Психологические иллюзии. Иллюзии психологической защиты Психологические иллюзии восприятия

1. Введение

2. Общая характеристика восприятия

3. Общая характеристика зрительных иллюзий

4. Иллюзии восприятия размера

5. Иллюзии искажения

6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

8. Портретные иллюзии

9. Иллюзии при движении объекта

10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие

11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие

12. Другие типы иллюзий

13. Список литературы

Введение:

Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.

Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.

В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:

1. Зрительные иллюзии:

a) иллюзии восприятия размера;

b) иллюзии искажения

c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

e) портретные иллюзии

f) иллюзии при движении объекта

g) иллюзии восприятия цвета

2. Другие иллюзии:

а) слуховые иллюзии;

в) прочие иллюзии

Общая характеристика восприятия:

Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - ребенок.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Общая характеристика зрительных иллюзий:

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иллюзии восприятия размера:

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.

Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.

Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

Перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны . Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты… «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», - пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Иллюзии искажения:

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Из-за преувеличения острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры.

На рисунке параллельные линии кажутся непараллельными.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе - иллюзия Геринга).

На самом деле две центральные прямые - параллельны.

На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат - деформированным.

Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой.

Так, прямая касательная к кружкам разных радиусов кажется кривой (иллюзия С. Томпсона).

Меняющийся рельеф и перспектива:

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т. п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой «точкой схода». Линии же, идущие под разными углами, должны сходится по ту или другую сторону «точки схода» тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45 градусов к линии прямого зрения; эта точка называется «точкой отдаления». Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от «точки схода» до «точки отдаления», то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

«Фигура» и «фон»:

Рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом - более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

Наконец, существует явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур.

Если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

Портретные иллюзии:

Многим приходилось видеть портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта:

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще - эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.

Иллюзии восприятия цвета:

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Еще один тип иллюзий связан со смещением максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному: при низкой освещенности глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. Этот эффект называется эффектом Пуркинье по имени его первооткрывателя.

Еще одна разновидность иллюзий объясняется собственно цветовыми контрастами, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Так, черный круг на зеленом фоне кажется красноватым, на красном -зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато-желтым и на голубом - медно-красным.

«Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»).

Влияние знания об объекте на восприятие:

Особенно ярко избирательность восприятия и влияние знания об объекте на процесс восприятия демонстрируют такие типы зрительных иллюзий, как восприятие двойных картинок и распознавание образов.

На этом рисунке мы можем увидеть и молодую даму, и старуху.

А на этом «загадочном портрете генерала» изображено сразу 9 персонажей. Зная об этом, воспринимающий может различить всех их.

И напоследок - пример распознавания образов:

Знание того, что на рисунке изображен Иисус Христос, поможет его увидеть.

Влияние прошлого опыта на восприятие:

Ярче всего это демонстрирует так называемый эффект перцептивной готовности.

Что тут написано? Coca-cola? А вы уверены? На этом же эффекте основано и быстрое чтение. Ведь помести перед нами табличку «ВОСПИРЯТИЕ» мы все равно прочитаем «ВОСПРИЯТИЕ».

Другие типы иллюзий:

Большинство известных иллюзий относится к зрительному восприятию.

Но существуют и иллюзии, связанные с другими типами восприятия.

а) Слуховые иллюзии:

Упомянем три наиболее известных иллюзии:

Эффект Мак-Гурка проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предъявлялась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется). Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слыховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук – da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.

Иллюзия Шепарда

При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

Иллюзия звукового контраста

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

б) Прочие иллюзии:

Иллюзия Аристотеля

Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Иллюзия Вебера

Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия Мюллера-Шумана

После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

Список литературы:

1. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., 1987

2. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В, Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

3. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981.

4. Оптические иллюзии. – М., Слово, 1998

5. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., «Педагогика», 1980

6. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. / Пер. с нем. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002.

7. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1990.

Для объяснения иллюзии нет единой теоретической основы. По мнению Г. Гельмгольца, «вину» за их появление должен взять на себя механизм, отвечающий за формирование свойства константности вос­приятия (строение глаза, особенности кодирования сигналов и др.). В самом общем виде можно предположить, что иллюзии вызываются различием в субъективной потребности человека проверять признаки воспринимаемых объектов, появляющихся с различ ной вероятностью, на их реальность, объективность.

Иллюзии восприятия – это искаженное (ошибочное) восприятие образа. Оно обнаруживается в деятельности различных анализаторов, чаще зрительных.

Возникновение иллюзий зависит от:

субъективных факторов:

– установки человека (наблюдение);

– направленности (на действия или сферу отношений);

– эмоционального отношения (время);

объективных факторов:

– освещенности (светлые предметы воспринимаются более объемными, чем темные);

– положения в пространстве.

