". Урок "Что из чего сделано?" Тема «Из чего состоят все предметы»

ТЕМА: ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цели : познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с получения сырья в природе и кончая получением готового продукта. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к ним; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мяч, конверт с вопросами, различные предметы , шерсти, глины, дерева;- цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационый момент.

2. Проверка домашней работы.

Что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)

Какие отрасли экономики вы знаете? (с\х, строительство, торговля, промышленность, строительство и др)

Без экономики и её отраслей вокруг нас не было бы столько предметов, сейчас нас окружающих.

3. Актуализация знаний: Игра: «Назовите предметы одним словом»

Стол, табуретка, шкаф (Мебель)

Шарф, свитер, носки (Одежда)

Ложки, чайник, нож (Посуда)

Что объединяет эти три группы предметов? (Они сделаны человеком)

В чём их различие? (Для разных целей и из различных материалов).

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы? (деревянные, шерстяные, металлические)

Где человек берёт материал для их изготовления? (в природе)

Оглянитесь вокруг! Сколько привычных и в то же время удивительных предметов нас окружает! А знаете ли вы, что каждая вещь имеет свою историю? Лыжи когда-то «росли в лесу», валенки «бегали по горам, по долам», а школьный мел «носился по морским волнам». Всё это и ещё много интересного вы можете узнать, если познакомитесь поближе с теми предметами, которые вас окружают.

4. Самоопределение к деятельности.

Познакомимся с темой и целями нашего урока. Откройте учебник на с. 108 и прочитайте тему урока (Из чего что сделано)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? А умный Муравьишка нам подскажет (ответы детей)

5. Работа над новым материалом, групповая работа.

Учащиеся распределяются в 3 группы, в каждой группе назначается дежурный, проговариваются правила групповой работы:

Начало работы: соединив руки, сказать «Мы группа, значит, способны действовать»

Не говорить всем сразу.

Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)

Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что…»

Слушаться сигнала превышения шумового порога.

По окончании работы, все в группе должны соединить и поднять вверх руки.

Детям предлагается рассмотреть группу предметов, назвать их, из чего они сделаны, и выбрать по одному предмету в каждую группу. (шерстяные носки, глиняный кувшин, лист бумаги)

В соответствии с выбранным предметом, группам присваиваются названия (глина, шерсть, древесина).

Работа по учебнику: с.108.

Каждая группа должна найти на рисунках предметы, сделанные из материала, носящего названия группы и накрыть их в учебнике фишками разного цвета. После обсуждения в группе, выполняется правильность выполненной работы, за всю группу ответы представляют дежурные.

6. Знакомство с производством изделий из глины, древесины и шерсти.

Как появился глиняный кувшин

В музеях вы, конечно, видели различные вазы, сосуды, чашки и да, сделанные из специальной глины. Изделия лепят, покрывают красками Затем их обжигают в печах, чтобы они затвердели. Искусство делать вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, глины, используется песок и измельченные горные породы.

Глина добывается экскаваторами. В сыром виде она очень эластична. Глина смешивается с водой до состояния густой и из которой умелые руки могут вылепить и фигурки, и различные и горшки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.

Изготовление керамики - одно из самых древних искусств, поскольку глина встречается практически повсеместно. Были обнаружены черепки, сделанные еще в доисторические времена. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не сгниет и не заржавеет.

В давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась долго холодной.

Из шерсти: рассказ учителя.

7 . Физкультминутка

8. Групповая работа по учебнику : детям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин о производстве изделий из глины, древесины, шерсти.

Группа «Глина»-с.109

Группа «Древесина»-с.110

Группа «Шерсть»-с.111

Представление своих рассказов каждой группой. Выступающего из группы выбирает дежурный.

10. Домашнее задание: уч. с. 108-111.

11. Итог урока.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в при­роде различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не ве чны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное ис­пользование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета ста­нет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

1 4 3 4 3

– Придумайте своё название.

Дети предлагают названия .

– В науке есть название этому понятию. Это – вещества .

– Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)

– Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?)

– Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.

– Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

– Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет.

Задание :

Проведи наблюдение за предметом:

1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет?

2. Какого оно цвета?

3. Опиши его поверхность.

