Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Презентация "Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)" зиготы и заканчивается

Клетка это…

Какие виды клеток вы знаете?

Какие виды клеток вы знаете?

Какими способами могут делиться клетки?

Митоз это…

Мейоз это…

Зигота это….


ОНТОГЕНЕЗ-

Индивидуальное развитие организма

(«онтос»-существо, «генезис»-развитие)


Онтогенез

  • Эмбриональное развитие

Период развития от

образования зиготы

до выхода зародыша из яйца

или рождения

Период развития

с момента рождения

до смерти


Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается эмбриология (от греч. «embryonic» - зародыш).


Шмальгаузен

Ученные - эмбриологи

  • Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии
  • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «В онтогенезе
  • повторяется филогенез».
  • А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии
  • И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных
  • Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов

Северцев


  • Стадия дробления
  • Стадия гаструляции
  • Стадия органогенеза


Бластула- однослойная стадия.


Гаструла- двухслойная стадия.


Эктодерма

Энтодерма

Нервная трубка.

Мезодерма

Мышцы. Почки. Сердце.

Половая система.


Онтогенез. . . есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида. Биогенетический закон (Мюллер, Геккель)





Постэмбриональное развитие – это

развитие, которое начинается с момента выхода из яйцевых оболочек (личинки или организма),

а у млекопитающих – с момента рождения.


  • Прямое (без метаморфоза).
  • Непрямое (с метаморфозом).

Прямое развитие (без метаморфоза)


Прямое развитие – это

развитие, при котором рождающийся организм сходен со взрослым.


Пресмыкающиеся

Яйцекладущие млекопитающие



Непрямое развитие (с метаморфозом)


Непрямое развитие – это

развитие, при котором имеется стадия личинки.

Личинка отличается от взрослого организма по многим внешним и внутренним признакам.

Требуется глубокая перестройка внешнего внутреннего строения (метаморфоз).


Личинка майского жука

Майский жук


Гусеница бабочки капустной белянки

Капустная белянка


Личинки рыб


Головастики лягушки


Развитие с метаморфозом

Развитие лягушки

Развитие рыбы

Онтогенез

  • Эмбриональное развитие

Период развития от

образования зиготы

до выхода зародыша из яйца

или рождения

Период развития

с момента рождения

до смерти


Стадия Бластула. Стадия Гаструла. Стадия Нейрула. Стадия органогенеза

Эктодерма

Энтодерма

Нервная трубка.

Мезодерма

Кишечник. Печень. Поджелудочная железа.

Органы чувств (зрение, слух, обоняние)

Мышцы. Почки. Сердце.

Половая система.









Кто основатель эмбриологии .

Шмальгаузен

Северцев


Кто сформулировал биогенетический закон.

Шмальгаузен

Северцев


Кто разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов?

Шмальгаузен

Северцев



Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

  • Нервная трубка.
  • Печень.
  • Кожа.
  • Почки.
  • Сердце.
  • Органы чувств (зрение, слух, обоняние)
  • Кости.
  • Кишечник.
  • Сосуды.
  • Поджелудочная железа.
  • Хрящи.
  • Мышцы.
  • Половая система.
  • Лёгкие.

Эктодерма

Энтодерма

Нервная трубка.

Мезодерма

Кишечник. Печень. Поджелудочная железа.

Органы чувств (зрение, слух, обоняние)

Мышцы. Почки. Сердце.

Половая система.


  • Постойте правильно цепочку развития.

Развитие пресмыкающегося


Развитие пресмыкающегося


Развитие птицы


Развитие птицы





















1 . Оплодотворенная яйцеклетка. 2. Система в организме, образованная из эктодермы. 3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными. 4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов. 5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки. 6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы. 7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии. 8. Индивидуальное развитие особи. 9. Первичная полость тела. 10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости. 11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь. 12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. 13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек. 14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции. 15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. 16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой. 17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития. 18. Набор хромосом в стадии дробления. 19. Однослойный многоклеточный зародыш.


Разделы: Биология

Задачи урока:

  • углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
  • охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;
  • расширить представления о постэмбриональном периоде индивидуального развития, о путях его прохождения (прямом и непрямом);
  • показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза;
  • раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

Средства обучения:

  • таблица «Критические периоды зародышевого развития»;
  • динамическая модель «Зародыши позвоночных»;
  • модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых»;
  • презентация. (См. приложение)

План урока

1. Актуализация известных знании проводится в форме фронтального опроса с использованием следующих вопросов:

  1. Какой предмет мы проходим в этом году?
  2. Что изучает общая биология?
  3. Какая система называется живой?
  4. Какие критерии живых систем вы знаете?
  5. На каком из них мы остановились?
  6. Что такое размножение?
  7. Какие виды размножений вы знаете?
  8. С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?
  9. Какими способами могут делиться клетки?
  10. Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?