Виды иллюзий:

    Иллюзия уподобления. Возникает при восприятии одинаковых составных частей в различных фигурах.

    Иллюзия переоценки. Возникает на основе того, что большинство людей преувеличивают вертикальные линии в сравнении с горизонтальными.

    Иллюзия восприятия величины предметов. Возникает при нарушении законов перспективного изображения.

    Иллюзии, обусловленные различием в яркости предмета и фона восприятия. На более темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем на менее темном.

    Стробоскопический эффект. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения (просмотр кинофильмов).

    Автокинетический эффект. Кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной, светящейся точки. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом.

    «Фи-феномен». Если интервал между зажиганием первого и второго светящегося точечного объекта (на небольшом расстоянии) становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, причем зрительно-иллюзорным прослеживается траектория соответствующего движения.

В частных случаях иллюзионное восприятие объясняют:

    аффективными состояниями индивида, вызываемыми тревогами и страхами (например, за причудливыми формами растений ночного леса могут мерещиться недружелюбно настроенные фигуры каких-то существ);

    различиями в восприятии вертикальных и горизонтальных линий объекта (вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных из-за того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий);

    явлением переноса размеров площади на длину сторон (стороны фигур воспринимаются как неравные из-за различия площадей фигур);

    явлением соотношения частей и целого (верхняя линия кажется длиннее нижней из-за соотношения самих линий и стрелок);

    эффектом контраста объектов, возникающим из-за влияния окружения, в котором находится воспринимаемый объект (один и тот же круг среди больших кругов кажется меньше, чем среди малых);

    феномен яркости и контраста.

– Ты суслика видишь?
– Нет!
– И я не вижу, а он есть!
(с) диалог из фильма «ДМБ»

Поговорим сегодня про иллюзии . Не те иллюзии, которые вы видите на представлениях фокусников, но те иллюзии, которые мы сами создаем и видим каждый день вокруг. В самом начале, хотелось бы оговориться, что тема эта настолько обширная и спорная, что нет ни малейшей возможности раскрыть данный вопрос в одной единственной статье.

Как только мы начинаем говорить про реальность и иллюзии, мы сразу же попадаем в ловушку нашей психики. Дело в том, что мы устроены таким образом, что субъективно воспринимаем окружающий мир через наши органы чувств.

Мы не воспринимаем мир таким, каков он есть, мы создаем свою собственную модель этого мира. Широко известен такой тезис: «карта – не есть территория».

Откуда мы берем свои знания о реальности вокруг?

С самого раннего детства, когда мы совершенно открыты и наивны, не обладаем способностью критически относится к происходящему, в нас начинают загружать “различные карты”. Сперва, это делают наши родители и близкие, затем, продолжают посторонние люди, школа, СМИ, друзья, общество, институт. Потом мы выходим в реальную жизнь, и порой оказывается, что мир не такой, каким мы его себе представляли. Здесь мы сталкиваемся с крушением своих иллюзий. Но какой бы болезненный этот процесс не был, не стоит беспокоиться, очень быстро на этом месте мы создадим новую иллюзию.

Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что люди не делятся на тех, кто живет в реальности и тех, то пребывает в иллюзиях. В той или иной степени, мы все живем в собственных иллюзиях.

С практической точки зрения, важнее насколько ваши иллюзии оказываются жизнеспособными и позволяют вам иметь хорошее качество жизни, быть счастливым, либо наоборот, делают нас несчастными заложниками собственных неврозов. Наше сознание – это самый великий иллюзионист, который с одной стороны, защищает нас от хаоса Вселенной, отбирая только ту информацию, которую считает нужной и безопасной, но с другой стороны, выполняет роль тюремщика, не позволяя выйти за рамки созданного мира.

Что контролирует и определяет наше поведение?

В каждую секунду времени на нас воздействует огромное количество информации, но только наше сознание искажает, обобщает, а что-то и вовсе пропускает, чтобы не дай Бог вы не заподозрили неладное. Самым частым и действенным механизмом, который контролирует наше поведение – является страх во всех его проявлениях.

Помните интернет-мем про платье, которое часть людей видели как белое-золотое, а часть людей были уверены в том, что оно сине-черное. Мне кажется, уже не осталось ни одного офиса, в котором бы не успели обсудить этот феномен. Вот вам наглядный пример того, как играет с нами наше сознание. А теперь на секунду задумайтесь, что мир в тысячи раз более сложный, чем эта ситуация с платьем. Один физик высказал такую мысль: «раньше мы считали, что физика объясняет законы Вселенной, а сейчас мы понимаем, что физика позволяет лишь объяснить то, что доступно нашему сознанию о законах Вселенной». Или вспомните отзывы, которые получил фильм «Интеррстеллар». В такой художественной форме многие познакомились с некоторыми теориями, о которых давно известно физикам.