4. Имеет ли это вещество запах?

5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет?

6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём?

7. Притягивается ли магнитом?

Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ.

Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы.

Например:

1-я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко.

2-я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир.

3-я группа получает предметы: мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог.

Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обмениваются результатами.

* Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества.

а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества.

б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества.

в) Молоко, кефир, творог.

г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

– Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)

– Да, есть металл, древесина, пластмасса.

– Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?

Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка.

Молоко, чай, чернила, сок, вода.

Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.

– Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)

– Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми , вторые – жидкими , третьи – газообразными. )

– Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)

– Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.

1. Имеет ли вещество постоянную форму?

2. Какое оно на ощупь?

Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик .

Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.

Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.

Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.

– Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)

– Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.

– Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.

Вода, лёд, снег, пар из чайника.

(Все они состоят из воды.)

– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)

– Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)

– Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)

– Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)

Основные выводы:

1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.

2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.

3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.

– На все ли поставленные вопросы мы ответили?

– Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

Кудюрова Лилия
Проект «Из чего сделаны предметы?»

Название проекта : «Предметы , которые окружают нас. Из чего они сделаны

O Участники проекта : дети средней группы 4-5 лет, воспитатель, родители

O Тип проекта : познавательно-исследовательский,

O Продолжительность : (краткосрочный-1 неделя) .

Актуальность проблемы

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений . Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры , производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно

Мотивация :

Постановка проблемы перед детьми : (Приходит в гости Незнайка. он приносит с собой коробку, в которой

находятся различные предметы : платье, книга, пластмассовая машинка, деревянный домик, металлический ключ). Незнайка не может понять почему эти предметы сделаны из этих материалов .

Введение детей в проблему : "Расскажем Незнайке, из каких материалов сделаны окружающие предметы ? Какими свойствами они обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы ?"

Воспитатель : Ребята, вам уже знакомы некоторые предметы ?

Дети : Ответы

Воспитатель : Сможете ли вы Незнайке объяснить, почему они сделаны из этих материалов ?

Дети : Ответы

Воспитатель : Какие материалы вам неизвестны?

Дети : Ответы

Воспитатель : Хотите ли вы узнать вместе с Незнайкой о них?

Дети : Ответы

Проблема :

"Из каких материалов созданы окружающие предметы ? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы

Имея некоторый опыт с бумагой, дети с легкостью проделывали предложенные эксперименты с тканью. Им несложно было видеть различия и делать определенные выводы . Но у детей достаточно мало представлений о свойствах ткани . Поэтому решили с детьми узнать об интересных фактах дома с родителями, а также провести исследовательскую деятельность путем экспериментов в группе.

Цель : формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы

Задачи :

Организовать развивающую предметно пространственную среду;

Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности;

Развивать и поддерживать познавательный интерес детей к существующей проблеме;

Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов;

Развивать умения обмениваться информацией (диалогическая речь) ;

Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов , сделанных из разных материалов;

Воспитывать умение безопасного использования предметов , опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы ;

Организовать работу с родителями по созданию выставки «Поделки из разных материалов» .

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю будет проходить в 3 этапа : с 26 марта по 04 апреля

Подготовка к проекту Реализация проекта Презентация

Постановка цели, задач. Изучение методической литературы для составления планирования.

Разработка проекта .

Подбор пособий для работы с детьми.

Выбор форм работы с родителями.

Обогащение предметно-развивающей среды .

Центр творчества

Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, листы для рисования и аппликации, клей, цветная бумага, ножницы, кусочки ткани разной фактуры

Центр познания

Д\И «Из чего сделано »

Иллюстрации с видами разной одежды, обуви

Центр экспериментирования

образцы бумаги, ткани, металла, дерева, резины, пластмассы.

