Внешняя политика. основными задачами внешней политики россии в xvi в

Завоевательные войны против феодальных монархов, в этом заключалась внешняя политика Наполеона . Французские войска сумели одержать ряд побед в военных действиях с войсками стран, входящих в европейскую коалицию. В свою очередь Люневильский мир между Австрией и Францией своим подписанием стал основанием для господства Наполеона в Европе. После ликвидации Священной Римской империи он объединяет 16 отдельных государств Германии в единый Рейнский союз и Наполеона объявляют протектором этого сообщества.

Немного позже не менее торжественно он входит в Берлин, подготавливая атаку на Англию, одним из первых документов подписывает декрет, согласно которому организуется континентальная блокада.

После 1804 года внешняя политика Наполеона становится еще более агрессивной, это произошло в момент, когда его провозгласили императором французов, и во Франции была восстановлена монархия.

Обстановка во всех других европейских странах накаляется и становится напряженной. Россия была вынуждена признать за Наполеоном свободу действий в западной Европе, и согласилась на участие в континентальной блокаде. Тем самым она нанесла значительный ущерб своему международному престижу и развитию собственной экономики.

Лучшим временем торжества внешней политики французского императора становится период с 1807 по 1812 годы. Почти все страны, кроме Англии были покорены, на пути установления бонапартовского господства стояла Россия, без победы над которой Наполеон не представлял себе Францию прочной и достаточно могущественной по его меркам. Согласно же замыслу авторов доктрины «европейского сдерживания» Россия должна была выступить в роли некоего третейского судьи, за что удовлетворила бы и свои территориальные притязания.

Французская внешняя политика во времена Наполеона была полностью подчинена интересам буржуазии Франции, которая стремилась к мировому господству, но к европейскому более всего. На смену прогрессивным освободительным войнам революционно настроенной Франции приходят войны имперские и захватнические.

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана.

Присоединение и освоение новых земель. Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Наконец, это были районы плодородной земли (Иван Пересветов называл их «подрайскими»), о которой давно мечтало русское дворянство. К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями: либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их.

После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Чтобы облегчить задачу взятия Казани, в верховьях Волги (в районе Углича) была сооружена деревянная крепость, которую в разобранном виде сплавили вниз по Волге до впадения в нее реки Свияги. Здесь, в 30 км от Казани, был возведен город Свияжск, ставший опорным пунктом в борьбе за Казань. Работы по сооружению этой крепости возглавил талантливый мастер Иван Григорьевич Выродков. Он руководил сооружением минных подкопов и осадных приспособлений при взятии Казани. Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1552 г. В результате взрыва 48 бочек пороха, заложенных в подкопы, была разрушена часть стены Казанского кремля. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был взят в плен. Впоследствии он крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал владельцем Звенигорода и активным союзником царя.

Спустя четыре года после взятия Казани, в 1556 г., была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда - государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. (оно называлось по имени хана Ногая и охватывало степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV Грозного грамоты на владение землями по реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным, 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом - ясак.


В XVI в. началось освоение территории Дикого поля (плодородных земель к югу от Тулы). Перед Русским государством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана. С этой целью были построены Тульская (в середине XVI в.), а позднее Белгородская (в 30-40-е годы XVII в.) засечные черты - оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засек), в промежутках между которыми ставили деревянные крепости (остроги), закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

Ливонская война (1558-1583). Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

Поводом к войне послужила задержка Ливонским орденом 123-х западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Дерпт (Юрьев) с прилегающей к нему территорией за последние 50 лет. Более того, ливонцы заключили военный союз с польским королем и великим князем Литовским. Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллинну). В 1560 г. Орден был разбит, а его магистр В. Фюрстенберг попал в плен. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Новый магистр Ордена Кетлер получил в качестве владения Курляндию и признал зависимость от польского короля. Последним крупным успехом России на первом этапе войны было взятие в 1563 т. Полоцка.

Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты не- сколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России, разногласия между царем и его приближенными. Среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло недовольство продолжением Ливонской войны. Проявили колебания и деятели из ближайшего окружения царя - А. Адашев и Сильвестр, считавшие войну бесперспективной. Еще ранее, в 1553 г., когда Иван IV опасно заболел, многие бояре отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию - «пеленочнику». Потрясением для царя стала смерть первой и любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г. Все это привело к прекращению в 1560 г. деятельности Избранной рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В 1564 г. на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками. В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины (1565-1572).

В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только оборона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие сроком на 10 лет в Яме Запольском - местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье. Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

Опричнина. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.

В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова «опричь» - кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад. Это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди), в 50 км от Москвы, крымчаки потерпели сокрушительное поражение от русского войска, возглавил которое опытный полководец М. И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в государев двор. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с «человеческим лицом».

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «поруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли Смутой.

Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь

§ 1. Внешняя политика и идеология государства

Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств и международными организациями. В основе внешней политики лежат отношения между государствами.