Н о давайте теперь перейдем от космических масштабов, к нашей повседневной жизни. Что нам эти черные дыры и гравитационные поля и искажение пространственно-временных континуумов? Здесь бы со своей жизнью разобраться!

Я могу похвастаться, что каждый день встречаюсь с другими реальностями и другими Вселенными. Как? Да очень просто – я встречаюсь с людьми. Когда человек мне рассказывает про свою жизнь, я не перестаю удивляться, насколько все по-другому у него там устроено. Каждый из нас является для другого окном в иной мир.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ ИЛЛЮЗИИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ

Иллюзия бессмертности .

«Что за бред?» – скажите вы. Казалось бы, все люди понимают, что они смертны, но в то же время, в нас существует этот самый страх смерти. И главную роль, которую он выполняет – это попытка всяческими путями уберечь нас от опасностей, в конечном счете, обмануть смерть. Одна проблема, этот самый страх проявляется каждый день во всех сферах жизни. «Я не пойду туда, потому что это может быть опасно для моего здоровья. Я не стану это делать, потому что это опасно для моего благополучия. Я, в принципе, избегаю любых опасностей»

Однажды я наблюдал за своим 3-летним сыном, который пытался взобраться на кучу щебня. Там лежали довольно большие камни, мой сын без всякого страха пытался взобраться на самый верх. Я беспокоился за его жизнь и здоровье, и начал одергивать, говоря, «это опасно, не лезь туда, сейчас же прекрати, осторожно ты оступишься и упадешь!». И в эту минуту я задумался «а как он сможет взбираться на свои жизненные горы, если я его научу бояться?» Ведь как часто мы в жизни подходим к «своей горе» и отказываемся даже от попытки на нее взобраться, потому что боимся падения.

Вот так и работает наш страх смерти.

Иллюзия всемогущества .

Где-то в глубине души, нам кажется, что на самом деле мы все можем, что все от нас зависит, мы практически идеальны, осталось совсем чуть-чуть. Мы гоним от себя даже саму мысль, что мы всего лишь человек, и при этом весьма ограничены, нам слишком многое неподвластно, и мы никогда не станем идеальными.

Иллюзия личной ответственности .

Удивительно, но одновременно с иллюзией всемогущества, в нас существует и иллюзия нашей ответственности за свою жизнь. Ведь каждый человек, не моргнув и глазом, скажет, что, конечно же, он отвечает, и за свои мысли, и решения, и действия. И в большинстве случаев – это будет наглая ложь! Достаточно начать расспрашивать такого человека о его жизни, и он с удовольствием все начнет списывать на обстоятельства, случай, судьбу или наследственность. «Мне не повезло, виноваты родители, общество, государство, так случилось, я не знаю, почему так вышло, что-то нашло на меня» Вот маленький перечень из большого списка оправданий, который есть у каждого. Даже в отношениях, всегда виноват кто-то другой, он был плохой, а собственного вклада никто не замечает. Не секрет, что сегодня многие люди лишь наблюдают, как мимо проходит жизнь. Спросите себя «как я прожил последнюю неделю, последний месяц?» Как много удастся вспомнить, и как много вы принимали АКТИВНОЕ участие в своей жизни? Хорошо, если ваш рассказ за неделю уложиться в час, у некоторых и того меньше.

Иллюзия свободы выбора .

Еще одна «милая ложь». Для того чтобы выбирать, мы должны иметь альтернативы, но ни в своих мыслях, ни в своих чувствах, большинство из нас не имеют такой роскоши. Люди даже свои чувства описывают как «меня охватило чувство», как будто это объект материального мира, который пришел, ударил по голове, связал и утащил в рабство. Человек испытывает чувство, а не наоборот, чувство испытывает человека. Очень многое в нашем поведении, в наших решениях подвержено эмоциональным мотивам.

Вы, наверняка, наблюдали, что в одной и той же ситуации, разные люди ведут себя по-разному, и могут испытывать довольно разные чувства. А не задумывались почему? Большинство людей в конкретной ситуации просто рефлектируют (выдают одну-две эмоциональных реакций, которым они научились в своей жизни), практически не осознавая, что происходит в конкретную секунду их жизни. С этим феноменом сталкиваются все, кто когда-либо обращался за психологической помощью. Поэтому осознавание своих чувств и эмоций – это первое чему учатся клиенты на своей психотерапии, это то, что в конце концов, и дает в последствии реальную свободу выбора. Примерно та же картина и с нашими ментальными схемами: мы привыкли так думать и так поступать, потому что у нас нет другого опыта, и это сила привычки.