Далее демонстрируются слайды из презентации, на которых изображены процессы митоза, мейоза, кроссинговера, овогенеза и сперматогенеза, с последующими ответами учащихся на поставленные к ним вопросы. (См. приложение)

2.Изучение нового материала

  1. Понятие об онтогенезе.
  2. Исторические сведения.
  3. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.
  4. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.
  5. Эмбриональный период.
  6. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
  7. Постэмбриональный период.

Понятие об онтогенезе.

Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.

От греческого «ontos» - сущее и genesis – возникновение. Онтогенез это цепь строго определенных сложнейших процессов на всех уровнях организма, в результате которого формируются присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.

С генами родителей новая особь получает своего рода инструкции о том, когда и какие изменения должны происходить в организме, чтобы он мог успешно пройти весь жизненный путь. Таким образом, онтогенез представляет собой реализацию наследственной информации.

Исторические сведения.

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.

Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.

Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.

Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.

Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.

Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.

Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.

А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой «История развития ланцетника». Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.

И.И.Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов

А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза. (См. приложение)

Индивидуальное развитие одноклеточных организмов

У простейших организмов, тело которых состоит из одной клетки, онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки, до следующего деления или смерти.

Онтогенез одноклеточных организмов складывается из двух периодов:

Созревания (синтез клеточных структур, рост)

Зрелости (подготовка к делению), и самого процесса деления. (См. приложение)

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов

Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов.

Например у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. (См. приложение)

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений.

У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный. Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных. Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Затем, по прошествии какого-то времени, происходит метаморфоз - превращение личинки во взрослую особь. У некоторых видов наблюдается даже целая цепочка превращений на одной личинки в другую и только потом - во взрослую особь. Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой пищей, нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида. Сравнить, для примера питание гусениц (листьями) и бабочек (нектаром), или головастиков (зоопланктоном) и лягушек (насекомыми). Кроме того, в личиночной стадии многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки двустворчатых моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически неподвижны. Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует. Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган - плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения. (См. приложение)

Эмбриональный период

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов можно поделить на два этапа:

  • эмбриональный период.
  • постэмбриональный период.

Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы, происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения.

Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион - зародыш).

Эмбриональное развитие может протекать двояко: внутриутробно и заканчиваться рождением (у большинства млекопитающих), а так же вне тела матери и заканчиваться выходом из яйцевых оболочек (у птиц, рыб, пресмыкающихся, земноводных, иглокожие, моллюски и некоторых млекопитающих)

Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза. (См. приложение)

Воздействие факторов окружающей среды на развивающийся зародыш.

У развивающегося зародыша (особенно у человеческого) есть периоды, называемые критическими, когда он наиболее чувствителен к повреждающему воздействию факторов среды. Это период имплантации на 6-7 сутки после оплодотворения, период плацентации – конец второй недели и период родов. В эти периоды происходит перестройка во всех системах организма. (См. приложение)

Постэмбриональный период.

Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).

Различают два основных типа постэмбрионального развития: прямое и непрямое.

Прямое развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери - и связан с ним через плаценту (плацентарные млекопитающие).

С превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии). Вызывают интерес факты превращения неотенической личинки аксолотля в амбистому, превращение головастиков в лягушат под влиянием гормона щитовидной железы.

Продолжительность постэмбрионального периода у разных многоклеточных организмов различна. Например: черепахи - 100-150 лет, грифа - 117 лет, белуги - 80-100 лет, попугая - 70-95 лет, слона - 77 лет, гуся - 50-100 лет, человека - 70 лет, крокодила - 60 лет, карпа - 50-100 лет, актинии - 50-70 лет, филина - 68 лет, носорог - 45 лет, омар - 50 лет, лошадь - 40 лет, чайка - 30-45 лет, обезьяна - 35-40 лет, лев - 35 лет, уж - 30 лет, корова - 20-30 лет, кот - 27 лет, лягушка - 12-20 лет, ласточка - 9 лет, мышь - 3-4 года. (См. приложение)

3. Актуализация изученных знании об онтогенезе и его периодах, об особенностях протекания каждого периода и его результатах, о факторах, влияющих на ход онтогенеза. (Беседа по вопросам)

  1. Что такое онтогенез?
  2. Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов?
  3. Какой период онтогенеза называют эмбриональным?
  4. Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза?
  5. В чем преимущество непрямого развития?
  6. Какие факторы оказывают влияние на онтогенез? (См. приложение)

4. Задание на дом.