Выработка внешнеполитического курса представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит взаимодействие целого ряда факторов. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Взаимодействуя между собой, они оказывают непосредственное влияние на формирование внешней политики страны. Среди внешних факторов следует назвать военно-политическую и экономическую обстановку, складывающуюся на международной арене в целом и, в первую очередь, в тех регионах, где есть стратегические интересы конкретного государства. Свою внешнюю политику государство строит исходя из внешнеполитического курса других стран, прежде всего, сопредельных, соотношения сил основных субъектов мировой политики, механизмов и принципов деятельности системы международных отношений. Внутренние факторы, представляющие собой процесс взаимодействия различных институтов государственной власти, общественных структур и социальных групп, в ходе которого определяются национальные внешнеполитические приоритеты, по степени влияния не уступают внешним факторам.

О сложности выработки четкого механизма формирования внешней политики говорит пример соседней России, где до настоящего времени окончательно не создана «интегральная модель» формирования внешнеполитического курса российского государства. Российские ученые и эксперты выделяют три модели формирования внешней политики страны. Первая модель, получившая название фрагментарной, характеризуется отсутствием жесткого контроля и координации за деятельностью внешнеполитических органов и представителей правящей элиты со стороны государства. В результате участники подобного внешнеполитического процесса получают возможность реализовать свои собственные узкокорыстные планы, нанося тем самым серьезный урон национальным интересам. Суть второй модели заключается в том, что всем участникам процесса формирования внешнеполитического курса удается достичь единства идей и взглядов на понимание национальных интересов страны. Результатом подобного консенсуса становится

внешняя политика, отвечающая государственным интересам России. Сторонники третьей модели формирования российской внешней политики полагают, что внешнеполитический курс страны есть воплощение различных идеологических концепций – от либеральной до неоимперской.

Суммируя суть вышеизложенных моделей, можно сделать вывод, что они отражают как многообразие интересов и позиций различных социальных групп и представителей правящей элиты России во вопросу формирования внешнеполитического курса страны, так и сложность данного процесса.

Государство добивается реализации внешнеполитических целей путем развития взаимовыгодных политико-правовых, экономических и гуманитарных отношений с зарубежными странами на основе определенных приоритетов. Эти приоритеты во многом зависят от того, насколько те или иные отношения выгодны конкретному государству, укрепляют его международные позиции, способствуют подключению к ведущим тенденциям мирового развития, обеспечивают его безопасность, помогают решению глобальных проблем, позволяют обеспечивать основные права и свободы человека.

Средством осуществления внешней политики является дипломатия – принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Часто дипломатию определяют как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств, совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами.

Внешняя политика реализуется путем установления дипломатических отношений между странами, осуществления членства государств в международных организациях, проведения визитов, переговоров и контактов на разных уровнях, высшими из которых являются встречи глав государств и правительств. Важная роль в практическом осуществлении внешней политики принадлежит внешнеполитическим ведомствам и зарубежным дипломатическим представительствам.

Внешняя политика любого государства тесно связана с внутренней политикой и по определению является логическим продолжением политики внутренней. Так, выработанные Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко принципиальные подходы к социальноэкономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально ориентированной экономике,

главенстве закона, пресечении любых попыток национализма и экстремизма, находят свое логические продолжение во внешнеполитическом курсе нашей страны.

Внешнеполитический курс страны во многом определяется характером внутренней политики. Ни одно государство не в состоянии защитить свои национальные интересы на международной арене, если они не защищены внутри. Экономическое положение, политическая стабильность, соблюдение прав и свобод граждан, устойчивость национальной валюты, состояние инфраструктуры – объективные факторы, определяющие внешнюю политику страны. Государство в целом и каждый его гражданин в отдельности своим трудом формируют имидж своей страны на международной арене. Вместе с тем от характера внешней политики страны во многом зависит ее будущее. Внешнеполитическая обстановка в мире и в конкретном регионе существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном счете и внутренняя, и внешняя политика решают одну и ту же задачу – обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух упомянутых областей политики имеет свою специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство обладает монополией на политическую власть в данном обществе. Иными словами, необъемлемым свойством каждого государства является суверенитет – полнота законодательной, исполнительной и судебной властей на собственной территории. На международной арене единый центр власти отсутствует, а государства строят свои отношения на принципах равноправия и суверенного равенства, поддерживают международный мир и безопасность, используя для этого переговоры, разного рода соглашения и компромиссы.

Таким образом, внешняя политика призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой политике.

Государство без идеологии не может существовать и развиваться, не может противостоять ни внутренним угрозам, ни внешним. В этой связи Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отмечал: «Когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство ни казалось сильным и грозным». Самое впечатляющее доказательство этому – распад Советского Союза.

Идеология, являясь краеугольным камнем государственного строительства, оказывает прямое влияние на внешнюю политику государства, определяя ее особенности. Идеологические концепции, в основе которых лежат интересы определенных классов или

социальных групп, являются одной из движущих сил внешней политики любого государства.

История знает немало примеров, когда идеология отдельных государств, возведенная в ранг государственной политики, в том числе и внешней, становилась источником войн, бед и страданий. Так, фашистская Германия, руководствуясь мессианской идеологической доктриной установления мирового господства, главной целью своей внешней политики сделала распространение фашистской идеологи и определяемого ею социального устройства в глобальном масштабе. Подобная идеологическая доктрина стала причиной захватнической внешней политики фашистской Германии, которая в конечном итоге привела к возникновению Второй мировой войны.