Иллюстрации по теме "Профессии", "Одежда", "Мебель", "Игрушки"

Центр безопасности

Иллюстрации «Опасности с огнем»

Центр театра и музыки

Варежки из ткани с пуговицами

Металлофоны, треугольники, деревянные ложки, пластмассовые ладошки

Центр книги

Сборники сказок с цветными иллюстрациями

Книжки-самоделки из ткани

Центр двигательной активности

Мешочки для метания

массажные мячики

Центр конструирования

Фигурки животных и их детенышей для обыгрывания сказок

Конструктор (деревянный, металлический, «лего» )

Проведение ООД, экспериментов, игр, бесед, рассматривание картин, изготовление аппликаций, создание рисунков,

Выставка поделок «Чудо материалы»

Интеграция образовательных областей

Образовательная область Виды детской деятельности Формы организации совместной

взросло – детской (партнерской) деятельности

Социально-личностное

трудовая с/р и «Магазин «Ткани» , «Магазин игрушек»

«Режем бумажные салфетки»

«Лечим книжки»

«Моем резиновые и пластмассовые игрушки»

Художественно-эстетическое

продуктивная

музыкальная Рисование «Узор для ткани» , «Деревянные игрушки»

Лепка «Пирамидка»

Аппликация «Пирамидка»

Игры на металлофоне, деревянных ложках, маракасах, пластмассовых ладошках, в варежках с пуговицами

Д\и «Угадай музыкальный инструмент?» , «Что звонче?»

Физическое развитие двигательная Развитие мелкой моторики рук «Разомни бумагу» ; «Собери матрешек» ; «Одень куклу» .

Упражнения с массажными мячиками

«К названной фигуре беги»

Познавательно-речевое коммуникативная

познавательная

Чтение художественной литературы д\и «Кто пришел в какой одежде?» , «Из какого материала твои игрушки?» Н. С. Голицына, стр118

д\и «Скажи наоборот» Н. С. Голицына, стр. 115

ООД (Развитие речи) Описание предметов

Экскурсия по группе «Из каких материалов сделаны игрушки

ООД «Разные материалы» Н. С. Голицына, стр. 112

Д\И «Что из чего сделано

Опыты с тканью :

Опыт №1 «Определите поверхность пластин »

Опыт №2 «Определите температуру материала»

Опыт №3 «Согните материалы»

Опыт№4 «Что легче-тяжелее»

Сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» , «Лиса и заяц» , «Три поросенка»

Н. С. Носов «Заплатка» , В. Осеева «Волшебная иголочка» .

Сотрудничество с родителями

дата форма проведения

Поиск литературы

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез,2011.

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду- М.: Мозаика - Синтез,2014.

И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений - М .: Мозаика - Синтез,2014.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным окружением- М .: Мозаика - Синтез,2014.

Н. С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе Москва Скрипторий 2016

Интернет ресурсы

Класс: 2

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

Тема «Из чего состоят все предметы»

Методическая справка. На этом уроке ребята знакомятся с новым термином «вещество» и с тем, что любое вещество встречается в природе в трех состояниях, а это новое правило или закономерность (алгоритм). Поскольку детям не­возможно продемонстрировать, как любое вещество переходит из одно­го состояния в другое, ограничиваются одним-двумя примерами. Про­блему, чтобы она была более острой, организовываю как столкновение нескольких мнений. В представленном уроке ис­пользуется для постановки второй проблемы подводящий диалог.

Цели урока: l-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира. 1) Научить правильно употреблять понятие «вещество», разли­чать предмет и вещество, из которого он состоит. 2) Научить различать твердые тела, жидкости и газы. 3) Научить превращать вещество из одного состояния в другое. 2-я линия развития - "формирование оценочного отношения к миру. 4) Научить оценивать свое поведение с точки зрения безопас­ного использования различных веществ. Минимум: к концу второго класса учащиеся должны иметь элементарные представления о трех состояниях веществ. Минимакс: к концу урока ученики должны понимать смысл терминов: вещество, твердое тело, жидкость, газ. Максимум: дети имеют возможность познакомиться с названи­ями разных веществ. Оборудование: наборы предметов (линейка (дерев.), ложка, расческа, молоко; пенал (дерев.), ножницы, ручка (пластмассо­вая, непрозрачная), кефир; мяч (пластмассовый), кнопка, ка­рандаш, творог). Плакат «Из чего состоят все предметы?» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», кусочки мела, вода в стакане, воздушный шарик Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Назовите предметы одним словом: 1) стол, табуретка, шкаф, комод; 2) стакан, банка, графин, тарелка; 3) ложки, чайник, нож, кастрюля. - Что объединяет эти три групп предметов? - Из чего человек делает вещи? - Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы?

Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. - Откуда же человек взял материалы для изготовления пере численных вещей? - Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений?

Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы? - Назовите несколько вам известных природных материалов. - А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на нее? - Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? - Значит, все, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом? - Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? - Что нужно сделать? - Какие вопросы у вас возникают?

При необходимости проводится обсуждение вопросов для актуализации знаний.

Мебель. - Емкости (для жидкости). - Посуда. - Это предметы, которые еде ланы человеком, или вещи. - Из разных материалов. - Предметы первой группы деревянные, второй - стеклянные третьей - металлические.

Это природные материалы. - Все вещи из чего-то сделаны.

Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы. - Конечно, можно. - Камень (горы), вода (реки и озера). - Да, все живое тоже из чего ­то состоит. - Да, это можно назвать понятием. - Да. - Нет, мы не знаем такого слова. - Нужно придумать название. ТЕМА. Из чего состоят все вещи. Из чего состоят живые существа и неживая природа. Как называется то, из чего состоят все предметы.

2. Совместное «открытие» знаний (работа в группах)

Придумайте свое название. - В науке есть название этому поня­тию. Это - вещества. - Как вы думаете, что мы будем иссле­довать на нашем уроке? - Что мы должны узнать о ве­ществах? Какие вопросы у вас возни­кают? - Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2 класса.

Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

Проведем исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предме­том: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет. 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздем? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый пред­мет со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расческа, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить?

Да, есть металл, древесина, пластмасса.

Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? 1) Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. 2) Молоко, чай, чернила, сок, вода. 3) Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. - Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? - Что же их объединяет в этом случае? - Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблю­дения за веществами? - Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ по плану. 1. Имеет ли вещество постоянную форму? 2. Какое оно на ощупь? (Группам предлагаю взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик)

Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? - Хорошо, продолжаем наблюдение. Попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. - Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лед, снег, пар из чайника.

Разбейте эти предметы на группы (Т - твердые, Ж - жидкие, Г - газо­образные). - Как сформулировать наше наблю­дение.

Первые бывают твердыми, вторые - жидкими, третьи ­газы (газообразными).

Все жидкости, твердые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.

Почему же вода стала твердой или газообразной? - Какой можно сделать вывод?

Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. - На все ли поставленные вопросы мы ответили? - Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

Дети предлагают варианты.

Мы думаем, что будем гово­рить о веществах и наблюдать за ними.

Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

1-2 ученика работают у доски, остальные помогают.

*Группы готовят все необ­ходимое для исследования. Каждой из них выдается набор предметов, от 3 до 5, в зависи­мости от скорости работы группы.

Например: l-я группа получает предметы: линейку (дерев.), ложку, расческу, молоко. 2-я группа получает предметы: пенал (дерев), ножницы, ручку (пластмассовую непрозрачную), кефир. 3 -я группа получает предметы: мяч (пластмассовый), кнопку, карандаш, творог. Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обме­ниваются результатами.

Это вещество называется древесина . - Это вещество называется пластмасса. - Состоят из молока. - Они состоят из металла.

Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?

– Нет, все они состоят из разных веществ. Тверды е вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде. Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке - они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые. Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, зани­мают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равно­мерно распределиться внутри. Они очень легкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя. - Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твердыми, либо жидкими, либо газообразными. - Все это состоит из воды. - Т- лед, снег; Ж - вода; Г­па р из чайника.

1. Возможно, каждое вещество Может быть и твердым, и жид­ким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состоянии в природе.

Когда тепло - вода жидкая, зимой холодно - вода твердая, плита очень горячая - вода превратилась в пар. 2. Возможно, при охлаждении и нагревании вещества перехо­дят из одного состояния в другое.

На все вопросы получены ответы.

3. Самостоятельное применение знаний

Откройте учебники с. 14-15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах. Игра «Назови, из чего состоит пред­мет». К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества, из которых он состоит.

После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.

4. Итог работы

Что нового узнали? Дети отвечают на вопросы. - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты?

Дети отвечают на вопросы


Игнатьева Светлана Анатольевна
2024 psy-logo.ru. Образование это просто.