В каком случае может разорваться круговорот жизни. Тема урока "Великий круговорот жизни"

Тема. Великий круговорот жизни (3 класс )

Цели: 1.познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; 2. развивать мышление и речь; 3. воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: карточки «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители», отрывок из мультфильма «Король Лев».

Ход урока.

1.Оргмомент.

Проверьте рабочее место. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приступим к занятию с хорошим настроением

Сегодня мы вспомним весь раздел, который мы изучали, и узнаем, как связаны между собой живые организмы. А какой это раздел? (Эта удивительная природа)


2. Актуализация опорных знаний. Слайд 1

1. На какие две группы можно разделить все природные объекты? (Природа бывает живая и неживая.)

2. Назовите объекты живой природы. (растения, животные, бактерии, грибы)

3. Назовите признаки жизни (рождение, питание, дыхание, рост, размножение, движение, смерть)

4. Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце, почва)

Природа

Живая

Неживая


    Растения

Животные Бактерии Грибы
    Вода Воздух Солнце Почвы

5 . Какое значение имеют воздух, вода и солнце для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода для питания и роста, солнце дает тепло).

6. Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

Какую роль играет почва в жизни живых организмов? Вспомним, отгадав кроссворд, и узнаем ключевое слово урока


3. Сообщение темы и задач урока. (на доске)

    Назовите главное свойство почвы. (Плодородие)

    Что придаёт почве тёмный цвет? (перегной)

    Из чего образуется перегной? (остатков)

    Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. (бактерии)


Вы догадались, какое ключевое слово было спрятано? КРУГОВОРОТ

Вам знакомо это слово? (Да. Мы изучали тему «Круговорот воды в природе»)

Давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Король Лев».

О каком круговороте говорит Король Лев, когда рассказывает Симбе о саванне? (Просмотр отрывка, видео 1 мин.)

- О каком великом круговороте говорит Король Лев? (О великом круговороте жизни). к

Великий

Король Лев был совершено прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей.

4. Работа по теме урока. Беседа.

- Основу круговорота составляют три группы организмов: 1. организмы - производители; 2. организмы - потребители; 3. организмы - разрушители. ОРГАНИЗМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЗМЫ-ПОТРЕБИТЕЛИ

ОРГАНИЗМЫ-РАЗРУШИТЕЛИ

5. РАБОТА В ГРУППАХ.

Вам что-нибудь понятно? Мне нет. Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете экологами и выясните, кто такие организмы- производители (1 ряд), потребители (2 ряд), разрушители (3 ряд).

Работая в группе с учебниками вы ответите на 2 вопроса. Старшие групп получают задания- карточки.

(1 РЯД) 1. Кто относится к организмам – производителям? 2. Почему их так называют?
(2 РЯД) 1. Кто относится к организмам- потребителям? 2. Почему их так называют?
(3 РЯД) 1. Кто относится к организмам- разрушителям? 2.Почему их так называют? Выслушиваем ответы детей. Дети 1гр: Организмами – производителями учёные – экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). Дети 2 гр.: Организмами – потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Дети 3 гр. : организмы - разрушители это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря грибам и бактериям эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Рассмотрите схему на с.124 . Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов.

Д.: Я считаю, что это почва. - Какие процессы происходят в почве?

Дети: В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают. А затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Кто расскажет по схеме как происходит круговорот жизни? (Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов- разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
1. Обсуждение проблемных ситуаций. - Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Д.: - Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.
- Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.
- Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.
- Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.

7. ИТОГ УРОКА.


- Что является участником круговорота жизни? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни)
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. Читать стр.125 - 127. 2. Работа в рабочей тетради №1. стр. 56. №1. - Выполните задание №1. Поставьте цифры против каждого рисунка. Объясните своё решение. (Возможны вспомогательные вопросы) Рассмотрите рисунки. 1. Кто изображён на первом рисунке? К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся?(Потребители). 2. - Что изображено на 2 рисунке? (Разрушители). 3. - Что изображено на 3 рисунке? (Производители). - Выполните задание №2. - Проведите стрелочки так, чтобы в схеме получился круговорот жизни.

У р о к 29 ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

24.11.2014 2153 0

Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением круговорота веществ в экосистеме.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте к р о с с в о р д, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

1. Первое звено цепи питания. (Растения .)

2. Второе звено цепи питания. (Животные .)

3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники .)

4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух .)

5. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Солнце .)

6. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я, кто я такая? (Вода .)

7. Что образуется из перегноя под действием микробов? (Соли .)

8. Плодородный слой земли. (Почва .)

9. Не растения и не животные. (Грибы .)

10. Под действием их получается перегной. (Бактерии .)

– Прочитайте ключевое слово. (Круговорот .)

Б е с е д а.

– Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.

– С каким круговоротом мы уже знакомы? Почему вода в реке не кончается?

– Как вы думаете, почему порядок в доме: потому что его никто не нарушает или потому, что его все время поддерживают?

– Благодаря чему поддерживается порядок в природе? Это мы выясним сегодня на уроке.

II. Изучение нового материала.

Р а с с к а з у ч и т е л я с элементами беседы. Круговорот жизни.

Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь. Не будь на Земле живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники, и, в свою очередь, преобразовали Землю для потомков.

– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну.

Ученики инсценируют отрывок из книги «Король Лев».

Король Лев. Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

Симба. Но ведь мы едим антилоп!