Иллюзия отдельности .

Нам кажется, что мы можем существовать отдельно от остальных, что мы не имеем ничего общего с остальными 6 миллиардами людей на планете, а также тех, кто жил до этого. Но хотим мы этого, или нет, однако мы являемся существами социальными, которые не могут существовать отдельно, более того, длительная изоляция без всякого контакта, способна разрушить нашу психику. В истории достаточно таких примеров. Мы склонны упускать из вида, что являемся результатом генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов. Мы плохо знаем свои семейные истории, чтобы могли проследить некоторые жизненные сценарии, которые реализуются из поколения в поколение. Сколько мне приходилось быть свидетелем того, как люди, начав рассказывать про своих родителей, бабушек и дедушек, с удивлением, вдруг обнаруживали 100% совпадение отдельных жизненных сценариев, а начав во взрослом возрасте расспрашивать подробнее о своей семье, были просто поражены этим историческим совпадениям.

Иллюзия счастья .

Большинство из нас живет с твердой уверенностью, что счастье – это что-то, что находится вне меня, что для этого чувства, мне необходимо чем-то обладать. Современные маркетологи отлично знают про этот обман, поэтому стараются выпустить как можно больше товара, который по их заверениям, должен сделать вас счастливыми. Но ни один предмет на свете не способен вас сделать счастливее, скорее вы будете чувствовать себя несчастным, потому что у вас его нет. Все, что есть в нашей жизни, мы склонны обесценивать и воспринимать как несущественное. Мы даже не умеем быть благодарными за это. И, как правило, начинаем ценить только тогда, когда безвозвратно теряем (здоровье, отношения, родственников, просыпаться каждое утро и просто жить). В сегодняшнем мире принято считать «нормальным» состояние «несчастного человека». Несчастным быть, в принципе, несложно, для этого ничего не нужно делать, а вот чтобы быть счастливым, придется поработать над собой. Порой, быть счастливым или несчастным – это на самом деле вопрос лишь нашего РЕАЛЬНОГО выбора. Но пока в нас жива иллюзия счастья, мы никогда не испытаем настоящего счастья.

Иллюзия вины или жертвы .

В наших действиях присутствует иллюзия ответственности, и когда эти действия приводят к «плохому» результату, приносят «вред себе или другим», автоматически возникает ощущение вины. «Я виноват, потому что принял такое решение и поступил соответственно». Иллюзия вины заставляет человека страдать, быть жертвой, которая искупает свою вину. Здесь стоит вспомнить проблемы воспитания. С каким количеством «мракобесия» порой приходится сталкиваться, общаясь с людьми. Порою, женщины готовы испытывать вину за любые свои проявления и чувства. Хочет выглядеть ярко, привлекательно и сексуально? Добро пожаловать в «проститутки»! Никто, никто этой женщине в реальности не скажет таких слов, может только в детстве мама с горяча, но она всю жизнь проживет с этим чувством. Подверглась сексуальному насилию? Конечно, сама виновата, ведь пословица гласит «сучка не захочет, кобель не вскочит»! Пьет муж? Естественно, виновата плохая жена!

Я говорил в начале, что эта тема очень большая, поэтому возможно, мы вернемся к продолжению в следующий раз. А сегодня, на этом позвольте закончить, надеюсь, пищи для размышлений у вас хватит.

Мир является иллюзией, в которой живут люди. Что это такое? Психологи называют иллюзией все, что не соответствует реальности. Поскольку человек может заблуждаться в чем угодно, то существует множество видов иллюзии.

Интересным является факт того, как психологи объясняют неспособность человека создать нечто такое, чего он никогда не видел, не слышал и не чувствовал. В пример приводятся корабли Колумба, которые не могли распознать аборигены Америки, пока те не подплыли к их берегам и из них не высадились люди.

Интернет-журнал сайт рассматривает феномен, когда человек видит то, что привык видеть, и не видит того, что не является объектом его желаний, интересов и прочего. Так, каждый человек живет в своем иллюзорном мире. По факту мир один на всех, он не может быть разным. Однако люди на него по-разному смотрят, накладывают на него свои желания, страхи и прочее, отчего один и тот же мир кажется разным людям неодинаковым.

Однако в психологии существует более приземленное понимание иллюзии, которую можно определить по тому, что человек видит, находясь в пустыне под палящим солнцем и длительное время не употребляющий еду и воду. Иллюзия – это картинка того, чего нет на самом деле, искаженное восприятие.

Что такое иллюзия?

