Дополнения прямые и косвенные таблица. Прямое и косвенное дополнения в русском языке

В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.

Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими :

  1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
  3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В русском языке дополнение отвечает на падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
  4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

Виды дополнений

Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

  1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

  1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
  5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
  6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
  2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
  4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

  1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
  4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).

Дополнение как часть оборота

В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение - это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

Как в предложении найти дополнение?

Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это

Второстепенные члены предложения - основа полных высказываний

Второстепенные члены предложения - тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение - это те которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.

В российском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются или главными членами, или второстепенными. Главные составляют грамматическую базу и указывают на предмет, о котором речь идет в выражении, и на его действие, а все другие слова в конструкции являются распространяющими. Посреди их языковеды выделяют определения, происшествия и дополнения. Без второстепенных членов предложения нереально было бы поведать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а поэтому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье пойдет речь о роли дополнения в российском языке.

Благодаря данному члену предложения просто сконструировать полное выражение, в каком будет обозначено не только лишь действие головного героя повествования, да и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтоб не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить величавый и могучий российский язык.

Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который показывает на предмет, являющийся результатом деяния головного лица в предложении либо на который это действие ориентировано. Может быть выражено последующими частями речи:

  1. Личным местоимением либо именованием существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть применено как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Хоть какой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она взглянула на вошедших людей).
  3. Часто дополнения в российском языке выражаются инфинитивом (Предки просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл 6 вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он гласил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В российском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а конкретно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к последующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве хоть какого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию либо имени прилагательному, употребленному в качестве хоть какого из членов предложения (Взвешивающий крупу; серьезный к дочери).
  4. К наречию в качестве хоть какого из членов предложения (Неприметно тебе).

Виды дополнений

Если данный член предложения находится в зависимости от глагола, то он может быть 2-ух видов:

  1. Прямые дополнения в российском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так либо по другому, относится действие головного лица. К примеру: я отлично помню денек, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не возвратить уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жалко» и « жаль» (И нам жалко чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в российском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными совместно с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с неспокойным видом; его пробы сделать дела с одноклассниками увенчались фуррором).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в российском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать последующие объекты:

  1. Предмет, приобретенный в итоге деяния (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет либо лицо, которое подвергается действию (Отец изловил рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому ориентировано чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и познаний (Она знала зарубежные языки и свободно могла разговаривать; ее заинтересовывала философия и забугорная литература).
  5. Место, которое преодолевается основным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку галлактические дали).
  6. Объект желания либо мысли (Сейчас я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в российском языке, употребленное без предлогов, может иметь последующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых речь идет в словосочетании либо предложении, а конкретно объект, на который ориентировано действие (Собрали сбор).
  2. Объект заслуги либо прикосновения (Сейчас получил диплом; он будет счастлив, когда коснется только ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердечко).
  4. Субъект либо состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень большой; ему должно быть жалко).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут получать последующие цвета значений:

  1. Материал, из которого изготовлен тот либо другой предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо либо предмет, который является предпосылкой состояния (Отец волновался о отпрыску).
  4. Объект, к которому ориентированы мысли и чувства. (Он говорил достоинства собственной работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в ранешном возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении головного деяния (По приезде внуки окружили бабушку и длительно ее целовали.).

Дополнение как часть оборота

В российском языке есть такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особенное словосочетание, в конструкцию которого заходит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Реальным оборот считается в этом случае, когда дополнение - это лицо, к которому ориентировано действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. К примеру: нарвал букет, остриг газон.

Страдательным именуют оборот, в каком в базе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение показывает на основной объект выражения. К примеру: полковник был стремительно подхвачен рядовыми и выслан в госпиталь.

Как в предложении отыскать дополнение?

Вопросы дополнения в российском языке очень ординарны, а поэтому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, отыскать его в контексте не очень трудно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-1-х, выделить грамматическую базу, а после найти связь слов в предложении средством поставленных вопросов. Поначалу от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после конкретно и меж второстепенными членами. На письме каждое слово, зависимо от того, к какой категории оно относится, обозначается особенным видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.