  1. Изучить § 16 учебника.
  2. Выполнить задания в конце параграфа.
  3. Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных.
  • Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология
  • (от греч. еmbryon – зародыш).
Краткие исторические сведения
  • К.М.Бэр
  • А.О.Ковалевский
  • И.И.Мечников
  • Ф.Мюллер
  • Э.Геккель
  • А.Н. Северцов
Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)
  • Основателем современной
  • эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.
  • В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 – 1901)
  • Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии.
  • Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.
Илья Ильич Мечников (1845 – 1916)
  • Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию .
  • Благодаря работам И.И.Мечникова и
  • А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Фриц Мюллер (1822 – 1897)
  • Немецкий ученный, вместе
  • со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез , есть краткое повторение филогенеза
Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919)
  • Немецкий ученный вместе
  • со своим соотечественником Ф.Мюллером создали
  • биогенетический закон, согласно которому онтогенез , есть краткое повторение
  • филогенеза – исторического развития вида.
Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)
  • Академик, крупнейший эволюционный морфолог,
  • В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.
Что же такое онтогенез?
  • Онтогенезом , или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.
  • Онтогенез
  • Эмбриональный
  • от образования
  • зиготы до
  • рождения.
  • Пост -
  • эмбриональный
  • от рождения
  • до смерти.
Эмбриональный период развития
  • В данном периоде выделяют три основных этапа:
  • 1. дробление;
  • 2. гаструляция;
  • 3. первичный органогенез;
I. Дробление
  • Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.
  • Возникшее при оплодотворении
  • ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.
  • Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами
  • (от греч. blastos – зародыш,
  • meros – часть).
  • При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.
  • Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.
  • При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.
Для дробления характерны и другие черты:
  • Для дробления характерны и другие черты:
  • Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом;
  • Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК.
  • Цитоплазма зиготы при делении не перемещается;
  • Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток, вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани.
II. Гаструляция
  • Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией .
  • Гаструла (от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:
  • эктодермы (от греч. ectos – находящийся снаружи);
  • энтодермы (от греч. entos – находящийся внутри);
У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).
  • У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).
  • 1 – эктодерма;
  • 2 – энтодерма;
  • 3 – мезодерма;
  • 4 – нервная пластинка;
  • 5 – хорда;
  • Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.
  • Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
  • Морфологическая точка зрения: образуется несколько сотен типов клеток специального строения;
  • Биохимическая точка зрения: в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток;
III Органогенез Постэмбриональный период развития.
  • Постэмбриональное развитие может быть:
  • Прямым – когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым;
  • Непрямое – когда образовавшаяся личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается способом питания, движения и др.
Постэмбриональное развитие в основном сводится к:
  • Постэмбриональное развитие в основном сводится к:
  • росту;
  • половому созреванию;
  • репродукции;
Биогенетический закон
  • Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства : «В пределах одного типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство».
  • Однако мысль о зародышевом сходстве была сформулирована Ф.Мюллером и Э.Геккеля в биогенетическом законе:
  • индивидуальное развитие особи (онтогенез ) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез ), к которому относится данная особь.
Эмбриональное развитие зародыша человека Человек начинает свое эмбриональное развитие с одной клетки – зиготы, т.е. как бы проходит стадию простейших, бластула аналогична колониальным животным, сходным с вольвоксом, гаструла – аналог двухслойных кишечнополостных.
  • Человек начинает свое эмбриональное развитие с одной клетки – зиготы, т.е. как бы проходит стадию простейших, бластула аналогична колониальным животным, сходным с вольвоксом, гаструла – аналог двухслойных кишечнополостных.
  • В первые недели эмбриогенеза у будущего человека есть хорда, жаберные щели и хвост, т.е. он напоминает древнейших хордовых, сходных по строению с нынешним ланцетником.
  • Строение сердца человеческого зародыша в ранний период формирования напоминает строение этого органа у рыб: оно с одним предсердием и одним желудочком.
Эмбриональное развитие зародыша человека Оплодотворение яйцеклетки 1 сутки. Зигота 3 суток. Морула 5 суток. Бластула 10 суток. Гаструла 3 недели. Начало органогенеза 5,5 недель. Длина зародыша 10 - 15 мм. 6 недель. Движение плода, сокращение сердца. 8 – 10 недель. Длина плода 10 см. Все органы сформированы. 11 недель. Продолжение развития. 12 недель. Интенсивное развитие нервной системы. 16 недель. Плод двигается и переворачивается. Быстро растет. 18 недель. Длина – 20см. Мать ощущает его движения. 7 месяцев. Прекращается развитие. 9 месяцев. Рождение человека.