У понятия иллюзия есть множество определений:

  1. Это искаженное восприятие объекта, который реально существует, но кажется в другом ракурсе, обман чувств.
  2. Это мечта, несбыточные желания.

Иллюзия – это видение некоего объекта в искаженном ракурсе. Это связано с особенностями строения и функционирования органов чувств, которыми обладает человек. Достаточно часто иллюзии являются зрительными. Изменение цвета, который одним кажется зеленым, другим синим. Малейшее передвижение элементов, которые делают объект уже другим предметом.

Иллюзия – это восприятие объекта не таким, каким он есть на самом деле. В примере с аборигенами Америки имелось в виду, что человек вообще не видит того, о чем не знает. А в примере с пустыней человек видит то, чего не существует в том месте, где он находится.

Иллюзии можно сравнивать с обманом, заблуждениями и даже галлюцинациями. Часто иллюзия является следствием неправильной работы органов чувств либо интерпретацией увиденного, услышанного или ощущаемого.

Если иллюзию можно отнести к заблуждениям здоровых людей, то бред и галлюцинации являются явлениями больных лиц. Хотя механизм один и тот же, как и состояние – человек видит одно вместо другого.

Можно вынести некоторую пользу из иллюзии, когда человек заблуждается в том, что он видит, слышит или чувствует. Немало нового было создано лишь потому, что человеку казалось. Многие картины, которые сегодня пользуются ценностью, являются либо эффектом иллюзии, либо следствием бреда их авторов. Многие открытия были сделаны лишь потому, что ученым что-то казалось или чудилось. Многие фантастические сюжеты являются следствием иллюзий. Невообразимые сюжетные линии снов, когда человеку его собственный дом кажется маленьким или когда он не может перейти на следующую ступеньку, поскольку она постоянно от него отдаляется, тоже можно назвать своеобразными иллюзорными явлениями.

Хоть иллюзия является ошибочным восприятием реальности, она все же отыгрывает важную роль в психической деятельности человека:

  • Снимает напряжение.
  • Дает четкость и понимание.
  • Позволяет найти объяснение.
  • Дает спокойствие.

Человек в любой ситуации нуждается в четком понимании того, что происходит. И если он чего-то не понимает или не знает, тогда в ход пускаются различные додумывания, фантазирование, домысливание. Все это помогает упорядочить ту реальность, в которой человек находится, даже если в итоге она является сильно искаженной.

На появление иллюзии влияет множество факторов:

  1. – когда человек меняет свое мнение или восприятие под давлением других людей, которые не соглашаются с его начальным мнением и говорят, что он должен думать, видеть, чувствовать.
  2. – бессознательные устремления и желания создают ложные образы того, что человек видит или слышит.
  3. Прошлый опыт – когда человек воспринимает предмет именно так, как он уже привык его видеть, чувствовать, интерпретировать.
  4. Эмоциональное состояние – когда человек интерпретирует, объясняет, видит мир в зависимости от своего настроения.
  5. Психологическое состояние, самооценка, подверженность внушению и пр. – когда человек смотрит на мир в зависимости от своих состояний.
  6. Убеждения и шаблоны мышления – когда мир воспринимается так, как человека научили его видеть.
  7. Привычки – когда человек не задумывается, а шаблонно реагирует на происходящее, что лишает его гибкости, живости и свежести идей.

Виды иллюзий

Иллюзий существует очень много. Рассмотрим самые распространенные ее виды:

  • Аффективная иллюзия, которая основана на эмоциональном восприятии объекта. Например, девушка под действием страха в темном переулке спутает мусорный бак со стоящим человеком. Стоит только подойти к предмету, чтобы получше его рассмотреть и развеять свою иллюзию. Однако страх и иллюзия будут сказываться на поведении девушки, которая убежит от мусорного бака, думая, что это маньяк.
  • Иллюзия внимания (схожа с иллюзией установки) – бывает повышенной или сниженной. Повышенное внимание сказывается на том, что человек может слышать телефонный звонок, когда он его ожидает услышать. Сниженное внимание заключается в восприятии одного слова другим при нежелании изучать информацию. Можно по ошибке прочитать «Душевные установки» вместо «Душевые установки».
  • Парейдолические иллюзии (парейдолии) – когда человек в некоем рисунке или даже наборе хаотично построенных деталей видит некий образ. Этот образ может быть не только статическим, но и динамичным, например, человек видит на картине стадо скачущих лошадей, что происходит в движении.

Парейдолические иллюзии являются самыми интересными, поскольку позволяют на примере увидеть, как человек искажает восприятие мира. На один образ, при таком же освещении, расположении и окрасе он накладывает другой образ, который практически первому ничем не противоречит.