Второстепенные члены предложения - база полных выражений

Второстепенные члены предложения - тема довольно большая и содержит много правил, но если на ее исследование не издержать достаточное количество времени, не получится завладеть настолько величавой наукой, как российский язык. Событие, дополнение и определение - это те составляющие предложения, которые позволят сформировать выражение, раскрывающее весь смысл повествования. Без их язык утратил бы всю свою красота. А поэтому очень принципиально к этой теме подойти со всей ответственностью, чтоб знать, как верно употребить то либо другое слово в контексте.

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:

Потребность в познавательной деятельности,

Готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение .

Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.

Задачи:

образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого);

Воспитательная : формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая : развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Методы и формы обучения : частично- поисковый, самостоятельная работа с применением ИКТ, индивидуальный, работа в парах.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : карточки с заданием и текстом, презентация, видеопроектор

Ход урока:

1этап Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется … ДОПОЛНЕНИЕ.

Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять дополнение.

Но начнем урок с проверки домашнего задания.

2 зтап Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Проверка дом. зад . (у доски 3 человека –инд. работа по карточкам)

2. упр.160 ; синтаксический разбор СС. – комментирование

Класс записывает сочетания слов: назвать СС с подчинительной связью. Работа в парах.

Слово и дело, бить баклуши, продолжали учиться, около крепости, луг росист, принять резолюцию.

Что можете сказать о других сочетаниях?

3.Лингвистическая разминка. (3 слайд ) Указать способ подчинительной связи.

Записать ответ загадки.

По вар.(загадки чередуем)

Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? 3-ий слайд.

Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)(прил.+сущ)

Падают с ветки золотые монетки.
(Желтые листья) (прил.+сущ.)

У двух матерей по пяти сыновей.
(Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)

Широко, а не море, золото, а не деньги,
Сегодня на земле, а завтра на столе.
(Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)

1в -зубная щетка, пальцы на руках; 2в.-желтые листья, поле пшеницы)

4.Проверка инд. работы у доски.

1- я карточка. Написать по памяти словарные слова из рамочек.(стр. 57-77 – из дом. работы) Дать лексическое значение слову РЕЗОЛЮЦИЯ(постановление, решение), составить СС с этим словом по схеме: гл(гл. слово).+ сущ В.п. (принять резолюцию)

2-я карточка. Синтаксический разбор предложения: Притча - образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения поучительных истин. Расставить знаки препинания.

3-я карточка. Матушка, знавшая наизусть… обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу подалее. Синтаксический разбор предложения. Выписать СС с подчинительной связью управление.

5. Фронтальный опрос: (проверка опережающего дом. задания - параграф 16)

Какие члены предложения называются второстепенными?

Перечислить второстепенные члены предложения (примеры из предложения на доске)

Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?

Что называется дополнением? Назвать СС по схеме гл. +сущ. В.п из словарного диктанта (принять резолюцию)- запись сс.

2 этап. Постановка учебной задачи.

1.Итак, определите цели и задачи урока…

Наша задача – ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.

Обобщить имеющиеся знания и обратить внимание на новые факты,

научиться определять:

Дополнения прямые и косвенные;

Способы выражения дополнений. Сформулируем тему урока. Запишем формулировку темы.

(1-ый слайд)

3 этап . Совместное исследование проблемы .

Теория: параграф 16,стр. 75 - по плану.

Какую новую информацию о дополнении вы узнали из 16 параграфа ? Что у вас вызвало затруднение?

Какие дополнения называются прямыми?

Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?

В каких случаях? Какие дополнения косвенные?

Прямые и косвенные дополнения. Чтение абзаца параграфа. Сопоставление с таблицей.

Слайд 4

4 этап. Реализация построенного проекта.

Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Проверка задания на доске–корректоры)

Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

Задание «Корректоры»: 3 карточки – проверяет класс.

1.Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть дополнения в следующих предложениях и указать падеж:

Экспидиция пересикла долину.- 1-ый ряд

Буря мглою небо кроит. -2-ой ряд

Березы заплитают солнце (в косы) -3-ий ряд

Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте? (выделить грамматическую основу.)
- Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)
- И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).

2.Учитель показывает слайд 5.

Выделить грамматическую основу предложения.

Найти словосочетания.

Задать вопрос от главного слова к зависимому.

Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то - это другой второстепенный член предложения.

4этап. Совместное исследование проблемы.

Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.

Как отличить форму И.п. и В.п?

Задание «Корректоры»

Порядок слов прямой: подлежащее стоит на первом месте.

А теперь изменим порядок слов на обратный. (3-е предложение)

Солнце заплетает березы.

