Рудименты человека и животных. Что такое рудимент? Рудименты и атавизмы ‒ причуды природы или доказательства эволюции? Крылья попугая Какапо

Наш организм - сложная система, которая состоит из различных органов, выполняющих ту или иную функцию. Между тем, каждый из нас обладает и рядом органов или их остатками, а также атавизмами (признаки, роднящие нас с животным миром), которые в жизнедеятельности организма утратили все или часть своих функций. Какие органы в организме человека лишние?

Такие органы могут доставить ряд неприятностей или наоборот сделать нас уникальными. Рассмотрим, что забыла убрать матушка природа с нашего организма в процессе эволюции, то есть лишние органы.

1. Копчик.
Это нижний отдел позвоночника, который состоит из трех или пяти сросшихся позвонков. Он представляет собой не что иное, как наш рудиментарный хвост. Несмотря на рудиментарный характер, копчик является довольно важным органом (как и другие рудименты, которые, хоть и утратили большую часть своего функционала, все еще остаются весьма полезными для нашего организма), но так же является проблемой при ударе.

2. Аппендикс.
Знаком многим. Когда-то он участвовал в кроветворении, вырабатывал лейкоциты - белые кровяные тельца. Сейчас он этой функцией не обладает, зато является источником инфекции. Дело может дойти и до операции.

3. Зубы мудрости.
Кто не сталкивался с зубами мудрости? Мудрее не становимся, а неприятные ощущения при их росте могут быть. Зубы мудрости считаются рудиментами: в свое время они были необходимы нашим предкам, но после того как рацион питания Homo sapiens значительно изменился (уменьшилось потребление твердой и жесткой пищи, люди стали употреблять еду, подвергшуюся термической обработке), а объем мозга увеличился (вследствие чего природе «пришлось» уменьшить челюсти Homo sapiens) - зубы мудрости решительно «отказываются» вписаться в наш зубной ряд.

4. Волосы на теле.
Без сомнения, когда-то давно, около 3 миллионов лет назад мы были полностью ими покрыты. Но с появлением прямоходящего, они нам стали ни к чему.

5. Эффект пилоэрекции или "гусиная кожа".
При реакции на холод поднятые волоски способствуют тому, что прогретый телом слой воздуха задерживается у поверхности кожи. При реакции на опасность поднятая шерсть делает животных внешне более массивными и придает устрашающий вид.

6. Миндалины или гланды.
Они ловят бактерии, но они также склонны к отекам и неустойчивы к инфекциям. Часто это испытывают на себе дети. К счастью наши гланды с возрастом уменьшаются в размерах, и если и приносят какие-то проблемы, то их удаляют.

7. Ушные мышцы.
Представляют собой мышцы головы, окружающие ушную раковину. Ушные мышцы (точнее, то, что от них осталось) - это классический пример рудиментарных органов. Это и понятно, ведь люди, которые умеют двигать ушами, встречаются довольно редко - куда реже, чем люди, которые бы не имели копчика, аппендикса и т. п. рудиментов. Функции, которые выполняли ушные мышцы у наших предков, вполне понятны: разумеется, они помогали шевелить ушами для того, чтобы лучше слышать приближающегося хищника, соперника, сородичей или добычу.

8. Эпикантус.
Этот рудимент характерен только для монголоидной расы (или, например, для африканских бушменов - самого древнего народа на планете, потомками которого, по сути, все мы и являемся) и представляет собой кожную складку верхнего века, которую мы видим при восточном разрезе глаз. К слову, именно благодаря этой складке и создается эффект «узких» монголоидных глаз.

9. Соски у мужчин.
Мужчины располагают сосками и чем-то похожим на женскую матку. В свою очередь у женщин рядом с яичниками находятся мужские семявыводящие трубы, которые имеют свойство воспаляться.

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ


Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Рудиментарные органы у человека – прямое доказательство выхода его из животного мира. Орган, который имеется у большинства людей и выполняет гораздо меньше функций, нежели у животных, называются рудимент. Не все люди различают атавизм и рудимент.

Орган человека, который обнаруживается у отдельных представителей и является обязательным для неродственных человеку видов, называют атавизм. Атавизм проявляется в «хвостатости» некоторых людей. Хвост – это копчик, более длинный, чем у остальных людей. Копчик большой длины не выполняет каких-либо функций в организме и часто подлежит оперативному удалению из эстетических соображений. У животных длинный копчик (хвост) выполняет функцию защиты от насекомых, а также играет роль в видовых специфических этологических реакциях. Редко возникающая фистула в горле – атавизм. Так же, как и удлиненный копчик, редко и совершенно бесполезно является некоторым представителям Человека разумного повышенная волосатость и несколько пар молочных желез. А вот обычной длины копчик – рудимент у человека.