Рассматривая вопрос взаимосвязи внешней политики и идеологии, нельзя не сказать о внешнеполитическом опыте Советского Союза. Сегодня широко распространено мнение, что содержание внешней политики СССР обусловливалось идеологией классовой борьбы на международной арене как движущей силы мировой политики. Внешняя политика СССР

была нацелена на помощь революционным, антиимпериалистическим силам и движениям, а это приводило к острой конфронтации СССР с США и западными странами. В конечном итоге это обернулось глобальным противоборством государств, принадлежащих к двум противоположным социально-политическим системам. Утверждается также, что советская внешняя политика отстаивала интересы международного рабочего класса и угнетенных народов, которые иногда противоречили национальным интересам советского государства.

В этих утверждениях есть немалая доля правды, однако следует отметить, что по мере развития Советского Союза классовый характер советской внешней политики постепенно утрачивался. Более того, в последующем, лозунги пролетарского интернационализма и мировой революции использовались руководством СССР для осуществления территориального расширения советского государства. Результатом подобной стратегии стало появление мировой социалистической системы, простиравшейся от ГДР на Западе до КНДР на Востоке. Энергичная имперская внешняя политика советского руководства позволила создать союз социалистических стран, по площади превосходивший владения дореволюционной России.

Вместе с тем внешнюю политику СССР нельзя назвать классовой в полном смысле этого слова, поскольку она не отражала интересы пролетариата СССР либо международного рабочего класса. В основе «классовости» этой политики лежали интересы советской партийно-государственной элиты и идеология правящей политической партии – КПСС. Эти интересы отождествлялись советским руководством с общенациональными интересами, однако на практике они часто не совпадали. Сейчас можно с полным

основанием утверждать, что один из главных внешнеполитических уроков советского периода заключается в признании ошибочности политики, ставящей идеологию правящей политической партии выше национальных интересов страны. Такая политика приводила не только к роковым ошибкам, подобно вводу советских войск в Чехословакию в 1968 году и в Афганистан в 1979 году. Эта политика обескровила советскую экономику в гонке вооружений с США (а по сути, со всем западным миром) и в конечном итоге явилась одной из главных причин развала СССР и мировой системы социализма. Участие Советского Союза в афганской войне – самый яркий пример тесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, пример того, как ошибочное внешнеполитическое решение может самым пагубным образом сказаться на внутриполитическом и экономическом положении государства и в комплексе с другими причинами привести к гибели страны.

В то же время опыт внешнеполитической деятельности СССР показал, что руководство страны проводило внешнюю политику исходя в основном из объективных потребностей общества, на основе правильно понимаемых национальных интересов, которые зачастую брали верх над идеологическими установками. Доказательство тому – налаживание Советским Союзом нормальных отношений с государствами Запада в начале 20-х годов, усилия советской дипломатии 30-х – начала 40-х годов, нацеленные на сдерживание агрессии фашистской Германии, формирование антигитлеровской коалиции.

Примером политики прагматизма и «не классовости» молодой Советской республики на международной арене является участие делегации РСФСР под руководством талантливого дипломата В.Г. Чичерина в работе Генуэзской конференции (апрель 1922 г.). Главной целью советской делегации было прорвать единый фронт капиталистических стран, добиться дипломатического признания советского государства, наладить торговоэкономические отношения с Западом. Отсюда вытекал далеко неклассовый наказ, данный делегации В.И. Лениным: «Вы туда едете как купцы, а не как коммунисты». Итогом работы советской делегации стало подписание в апреле 1922 года в Рапало (Италия) мирного договора между РСФСР и Германией. Договор предусматривал восстановление в полном объеме дипломатических отношений между Советской Россией и Германией и урегулирование всех спорных вопросов между ними путем взаимного отказа от претензий. Правительства двух стран договорились содействовать развитию торгово-экономических отношений, руководствуясь принципом наибольшего благоприятствования. Заключение договора явилось важной победой советской дипломатии и свидетельствовало о том, что руководство РСФСР, стремясь к созданию благоприятного внешнеполитического окружения, проводило внешнюю политику, исходя из национальных интересов страны, на время отбросив принцип классовой борьбы.