Вывод:

Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Задание «Корректоры»)

5 этап. Первичное закрепление .

Упр.166 1в – 3-4; 2в -6-7 (по образцу) алгоритм рассуждения

2. Слайд 6

1вар.- задание: обозначить грамматические основы и дополнения

(читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)

Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?

Наша жизнь.

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.

А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается «под дождем, ветрами, бурями»?

Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…

Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?

Вера, любовь.

2 вар. – зад. : в каждом предложении (простом и сложном) найти грамматическую основу (основы) и дополнение.

Слайд 6 . «Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

3.Физминутка- слайд 7

А теперь все ровно сели,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза

6 ЭТАП. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какими частями речи может быть выражено дополнение?

(любая часть речи в значении сущ.)

Примеры из учебника (параграф 16)

Слайд 8

Заполните таблицу, определив, какими частями речи выражены дополнения - выписать СС (сказ.+ доп.)

работа в парах (слайд 9)

Большим все можно. 1 Прил.

Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.

Помним погибших… 3 прич.

Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.

Он попросил Мери спеть. 5 Инф.

Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6 Прил.

Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.

На море я увидел несколько рыбаков. 8 Цельное наименование.

Я увидел девушку со слепым.

Вывод: кроме сущ. и мест. Дополнение может быть выражено другими частями речи в значении сущ.: прилагательным, числ., прич., наречием, междометием, н. ф. глагола. А также неделимым сочетанием.

Инфинитив- дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

Попросил (о чем?) сесть

7 этап. Конструирование нового способа действия.

Проблемный вопрос: как различить роли инфинитива?

слайд 10

Инфинитив –дополнение

И глагол в

Личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить

Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие

Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать (прошу я,а подождать должны вы)

Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого

Н.Ф. можно заменить существительным:

Условился встретиться – условился о встрече

СГС

Владимир начинал беспокоиться.

Он перестал улыбаться.

Лиза решила помочь сестре.

Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.

8 ЭТАП. Переход к этапу решения частных задач

Слайд 11

Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её:
а) скучаю по вам
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд

Из сочинений! Исправь ошибки..Работа у доски по карточке.

Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек.

Слайд12 Класс работает по таблице устно. Вариативные конструкции

Подобрать существительные к данным словам. Обозначить прямые дополнения.

1в.

Вера (во что?)

Одеть (кого? что?)

Рецензия (на что- либо)

Заплатить (за что?) за

Прийти в школу
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Наглядность: плакаты, фломастеры

Ход урока

I . Организационный момент (1-2 мин)

а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”

III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

1. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

6.Презентация справочника (9 слайд).

На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

7. Выборочное упражнение.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

8. Работа по таблице(Слайд №10)

Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)

(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )

Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.

дополнения обычно относятся к членам предложения, выраженным глаголами или безлично-предикативными словами, т.е. сказуемым. Члены предложения, выраженные именами существительными, могут иметь при себе дополнения, как правило, в том случае, если имена существительные образованы от глагола (распространять - распространение; преобразовать - преобразование ) или соотносятся с ними по значению (любовь - любить, ненависть - ненавидеть ). Ср.: распространять журналы - распространение журналов; преобразовать природу - преобразование природы; любовь к другу - любить друга; ненависть к врагам - ненавидеть врагов.

Дополнения со значением объекта, по отношению к которому проявляется тот или иной признак (значение менее употребительное), могут относиться к членам предложения, выраженным прилагательными или наречиями; прилагательное обычно выступает в роли сказуемого или соотносится с ним по функции (например: Мы горды своими достижениями; Звук приятный для слуха; Звук, который приятен для слуха ); наречие - в роли обстоятельства, относящегося к сказуемому (например: делать незаметно для других ).

Таким образом, входя в словосочетания, выражающие объектные отношения, дополнения относятся к тем членам предложения, которые так или иначе связаны с глаголами: они могут быть выражены глаголами или другими частями речи, соотносительными с глаголами по образованию или значению, и, наконец, могут относиться к членам предложения, обычным способом выражения которых является глагол.

    Дополнения при членах предложения, выраженных глаголами и безлично-предикативными словами

    При членах предложения, выраженных глаголами и безлично-предикативными словами, различаются дополнения прямые и косвенные.

    Прямое дополнение - это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие. Например: Я очень хорошо помню тот день , когда Ахматова вышла из своей маленькой комнаты (Ард).