Cлайд 1

Урок на тему: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез по учебнику И.Н.Пономаревой 9кл.

Cлайд 2

Ход урока 1.Проверка знании 2. Изучение нового материала 3. Закрепление знаний 4. Домашнее задание

Cлайд 3

ОПРОС: Какой предмет мы проходим в этом году? Что изучает общая биология? Какая система называется живой? Какие критерии живых систем вы знаете? На каком из них мы остановились? Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?

Cлайд 4

Что это за процесс? Где и когда он протекает? Каково его значение? Коротко охарактеризуйте этот способ деления клеток

Cлайд 5

Cлайд 6

Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе. Исторические сведения. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональный период. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша. Постэмбриональный период.

Cлайд 7

Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни. От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. 1 - понятие об онтогенезе Способы размножения Половое (участвуют 2 особи) Бесполое (участвует 1 особь) Фрагментация Вегетативное размножение Почкование Спорообразование Шизогония Полиэмбриония Клонирование Из одной клетки (инициальной). При бесполом размножении организм может развиться: Из частей материнского организма Организм на ранних этапах развития называется зачатком.

Cлайд 8

2-Исторические сведения В 17-18 вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Cлайд 9

Ученные - эмбриологи Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Мюллер Северцев Шмальгаузен Бэр Дарвин Геккель

Cлайд 10

3 - Онтогенез одноклеточных организмов. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

Cлайд 11

4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. Цикл развития мха

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш). 5 – эмбриональный период Эмбриональное развитие Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек) Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек (яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д.) Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза.

Cлайд 21

Стадии эмбриогенеза: Дробление - Гаструляция - Первичный органогенез В эмбриональном периоде.у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии, что говорит об общности происхождения.

Cлайд 22

6 – влияние факторов среды на зародыш Факторы среды обитания Биотические Абиотические Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Cлайд 23



















1 из 18

Презентация на тему: Онтогенез

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Виды размножения БесполоеПроисходит без образования гамет и в нем участвует лишь один организм. Идентичное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном.Бесполое размножение эволюционно сложилось раньше полового. Его значение - увеличение численности вида, при помощи митотического деления. Все потомки имеют генотип, идентичный материнскому, что не сопровождается повышением генетического разнообразия.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Типы бесполого размножения Деление. Делением размножаются одноклеточные организмы: каждая особь делится на две или большее число дочерних клеток, идентичных родительской клетке. Делению клетки предшествует репликация ДНК, а у эукариот - также деление ядра. В большинстве случаев происходит бинарное деление, при котором образуются две идентичные дочерние клетки. Так делятся бактерии, многие простейшие (амеба, парамеция), одноклеточные водоросли.При таком делении вслед за рядом делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на множество дочерних клеток. Наблюдается у споровиков - группы простейших. Стадия, на которой происходит множественное деление, называется шизонтом, а сам этот процесс - шизогония.Образование спор. Спора - это одноклеточная репродуктивная единица обычно микроскопических размеров, (споруляция) состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра, покрытая плотной оболочкой и устойчивая к действиям неблагоприятных факторов внешней среды. Споры служат для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий. Существуют и половые споры - зооспоры; они участвуют в половом размножении, иногда выполняют функцию гамет.

№ слайда 6

Описание слайда:

Типы бесполого размножения Почкование. Почкованием называют одну из форм полового размножения, при которой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, совершенно идентичный родительскому. Например, у кишечнополостных.Фрагментацией называется разделение особи на две и несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Основу фрагментации составляет способность организма к регенерации - восстановлению утраченных частей.Вегетативное размножение. При вегетативном размножении от растения отделяется относительно большая, обычно дифференцированная, часть и развивается в самостоятельное растение. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, столоны и клубни. Некоторые из этих структур служат для запасания питательных веществ.

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды размножения ПоловоеПроисходит при слиянии двух гамет особей одного вида - родителей, в результате которого осуществляется объединение генетической информации в наследственном материале потомка.Биологическое значение полового размножения заключается не только в самовоспроизведении особей, но и в обеспечении биологического разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных перспектив. Это делает половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стадии полового размножения Половое размножение характерно для подавляющего большинства живых существ. Оно складывается из 4 основных процессов: 1.Гаметогенез - образование половых клеток (гамет). 2.Оплодотворение - слияние гамет и образование зиготы. 3.Эмбриогенез - дробление зиготы и формирование зародыша. 4.Постэмбриональный период - рост и развитие организма в послезародышевый период.