Король Лев. Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

На д о с к е с х е м а «Круговорот жизни»:


– Основу круговорота составляют три группы организмов :

1) организмы-производители;

2) организмы-потребители;

3) организмы-разрушители.

Организмами-производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества.

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

Организмами-разрушителями являются бактерии и грибы. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются соли.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.

Так «вещества» и путешествуют по кругу, и круг этот разорвется, если исчезнет почва.

III. Закрепление.

– Прочитайте текст на с. 124–125.

– Рассмотрите рисунок.

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Назовите основные звенья круговорота жизни.

IV. Итог урока.

– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что произойдет.

Домашнее задание: прочитать текст (с. 124–126); выполнить задание 2 (с. 126).


Тема : Великий круговорот жизни

Цели : Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе; формировать уважительное отношение к природе.

Оборудование : мультимедийный проектор, диск со слайдами , карточки для практической работы.

Ход урока:


  1. Организационный момент
Приветствие гостей, положительный настрой на урок.

  1. Введение в тему урока.
Сегодня на урок нам необходимы знания не только прошлого урока, но и знания, предыдущих уроков. Повторим некоторые понятия с помощью кроссворда.

(Детям раздаются кроссворды. Учитель читает определение, дети заполняют кроссворд)

Взаимопроверка и сверка со слайдом. (Слайд №1)

Работа оценивается.


  1. Первое звено в цепи питания . (Растения)

  2. Второе звено в цепи питания. (Животные)

  3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники)

  4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух)

  5. Что необходимо растению для производства питательных веществ из углекислого газа и воды? (Солнце)

  6. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (Вода)

  7. Что образуется из перегноя под действием бактерий? (Соли)

  8. Верхний плодородный слой земли? (Почва)

  9. Не растения и не животные? (Грибы)

  10. Под действием кого получается перегной? (Бактерии)

Прочитайте ключевое слово. (Круговорот)

В толковом словаре русского языка слово это означает «беспрерывное движение».

С каким круговоротом мы уже знакомы?

Расскажите коротко о круговороте воды в природе.

(Дети рассказывают о круговороте воды в природе , используя рисунок на слайде) (Слайд №2)

Как вы думаете, ребята, почему в доме бывает порядок? (Потому, что его никто не нарушает и потому, что его все время поддерживают)

А благодаря чему поддерживается порядок в природе? (Проблема)

На этот вопрос постараемся найти ответ сегодня на уроке.


  1. Сообщение темы урока, постановка цели. (Слайд №3)
Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.

Запись темы урока в тетрадь.


  1. Изучение нового материала
(Рассказ учителя с элементами беседы) (Слайд №4)

«Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь». Не будь на Земле живых существ , планете была бы уготовлена участь ядовитой парилки, как на Венере (Слайд №5), или остывшего пустынного тела, как на Марсе(Слайд №6). Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники , и в свою очередь преобразовывали Землю для потомков.(Слайд №4)

Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну?

(Дети инсценируют отрывок из мультфильма «Король Лев»)

Король Лев : Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

Симба: Но ведь мы едим антилоп!

Король Лев : Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

Работа по схеме на слайде (Слайд №7)(Ответы ребят дополняются учителем)

Ученые-экологи в основу круговорота жизни определили три группы организмов (дети читают): организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.

Как вы понимаете слово «производители»?

О каком производстве идет речь?

(Дети рассказывают о производстве питательных веществ растениями , параллельно заполняется схема на слайде)

Организмы – производители – это растения, так как только они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.

Кто же такие потребители?

Организмы потребители – это животные, так как они потребляют вещества, которые производят растения.

Кто же являются разрушителями?

Организмами-разрушителями являются грибы и бактерии. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается , и образуются соли, которые используют другие растения.

Как видите, ребята, представители разных царств живой природы участвуют в круговороте жизни, и у каждого своя роль. Каждое из этих звеньев необходимо.

А что еще играет огромную роль в круговороте? (Почва)

Главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, то остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, и т.д. так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И этот круг разорвется , если исчезнет почва.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Вывод: все живые существа и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.


  1. Закрепление
Работа по учебнику стр.124.

(Рассматривание схемы в картинках, рассказ ученика по схеме)


  1. Физкультминутка

  2. Практическая работа (Слайд №8)
Работа в паре

Детям раздаются картинки представителей разных царств. Распределить их в три группы и составить круговорот жизни, используя некоторые рисунки.


  1. Итог урока
Вернемся к мультфильму. Почему лев Муфаса говорил «о хрупком равновесии» и о том, что нужно «уважать все живые существа»?

  1. Домашняя работа (Слайд №9)
Причитать текст по учебнику стр.123-126, ответить на вопросы 1-4

Придумать и изобразить свою схему круговорота жизни на Земле

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

Поприветствуйте гостей.

Садитесь.

Повторение изученного.

Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)

А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)

Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)

К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?

Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)

Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?

Постановка цели урока.

Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».

(просмотр мультфильма)

О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)

Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.

Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:

  • Организмы – производители,
  • Организмы – потребители,
  • Организмы – разрушители.

Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).

Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).

Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

А все ли животные питаются растениями? (нет)

На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)

Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).

О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)

Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.

Физминутка.

Круговорот жизни – продолжение лекции.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.

Итог урока.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

Почему растения называют организмами-производителями?

Какие организмы называют потребителями?

Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?

Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

  • Растения;
  • Животные;
  • Грибы, бактерии;
  • Почва.

Учебник ст. 126 прочитайте вывод.

Домашнее задание.

Учебник ст. 126 задание №2,

«Проверь себя» ст. 126.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.