    Сказуемые, выраженные переходными глаголами с отрицанием, могут иметь при себе прямое дополнение в форме родительного падежа без предлога. Например: Но не вернуть ей дней былых (Н.).

    В форме родительного падежа без предлога может быть дополнение, обозначающее неодушевленный предмет, при безлично-предикативных словах жалко, жаль; жалко времени, жалко жизни (ср. жалко брата, жалко женщину ); И чего-то нам светлого жаль (Бл.).

    В зависимости от конкретного значения глагола, которым выражен член предложения, поясняемый дополнением, прямое дополнение может иметь различные оттенки значения. Оно может обозначать объект, являющийся результатом действия: Задумаю - реки большие надолго упрячу под лед, построю дворцы ледяные, каких не построит народ (Н.); объект, подвергающийся действию: Думнов щуку убил и еле-еле донес (Пришв.); объект чувства, восприятия: Люблю я пышное природы увяданье , в багрец и золото одетые леса (П.); Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа (П.); объект знания, освоения: Он знал классические и многие современные языки , античную и новую философию, литературу, искусство (Ард.).

    Дополнение может обозначать пространство, преодолеваемое при помощи действия: Я земной шар чуть не весь обошел, - и жизнь хороша, и жить хорошо (М.), а также называть объект мысли, желания: Теперь и я вспомнила вас (Ч.).

    Косвенное дополнение - это дополнение, выраженное формами винительного падежа с предлогами, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: Женщина вскочила и стала всматриваться в даль с видом беспокойства (Л.); Я взбежал по маленькой лестнице , которая вела в светлицу (П.), Я нажимаю на кнопку звонка (Ард.); В конце концов хлопоты его увенчались успехом (Ард.).

    Дополнения, выраженные формами косвенных падежей без предлогов, входя в словосочетания, передающие объектные отношения, могут обозначать объект, подвергающийся действию: Набрав грибов , мы отправились домой ; объект удаления, лишения: Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных и не тужит ни о забытой старине, ни о почиющей родне (П.); объект прикосновения, достижения; Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо или коснется горячо ее руки (П.); объект, на который направлено, обращено действие: Разве молнии велишь: не литься?! (М.); Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам , и карточным гаданьям , и предсказаниям луны (П.); орудие или средство действия: Что написано пером , того не вырубишь топором (посл.); Они были отброшены давлением в десять раз превосходившего противника (А.Н. Т.). Дополнения могут обозначать субъект действия или состояния: Конечно, мне должно быть совестно (Т.); Убитый мною медведь был из крупных (Арс.).

    Дополнения, выраженные формами косвенных падежей с предлогами, входя в словосочетания, передающие объектные отношения, могут иметь различные оттенки значений. Они могут обозначать материал, из которого что-либо изготовлено: Казалось, что собор выстроен не из камня , а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс (Пауст.); объект, по отношению к которому совершается, направляется или распространяется действие: Плывут над заливом балтийские тучи, и плещутся волны в холодный гранит (Сим.); объект, по отношению к которому проявляется состояние: Мать беспокоилась о сыне ; объект мысли, высказывания, чувства: Она стала говорить о достоинствах своего учреждения (Ард.); объект, ради которого совершается действие: Ей хотелось самой вскопать и удобрить землю под огород ; могут иметь значение удаления: На электростанции он был оторван от железной дороги (Н. Остр.); могут обозначать лицо, совместно с которым совершается действие: После приговора матросы окружили Шмидта, прощались с ним (Пауст.).

    Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие. В роли дополнения может выступать субъектный и объектный инфинитив.

    Инфинитив называется субъектным , если субъект обозначенного им действия совпадает с субъектом действия, которое обозначено поясняемым глаголом. В предложении Они условились встретиться завтра субъект действия, обозначенного инфинитивом встретиться , и действия, обозначенного формой прошедшего времени условились , один и тот же.

    Инфинитив называется объектным , если субъект действия, обозначенного инфинитивом, не совпадает с субъектом действия, обозначенного поясняемым словом. В предложении Я прошу вас прочесть статью субъекты действий, обозначенных глаголами прошу и прочесть , не совпадают (ср.: Я прошу, чтобы вы прочли статью ).