На данной основе хорошо базируется такой известный всем психологический совет, как изменение своего отношения к происходящему. Когда человек от чего-то страдает, ему предлагается изменить свое отношение к происходящему, то есть:

  • Увидеть реальность такой, какая она есть – избавиться от иллюзии того восприятия, из-за которого человек страдает.
  • Придумать другую иллюзию, которая идеально накладывается на первую при тех же параметрах и обстоятельствах происходящего.

Выделяют другие виды иллюзий:

  1. Вербальная – когда человеку слышится не то, что было сказано. Например, человек слышит «Как же ты ей надоел!» вместо «Дождь прошел». Такая иллюзия очень распространенная. Каждый может вспомнить, как вместо одного слова он слышал другое, из-за чего смысл сказанного искажался.
  2. Культурная – искаженное восприятие мира из-за предрассудков, религии, политической позиции и пр.
  3. Личностная — искаженное восприятие из-за опыта, уровня образованности, психических защит, эгоцентризма и пр.
  4. Оптическая:
  • Оптико-физическая – например, ложка, которую погрузили в воду, кажется надломленной из-за возникшего отражения на воде.
  • Физиологическая – например, если поднять обеими руками два предмета одинаковой массы, а затем заменить один предмет на третий такой же массы, то в этой руке вещь окажется более легкой, нежели в той, где предмет не менялся.
  • Метаморфопсия (органическая иллюзия) – искаженные зрительные восприятия в цвете, объеме, форме, расположении. Недвижущиеся предметы могут начать двигаться, когда в действительности остаются на месте.
  1. Слуховая – когда искажаются звуковые сигналы: тональность, слова, расстояние.
  2. Тактильная – искажение физических ощущений.
  3. Вкусовая, обонятельная – когда неправильно воспринимается вкус, например, кислое кажется сладким.
  4. Иллюзии восприятия времени – когда человек теряется во времени, датах, называет другое время.
  5. Иллюзии осознаваемости – когда человеку кажется, что рядом с ним кто-то находится. Являются предвестником бреда или галлюцинаций.

Иллюзия жизни

Человек смотрит на других людей и сам додумывает, как они живут, чем развлекаются, какими являются. И поскольку человек думает хорошее о тех, кого плохо знает, то ему кажется, что они живут счастливее него. Человек плохо думает о тех, кого он хорошо знает. Но когда люди ему малознакомы (причем они показывают себя только с лучшей стороны), ему кажется, что у них жизнь лучше его.

Это называется иллюзией жизни, когда вам кажется, что другим людям лучше живется только потому, что вы не знаете, как дела обстоят на самом деле. Вы не знаете людей. Они показывают себя только с лучшей стороны (так делают все при первых встречах). И вам кажется, будто они счастливее, успешнее, умнее, гармоничнее вас. Но как часто оказывается, все, что вам казалось поначалу, было вашей фантазией. Вы додумывали ту информацию, которой вам не хватало. А оказывалось, что другие люди живут так же плохо, проблемно и несчастно, как и вы.

Все люди поначалу стараются казаться успешными, счастливыми и здравыми. Но чем больше с ними знакомишься, тем больше понимаешь, что у них тоже есть проблемы, нерешенные вопросы, комплексы, недостатки и т. д. Другие люди живут не лучше и не хуже вас, а просто по-своему. У них тоже есть ситуации, которые их раздражают, и проблемы, которые они не могут решить. Это ваши иллюзии, если вы думаете, что кто-то живет лучше вас. Несомненно, у кого-то может быть то, чего нет у вас. Но это еще не значит, что у этих людей нет проблем.

Не витайте в иллюзиях. Лучше узнавайте реальную историю людей, чтобы понимать, что она тоже полна тех же страданий и разочарований, которые имеются и у вас.

Итог разрешения всех иллюзий

Самой большой иллюзией, которой обладает практически каждый человек, является то, в каком мире он живет. Мы заблуждаемся в отношении самих себя (какими людьми являемся, какими качествами обладаем и на что способны). Мы заблуждаемся в отношении других людей (как они живут, кем являются, что думают и чувствуют). Мы заблуждаемся в отношении того, в какой стране живем. И вообще весь мир является неразгаданным для человека. Это только кажется, что мы все знаем и понимаем. А на самом деле мы знаем лишь то, что нам сказали другие люди, которые тоже ошибаются, основывают свои знания на полученной извне информации, сами догадываются, фантазируют и додумывают.

Человек живет в мире иллюзий, которые ему вменяют другие люди. И он им поначалу верит, а потом и сам становится творцом своих иллюзий.

Если говорить о том, что психически и физически здоровый человек что-то искаженно воспринимает, то речь идет об иллюзиях. Если же искаженное восприятие является следствием неправильной работы анализаторов, головного мозга или психических отклонений, тогда речь будет идти о других состояниях.