История СССР знает и примеры, когда осуществление пролетарского интернационализма во внешней политике не наносило ущерба национальным интересам советского государства, скорее наоборот. Речь идет о событиях 30-х годов прошлого века, ознаменовавшихся попытками японского милитаризма и германского фашизма осуществить передел мира и установить мировое господство. Первыми жертвами подобной политики стали республиканская Испания, Китай и Монголия. Военная помощь Советского Союза Китаю (по просьбе китайского правительства), участие в антияпонской войне китайского народа (1937–1939 гг.) советских воинов-добровольцев явились важным условием укрепления внутриполитической ситуации в Китае, создания и сохранения единого национального антияпонского фронта, главным фактором успешного отпора китайского народа японским агрессорам. Разгром Красной армией японских милитаристов в боях на реке Халхин-Гол (1939 г.) заставил руководство Японии отказаться от идеи открыть на Дальнем Востоке, параллельно с фашистской Германией, второй фронт против

Еще один яркий пример службы советской дипломатии по созданию благоприятных внешних условий для реформирования государства и общества – участие СССР в осуществлении процесса разрядки в первой половине 70-х годов, завершившейся подписанием Хельсинкского Заключительного Акта (1975 г.). Подписание в ходе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе упомянутого Акта, закрепившего спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны нерушимость послевоенных границ, явилось знаменательным успехом советской дипломатии. В то же время следует подчеркнуть, что подписание Советским Союзом Заключительного Акта одновременно означало, что СССР принимал на себя беспрецедентные, по тем временам, международные обязательства в области прав человека. Несомненно, что это была определенная идеологическая уступка советского руководства Западу, однако в этом примере отразилось умение партийно-государственной элиты СССР отличить главное от второстепенного, не стать заложником идеологических установок.

Современные идеологии некоторых государств, являющиеся частью их государственной политики, включают в себя упомянутые выше мессианские идеи. В первую очередь, речь идет о внешней политике Соединенных Штатов Америки. США, оставшись после распада Советского Союза единственной сверхдержавой, считают, что свои отношения с другими странами они должны строить с учетом соблюдения в этих странах прав человека, наличия демократии, свободы слова. Америкой накоплен огромный опыт лидерства, и со временем желание руководить другими только усиливается. Соединенные Штаты, на деле являясь государством № 1, считают, что они несут особую ответственность за обеспечение

мирового порядка и международной безопасности. В Вашингтоне считают, что наступает эра беспредельного господства «Пакс Американа». Соединенные Штаты мобилизуют все силы своего мощного внешнеполитического аппарата для реализации американского варианта светлого будущего для всего человечества. Причем, с целью внедрения «демократии» по своему образу и подобию США готовы действовать самостоятельно, без санкций ООН, даже в обход решений Совета Безопасности и норм международного права. И не только готовы, но и действуют. Пример тому – необъявленная война США и Великобритании против Ирака, цель которой – установление нового порядка в мире с особыми правами единственной сверхдержавы. При этом под каждую значимую внешнеполитическую задачу госдепартамент США выстраивает специальную конструкцию идеологического обоснования. Те же государства, которые пытаются проводить самостоятельную политику, идущую в разрез с американской идеологией «Пакс Американа», США зачисляются в разряд «оси зла». Со странами, не вписывающимися в упомянутую идеологическую модель, США готовы бороться до конца, применяя при этом испытанный метод «кнута» и «пряника». Пример Ирака наглядно продемонстрировал, что в международной практике создается опаснейший прецедент, когда международное право не в состоянии защитить суверенитет и территориальную целостность государства. Вчера Соединенные Штаты, защищая «интересы человечества», наказали непослушную Югославию, сегодня аналогичный урок преподан Ираку, а кто будет завтра?

Правда, в США есть и политики, считающие, что внешнеполитическая стратегия страны должна определяться прагматическими соображениями и не зависеть от идеологических установок. К тому же на планете имеются государства, не только не желающие играть роль «младшего брата» США, отвергающие американский диктат, но реально претендующие на роль лидеров и центров силы. Это объединяющаяся Западная Европа во главе с Германией, Китай, Япония, Россия. Таким образом, представляется весьма сомнительным, что временная гегемония США в международных делах сможет успешно завершиться окончательным установлением однополярного (американского) устройства мирового сообщества. Вряд ли по силам даже Соединенным Штатам командовать почти двумястами государствами с числом населения более 6 миллиардов!

Подводя итог рассуждениям о «классовости» внешней политики, можно сделать вывод, что внешнеполитическая стратегия того или иного государства в значительной степени определяется интересами конкретной группы людей или социального слоя, находящихся у власти. Вся история международных отношений свидетельствует, что у государства нет и не и может быть постоянных друзей или врагов, а могут быть лишь постоянные интересы.

Суть вопроса заключается в том, смогут ли политики, находящиеся у власти, заботясь о национальных интересах государства, подняться до их понимания и, если это потребуется, пренебречь собственными интересами в угоду общенациональным.

§ 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики

Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в Республику Беларусь. Однако первый шаг нашей страны на пути к реальному суверенитету был сделан 27 июля 1990 года, когда белорусский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Белоруссии, которой в августе 1991 года был придан конституционный статус. Следующим этапом суверенизации нашей страны стали известные события в Вискулях 8 декабря 1991 года, когда лидеры России, Украины и Беларуси – Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В Соглашении руководители трех славянских республик, в декабре 1992 года учредившие Союз ССР, констатировали, что отныне СССР как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование. Несколько позже, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате прошла встреча лидеров 11 стран бывшего СССР (отсутствовали республики Балтии и Грузия), на которой был обсужден весь комплекс вопросов, связанных с созданием Содружества Независимых Государств. Итогом встречи стало принятие алмаатинского протокола, Декларации и ряда других документов. В специальном соглашении главы 11 стран – учредителей СНГ договорились о создании высших координирующих органов СНГ – Совета глав государств и Совета глав правительств. Полностью суверенной (и дэ-юрэ, и дэ-факто) Республика Беларусь стала 25 декабря 1991 года, когда президент

СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего вооруженными силами СССР и передал важнейший атрибут государственной власти – право применения ядерной «кнопки» президенту России Б.Н. Ельцину.