Рудимент закладывается у плода, развивается, но в какое-то время останавливается в развитии. Пример рудиментарного органа – зуб мудрости у человека. Предки человека питались жесткой растительной пищей, поэтому челюсть была массивнее, чем у человека, а зуб мудрости играл жевательную роль. Когда люди стали питаться более мягкой пищей и размер мозгового отдела черепа увеличился, природа уменьшила размер челюсти, при этом зуб мудрости оказался вне опоры и основная функция его – жевание перестала выполняться. Функция, которую стал выполнять зуб – место прикрепления моста, если он в течение жизни человека будет устанавливаться. У некоторых людей зуб мудрости не вырастает, у большинства он появляется в позднем возрасте (18-25 лет).

Другим примером рудимента считают ушные мышцы, которые у людей бездействуют. Всего в человеческом организме насчитывают более сотни рудиментарных органов.

К какому типу доказательства эволюции относится аппендикс?

Аппендикс человека появляется у каждого представителя вида, значит этот орган – типичный рудимент. У растительноядных животных аппендикс имеет размеры большие, чем у человека, что связано с выполнением пищеварительной функции. Верблюд, к примеру, имеет отросток слепой кишки размером более метра. В процессе эволюционного развития люди стали питаться смешанной пищей, в результате аппендикс сейчас у человека не превышает 10 см. О бесполезности отростка велось много дебатов. В отдельных странах его удаляли в младенчестве, чтобы взрослый не болел аппендицитом. Пример массового необоснованного аппендицита у младенцев – США. Позже стало понятно, что аппендикс играет роль в иммунной системе, так как люди после аппендэктомии чаще страдали инфекционными заболеваниями.

Хоть аппендикс и утратил первоначальные функции, он является местом образования полезных для организма микроорганизмов. Микроорганизмы от производителя (аппендикс) устремляются в толстый кишечник, где и формируют специфичную для этого отдела микрофлору. Если аппендикс удаляется, микрофлора в норму возвращается с трудом. Благодаря фармацевтическим средствам эта проблема сейчас стала разрешимой. Но аппендикс имеет последний изученный на данное время факт того, что он – не бесполезный рудимент. Замечено, что злокачественные опухоли чаще встречаются у людей с удаленным органом.

В ходе эволюции червеобразный отросток подвергался многочисленным мутациям, прежде, чем он стал примером рудимента. Мутации отбирались по принципу упрощения пищеварительных функций, что мы сегодня и наблюдаем. Развитие червеобразного отростка такой длины представляет собой генетическую комбинацию. Атавизм рассматривают как рецессивное состояние аллельных генов, проявляющееся морфологически как случай возврата к предкам. И во времена становления эволюции, и в современный период, несмотря на разницу подходов к рассмотрению объекта для классификации органов по их эволюционному проявлению, термины «аппендикс» и «атавизм» не стояли в одном ряду.

Изучая аппендикс с позиций синтетической теории эволюции, открывается возможность представить жизнь далеких и близких предков человека, выяснить, почему всегда появляется рудимент и изредка – атавизм, сделать предположения о дальнейшей мутационной изменчивости у человека, затрагивающей отросток слепой кишки.

Согласно теории эволюции люди произошли от обезьяны. Миллионы лет из-за данного процесса менялась внешность, характер, умственные возможности Homo Sapiens, отдаляя его от предков. Эпоха технического прогресса вывела человеческий вид на высшую ступень эволюционного развития. Наличие общих предков с животным миром теперь представлено в виде рудиментов , примеры которых будут рассмотрены этим материалом.

Вконтакте

Характеристика

Рудиментарные органы - определенные части тела, потерявшие первоначальное значение в ходе эволюционного развития. Прежде выполнявшие ведущие функции организма, теперь несут второстепенные. Они закладываются на начальной стадии эмбрионального формирования, до конца не развиваясь. Рудименты сохраняются на протяжении всей жизни особи. Функция, которую они несли при стандартном развитии, у предков значительно ослабевают, утрачиваются. Современный мир не может до конца толком объяснить суть наличия подобных недоразвитых органов в физиологическом строении.

Рудиментарные органы — это основной пример доказательств эволюции Чарльза Дарвина, многие годы наблюдавшим за животным миром прежде, чем прийти к революционному умозаключению.

Такие части тела напрямую подтверждают родственные связи между вымершими и современными представителями планеты, помогая установить путь исторического развития организмов. Естественный отбор, служащий основой удаляет ненужные признаки, совершенствуя другие.

Примеры рудиментов среди животного мира:

  • птичья малая берцовая кость;
  • наличие глаз у подземных млекопитающих;
  • остаточные тазобедренные кости, частичный волосяной покров китообразных.

Рудименты человека

К рудиментам человека относят следующие:

  • копчик;
  • зубы мудрости;
  • пирамидальную мышцу живота;
  • аппендикс;
  • мышцы ушей;
  • эпикантус;
  • морганиев желудочек.

Важно! Примеры рудиментов у разных людей являются общими. Немногочисленные племена и расы обладают подобными органами, характерными только для их вида. Каждый пример рудиментов у человека можно выделить и подробно описать, чтобы внести ясность в разбираемую тему.