Вероятно, каждый человек в течение своей жизни сталкивается нетривиальными физическими явлениями, не всегда понимая, что это иллюзии, созданные его воображением. Чаще всего их появление связано с нестандартным мышлением и, соответственно, подсознательным восприятием реальных событий или знакомых предметов, рассматриваемых в непривычном ракурсе, или при ином освещении. Все эти условия иногда "играют" с человеческим сознанием разные шутки, иногда страшные, иногда смешные.

Психологи хорошо знают, что "показания" всех органов чувств человека далеко не всегда однозначны, а также зависят от всевозможных побочных явлений и факторов, включая условия наблюдения и настроение, физическое и психологическое состояние человека.

Иллюзий, вызванных органами чувств человека, сегодня уже известно очень много, не каждая из них считается иллюзией в психологическом значении этого явления, существуют иллюзорные явления, искусственно созданные при помощи подстроенного обмана (зрения, слуха). Эти иллюзии имеют большое значение для научных исследований. Например, это касается оптического эффекта, с которым сталкивался при различных обстоятельствах каждый человек, так называемого параллакса.

Параллакс представляет собой кажущееся, мнимое смещение объектов, находящихся в действительности на разном расстоянии от глаз наблюдателя. Это относительное смещение может возникнуть при движениях его глаз. Так, например, при наблюдении из окна поезда, человеку кажется, что деревья, расположенные ближе, "убегают" назад с большей скоростью, чем находящиеся вдали. А самые дальние деревья - просто "не отстают" от поезда. Вместо этого человек воспринимает пейзаж за окном, как поворачивающуюся вокруг точки картину, при этом взгляд человека пересекает линию горизонта.

Ещё более ярким примером, имеющим большое значение, является проявление параллакса при наблюдении за изменением показаний любого прибора, которые меняются в зависимости от положения глаз. Стрелки на фоне шкалы сдвигаются в противоположном от движения глаз направлении, хотя в действительности они показывают одно и то же значение. Если в магазине, когда на весах лежит товар, сделать шаг влево, то показания весов зрительно уменьшатся на несколько делений, и, наоборот - при перемещении вправо, показания увеличатся.

Существуют специальные способы борьбы с параллаксом, с этой вредной иллюзией, в противном случае, все показатели приборов при проведении экспериментов и при взвешивании будут недействительными. При изготовлении точных приборов стрелку стараются делать максимально тонкой, под шкалой дополнительно располагают зеркальную полосу.

Каждый исследователь знает, что в момент считывания показаний, голову нужно держать в таком положении, чтобы реальная стрелка и её зеркальное отражение совпадали, в этом случае направление взгляда будет строго перпендикулярно плоскости шкалы, и погрешность считывания будет сведена к нулю.

Ещё одним примером иллюзорного психологического восприятия нашим сознанием геометрического рисунка можно назвать опыт со стаканом, перевёрнутым вверх дном и поставленным на бумагу. Если обводя его край карандашом, нарисовать 3 дуги (маленькая, средняя и большая), то осознавая, что все они нарисованы при помощи одного и того же стакана, сознание "видит" дуги с разным радиусом кривизны.

Таких примеров можно приводить множество - они всегда находятся в нашей повседневной жизни, и часто мешают, особенно при проведении исследований и опытов, так как искажённая картина действительности не даёт получить правильный результат. Более серьёзные иллюзорные ошибки возникают при сравнении объёмов или площадей (при этом линейные размеры натренированный глаз может приблизительно оценить верно). Эти психологические иллюзии находятся на грани психологии и оптических (зрительных) обманов.

К ним относятся известная иррадиация - чёрные и тёмные предметы всегда воспринимаются меньшими по размеру, чем светлые или белые. Эту психологическую иллюзию отлично используют модельеры, создавая модели для полных людей из тканей тёмного цвета, украшая их ярким цветовым пятном, отвлекающим взгляд.

Очень часто психологические иллюзии связаны с движением - маятник, раскачивающийся на тёмном фоне, приобретает в сознании человека форму эллипса, вытянутого в направлении движения, если его разглядывать одновременно двумя глазами (если закрыть один глаз, то маятник буде иллюзорно раскачиваться в другую сторону). Если сосредоточиться на светлой нити подвеса, то маятник будет раскачиваться ещё быстрее - это опять связано с тем, что глаза человека быстрее замечают светлые предметы, чем тёмные.

Если глаз закрыть стеклом (очками), то раскачивающийся маятник имеет движение, слегка отстающее от реального (два глаза видят реальную скорость раскачивания). При этом сознание будет воспринимать движение объёмным (в действительности маятник раскачивается по плоской траектории). Эти иллюзии также относятся к вредным, потому что очень мешают при исследованиях предметов, которые рассеивают свет различным способом (в разных направлениях).