С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами, и как европейская страна с многовековой историей развития белорусской государственности. Молодое белорусское государство коренным образом отличалась от всех предшествующих исторических форм существования белорусской нации. Это было

действительно новое государство, которому еще предстояло сформулировать основы своей внутренней и внешней политики, определить национальные интересы.

Все это предстояло сделать в непростой международной обстановке, которая сложилась к началу 90-х годов прошлого века. С окончанием холодной войны международные отношения утратили системообразующее начало, роль которого на протяжении почти полувека играла жесткая конфронтация двух противостоящих и примерно равновесных в военном отношении военно-политических блоков. Система международных отношений, долгое время державшаяся на страхе ядерной войны и глобального уничтожения, лишилась его, оказавшись незащищенной от множества старых и новых проблем. Современных же механизмов, способных поддержать международную безопасность на должном уровне, создано не было. В результате процесс формирования новой системы международных отношений затянулся на долгие годы, и до настоящего времени международная система по-прежнему находится в переходном состоянии.

Центральное место во внешней политике любого государства занимают национальные интересы. Категория «национальный интерес» является ключевой в политологии и теории международных отношений.

Под национальными интересами понимаются официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, вероятностными или возможными угрозами. На уровне государственной политики национальные интересы, являясь важным элементом концепции национальной безопасности, представляют собой важный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны.

Национальные интересы в области внешней политики наиболее полно находят свое отражение в военно-политической и дипломатической областях. В военно-политической сфере эти интересы заключаются в необходимости обеспечения суверенного развития государства, исключении возможного его распада, недопущении раскола в вооруженных силах, сохранении мира и стабильности как внутри страны, так и на границах с сопредельными государствами. Национальные интересы в дипломатической области находят свое выражение в выработке внешнеполитической стратегии, основанной на демонстрации целей, не связанных с пересмотром существующего международного порядка или использованием государством своих возможностей в изменении международной обстановки, ухудшающей положение других стран. Деятельность государства на международной арене становится логичной и предсказуемой, если ее

представить в виде последовательной и согласованной цепочки действий, в ходе которых реализуются национальные интересы.

Следует отметить, что в научной и публицистической литературе наряду с категорией «национальные интересы» часто употребляется понятие «национально-государственные интересы». В этом понятии между национальными и государственными интересами ставится знак равенства, и тем самым они отождествляются. Однако, как представляется, подобное отождествление указанных понятий является не совсем корректным в случае, если мы будем вести речь о многонациональных государствах.

Каждое государство имеет свои собственные национальные интересы, которые нередко приходят в столкновение с национальными интересами других стран. Необходимость регулирования национальных интересов различных государств стала основной причиной создания международных и межгосударственных систем коллективной безопасности.

Разрабатывая шкалу собственных национальных интересов в сфере внешней политики, руководство Республики Беларусь исходило из следующих внешнеполитических императивов: обеспечение надежной безопасности страны, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, создание демократического государства при соблюдении гарантированных условий для свободной и безопасной жизни каждого его гражданина, учет факторов политэничности и поликонфессиональности белорусского народа, многовекторность внешней политики страны при равнозначности и взаимодополняемости двух исторических векторов внешней политики Беларуси – восточного и западного. Вместе с тем национальные интересы нашего государства во внешнеполитической сфере должны были органически вписываться в контекст формирующегося нового миропорядка.

Главный итог прошедшего пятилетия, – отмечалось в выступлении Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Втором Всебелорусском народном собрании (май 2001 г.), – заключается в том, что впервые за многовековую историю нашего народа Беларусь состоялась как независимое и самостоятельное государство. Таким образом, есть все основания говорить, что процесс формирования белорусской внешнеполитической концепции завершен. Основными достижениями 12-летнего периода развития суверенной Беларуси в сфере внешней политики явились: международное признание страны; расширение участия Беларуси в международных организациях; продвижение по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей; существенный прогресс в белорусско-российской интеграции; ядерное разоружение, формирование дружественных отношений с сопредельными государствами.

Национальные интересы Республики Беларусь в области внешней политики

включают в себя геополитические, экономические, военно-политические и региональные интересы. Разрабатывая систему национальных интересов, Беларусь учитывает главные тенденции современного европейского развития, оказывающие прямое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. К числу названных тенденций следует, в первую очередь, отнести политику расширения Европейского Союза и расширения НАТО на Восток.

Геополитические интересы нашей страны связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Геополитическое положение Беларуси исключает одностороннюю ориентацию ее национальных интересов. Мы заинтересованы в многовекторной внешней политике, поддержании баланса между европейским и евроазийским политическим и экономическим пространством. Одновременно Беларусь будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира и учитывающей интересы других государств планеты.