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами прилагательными

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами прилагательными, обозначают объект, по отношению к которому обнаруживается или проявляется тот или иной признак. Дополнение, например, может обозначать объект, конкретизирующий внутреннее содержание признака: Довольный праздничным обедом , сосед сопит перед соседом (П.); объект, ограничивающий сферу проявления признака: Он [Морозка] с неведомой ему - грустной, усталой, почти старческой - злобой думал о том, что ему уже двадцать семь лет, и ни одной минуты из прожитого нельзя вернуть, чтобы прожить ее по-иному, а впереди тоже не видно ничего хорошего, и он, может быть, очень скоро погибнет от пули, не нужный никому (Фад.); Есть вещи, совершенно ненужные и невозможные для роботов , например юмор (Гран.); объект сравнения: Цветы последние милей роскошных первенцев полей (П.).

    Дополнения при членах предложения, выраженных наречиями

    Дополнения при членах предложения, выраженных наречиями, обозначают объект, по отношению к которому проявляется признак, выраженный наречием, например: Он поступил обидно для окружающих ; или объект сравнения, уподобления: Валентина поняла Андрея лучше его самого (Г. Ник.).

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами существительными

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами существительными, обозначают в основном объект действия.

    Значение объекта действия наиболее четко выступает в дополнениях при отглагольных именах существительных. Например: Он доказал, что затопление катакомб не дает результата (Пауст.); Одному из членов организации было поручено распространение листовок . Ср.: затоплять катакомбы, распространять листовки.

    Реже встречаются дополнения со значением объекта действия при других именах существительных. Такими являются существительные со значением действия и состояния: Жажда славы сильно волновала эту молодую и пылкую душу (Бел.); Каждое утро мы ходили на подъем миноносца (Пауст.) (ср.: жаждать славы, поднять миноносец ), а также существительные со значением производителя действия: Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться покровителем людских нравов (Л.).

    Менее употребительны дополнения при именах существительных, не связанных с глаголами ни по происхождению, ни по семантике.

    Такие дополнения передают отношение предмета к производителю, руководителю, владельцу и т.д. (в таком случае поясняемое имя существительное имеет значение лица): Курортные бледнеют, обзывают меня извергом, хотят уже бежать до капитана порта и требовать помощи Мухину (Пауст.); или содержание отвлеченного понятия, каким является поясняемое слово: ...Заря поэтического бессмертия казалась ей лучшею целью бытия (Бел.).

    Дополнения, относящиеся к членам предложения, выраженным именами существительными, могут приобретать определительный оттенок значения, т.е. совмещать функцию дополнения с функцией определения. Такая функциональная осложненность наблюдается при поясняемых словах - существительных со значением высказывания, мыслительной деятельности или с другими близкими к этим значениями. Пояснительное слово в таком случае обозначает предмет или содержание мысли, речи: Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне (М. Г.); Его охватывала волна воспоминаний о своей деревеньке (М. Г.); В их львином реве гремела песня о гордой птице (М. Г.); Оба они занимали друг друга расспросами о личных переживаниях ... (Фед.).

    Объектное значение осложняется определительным и в некоторых других случаях, при поясняемом слове - существительном отвлеченного значения: И уверенность в победе слышат птицы в этом крике (М. Г.); Нету больше страха перед судьбой (М. Г.).

    При совмещении объектной и определительной функции есть основание говорить об определительных дополнениях .

    Наряду с совмещением двух функций в одном второстепенном члене предложения, относящемся к имени существительному, наблюдаются и случаи переходного характера (от дополнения к определению, но с преобладанием объектного значения). Такие случаи допускают двоякое толкование. Например: Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем Он отметил на карте фишками кратчайший путь (Горб.); Я нарвал большой букет этих цветов (Пауст.).

    Страдательным называется оборот, в котором подлежащее обозначает лицо или предмет, который подвергается действию, а дополнение - действующее лицо или предмет. Например: И яблоня на диком минном поле не будет этим днем обойдена (Прок.); Тихонов был быстро подхвачен солдатами и отнесен в полковой лазарет . Ср.: Солдаты быстро подхватили Тихонова и понесли в полковой лазарет (Пауст.).

    При замене действительного оборота страдательным и страдательного действительным меняется форма сказуемого, кроме того, происходит семантическое перемещение: объект облекается в форму подлежащего, а субъект - в форму дополнения. Например: Туман окутал город. - Туманом окутан город; Волна прибила лодку к берегу. - Лодка прибита к берегу волной.

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.