№ слайда 9

Описание слайда:

Оплодотворение Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток (гамет), в результате которого образуется оплодотворенная яйцеклетка (зигота). То есть из двух гаплоидных гамет образуется одна диплоидная клетка (зигота). Различают наружное оплодотворение, когда половые клетки сливаются вне организма, и внутреннее, когда половые клетки сливаются внутри половых путей особи; перекрестное оплодотворение, когда объединяются половые клетки разных особей; самооплодотворение - при слиянии гамет, продуцируемых одним и тем же организмом; моноспермия и полиспермия в зависимости от числа сперматозоидов, оплодотворяющих одну яйцеклетку.

№ слайда 10

Описание слайда:

Онтогенез. . Онтогенез - индивидуальное развитие организма, с момента образования зиготы до смерти. Различают два основных типа онтогенеза: прямой и непрямой. При прямом развитии рождающийся организм в основном сходен со взрослым, а стадия метаморфоза отсутствует. При непрямом развитии образуется личинка, отличающаяся от взрослого организма внешним и внутренним строением, а также по характеру питания, способу передвижения и ряду других особенностей. Во взрослую особь личинка превращается в результате метаморфоза. Непрямое развитие дает организмам значительные преимущества. Непрямое развитие встречается в личиночной форме, прямое - в неличиночной и внутриутробной. Непрямой (личиночный) тип развития проходят многие виды беспозвоночных и некоторые позвоночные животные (рыбы, земноводные). У них в процессе развития формируются одна или несколько личиночных стадий. Прямой неличиночный (яйцекладный) тип развития встречается у ряда беспозвоночных, а также у рыб, пресмыкающихся, птиц и некоторых млекопитающих, яйца которых богаты желтком. При этом зародыш длительное время развивается внутри яйца. Прямой внутриутробный тип развития характерен для высших млекопитающих и человека, яйцеклетки которых почти лишены желтка. Все жизненные функции зародыша осуществляются через материнский организм. Для этого из тканей матери и зародыша развивается плацента. Завершается этот тип развития процессом деторождения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Эмбриональное развитие Эмбриональное развитие (эмбриогенез) начинается с момента оплодотворения, представляет собой процесс преобразования зиготы в многоклеточный организм и завершается выходом из яйцевых (зародышевых) оболочек (при личиночном и неличиночном типах развития) либо рождением (при внутриутробном). Эмбриогенез включает процессы дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза. Дробление - ряд последовательных митотических делений зиготы, в результате которых происходит образование бластомеров. Образовавшиеся бластомеры не увеличиваются в размерах. В процессе дробления суммарный объем зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток уменьшаются. В результате ряда дроблений образуется бластула. Бластула - многоклеточный шаровидный зародыш с однослойной стенкой и полостью внутри. Бластула образуется в результате бластуляции, когда бластомеры смещаются к периферии, образуя бластодерму, образующаяся при этом внутренняя полость заполняется жидкостью и становится первичной полостью тела - бластоцелью. После образования бластулы начинается процесс гаструляции.

Описание слайда:

Гисто – и органогенез Гисто- и органогенез - формирование тканей и органов зародыша в результате дифференцировки клеток и зародышевых листков. Из эктодермы образуются: нервная система, эпидермис кожи и его производные (роговые чешуи, перья и волосы, зубы). Из мезодермы образуется мускулатура, скелет, выделительная, половая и кровеносная системы. Из энтодермы образуются пищеварительная система и ее железы (печень, поджелудочная железа), дыхательная система.

№ слайда 14

Описание слайда:

Постэмбриональное развитие Постэмбриональное (послезародышевое) развитие начинается с момента рождения (при внутриутробном развитии зародыша у млекопитающих) или с момента выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни. Все стадии индивидуального развития любого организма подвержены влиянию факторов внешней среды. Огромное влияние на развитие организма оказывает среда, в которой он формируется. Температура, свет, влажность, разнообразные химические вещества (ядохимикаты, алкоголь, никотин, ряд лекарственных препаратов и др.) могут нарушать нормальный ход онтогенеза и приводить к формированию различных заболеваний

Описание слайда:

Биогенетический закон «В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство».Карл Бэр«Индивидуальное развитие особи(онтогенез) до определённой степени повторяет историческое развитие вида(филогенез),к которому относится данная особь».Ф. Мюллер, Э.Геккель.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

2024 psy-logo.ru. Образование это просто.