Как ни странно, но если строение человеческого глаза изучено практически досконально, то сам механизм зрения оказался настолько сложен, что окончательного решения и выводов учёных пока нет. Это легко объяснить тем, что в процессе восприятия окружающего мира глазами, большое участие принимает мозг. Такое "содружество" и является основной причиной возникновения психологических иллюзий при переключении внимания человека, внезапной смене освещения или ракурса взгляда.

Специалистам хорошо известен пример "выворачивающегося куба" - человек воспринимает грани, обращённые к нему по-разному, что напрямую связано с тем, на какой из них сосредоточен человеческий взгляд. Человеческое восприятие окружающего способно на удивительные вещи, и прежде всего, "видеть" совершенно иную картину, чем ту, которую человек собирается увидеть.

Эта способность распространяется на очень большую часть явлений и событий, учёные, занимающиеся психологией иллюзорного восприятия, только констатируют многие примеры, а в их определении сильно расходятся во мнениях.

Cуществует много известных психологических иллюзии, возникновение которых зависит от творческого потенциала человека, его психологического моментного состояния, освещения и прочих психологических причин (речь идёт об иллюзиях, возникающих в сознании здорового человека). К таким относится иллюзорное восприятие формы пятен на Луне (кому-то они напоминают фигуры, кое-кто видит человеческие лица и пр.).

Есть известная иллюзия, когда реальное явление или предмет неожиданно "меняет" размеры и форму - так, например, неожиданно открыв после сна глаза, можно увидеть на знакомом рисунке обоев огромного зверя (если окончательно проснуться, то зверь оказывается обыкновенной мухой).

Психологическим иллюзиям подвержен и слух человека, вероятно каждый оказывался в положении, когда отдалённый гул казался громовым раскатом, а писк комара над ухом - пугающим криком, или телефонным тревожным звонком. Причём тревога и страх значительно чаще сопровождают психологические иллюзии, особенно слуховые . Психологи связывают это с подсознательным ожиданием любого человека плохих известий, и любая нестандартная ситуация вызывает в нём негативные ощущения.

Кроме того, непонятный и неожиданный звук человек воспринимает психологически, как опасность, так как не имеет о нём точных сведений, и не осознаёт реальное расстояние до его источника. Есть и ещё одна особенность психологического восприятия - в зависимости от того, в какое ухо поступает звуковой сигнал, человек по-разному воспринимает место его нахождения.

А если звук поступил в оба уха одновременно, то сознание может воспринимать источник, как находящийся непосредственно в его голове, или рядом с собой. Далеко не каждый человек с завязанными глазами может точно определить источник внешнего звука, более того, в разном психологическом состоянии, человек определяет его по-разному, и ошибки опознавания носят различный характер.

Совершенно неожиданным оказываются иллюзии осязания . Если исключить из восприятия зрение, завязав глаза, и провести по собственному носу, то может возникнуть иллюзия, что их два. Такие психологические иллюзии связаны с разным расположением пальцев относительно друг друга, поэтому они "подают" в мозг разные сведения, а сознание их воспринимает, как обычно - в связи с этим возникают иллюзорные и различные картины (в данном случае, один палец "сообщает" об одном носе, а второй - о другом).

Частая причина возникновения психологической иллюзии заключается в непривычном (или незнакомом) сочетании ощущений, присущих разным органам чувств. Если в воздушный шар и стеклянную банку налить одинаковое количество воды, то человек не сможет поднять шар с первой попытки, так как будет прилагать недостаточное усилие (рассчитанное на лёгкость воздушного шара), причиной является иллюзорное восприятие, которое и вводит сознание в заблуждение.

Каждому известны психологические иллюзии, связанные с работой вестибулярного аппарата. После долгого катания на качелях, земля ещё долго продолжает вращаться (время вращения и скорость зависят от индивидуального состояния вестибулярного аппарата).

Велосипедист, спускающийся по крутому склону, воспринимает его более покатым, отмечая глазом ближайшие вешки. Каждый человек, вероятно, сталкивался с иллюзорным ощущением продолжения движения, стоя на эскалаторе, который неожиданно остановился. Несмотря на то что глаз видит, что ступени уже неподвижны, тело продолжает наклоняться вперёд, как при движении лестницы.

Так что психологи утверждают, что возникновение иллюзий чаще может возникнуть по причине сложившихся стереотипов, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным сигналом в мозг. Вывод психологи и учёные делают одинаковый - причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга (а, соответственно, ошибочным сигналом).

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.