Экономические интересы Беларуси, обусловленные нынешним этапом глобализации мировой экономики, связаны с насущной потребностью белорусской экономики интегрироваться в мировой и европейский процесс. Успешное решение данной проблемы станет залогом обеспечения страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, поддержания на должном уровне конкурентоспособности национальной продукции, обеспечения стабильности финансово-кредитной системы, успешного научно-технического прогресса. При этом Республика Беларусь принимает во внимание, что нынешний этап глобализации, создавая дополнительные возможности для социально-экономического прогресса и расширения контактов между странами и народами, одновременно усиливает мировые противоречия и предъявляет новые требования к роли государства и функциям государственного управления. Глобализация оказывает также существенное влияние на внешнюю политику государств, требует гибкого сочетания политики отстаивания национальных интересов в сфере безопасности, создания благоприятных внешних условий для социально-экономического развития с активным поиском путей сотрудничества и расширением круга партнеров и союзников. Глобализация одновременно порождает и новые опасности, усиливает вероятность возникновения крупномасштабных финансовоэкономических кризисов.

Военно-политические интересы Республики Беларусь строятся с учетом основной тенденции нынешнего европейского развития – расширением НАТО на Восток, а также с учетом роста международного терроризма, транснациональной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия. Все это требует от руководства страны принятия

дополнительных мер по укреплению обороноспособности государства. Беларусь никому не угрожает, у нас ни с кем нет конфликтов, которые могли бы перерасти в вооруженные столкновения. Сегодня нет реальной угрозы вооруженного нападения на Беларусь. Однако руководством Беларуси принимается во внимание усиливающаяся тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании Соединенных Штатов Америки. Эта тенденция грозит отбросить мир к тому времени, когда война признавалась приемлемым инструментом внешней политики. При этом важнейшим условием обеспечения безопасности как Беларуси, так и России, серьезным фактором укрепления региональной безопасности является созданное белорусско-российское единое оборонное пространство.

Военно-политические интересы белорусского государства заключаются в обеспечении эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны, ее государственного строя, поддержании и сохранении должного уровня вооруженных сил, военного и экономического потенциала. Долговременным политическим и военным интересам, принципам европейской безопасности соответствует безъядерный статус Беларуси.

Региональные интересы Беларуси заключаются в обеспечении баланса многостороннего и двустороннего сотрудничества при обеспечении национальной безопасности страны. Политические и, в первую очередь, экономические интересы настоятельно требуют активизации деятельности нашей страны с государствами других регионов. В этой связи Президент Беларуси, обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и парламенту 16 апреля 2003 года, подчеркнул: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам».

Национальные интересы Республики Беларусь тесно связаны с принципами внешнеполитической деятельности, которые четко обозначены в Конституции белорусского государства. Так, в преамбуле Основного закона отмечается, что белорусский народ сознает себя полноценным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям. В статье 1-й Конституции, закрепляющей суверенитет белорусского государства, подчеркивается: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и порядок». Высшей целью общества и

государства, гласит Основной закон страны, являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. В Конституции нашел отражение и принцип соотношения национального законодательства Беларуси и международного права. В статье 8-ой говорится: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства», однако «не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В этой же статье зафиксирована государственная позиция, касающаяся возможности вхождения нашей страны в различные интеграционные объединения и межгосударственные союзы. В статье отмечается: «Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные объединения и выходить из них». Важные положения, касающиеся защиты граждан Беларуси за границей и возможности их выдачи иностранному государству, зафиксированы в статье 10-й Конституции: «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь».

Наиболее полно принципы внешней политики Республики Беларусь изложены в статье 18-й Основного закона. В ней говорится: « Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права». В этой же статье нашел отражение и такой важный принцип внешней политики Беларуси как приверженность политике ядерного разоружения и демилитаризации международных отношений. В статье подчеркивается: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».

К числу важнейших принципов внешней политики Беларуси следует отнести и отсутствие у нашего государства каких-либо территориальных претензий к другим странам, равно как и непризнание Беларусью территориальных претензий к ней со стороны других государств.

Обозначенные выше принципы внешней политики Республики Беларусь стали основой для определения целей и задач внешнеполитической стратегии нашего государства.

Ливонская война (1558–1583 гг.). Причины войны:

1. Стремление России выйти в Балтику, заполучить морские порты и напрямую торговать с Европой.

2. Приобретение новых хозяйственно освоенных земель.

В 1582 г. Россия и Речь Посполитая подписали Ям-Запольское перемирие с сохранением старых границ. В 1583 г. по Плюсскому перемирию со Шве­цией Россия потеряла крепости Ям, Копорье, Ивангород, Корелу (Кексгольм), сохранив часть Балтийского побережья с устьем Невы.

Причины поражения России в Ливонской войне.

1. Неверная оценка Иваном IV расстановки сил в Прибалтике.

2. Отвлечение войск для отражения крымских набегов.

3. Отсталость экономики России, не способной к многолетней войне.

4. Ослабление России из-за опричного террора Ивана IV.

Опричнина 1565–1572 гг.

