текст на русском, толкование, для чего читают was last modified: Сентябрь 9th, 2017 by Bogolub

Псалом 1.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденое при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Псалом 2.

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Toгдa возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я. Aз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющийся Нань.

Псалом 3.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни. Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Слава:

Псалом 4.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Векую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал ecu веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Псалом 5.

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающий на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящий имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

Псалом 6.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея. Яко несть в смерти поминаяй Тебе: в аде же кто исповестся Тебе? "Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

Слава:

Псалом 7.

Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, aщe воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит, воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратная, господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы Боже праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.

Псалом 8.

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес, из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Всемилостивая Заступнице и Покровительнице всех к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небесныя славы Своея на рабов Божиих (имена) и на нас, припадающих ко подножию Твоему, услыши смиренную молитву нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и принеси ю возлюбленнаго Сына Твоег; (просьба). О Преблагословенная Богородице! Ты, именуемая Скоропослушнице и всех скорбящих Радосте, услыши и нас, скорбных; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и наши душевные болезни и печали; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел вражиих; Ты, Взыскание погибших, не попусти нас погибнути в бездне грехов наших; Ты, Целительнице страждущих, исцели и нас, уязвленных от немощей душевных и телесных; Ты, Нечаянная Радосте, радостию спасения Твоего отъемли от нас страх грядущаго мучения; Ты Споручнице грешных, буди и нам, грешным, Благосердою Споручницею покаяния и спасения нашего. На Тебе по Бозе все наше упование возлагаем, буди нам выну Неусыпная Ходатаица и Всесильная Предстательница пред Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом; укрепи в нас веру в Него, утверди в любви Его, научи нас любити и славити и Тебя, Пресвятую Матерь Божию, Преблагословенную Марию; Вседержавному Покрову Твоему, Богородице, вручаем себе на вся веки. Аминь.

По 1-й кафисме, Трисвятое, Пресвятая Троице..., Отче наш....

И тропари сия, глас 1: В беззакониих зачався аз, блудный, не дерзаю взирати на высоту Небесную, но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя. Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя.

Слава: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою.

И ныне: Упование христиан, Пресвятая Дево, Егоже родила еси Бога паче ума же и слова, непрестанно моли с горними силами дати оставление грехов нам всем и исправление жития, верою и любовию присно Тя чтущим.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило, иже Ипостаснаго Слова Отец и Единосильнаго Твоего Духа испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческаго естества, тмою греха содержимаго, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый миру, последи же нам того Единороднаго Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставите: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящего жития нощь прейти, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.