Виды основных рудиментов


Копчик
представляет нижний отдел позвоночника, включающий нескольких сросшихся позвонков. Функция переднего отдела органа служит для крепления связок и мышц.

Благодаря ему происходит правильная, равномерная нагрузка на таз. Копчик является примером рудимента хвоста у современного человека, служившего центром равновесия.

Зубы мудрости — это самые запоздалые и строптивые костные образования ротовой полости. Изначальная функция состояла во вспомогательном процессе пережевывания твердой, жесткой пищи.

Современная трапеза людей больше включает термически обработанные продукты, поэтому в ходе эволюции орган атрофировался. Расположенные последними в ряду, зубы мудрости часто вылезают у людей в сознательном возрасте. Распространенным явлением служит отсутствие «восьмерок», частичное прорезывание.

Морганиев желудочек - парные мешковидные углубления, находящиеся в правой и левой части гортани. Органы помогают создавать резонансный голос. Предкам, видимо, они помогали воспроизводить определенные звуки, защищать гортань.

Аппендикс - червеобразный придаток слепой кишки. Далеким предкам помогал переваривать грубую пищу. В настоящее время его функции поубавились, но сохранилась важная роль, состоящая в сосредоточении очага образования полезных микроорганизмов. Наличие этого органа у человека имеет существенное отрицательное качество - возможность воспаления. В таком случае его требуется удалить хирургическим путем. Микрофлора после операции с трудом восстанавливается, учащаются инфекционные заболевания.

Ушные мышцы тоже относятся к рудиментарным особенностям, окружающие ушную раковину человека. Древние предки имели способность шевелить ушами, усиливая слух, нужный для избежания встреч с хищниками.

Внимание! Намеренно избавляться от некоторых перечисленных органов настоятельно не советуют, потому что второстепенные функции они все-таки выполняют.

Рудиментарные органы определенных рас

Эпикантус - рудиментарное вертикальное продолжение верхней складочной части глаза. Точные причины и функциональные особенности этого органа досконально не известны. Существуют предположения, что кожная складка уберегала глаза от погодных условий. Характерен для , бушменов.

Пирамидальная мышца живота продолжает список рудиментарных органов, представляющий треугольную форму мышечной ткани. Основная функция - натягивание белой линии живота.

Стеатопигия - скапливание жира в верхних частях ягодиц. Несет запасающую роль, как и верблюжий горб. Характерна для некоторых африканских племен, хотя это рудимент или патология до конца не выяснено.

Атавизмы человека и отличия от рудиментов

Существуют своеобразные внешние признаки родства человеческого вида с животным миром. Атавизм — это примета, присутствовавшая у предков, но не присущая нынешнему виду.

Кодирующие его сохраняются, продолжая передавать его свойства следующему поколению. Их можно назвать «спящими», пробуждаются лишь при рождении особи с атавистическим признаком. Случается это при утере генетического контроля, либо при внешней стимуляции.

Основным отличием атавизма служит проявление признаков у единичных особей. Человеческая особь во время эмбрионального развития частично проходит путь дальних предков. Зародыши в определенные недели имеют жабры и отростки в виде хвоста. Если эти признаки сохраняются при родах у ребенка, то представляют собой атавизм.

Атавизмы и рудименты одинаково служат доказательством теории эволюции, но если у первых признаков функции отсутствуют, то вторые несут определенное полезное значение. Некоторые виды этого явления способны принести угрозу здоровью, либо нарушить некоторые процессы жизнедеятельности. Некоторые до сих пор размышляют на тему: аппендикс — это норма в виде рудиментарного органа или атавизм.

Внимание! Многие атавистические признаки легко удаляются хирургическим путем, облегчая носителю жизненный процесс.

Примеры атавизмов

Атавизмы и рудименты многие до сих пор путают, относя одних к другим. Первые имеют два вида признаков:

  • физиологические;
  • рефлексные.

Следует досконально изучить примеры атавизма человека, чтобы разница стала понятнее.

Если у людей не наблюдаются внешние признаки того или иного, то это не значит, что гены признаков отсутствуют, обладая способностью проявиться в будущем.

Атавизмы встречаются крайне редко в популяции и проявляются лишь в тех случаях, когда древние гены предков неожиданно проявляются у человека.

Вот самые распространенные и явные виды атавизма человека, составляющие следующий список:

  • избыточная волосатость;
  • выступающий хвост;
  • заячья губа;
  • многососковость у человека;
  • второй ряд зубов;
  • икота;
  • хватательный рефлекс у новорожденных детей.

Перечисленные особенности проясняют спор многих насчет того, являются ли зубы мудрости, скрытые либо прорезавшиеся, рудиментом или атавизмом. Они характерны для многих видов, но не у всех выходят. Если бы зубы мудрости, либо другие рудиментарные части тела встречались лишь у единичных экземпляров, то можно было бы отнести их к атавизму.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.