Опричнина особый порядок управления, система репрессивных мер, направ­лен­ных на ослабле­ние боярства, оппозиционного Ивану IV.

Причины опричнины. 1. Иван IV стремился подчинить бояр, укрепить самодержавную власть.

3. Особенности характера и психики царя. Иван IV, человек ма­ниакально-подозритель­ный, всех подозревал в измене.

Сущность опричнины. Существуют две точки зрения на опричнину:

1. Опричнина – плод безумства Ивана IV, она не имела политического смысла (В.О. Ключевский, С.Б. Веселов­ский, И.Я. Фроянов и др.).

2. Опричнина – хорошо продуманный политический ша­г царя. Она была направлена против оппозиции, противостоявшей самовластию Ивана IV (С.М. Соловьёв, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин и др.). Казнив Влади­мира Старицкого, царь расправился с последним княжеским уделом. Расправа над митрополитом Филиппом запугала церковь. Погром в Новгороде уничтожил остатки вечевой вольности. Это усилило централизацию государства.

Итоги и последствия опричнины:

1. Усилилась личная власть царя и её деспотический характер;

2. Увеличилось бегство крестьян на окраины страны;

3. Опричнина привела к поражению в Ливонской войне и кон­фузу во время набега крымских татар 1571 г. (опричное вой­ско разбежалось);

4. Опричнина разорила страну, поставила государство на грань национальной катастрофы, стала одной из предпосылок Смуты.

В 1572 г. царь разочаровался в Опричнине и отменил её. Слово «Оп­ричнина» было запрещено под страхом наказания кнутом.

Опричнина вызвала бегство крестьян. В 1581 г. Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, учредив «заповедные лета ».

Смута в начале 17 века. Причины, последствия, содержание. Борьба русского народа против Польско-Шведской интервенции.

«Смута» события конца XVI – начала XVII в. в России, эпоха кризиса госу­дарственности, гражданская война, сопровождаемая народными восстаниями, правлениями самозванцев, польской и шведской интер­венцией и разорением страны . Интервенция – от латин. inter­ventio (вмешательство) – насильствен­ное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Термин «Смутное время» был принят историками XVIII–XIX вв.

Предпосылки Смуты.

Разорение страны из-за Ливонской войны и опричнины;

Усиление эксплуатации народа, бегство кре­стьян на окраины страны;

Закрепощение крестьян, стремление власти пресечь их бегство;

Пресечение династии Рюриковичей.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.)

Второй период смуты . В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке.

1617 – Столбовский мир со Швецией (России возвращён Новгород, Шв. сохранила за собой Балт. побережье)

1618 – Воен. поход Владислава (польского царевича), отраженный русскими пвойсками

Деулинское перемирие с Польшей на 14, 5 лет, за ней остались Смоленск и Чернигов

Какие принципы взаимоотношений с другими государствами отстаивал Александр I?

В этой цитате он объявляет себя противником агрессии, поборником справедливости в Европе и сторонником невмешательства во внутренние дела других государств.

Какие территории были присоединены к России в годы правления Александра I?

Финляндия, Молдавия, Валахия и часть Галиции.

Сравните выводы и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 367).

Вопрос: Александр I – завоеватель или миротворец?

Ответ: Александр I в гораздо большей степени является миротворцем. Русские полки во время Наполеоновских войн воевали почти по всей Европе, взяли Париж, но территории, присоединённые к России были небольшими. Окончательно показывает суть политики Александра создание Священного союза. Он не приносил России выгоды. Более того, из-за него были упущена блестящая возможность в Греции, по условиям союза Россия безвозмездно посылала свои войска в другие государства, несла военные расходы, ничего не получая взамен. Однако союз был призван сохранять мир в Европе, потому император на него пошёл, даже был его инициатором.

Россия в основном стремилась к удержанию своих земель. Однако в некоторых случаях оставались застарелые конфликты (например, с Турцией и Швецией). На этих направлениях Россия стремилась к расширению своих владений, потому её политику можно назвать умеренно захватнической, но в то время ни одна из сильных держав не придерживалась иной. В то время страна либо готова была захватить чужие земли, либо неизбежно теряла свои.

По карте на форзаце 1 определите страны, с которыми Россия должна была взаимодействовать на разных направлениях своей внешней политики: на европейском, в «восточном вопросе», на кавказском направлении, на центральноазиатском, на дальневосточно-тихоокеанском.

На европейском направлении Россия граничила со Швецией, Пруссией и Австрией, но взаимодействовала так или иначе со всеми государствами региона, даже с Рагузской республикой (столицу которой Дубровник на территории современной Хорватии русские войска совместно с черногорскими даже осаждали в 1806 году).

На кавказском направлении приходилось взаимодействовать с Турцией и Персией.

«Восточный вопрос» – это решение судьбы Турции.

В Центральной Азии Россия взаимодействовала с Персией, а также с Бухарским эмиратом и многочисленными мелкими государствами.

На Дальнем Востоке главном партнёром являлся Китай, учитывая политику самоизоляции Японии.

На Американском континенте Россия взаимодействовала с Великобританией и Испанией, с чьими владениями соответственно на территории современных Канады и Калифорнии граничили её владения (Аляска и форт Росс). С 1821 года место Испании заняла Мексика, частью которой стала Калифорния. Также на Гавайях, где непродолжительное время существовала Елизаветинская крепость, русские взаимодействовали с местными королями и с американцами.

По схеме на с. 34 определите, из каких частей состояли вооружённые силы России. Как формировался солдатский и офицерский состав армии?

Вооружённые силы состояли из регулярных и нерегулярных войск с преобладанием первых. Офицерами в регулярных частях были дворяне, как закончившие военные училища, так и просто записавшиеся в полк, а солдатами – набранные по рекрутской повинности представители податных сословий (в основном крестьяне). Нерегулярные части составляли казаки и служивые инородцы.

Война против Персии 1804-1813 годов началась как защита добровольно присоединившихся к России территорий, но закончилась вхождением в империю новых ханств на территории современного Северного Азербайджана. Потому с сегодняшней точки зрения её можно назвать захватнической, но с точки зрения того времени она привела всего лишь к присоединению спорных территорий.

В то же время в Европе русские войска воевали не за расширение территории своего государства, а в интересах других монархов (ради возвращения территории одним и самих корон другим). Эту войну захватнической назвать никак нельзя.

Составьте служебную записку о значении Тильзитского мира с точки зрения французского и русского дипломатов. Есть ли существенные расхождения в их оценке событий, происходивших на берегах Немана в 1807 г.?

Записка французского дипломата

Переговоры прошли удачно. Россия больше не угрожает нам. Более того, она присоединилась к континентальной блокаде, что позволит, наконец, поставить Великобританию на колени. Оби императора выказали друг другу сердечную приязнь. Возможно, союз будет даже углублён. Это будет в наивысшей степени выгодно для нас, так же, как для России, хотя Александр до сих пор этого не понимал. Русская территория – плацдарм для удара по Индии, что очень сильно ослабит Великобританию, а выгоды от победы обе империи вполне могли бы разделить.

Записка русского дипломата

Договор подписан. Россия в настоящий момент потеряла не много, но Франция слишком много получила. Мы признали всё её завоевания, создание Герцогства Варшавского, урезание территории Пруссии, признали безродных родственников Бонапарта и даже его маршалов монархами. Россия согласилась вывести свои войска из Молдавии и Валахии, отказалась от претензий на Ионические острова. Но важно не это. Теперь, когда мы вынуждены выйти из борьбы, корсиканца не кому остановить: англичане воевать на суше не умеют. Кроме того, некоторые говорят, что присоединение к континентальной блокаде приведёт к большим для нас убыткам.

Сравнение

Французы радовались заключению этого мира и надеялись на расширение союза, рассчитывали использовать Россию в борьбе с Великобританией, в то время как русские считали этот договор вынужденной мерой, к которой они были принуждены силой. Россия изначально надеялась соблюдать соглашения не полностью и расторгнуть их при любом удобном случае.

Можно ли признать действия России после заключения Тильзитского мира захватническими? Объясните свое мнение.

Россия захватила территории, ранее ей не принадлежавшие, например, Финляндию. Потому с современной точки зрения её можно назвать захватчицей. Но с точки зрения людей того времени это была борьба за спорные земли. И действительно спор между русскими и шведами за контроль над финнами длился ещё со времён Новгородской республики.

Представьте, что вы один из генералов, искренне преданных Наполеону. Как бы вы оценили поступок Бонапарта по отношению к герцогу Энгиенскому? Если бы вы были приближённым императора Александра I, то каково было бы ваше мнение по данному вопросу?

Мнение наполеоновского генерала

Это дело нельзя назвать ни достойным, ни славным, но оно было необходимо. Говорят, что герцог замышлял покушение на нашего императора. Кроме того, мы остаёмся наследниками великой революции, мы должны бороться с аристократами. Ходят слухи, что герцога захватили в результате обмана. Но это лежит на совести исполнителей, не на чести Франции.

Мнение приближённого Александра

Это гнусное преступление. Убийство представителя королевской династии – всегда отвратительно, а ведь предки Луи Антуана Анри де Бурбон-Конде, герцога Энгиенского восходят к Людовику Святому и Гюго Капету. Но в данном случае оно ещё и бессмысленно жестоко. Герцог не занимался политикой, его расстрелом Бонапарт ничего не выиграл. Нужно заставить его об этом пожалеть.

Обсудите, можно ли было, на ваш взгляд, разрешить противоречия, возникшие между Россией и Францией после Тильзитских договорённостей, путём мирных переговоров? Обоснуйте свое мнение.

Основные противоречия были связаны с континентальной блокадой. Россия несла из-за неё огромные убытки, но для Наполеона она был краеугольным камнем его политики. Эти противоречия можно было решить только одним мирным путём – две страны могли вступить в настоящий союз и вместе атаковать британские колонии в Индии. Это позволило бы России компенсировать потери, а Франции – существенно ослабить главного противника. Однако на войну, совместную с узурпатором престола против законного короля Александр I никогда не пошёл бы. Потому противоречия между странами были неразрешимыми.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.